Статья "Экологическое воспитание младших школьников"
статья по окружающему миру по теме

Харитонова Юлия Вильевна

Статья о методах и приёмах в работе учителя начальных классов для формирования сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств, естественных ресурсов.

Повышение уровня экологической воспитанности младших школьников с помощью использования различных занимательных материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        СТАТЬЯ

           «Экологическое воспитание младших школьников»

Учитель начальных классов : Харитонова Юлия Вильевна

Слово « экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по -  разному. В научной литературе существует много определений. Я приведу лишь одно из них.

«Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой».

Обычно под «экологическим воспитанием» подразумевают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – хомячков, морских свинок, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной забавой ребятишек. Ребёнок отрывает крылья, ноги, а затем голову своей жертве. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению.

« Ходим, ходим по лужку,

   Собираем по цветку:

   Красный, белый, синий цвет……

   Замечательный букет».                          М. Бычкова

« Я кузнечика словил,

   В банку с краской посадил.

   Пусть покажет, как трещит,

   Как усами шевелит»,                                В. Митько

« В лес зелёный я пойду,

   Зайку серого найду,

   Принесу его домой,

   Будет этот зайка мой».                              А. Шибаев

 

К сожалению, детская литература пестрит подобными «шедеврами». А между тем стали редкими многие обычные когда то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья… Загрязнены вода, воздух, почва. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.

Мы, педагоги не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу – выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, тоже когда то были детьми. Досадно, но нельзя не признать, что это мы так их воспитали…..Надо срочно что то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним подразумевается.

Под экологическим воспитанием детей я подразумеваю прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из – за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Превосходно можно справиться с этим в группе продлённого дня. Но как это сделать?

Начну с игры.

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, то и использовать её просто необходимо. Но в этих игровых занятиях должна присутствовать активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

Предлагаю вашему вниманию несколько игровых занятий по экологическому воспитанию.

ПРЕДСТАВЬ СЕБЯ СОВСЕМ ИНЫМ.

Педагогические задачи.

Учить детей понимать другие живые существа, переживать за них, чутко ощущать трагизм жестокости. Будить в детях сострадание.

Содержание и методика.

Педагог читает отрывок из стихотворения Т. Смертиной «Белка»

Убита белка!

На снегу

Она распластана лежала,

Как будто всё ещё бежала,

Да вдруг застыла на бегу.

Педагог предлагает ребятам представить себя белкой и рассказать о своей жизни со дня рождения до гибели, об ощущениях, которые белка пережила умирая.

Советы педагогу.

Аналогично можно предложить детям пережить судьбу сломанного деревца с момента его прорастания из семени; страдающего от голода и мороза воробушка; муравья, перед разрушенным муравейником; бездомной собаки………

Педагог поддерживает фантазию детей, если нужно, помогает им вопросами.

НАПОМИНАЮЩИЕ ЗНАКИ.

Педагогические задачи.

Изучать с детьми нормы и правила поведения в природе. Пробуждать детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание населения.

Содержание и методика.

Педагог показывает карточки со знаками, напоминающими правила поведения в природе, и предлагает детям сказать, что обозначает каждый знак. Спрашивает у ребят, почему поступать надо так или иначе. Дети получают задание придумать свои знаки, забавные подписи к ним.

Советы педагогу.

Чтобы дать пищу для фантазии, детям следует показать, что уже сделано другими в этом направлении. Карточки надо раздать или повесить так, чтобы каждый имел возможность хорошо рассмотреть то, что его заинтересовало. Можно прочитать смешное стихотворение В. Борейко:

«Ёж пыхтит и морщится:

- Что я вам – уборщица?

Лес никак не подмету,

Соблюдайте чистоту!»

Можно предложить детям придумать свои четверостишья.

Можно рассказать детям, что на берегу старицы, где растут белоснежные кувшинки, был плакат, на котором нарисован этот цветок подпись: «Не рви меня, пожалуйста! Я из Красной книги. Нас осталось очень мало!»

Иногда бывает, что есть идея остроумного рисунка, но автор идеи нарисовать не может. Тут должна помочь коллективная работа. Дети могут объединиться в группы. Одни предлагают идею, другие рисуют, третьи сочиняют подписи.

О ЖУЧКАХ И МУРКАХ.

Педагогические задачи.

Учить детей ответственному отношению к домашним животным. Показать, какой урон приносят бродячие кошки и собаки.

Содержание и методика.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка»:

« Однажды я встретил бездомную кошку:

- Как ваши дела?

- Ничего, понемножку…

- Я слышал, что вы тяжело заболели…

- Болела.

- Так, значит, лежали в постели?

- Лежала на улице много недель –

Бездомной, мне некуда ставить постель.

Подумал я : « Странно, что в мире огромном

Нет места собакам и кошкам бездомным.»

Педагог спрашивает:

- Ребята, откуда берутся бездомные животные? Не виноваты ли в этом мы, люди?

Выслушав мнение ребят, воспитатель читает отрывок из стихотворения с. Михалкова «Зяблик» :

« Хотят на день рождения

Мне подарить щенка.

Но я сказал: « Не надо!

Я не готов пока!»

Педагог обращается к ребятам с вопросом:

- Как вы думаете, почему он так считает? Что значит «быть готовым иметь домашнее животное?»

Выяснив точку зрения ребят, педагог говорит о том, что взять животное в дом – это большая ответственность перед ними и перед окружающими людьми. Любить животных и любить поиграть с ними, погладить – не одно и то же. Любовь к животным требует и труда, и терпения, и времени, и забот, и средств. животных нужно вовремя кормить, убирать за ними, гулять, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Только после этого хозяин имеет право на удовольствие от общения с собакой или кошкой. Нельзя брать животное в дом, если кто то из родных возражает. Тем более, хозяин должен отвечать, чтобы его четвероногий друг не доставлял неприятностей посторонним людям. Очень часто владельцы животных пренебрегают этим требованием. Как правило больших собак: бульдогов, овчарок, колли, догов и даже бультерьеров выгуливают без поводка и намордника, не считаясь с тем, что маленькие дети, а порой и взрослые люди испытывают перед ними страх. сколько людей от испуга в детстве остались на всю жизнь заиками, сколько с укусами обращаются к врачам! Без намордника и короткого поводка собаку нельзя выводить из дома, а тем более провозить в общественном транспорте.

И ещё одна обязанность владельцев собак. Выгуливая собаку нужно брать с собой совок, метёлку и пакет, чтобы убрать за своим любимцем, не вынуждая других людей испытывать чувство брезгливости, проходя по загаженному двору. Но , к сожалению, не редкость, когда хозяева ленятся выйти с собакой на улицу и выпускают её одну : «Пусть погуляет!»

Собаку или кошку можно взять только тогда, когда ты уверен, что можешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям и прохожим.

Нередко хозяевам становятся в тягость его обязанности и если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом.

По вине таких людей очень многие собаки и кошки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из – за недостатка пищи многие из них начинают болеть. голод вынуждает брошенных собак добывать себе корм. Беспризорные собаки и кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Стая бродячих собак может загнать и загрызть даже крупного зверя, например косулю или оленёнка.

Бросая своих домашних животных или унося их подальше от собственного дома, а значит и от хозяина глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.

В заключении можно предложить детям рассказать о своих собаках и кошках, о том, как они заботятся о них, какие забавные случаи происходили с их четвероногими друзьями. Можно попросить детей прочитать стихи, спеть песенки, загадать загадки о домашних животных.

Советы педагогу.

При проведении этого занятия необходимо учитывать возраст детей. Для малышей многое можно опустить.

Нельзя строить беседу таким образом, чтобы после неё дети пошли требовать у родителей срочно завести собаку или кошку. Нужно помнить, что не у всех есть для этого соответствующие бытовые условия и возможности.

Школьникам постарше можно предложить сочинить рассказ от имени бездомного котёнка (кошки, собаки, щенка).

В отечественной педагогике известен опыт использования природной среды в воспитании личности ребёнка. Сухомлинский считал, что эмоционально – эстетические богатства, приобретённые в процессе общения с природой в годы детства, должны входить в духовную жизнь как одно из глубочайших человеческих потребностей, чтобы познание красоты способствовало познанию высокого в самом себе, утверждению человеческих достоинств.

Идеи Сухомлинского близки шведской модели экологического воспитания – школе МУЛЛЕ.

Некоторые занятия можно использовать на прогулках со своими детьми в группе продлённого дня.

Осень в лесу.

1.Познай природу, рассматривая дерево.

Выбери себе одно дерево.

Какого цвета у него листья?

Слышно ли , как листья падают на землю?

Что происходит с листьями на земле?

Есть ли еда для птиц в коре дерева?

Видны ли гнёзда птиц, когда все листья опадут?

2. Поговори с деревом.

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Что ты чувствуешь сейчас?

Кто твои друзья?

3. Закрой глаза, прислонись щекой к коре:

Какой сон приснится дереву?

Расскажи всем детям.

4. Сочини сказку о насекомом, которое увидишь в коре.

5. Рассмотри место под деревом:

Сколько разных растений можно найти?

Кто живёт под этими растениями?

Где растут грибы?

Игры с деревом, листьями, которые также можно использовать на прогулке.

«Найди семечко».

Дети делятся на две команды. Первая команда – вороны, вторая – воробьи. Вороны прячут семена подсолнечника в кору деревьев, а воробьи должны найти семена. Но за воробьями охотятся два коршуна. Они должны поймать как можно больше воробьёв и ворон. Подсчитывается количество пойманных птиц, а у тех, кого не поймали, подсчитывается количество семян.

«Плащ из листьев».

На мокрый плащ или куртку дети наклеивают друг другу разные листья.

Листья каких деревьев приклеились к вашей одежде? Назовите их.

«Подбери лист».

Каждый ребёнок берёт какой–нибудь лист, упавший на землю. Дети с одинаковыми листьями образуют отдельные группы.

Найдите дерево, с которого упал ваш лист. Назовите дерево. Найдите точно такой же лист по форме, по цвету, размеру.

«Поезд».

Дети встают друг за другом и образуют «поезд», который идёт от станции «Дубовая» к станции «Берёзовая», «Рябиновая» и т.д.

Ведущий открывает билетную кассу и продаёт билеты(разные листья).

Поезд прибывает на станцию «Дубовая». Дети с билетами – листья дуба – выходят и становятся у дерева. На обратном пути поезд забирает пассажиров, но для этого они должны показать обратный билет.

Зима в лесу.

Рассматривание снежного покрова.

Поймай снежинку на тёмный лист бумаги.

Рассмотри снежинку в лупу.

Заморозь воду в блюдце, а затем слепи из снега дом, а изо льда сделай окошки.

Слепи из снега знакомых зверюшек, насекомых, цветы. Вспомни стихи и загадки о них.

Таким образом, общаясь с природой ежедневно, дети по – иному относятся к ней. Природные факторы действуют успокаивающе. Возможности воспитания в природе велики.

Воспитательный потенциал природы безграничен – это непрерывный процесс развития, воспитания и обучения экологической культуре, направленный на формирование практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающей ответственное отношение детей к окружающей среде и природному пространству.

Необходимо помнить, что все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею. И цель воспитателя – неторопливо и бережно вводить детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого нужно обладать терпением, иметь внимательный взгляд и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру. Дети не должны быть зрителями, они должны быть активными участниками любого действа воспитателя.

Для знакомства с животным миром можно использовать различные игровые задания. Детям очень нравится разгадывать различные загадки и головоломки.

Филворд.

а

ю

ж

к

о

к

о

р

т

о

с

ё

к

ш

я

ч

о

м

л

о

л

р

к

а

с

в

б

к

ш

в

о

л

и

о

а

а

о

а

е

р

б

к

б

а

р

з

д

с

в

л

ю

д

к

а

а

ь

а

и

н

ь

я

а

н

1. У порога плачет, коготки прячет. Тихо в комнату войдёт, замурлычет, запоёт.

2. Он шерстью своей одевает людей.

3. Пятачком в земле копаюсь, в грязной лужице купаюсь.

4. Я – лучший сторож дома и с детства всем знакома.

5. Меня оседлают, и я бегу. Но так же и грузы возить могу.

6. «Ме» да «Ме», а сама себе на уме.

7. На мне люди ездят и возят поклажу. В пустыне безводной могу идти даже.

8. Назовёте вы легко, кто даёт нам молоко.

9. Длинноухий и серый, пусть упрям – какое дело?

10. Я похож на зайца очень, но не заяц, между прочим.

Филворд.

з

е

з

а

с

м

б

м

я

ч

м

л

ы

р

а

л

к

а

е

о

ш

ь

б

е

ь

ю

д

н

ч

е

р

ё

ж

а

в

е

д

ь

е

п

а

х

ж

и

т

и

г

р

р

а

ф

м

  1. Кто зимой, забыв тревоги, крепко спит в своей берлоге?
  2. Какая коняшка ходит в тельняшке?
  3. С длинной шеей своей стал он выше зверей.
  4. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
  5. Кто по ёлкам ловко скачет и влетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?
  6. Что за чудо? Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу – блюдо! Ходит чудо по дороге, голова торчит да ноги.
  7. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной.
  8. Живёт в норке, грызёт корки. Короткие ножки, боится кошки.
  9. Он огромен, полосат, а вообще то кошке брат.
  10. Меня по хоботу, ушам, узнать легко и малышам.


                                   
Лабиринт «Комнатные растения»

В этом лабиринте нужно найти, откуда родом эти комнатные растения.

 

Вывод:

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. Эффективность этого процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания младших школьников, все составляющие которой (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельная) направлены на воспитание ценностей, где природа занимает особое место.

Список использованной литературы

1.     Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. С. 19-22

2.     Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993,

3.     Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998. №6. С. 92-94.

4.     Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. – 1993. - №6.

5.     Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.

6.     Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.

7.     Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 1991.

8.     Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11.

9.     Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 1998. № 6. С. 63-64.

10. Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. // Рад. шк. – 1983.

11. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.

12. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. №6. С. 75-76.

13. Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 50-52.

14. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО – 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...