«Я СКОРО СТАНУ ВЗРОСЛЫМ»
методическая разработка по теме

Лютфулина Альфия Зиннатулловна

Воспитательная программа "Я скоро стану взрослым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воспитательная программа 133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Утверждаю

Директор

_________________

«_____»_________________2016 г.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Я СКОРО СТАНУ ВЗРОСЛЫМ»

Срок реализации 4 года

Классные руководитель:

Лютфулина Альфия Заннатулловна

                                       СОДЕРЖАНИЕ                                   стр.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        .        .        .        .        .        .        3

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        .        .        .        .        .        .        7

3. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ          .         13

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        .        .        .        .        .        15

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        .        .        .        .        .        .        .        16

        6. ПРИЛОЖЕНИЯ        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование воспитательной работы является значимым звеном в деятельности педагога. Заранее продуманное планирование обеспечивает четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Задача современной школы обеспечить не только качественное обучение, но и воспитать человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры.

Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Оно всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.

Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. 

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа воспитательной работы в начальной школе с точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы должен опираться на результаты предыдущего года воспитания.

Цель программы: воспитание нравственной, ответственной, инициативной и компетентной личности.

Задачи программы:

  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к своей Родине.
  • формирование у обучающихся физиологической и мотивационной потребности в сохранении и творении своего здоровья.
  • обеспечение интеллектуального развития личности ребенка, посредством формирования у него учебно – познавательных способностей, творческого воображения, коммуникативных качеств, любознательности и самостоятельной деятельности.
  • развитие художественно – эстетических способностей воспитанников и обучающихся;
  • формирование нравственно – этических норм у школьников;
  • развивать умение общаться и сотрудничать;
  • понимание необходимости трудовой деятельности как способа самореализации человека;
  • воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде;
  • повышение педагогической и психологической культуры родителей через совместную деятельность.

Исходя из поставленных задач, можно выделить 8 основных целевых направлений:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • патриотическое воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • спортивно-оздоровительное воспитание;
  • интеллектуальное воспитание;
  • экологическое воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • работа с родителями.

Участники программы: программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на  четыре учебных года.

Этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный

  • Аналитико-диагностическая деятельность.
  • Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом модели успеха.
  • Изучение современных воспитательных технологий.
  • Определение стратегии и тактики деятельности.

2 этап – практический

  • Апробация и использование в воспитательном процессе ориентированных технологий успеха, приемов, методов воспитания обучающихся, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
  • Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.

3 этап – обобщающий

  • Подведение итогов, анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данной программе за 4 года.
  • Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
  • Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

Прогнозируемые результаты

Успешная и полная реализация программы позволит воспитать личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • проявляющую потребность в творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы на будущее.

Формами подведения итогов реализации программы являются: праздник, поход, конкурс и театрализованное представление.

Условия успешной реализации воспитательной системы

Программно-методическое обеспечение:

  • разработка программ и их апробация;
  • разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
  • разработка образцов текущей документации и их оформление;
  • разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д.

Материальное обеспечение: В школе работает 15 кружков и секций, имеется актовый зал, лекционный зал, два спортивных зала, спортивные площадки на улице.

Технические средства: проекторы, экран, усилитель, микшер, микрофоны, интерактивная доска и т. д.

Спортивное оборудование: настольные игры, мячи, обручи, столы и комплекты для тенниса, скакалки и т. д.

Информационное обеспечение.

Пополняется библиотечный фонд. Работает сайт школы. Для классных руководителей создан информационный банк данных, литературы, методических разработок и программ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Приоритетные направления.

  1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

  • формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
  • формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
  • развивать системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе;
  • формировать у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

Практическая деятельность:

  • тематические классные часы по нравственной тематике («Уважение. Что это значит?», «Волшебное слово», «Об обидах и причинах обид», «Этот удивительный этикет», «Мне тепло рядом с тобой», «Совесть – мерило нравственности»);
  • дискуссии по нравственной тематике («В чем смысл жизни», «Как стать счастливым»);
  • проектная деятельность («Моя родословная», «Семь «Я» в одном слове»);
  • праздники, сюрпризы, конкурсы (День Матери, День семьи, Масленица, «День добрых сюрпризов», «Знатоки в мире добра и зла»);
  • импровизированные сценки, спектакли («Смотри и учись!»);
  • экскурсии, поездки (этномузей, краеведческий музей, поход в филармонию).
  1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

  • обучить решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
  • формировать у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  • формировать гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию;
  • формировать умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Практическая деятельность:

  • тематические классные часы («День народного единства», «Наша Родина», «Войне любовь не разделить…», «Никто не забыт, ничто не забыто»);
  • встречи с представителями правовых структур, с ветеранами («Спасибо деду за Победу!»);
  • конкурсы, викторины («О памятных датах», «Знаю ли я свою страну?»);
  • праздники («День Победы!», «А ну-ка мальчики!», «День конституции»); 
  • проектная деятельность («Моя малая родина», «Мой герой»).
  1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: развитие личности школьника через обучение и воспитание средствами искусства, развитие его культуры и освоение ценностей

Задачи:

  • вести работу по активному привлечению обучающихся к участию во внеурочной деятельности, к проведению театральных постановок, концертов;
  • вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
  • формировать умение школьников замечать красоту в природе, общественной жизни, искусстве;
  • научить правилам культурного поведения;
  • прививать любовь к родному краю, природе;
  • приобщить школьников к художественному творчеству;
  • развивать творческий потенциал обучающихся в условиях жизнедеятельности учебного заведения;
  • развивать у школьников творческие способности.

Практическая деятельность:

  • походы в театр, кино, галерею;
  • театрализованные представления;
  • фестивали («Фестиваль выразительного чтения стихов А. Барто», фестиваль «Любимая музыка», фестиваль «Салют танцев»);
  • литературные балы, конкурсы талантов («Осенний был цветов», «Зимний бал снежинок», конкурс поделок «Семейное творчество», конкурс «Новогодняя игрушка»);
  • кружки для эстетического развития (фотокружок «Прекрасное вокруг нас», «Волшебная кисточка», «Юный дизайнер»).
  1. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • ознакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;
  • формировать собственную Я-позицию учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья;
  • формировать у учащихся отношение к здоровью как  бесценному дару природы.

Практическая деятельность:

  • спортивные конкурсы, соревнования (Веселые старты, «Сильные, смелые, ловкие», «Мы за ЗОЖ»);
  • встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами;
  • походы, акции («Здоровым быть можно», «Школа здоровья»);
  • спортивные викторины («Здоровье на 5», «Турнир рыцарей»);
  •  тематические классные часы по спортивной тематике, создание газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы («Если хочешь быть здоров», «Правильное питание», «Спорт - это жизнь», «Олимпийские игры», газета «Советы Айболита», стенгазета «Доктора природы», устный журнал «Спортивный калейдоскоп»);
  • просмотр и обсуждение специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме («Мойдодыр», «Здоровье начинается дома», «Зачем чистить зубы»).
  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи: 

  • определять круг реальных учебных возможностей ученика и зоны его ближайшего развития;
  • создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
  • сохранять любопытство и информационную ненасыщаемость;
  • формировать культуры умственного труда.

Практическая деятельность:

  • конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников («Турнир Шерлока Холмса», «Кладовка знаний», «Флора и фауна»);
  • интеллектуальные игры («Своя игра», «Интеллектуальное казино», «Юный эрудит»);
  • интеллектуальные бои («Турнир смекалистых», «Самый умный», «Турнир по сказкам»);
  • кружки для интеллектуального развития («Умники и умницы»);
  • газеты («Маленькие Энштейны»).
  1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

  • формировать умения строить свои отношения с природной и окружающей средой и умения предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
  • включать  школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
  • воспитывать созидательное отношение  к окружающей среде;
  • прививать отношение к природе как к источнику материального и духовного развития общества и бережное отношение к ней;
  • реализовывать познавательные и другие интересы и потребности школьника через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, туризма и краеведения.

Практическая деятельность:

  • классные часы («Экология в нашей жизни», «Мир в котором я живу, «Что будет если…»);
  • конкурсы (конкурс «Кормушки для птиц»)
  • викторины («Мир вокруг нас», «Лесные жильцы»);
  • проекты («Красная книга – книга памяти Родины», экологический плакат);
  • экскурсии (в зоопарк, парк)

  1. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности как способа самореализации человека.

Задачи:

  • воспитывать чувство ответственности за порученное дело на правах хозяина своего класса, школы;
  • расширять знания об окружающей жизни, ее практической, трудовой стороне;
  • развивать чувства уважительного отношения к труду своему и других людей;
  • формировать психологической установки и понимание необходимости трудовой деятельности как способа самореализации человека.

Практическая деятельность:

  • акции («Мы – хозяева школы», «Книжкина больница», озеленение школьного двора);
  • субботники;
  • ролевые игры («В мире профессий», «Учимся, играя»);
  • трудовой десант («Зеленый патруль»);
  • дежурства по классу, по школе. 
  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: повышение педагогической культуры родителей, направленной
на воспитание своего ребёнка.

Задачи:

  • формировать активную педагогическую позицию родителей, повышать воспитательный потенциал семьи;
  • вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
  • оказывать помощь родителям в организации педагогического
    самообразования.

Практическая деятельность:

  • праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек («Мама, папа, я – спортивная семья»);
  • праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) с участием взрослых;
  • походы выходного дня, экскурсии, викторины совместно с детьми и родителями;
  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
  • родительские собрания («Труд и ребенок», «Режим дня – важен ли он?»).

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

Успешная и полная реализация программы позволит воспитать личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • проявляющую потребность в творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы на будущее;
  • умеющую выбирать, ставить цели и принимать решения 

Также успешная реализация данной воспитательной программы будет способствовать:

  • созданию системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества;
  • развитому чувству прекрасного;
  • массовому участию в культурном досуге;
  • повышению количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и вне школы;
  • развитию потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, области, государства;
  • укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка;
  • созданию системы педагогической подготовки родителей;
  • усилению ориентации школьников на духовные ценности.

 Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных программой, предлагается система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации программы.

Количественные показатели:

  1. Рост числа отличников и хорошистов.
  2.  Динамика промежуточной аттестации.
  3. Количество победителей и призеров  предметных олимпиад, городских, всероссийских и международных конкурсов, интеллектуальных игр.
  4. Количество учащихся, охваченных диагностикой социально-психологической службой школы, ее результаты.
  5. Показатели диагностики удовлетворенности участников образовательного процесса.
  6. Динамика заболеваемости и травматизма.
  7. Количество  учащихся,  посещающих кружки,  секции,  студии.
  8. Количество социально значимых мероприятий, проведенных внутри класса, по параллелям, для школы. 
  9. Количество публикаций  о  классе  в  школьной газете и на сайте школы.
  10.  Рейтинг класса в школе.

Качественные показатели:

  1. Качество  знаний и средний уровень обученности учащихся класса. 
  2. Повышение уровня воспитанности учащихся класса.
  3. Соответствие  проводимых мероприятий современным образовательным стандартам.
  4. Эффективность применения новых воспитательных технологий.
  5. Качество  управления  воспитательным  процессом.
  6. Оценка  уровня  развития  системы  самоуправления  в  классе.
  7. Результативность участия учащихся в  общешкольных, муниципальных,  региональных, всероссийских  конкурсах  и  соревнованиях.

Если будут наблюдаться улучшения по перечисленным показателям, и у школьников будут сформированы все необходимые качества для нравственной, инициативной и компетентной личности, значит, данная воспитательная программа была успешно реализована.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение реализации воспитательной программы включает:

Программно-методическое обеспечение:

  • разработка программ и их апробация;
  • разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
  • разработка образцов текущей документации и их оформление;
  • разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д.

Нормативно-правовое обеспечение

Планомерное развитие воспитательной системы класса возможно только на качественно обновленном фундаменте – нормативной правовой базе школы. 

Кадровое обеспечение 

Заместители директора по учебной, воспитательной и научно-методической работе; классный руководитель; педагог-организатор; учителя-предметники; психолог, социальный педагог, логопед; медицинские работники; библиотекарь; педагоги дополнительного образования

Материально-техническое обеспечение

Учащиеся класса имеют возможность пользоваться уникальной материально-технической базой школы (спортивный зал, столовая, актовый зал, медицинский блок (кабинеты педиатра, стоматолога, окулиста, логопеда, психолога, процедурный кабинет лечебной физкультуры), ресурсный центр, библиотека с медиатекой и читальным залом, открытый спортивный комплекс) и различными техническими средствами обучения (компьютеры, принтеры, сканеры, мультимедиа проекторы, интерактивные  доски, музыкальные центры, телевизорыакустическая система для актового зала и др.) 

Информационное обеспечение 

Сотрудничество со школьной газетой и видео-газетой, радиоузлом, сайтом школы.

Финансовое обеспечение 

Посильная финансовая поддержка отдельных мероприятий родителями, администрацией школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум, 2000.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
  4. Журнал «Начальная школа», №6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
  5. Журнал  «Классный руководитель», №1,2003; №3,1,2004, №2,2005.
  6. Командные игры-испытания. сборник игр. - М.: Пед .общество «Россия»,2003. 
  7. Огарев Н.П. Страна моя родимая. - М., 2002. 
  8. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
  9. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
  10. Фопель К. Д. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М., 2000
  11. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/03/11/programma-po-vospitatelnoy-rabote-v-nachalnoy
  2. http://festival.1september.ru/articles/556781/
  3. http://worldofteacher.com/2538-1039.html
  4. http://www.openclass.ru/node/344332
  5. http://infourok.ru/material.html?mid=30770


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание " Мой ребенок становится взрослым"

Выступление перед родителями 4 класса...

Тема:Когда мы станем взрослыми?

Дата:Класс: 1Длительность урока: 35 минутТема урока: « Когда мы станем взрослыми?»Тип урока по структуре: изучение нового материала.Цель урока: показать отличие жизни взрослого человека от жизни ребен...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе «Когда мы станем взрослыми? Профессии взрослых».

Цель: показать отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка, необходимость выбора профессии....

Примерная программа воспитательной работы 1-4 класс "Я скоро стану взрослым"

Программа открывает перспективы для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве реализуются разнообразные воспитательные задачи. Работа по данной программе может оказать существенное в...

Занятие с элементами тренинга «Я скоро стану пятиклассником»

Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема ад...

Родительское собрание "Скоро стану первоклассником".

Присутствуют: родители первоклассников, воспитатель д/сада, первый учитель.Ход собрания:1) Объяснение работы с документами – зачисление на портале. 2) Доклад- Раннее детство – сказочн...