Примерная программа по внеурочной деятельности "Талантико" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Примерная программа по внеурочной деятельности "Талантико" 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon talantiko.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж № 1.

Согласованно___________________                                                                    Утверждено__________________

Программа внеурочной деятельности младших школьников

«Талантико»

Возраст: 7-8 лет                                                                                      Программа защищена с оценкой______                      

Направление: Изо                                                                                 «___»__________20__года

Срок реализаций: 2 года

Ф.И.О. составителей: Жаксалыкова Ж., Хамматова И.

Руководитель: Мирзоян Р.В.

Челябинск 2015

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………….3

Актуальность программы……………………………………………………………………………………………………...….3

Цели программы……………………………………………………………………………………………………………………4

Задачи программы………………………………………………………………………………………………………………….4

Формирование универсальных учебных действий……………………………………………………………………………..…5

Содержание программы

1 класс……………………………………………………………………………………………………………….……………....7

2 класс…………………………………………………………………………………………………………………….…………9

Тематическое распределение часов (1 кл.)………………………………………………………………………………………12

Тематическое распределение часов (2 кл.)………………………………………………………………………………………16

Литература для учителя…………………………………………………………………………………………………………...21

Литература для детей………………………………………………………………………………………………………...……22

Пояснительная записка

Программа «Талантико» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для внеурочной и кружковой работы с детьми младшего школьного возраста. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию. Программа внеурочной деятельности  по изобразительному искусству,  направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.  Возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Актуальность программы

 Актуальность программы заключается в том, что в современном обществе существует потребность в творческих людях. Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Данная программа учитывает важные направления эстетического воспитания и образования ребёнка: художественное, познавательное, интеллектуальное. Таким образом, программа реализует вопросы всестороннего развития личности ребёнка. Поэтому сегодня главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

     Педагогическая целесообразность изучения программы «Талантико» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, позволит обеспечивать развитие личности ребенка; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка.

Настоящая программа «Талантико» построена для учащихся любого начального уровня развития, и реализуется за счет внеурочной деятельности. Уникальность и значимость данной программы определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала воспитанника, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.

Цели программы:

  • дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
  • формировать   художественную  культуры у учащихся  как  неотъемлемую часть  культуры  духовной.
  • развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
  • развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Задачи программы:

  • Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
  • расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
  • развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
  • развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • формировать  у  учащихся нравственно - эстетическую  отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • формировать художественно - творческую активность школьника;
  • расширение художественно-эстетического кругозора;
  • приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
  • воспитание зрительской культуры.
  • создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;
  • формирование художественно-творческой активности школьников;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 

Формирование универсальных учебных действий

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Талантико»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Познавательные: 

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Регулятивные:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Коммуникативные:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • проговаривать вслух свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: уч-ся 1-2-го класса.

Сроки реализации программы — 2 года.

Кол-во часов в неделю: 1

Способы проверки: в программе используются различные способы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, турниры, конкурсы, анализ рисунков и т.д.

Форма подведения итогов: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).

Работа с родителями

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления младших школьников с искусством. При этом используются как традиционные формы работы: консультации, анкетирование, организация совместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления, мастер классов, просмотр родителями открытых занятий, организация посещения галерей и музеев.

1 класс (33 ч)

Содержание программы:

Наблюдаем и изображаем осень.(7 ч)

Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты). Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок.

В чем красота зимы?(7 ч)

Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега.

Мы и наши друзья. (10 ч)

Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем членов семьи.

Какого цвета весна и лето?(9 ч)

Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения – монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина. Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки.

 К концу первого года обучения учащиеся должны:

-высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);

-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

-использовать навыки компоновки;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных  и т.д.);

-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;

-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);

-составлять аппликационные композиции из разных материалов.

2 класс (33 ч)

Содержание программы

Чем и как работают художники (8 часов).

Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью. Изображение животных родного края из пластилина по впечатлению и по памяти.

Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).

Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

О чем говорит искусство(9 часов).

Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. Выражение характера человека в изображении; мужской образ в сюжете сказки. Например, "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина дает богатые возможности связи образных решений для всех последующих тем.Изображение доброго и злого воина.Выражение характера человека в изображении; женский образ сюжете сказки.Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Выражение характера человека через украшение. Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Разными будут украшения у Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).Выражение намерений через украшение. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация.

 Как говорит искусство (9часов).

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению). "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются. Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной. Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв. Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей.

К концу второго года обучения учащиеся должны:

-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;

-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Тематическое распределение часов (1 кл.)

№ п/п

Содержание тематического    блока

Количество часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Наблюдаем и изображаем осень (7 часов)

1

Все дети любят рисовать. Вводное занятие.

1

Умение правильно организовать свое рабочее место, правильно держать кисть, лист бумаги, свободно работать с карандашом, правильно передавать форму, пропорции изображаемого.

2

Мы знакомимся с волшебными красками

1

3

У Лукоморья дуб зеленый

1

4

Осенний букет

1

5

Ветер в осеннем лесу

1

6

Осень — пора плодородия. Овощи

1

7

Осень - пора плодородия. Фрукты

1

В чем красота зимы?(7часов)

8

Мы готовимся к зиме

1

Умение самостоятельно рисовать кистью, применять технику разбрызгивания, простейшие приемы росписи.

9

Коллективная работа «Первый снег»

1

10

Наши зимние забавы

1

11

Наши зимние забавы

1

12

Морозные узоры

1

13

Морозные узоры

1

14

Коллективная работа «Зимний день на природе»

1

Мы и наши друзья. (10 часов)

15

Мы в цирке

1

Умение передавать в рисунках пространство, правильно располагать лист бумаги,  быть наблюдательным, рисовать рыбок, портрет, лепить животных.

16

Мир нашего аквариума. Красивые рыбы

1

17

Мир нашего аквариума. Подводный мир

1

18

Домик для собачки

1

19

Учимся делать из бумаги собачку

1

20

Сделаем подарок нашим папам

1

21

Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка»

1

22

Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Коллективная работа «Чудо-букет»

1

23

Лепим любимых животных.

1

24

Рисуем своих друзей

1

Какого цвета весна и лето?(9 часов)

25

Какого цвета небо?

1

Умение видеть и отражать красоту окружающего мира в творческой работе, применять простейшие приемы при рисовании кистью (штрих, точка, волнистые линии).

26

Деревья проснулись

1

27

Деревья любуются своим отражением

1

28

Весна-весна

1

29

Мы изображаем весенние цветы

1

30

Русская масленица

1

31

Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц»

1

32

Здравствуй, лето!

1

33

Экскурсия на природу

1

итого

33

                       

Тематическое распределение часов (2 кл.)

№ п/п

Содержание тематического    блока

Количество часов

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Чем и как работают художники?(8 часов).

1

Цветочная поляна

1

Умение использовать выразительные возможности художественные материалы: красками, пастелью, бумагой, пластилином.

2

Природная стихия

1

3

Восковые мелки. Букет осени

1

4

Восковые мелки. Букет осени

1

5

Аппликация из осенних листьев

1

6

Аппликация «Осенний ковер» (коллективная работа)

1

7

Графические материалы. Волшебный цветок

1

8

Пластилин.

1

Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).

9

Изображение и реальность. Птицы родного края

1

Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным, фантазировать в создании предметов, видеть красоту в природе.

10

Изображение и фантазия.

1

11

Изображение и фантазия. Сказочная птица

1

12

Украшение и реальность. Паутинка

1

13

Украшение и фантазия. Кружева

1

14

Постройка и реальность. Мой дом

1

15

Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа)

1

16

Постройка и фантазия. Городок-коробок (продолжение работы)

1

О чем говорит искусство? ( 9 часов).

17

Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море

1

Умение выражать свое отношение к тому, что изображается в практической работе, воспринимать оттенки чувств, характер изображаемого животного и человека, проявлять фантазию при выполнении творческой работы.

18

Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных

1

19

Образ человека и его характер (женский образ)

1

20

Образ человека и его характер (в объеме, женский образ)

1

21

Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ)

1

22

Выражение характера человека через украшение

1

23

Выражение намерений человека через конструкцию и декор

1

24

Выражение намерений человека через конструкцию и декор (сказочный флот)

1

25

Космическое путешествие

1

Как говорит искусство?(9 часов).

26

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета

1

Умение выражать в цвете настроение, характер предметов, применять законы композиции, ритма и пропорции в изображении объектов.

27

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Смешивание с черным, белым, серым цветами.

1

28

Цвет как средство выражения. Автопортрет в теплых тонах.

1

29

Цвет как средство выражения. Автопортрет в холодных тонах.

1

30

Цвет как средство выражения. Портрет друга.

1

31

Линия как средство выражения. Изображение ветки.

1

32

Цвет, ритм, композиция — средства выразительности. Весна, шум птиц (коллективная работа)

2

33

Итоговый урок года.

1

итого

33

Литература для учителя

  • Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
  • Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
  • Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
  • Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
  • Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
  • Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство  – М.: Просвещение, 2007г.
  • Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие  к учебнику Изобразительное искусство 1 класс. – М., Просвещение, 2009.
  • Компьютер, проектор, магнитофон, звукозаписи для проведения физминуток, репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля, Айвазовского.
  • Приборы для рисования: кисти, краски, гуашь, карандаши, гелевые ручки, цветная бумага.
  • Наглядные таблицы по ИЗО  (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).
  • Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007
  • Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1Издательство «Просвещение», 2005 г.
  • Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991.
  • Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.
  • Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. – М., 1987.
  • Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. – (Библиотека учителя)
  • Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.
  • Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А. Копальдо. – М., 1981,1985.
  • Журналы «Юный художник», «Художественный совет».

Литература для детей

  • Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
  • Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  • Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.,  Просвещение, 2009.
  • Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство.  Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
  • Приборы для рисования: кисти, краски, гуашь, крандаши, гелевые ручки, цветная бумага.
  • Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
  • Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.
  • Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
  • Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
  • Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
  • Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся  /Е.И. Коротеева . – М., 2003.
  • Коротеева Е.И. Озорные подружки -  нитки: аппликация из ниток  /Е.И. Коротеева . – М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Рабочие (примерные) программы по предметам 4 класс 7 вид

Очень трудно найти программы по предметам для обучения детей 7 вида. В данных программах есть пояснительные записки, критерии оценивания, содержание материала, тематическое планирование...

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности «Тестопластика»

Лепка – любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Глина и пластилин, которые традиционно используются на уроке изобразительного искусства в школе – далеко не единствен...

Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование

Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование, под редакцией В.А.Горского...

Примерная программа внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность реализуется по пяти обязательным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Каждая из пр...

Примерный план кружка для 4 класса по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

В этом документе представлен примерный план кружка для 4 класса по внеурочной деятельности "Занимательная математика"....