Статья. Экологическое воспитание младших школьников
статья по теме

Зуева Эльвира Алексеевна

Статья. Экологическое воспитание младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по экологическому воспитанию младших школьников.

Зуева Эльвира Алексеевна,

учитель первой категории МКОУ « Дубровская СШ №21» Ефремовского района Тульской области.

…Мы все уносимся вдаль на одной и той же

 планете — мы экипаж одного корабля. 

Антуан де Сент-Экзюпери

Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста.  Термин «экология» в переводе с греческого означает: oikos – дом, жилище, местопребывание и logos – учение, т.е. учение о доме или месте, в котором мы живем. Он был введен в 1869 г. немецким биологом Э. Геккелем и обозначал раздел биологической науки о взаимоотношениях организмов и среде их обитания. В настоящее время в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология человека выделилась в отдельное направление,  изучает закономерности взаимодействия природы и общества.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия . человека и природы трансформировались  в глобальную экологическую проблему. Если люди уже   не научатся бережно относиться к природе, они погубят в первую очередь себя. В « Экологической доктрине Российской Федерации» (2002г.) и  ФГОС НОО особое внимание уделяется экологическому образованию и формированию культуры граждан и подрастающего поколения.

При правильной организации педагогической работы данное направление способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание : бережное отношение к окружающему миру природы.

Экологическое воспитание младших школьников может быть направлено на развитие таких универсальных учебных действий как:

-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-воспитание экологической культуры, включающее ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-  воспитание в себе эстетических потребностей;

- воспитание эмоциональной  стороны характера :восприимчивости к миру природы, чувства восторженности, эмоционально-положительного отношения к ее объектам;

- воспитание деловой  готовности  как возможности реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желании участвовать в мероприятиях по изучению, охране и защите окружающей среды;

- воспитание интеллектуальной  готовности  как определенного  уровня информированности детей о природе, возрастного  уровня эрудиции и познавательных интересов, осознания себя носителем экологической культуры.

Поиск эффективных форм и методов экологического воспитания подчеркивает их значимость для  в эффективности образовательной работы с учащимися, которая должна быть содержательно связана в учебное и  внеучебное время.

Формы и методы организации экологического воспитания также должны  отвечать возрастным особенностям учащихся начальной школы. В этом возрасте не теряет своей актуальности в развитии детей ведущая деятельность школьников – игровая, которая наравне с учебной деятельностью способствует формированию мотивации у детей к освоению окружающего мира.

Наиболее эффективными методами экологического воспитания являются обеспечение наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира. Как пишет В.С. Мухина: «Младший школьник – это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель»

Широко используемый метод сближения человека с природой- наблюдение позволяет  выявить причины природных изменений, влияние деятельности человека на окружающую среду. Этот метод можно использовать на учебных экскурсиях. Экскурсии в природу предоставляют богатейшие возможности для развития пространственных представлений учащихся. Учитель обязательно готовится к проведению экскурсий. Подготовка включает :

-формулировку целей и задач урока;

-выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии;

--определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках.

 Во время самой экскурсии возможно проведение вводной беседы, коллективного наблюдения, индивидуальных самостоятельных наблюдений и сбора природного материала. Обязательная часть, где учащиеся совместно с  учителем, подводят итог, а педагог обращает внимание учеников на общую картину природы.

Экскурсии в природу – наиболее любимый вид  деятельности младших школьников, который они называют   «идти экологической тропой», т.к.  во время таких целевых прогулок каждый раз открывается  что-то новое: новый родник, который предстоит очистить, новая птица, ранее не встречавшаяся детям, о которой предстоит узнать, в процессе экскурсий  делаются зарисовки, составляются  заповеди друзей леса, луга, водоема.

Приведу пример одной из весенних экскурсий в лесопарк. Характеристика растительности в парке начинается с определения главных лесообразующих пород. Далее беседа продолжается следующим образом: вспомните, что такое подлесок? Какими растениями образован подлесок в этом лесопарке? Назовите кустарники и травянистые растения этого участка лесопарка. Какие из них преобладают? Затем характеризуется санитарное состояние парка и условия лесовозобновления: посмотрите, чистая здесь зона или захламленная? Далее можно предложить рассмотреть, равномерно ли распределены по поверхности почвы травянистые растения лесопарка, много ли цветущих растений? И попытаться объяснить увиденные явления.

Во время проведения экскурсий обязательно надо постоянно обращать внимание детей на бережное отношение к природе.

Часто экскурсии перерастают в проектную деятельность детей. Дети самостоятельно находят материал на интересующую их тему, готовят презентации. Реализация проектной деятельности ведет к изменению позиции не только ученика, но и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учащимися начальных классов нашей школы были созданы следующие проекты: «Лекарственные растения Тульского края», «Первоцветы нашей местности», « Легенды Ефремовского района» и др., а с проектом «Красная книга Тульской области» учащиеся выступали в 2015 году  на школьной научно-практической конференции.

В ходе наблюдений  у детей часто возникают вопросы, влекущие за собой необходимость поисковой деятельности. Например:

  • Почему цветок назван медуница?
  • Почему ежи впадают в спячку?
  • Сколько времени  живут бабочки?
  • Как зависят друг от друга насекомые и цветущие растения?

Особо любят задавать вопросы по краеведению:

  • Почему река называется Красивая Меча?
  • Почему родной город называется Ефремов?
  • Что скрывает под собой Конь-камень?
  • Какие легенды связаны с родным краем?

Экологическое воспитание неразрывно связано с художественной литературой. Как отмечала Л.П. Молодова, «сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы». Часто увиденное дети соотносят с прочитанными ими стихотворениями И. Бунина, А. Майкова, А. Плещеева, Ф. Тютчева, А.Фета.

 С энтузиазмом учащиеся выполняют творческие задания: сочинить стихотворения, загадки, природоведческие сказки.

Вот некоторые выдержки из их работ: « Мы оказались на небольшой красивой поляне. На нас смотрели желтыми глазками ромашки, тихонько звенели лиловые колокольчики. А на ярко-зеленой траве, как на ковре красовалась спелая земляника», « Солнце ярко осветило весенний луг. Одуванчики раскрылись на солнце. Луг стал золотым. И вдруг заиграл оркестр! Это загудели шмели и пчелы, застрекотал кузнечик, тоненько пропищала  мошка»Не менее востребованной формой экологического воспитания является проведение экологических праздников, тематических представлений, направленных на  формирование активной жизненной позиции школьников, гражданской ответственности за судьбу родной природы. В школе традиционными стали праздники: « Королева Осень», « Праздник урожая», «День Земли», «День птиц», «Праздник леса». Учащиеся делают экологические щиты « Родную природу- люби, сохраняй! Горящие спички в лесу не бросай!», «Траву не выжигай! В огне гибнут животные и насекомые» и другие. В последние три года учащиеся участвуют в смотрах – конкурса скворечников « Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!» и занимают призовые места.

По словам В.А. Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства.

Таким образом, теоретические и практические знания, полученные младшим школьником при реализации программ экологического воспитания  должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.:Просвещение, 1993,

2.Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.

3.Молодова Л.П.  « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.

4.Мухина, В.С. Младший школьник . М.: Новая школа, 2009.

5.Шкарбан, И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования .Советская педагогика. – 1981. - №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Экологическое воспитание младших школьников"

Статья о методах и приёмах в работе учителя начальных классов для формирования сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумног...

Статья "Экологическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Данная статья не только теоретически знакомит с аспектами экологического воспитания младших школьников, но и содержит практический материал, разработанный на примере проектов....

Статья. «Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня».

Материал данной статьи думаю пригодится воспитателям ГПД и учителям начальной школы во внеклассной работе по направлению "Экологическое воспитание". В статье я рассказала о различных ф...

Статья "Экологическое воспитание младших школьников ( из опыта работы)"

Аннотация  Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического воспитания младших школьников приобретает особую остро...

Статья"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

2017 год – год экологии в Российской Федерации. О необходимостиэкологического воспитания речь идет и в принятых «Основах государ-ственной политики в области экологического развития Российс...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....