Классный час "Моя семья"
план-конспект занятия (3, 4 класс) по теме

    Хорошо, когда рядом с тобой люди, которые тебя любят, поддерживают и понимают. Самые близкие люди для каждого человека - это его семья. 

    Классный час для учащихся 3 - 4 классов "Моя семья". Классный час проводится в виде совместного с родителями мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ с. Середниково»

Классный час в начальных классах

Подготовила Филатова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

Цель: развитие у детей интереса к истории собственной семьи.

Задачи:   

  1. показать детям, что рядом с ними находятся близкие люди, которые их любят;
  2. развивать любознательность, внимание, речь;
  3. воспитывать любовь и уважение к старшим, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование:  кроссворд, листочки с заданиями, записи на доске, медали «Я – третьеклассник, чистые листы для групповой работы, цветные ручки и фломастеры.

Дети поделены на две группы.

Ход классного часа.

Мотивирование к деятельности

  • Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Какие вы все красивые, нарядные, веселые. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение.
  • Здравствуйте, мамы, папы, бабушки, дедушки! Сегодня наш классный час посвящен всем вам: и пожилым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым.

Определение темы классного часа, постановка цели

  • Сегодня мы говорим о том, что объединяет нас всех. Прочитайте слова, записанные на доске:

Папа

Мама

Бабушка

Дедушка

Сестра

Брат

  • Что объединяет все эти слова? (Родственники, семья, родные.) 

На доске:                 

7 я (Семья)

  • Чему же посвящен наш классный час? Кто уже догадался и готов высказать свои предположения.
  • Ну, кажется, каждый человек знает свою семью хорошо, зачем же о ней так много говорить? (знать свою историю, уважать друг друга и т.д.)

Вступительное слово учителя

  • Ребята, а как вы понимаете, что такое семья? Кого вы называете своей семьёй? (Ответы детей.)
  • Семья для человека – это самое дорогое, что у него есть. Все члены семьи между собой родственники. Самых близких родственников вы знаете, со многими вы ещё познакомитесь, а некоторых, может быть, и не узнаете никогда, так далеко они от вас живут. Но знайте, что человек не может быть один, у него всегда много родных ему людей, которые поддержат, помогут в трудную минуту и порадуются вместе с ним в радостные моменты.

Кроссворд

  • У каждой семьи есть своя история, свои традиции, привычки. Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд, слова – отгадки достаточно сложные, но я думаю, что родители нам обязательно помогут. И все вместе мы справимся с заданием.

б

д

р

и

е

о

о

р

а

д

п

г

р

е

р

с

и

р

р

е

в

х

г

е

н

е

а

л

о

г

и

я

м

а

д

ф

и

е

в

ь

о

и

к

р

я

к

я

в

б

и

я

    1. Ты и твоя родственники. (Семья)

2. Место, откуда ты родом. (Родина)

3. Основатель рода, семьи. (Предок)

4. История твоей жизни. (Биография)

5. Семейные ценности. (Реликвии)

6. Растение, часто используемое для изображения родословия. (Дерево)

7. Графический символ рода. (Герб)

8. Документы и фотографии семьи. (Архив)

9. Ты сам. (Я)

В выделенных клетках вы прочитаете название науки, занимающейся изучением, составлением родословных. (Генеалогия)

Беседа об именах

Загадка:

  • Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)
  • А сейчас расскажите, знаете ли вы историю своего имени? Почему и кто вам дал такое имя? (Рассказы детей.)
  • Личные имена – слова, которые присваивают человеку при рождении и под которым он известен в обществе. Имена бывают полные, а бывают уменьшительные, ласковые. Как вас зовут родные? (Димочка, Артемка, Юленька,  Анюта и т.д.)

Загадки

  • Имен на свете много, есть имена старинные, есть современные. Я сейчас загадаю русские загадки, в которых используются старинные имена.

    В огороде Тит стоит,

Ничего не говорит,

Сам с грядок не берёт

И воронам не даёт. (Пугало.)

п

    Стоит Егорка

В красной ермолке,

Кто не пройдёт –

Всяк поклон отдаёт. (Земляника.)

з

   Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нём сто одёжек

И все без застёжек. (Капуста.)

к

    Бьют Ермилку

Что есть сил по затылку,

А он не плачет,

Только ножку прячет. (Гвоздь.)

г

    Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом ткнёт,

Там черту проведёт. (Карандаш.)

к

    Сидит Пахом

На носу верхом,

Книги читает,

А грамоты не знает. (Очки.)

о

  • Представляете, какие были имена. И сейчас, между прочим, тоже много забавных имен дают детям. Может быть, кто-то слышал такие необычные имена? Много загадок есть и про современные имена.

Ребусы, загадки.

  • Это имя девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. У нас в классе девочка с таким необычным именем есть, а еще есть учительница, которая вас учит. (Анна, Алла)
  • Если от имени мальчика отнять одну букву, то получим имя девочки. Какие это имена?  (Коля, Толя  - Оля, Вася – Ася, Ваня - Аня)
  • В каком имени 30я? (Зоя)
  • Какое русское женское имя не заканчивается ни на «а», ни на «я»? (Любовь)
  • Название какого города на юге Украины состоит из одного мужского и ста женских имен? (Сева – сто – поль)
  • Отгадайте зашифрованные имена.

ША

ТА    (Наташа)

ТЯ

 С     (Настя)

  • А теперь доскажите словечко – имя. Дети с такими именами есть в нашем классе.
  • Кошка прыгнула на ветку,
    С ветки - быстро на беседку
    И гуляет по карнизу,
     Смотрит свысока на... 
    (Лизу)
  • Приготовила обед:                   
    Щи, котлеты, винегрет.                  
    А для братишки - каша.
    Всё умеет наша... 
    (Даша).

Игра «Сочини сказку»

  • Как известно, в семье все живут дружно, любят друг друга и понимают. Наш класс – это наша семья. И мы тоже должны научиться понимать друг друга с полуслова. Сейчас разделимся на группы вместе с родителями и выполним задание. На листочках написаны опорные слова, используя их, надо сочинить сказку. Опорные слова: девочка, лес, волк, бабушка, вертолёт.

Игра «Художники»

И в шесть, и в десять лет, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует:

Цветы, машины, пляски, сказки –

Все нарисуем, были б сказки,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

  • Мы сегодня будем рисовать не на листочках, не на доске и даже не мелом на асфальте. Мы будем рисовать в воздухе. Но нарисовать надо так, чтобы все поняли, что нарисовано.

Игра «Что я могу»

  • У взрослых так много дел: приготовить обед, убраться дома, сходить в магазин, позаниматься с ребенком, да еще и на работу каждый день надо ходить. Представляете, как это все сложно.
  • Подумайте и назовите те обязанности по дому, которые вы можете выполнить, а может быть, уже выполняете. (Дети называют по очереди домашние дела. Побеждает тот, кто ответит последний. Можно разделить детей на команды.)

Школьные анекдоты.

  • А сейчас я предлагаю вам улыбнуться, послушайте забавные школьные истории.

***

  • Ты как это сломал линейку? – спрашивает мама.
  • Это на уроке рисования. Нужно было провести дорожку. У меня была линейка, а у Лены не было. Я взял и разделил линейку пополам. Мы же с Леной – друзья.

***

  • Мама, как правильно написать слово «шоколад»?
  • А ты возьми словарь и посмотри.
  • Нет. Лучше купи мне шоколадку. А я посмотрю на этикетке.

Работа в группах

  • Поработаем в группах. Первая группа отвечает на вопрос: «Какая должна быть семья?»
  • Вторая группа отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы в семье были мир и благодать?»

Представление выполненной работы.

Рефлексия. Ресурсный круг.

  • Сейчас все встанем в круг и пожелаем друг другу всего хорошего, начиная  со слов «Я желаю тебе…» или «Я желаю Вам…»

Вручение памятных медалей

  • Вы вместе с родителями перешли в третьей класс. Поэтому я хочу вручить вам памятные медали.

Итог классного часа

- О чём был наш сегодняшний классный час? Что нового вы узнали? Что особенно вам понравилось?

- А в конце отгадаем родословные загадки:

1. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (Я сам)

2. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли детей в семье? (8)

3. Два  отца и два сына нашли 3 яблока и разделили поровну. Каждому досталось по целому. Как? (Дед, отец и сын)

4. У одного отца-матери дитя, а никому не сын. Кто это? (Дочь)

Литература и Интернет-ресурсы: 

  1. А.В.Малегон. Классные часы в начальной школе. Ярославль/ Академия развития, 2007г.
  2. Александр Белов, Диана Шувалова. Ваше имя. Москва,1991г.
  3. Г.В.Мизева, Л.С.Михайлова, О.Б.Николаева, Г.В.Погорелова, О.А.Юдина. Классные часы. Волгоград/ Учитель, 2007г.
  4. Загадки об именах - http://www.prozagadki.ru/101-zagadki-pro-imena-s-otvetami.html 
  5. Л.В.Автух. Школа и родители. Сценарии совместных мероприятий. Волгоград, Учитель, 2011г.
  6. Н.Ф.Дик. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов – на – Дону, Феникс, 2008г.
  7. О.В.Басюк, М.А.Головкина, Р.И.Дьякова, Н.С.Жидкова, З.Б.Мельник