Статья"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
статья по окружающему миру (4 класс)

Руженкова Татьяна Александровна
2017 год – год экологии в Российской Федерации. О необходимости
экологического воспитания речь идет и в принятых «Основах государ-
ственной политики в области экологического развития Российской Феде-
рации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.).
Здесь сказано, что необходимо включение вопросов формирования эколо-
гической культуры, экологического образования и воспитания в государ-
ственные, федеральные и региональные программы [3]. В связи с этим ак-
туализация вопроса экологического воспитания младших школьников в
пространстве нравственно-духовных координат носит безусловный харак-
116
тер.
В данном случае для нас представляются важными следующие тео-
ретические моменты.
1. Младший школьный возраст – значимый этап в развитии экологи-
ческой культуры личности, именно это время характеризуется качествен-
ным скачком, определяющим дальнейшее осознанное отношение к окру-
жающей среде. Нагрузку экологического воспитания выполняют другие
направления воспитания, в том числе нравственное воспитание школьни-
ков. В свою очередь, развитие нравственного сознания связано с экологи-
ческим воспитанием, успех которого будет во многом зависеть от того,
удалось ли учителю сформировать у школьников субъективно-ценностное
отношение к природе, удалось ли вызвать у детей эмоциональные пере-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2018_g.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Руженкова Т. А.

                                     МОУ «Ялгинская СОШ» (Саранск)

2017 год – год экологии в Российской Федерации. О необходимости

экологического воспитания речь идет и в принятых «Основах государ-

ственной политики в области экологического развития Российской Феде-

рации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.).

Здесь сказано, что необходимо включение вопросов формирования эколо-

гической культуры, экологического образования и воспитания в государ-

ственные, федеральные и региональные программы [3]. В связи с этим ак-

туализация вопроса экологического воспитания младших школьников в

пространстве нравственно-духовных координат носит безусловный харак-

116

тер.

В данном случае для нас представляются важными следующие тео-

ретические моменты.

1. Младший школьный возраст – значимый этап в развитии экологи-

ческой культуры личности, именно это время характеризуется качествен-

ным скачком, определяющим дальнейшее осознанное отношение к окру-

жающей среде. Нагрузку экологического воспитания выполняют другие

направления воспитания, в том числе нравственное воспитание школьни-

ков. В свою очередь, развитие нравственного сознания связано с экологи-

ческим воспитанием, успех которого будет во многом зависеть от того,

удалось ли учителю сформировать у школьников субъективно-ценностное

отношение к природе, удалось ли вызвать у детей эмоциональные пере-

живания.

2. Цель экологического воспитания младших школьников – это фор-

мирование экологической культуры в широком ценностном, нравственно-

духовном контексте [4, с. 172–176]. Экологическая культура включает в

себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.

Экологическая культура – это эстетические и этические чувства ребенка,

его интерес к природе и проблемам ее охраны, его деятельность по сохра-

нению и улучшению природной среды, это навыки культурного поведения

в природе. В младшем школьном возрасте усвоение основ экологических

знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок

воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие

ее особенности, которые взрослый человек просто не замечает. Младший

школьник способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу

вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных,

сочувствует им, сопереживает вместе с ними, проявляет эмпатию, ведет с

ними своеобразный нравственный диалог, что в конечном итоге формиру-

ет систему нравственных ориентиров – представлений о добре и зле, че-

сти, совести, сострадании, сопереживании, любви к природе, Родине в це-

лом. Именно эта особенность младшего школьного возраста – эмпатия

должна быть использована в достижении главной, приоритетной задачи

экологического воспитания – эмоционально-нравственного и творческого

развития младшего школьника.

3. Именно сопереживание, эмпатия ребенка помогает ему входить в

безбрежный океан духовности, нравственности. От соприкосновения с

пространством экологического знания в сознании младшего школьника

актуализируется нравственный смысл картин природы, формируется си-

стема нравственных ценностей, закладываются основы духовности. Ребе-

нок никогда не сможет войти в этот океан нравственности, если не увидит

перед собой духовный свет, перспективу. Колокола детства зазвучат толь-

117

ко тогда, когда в них зазвонит лучезарная знаковая личность – учитель.

Именно от грамотного педагогического инструментария зависит успех

формирования экологической культуры и нравственности детей.

4. Большую роль в экологическом воспитании младших школьников

играет выбор тех педагогических условий, которые эффективно способ-

ствуют вхождению ребенка в духовно-нравственную вселенную смыслов.

Здесь мы имеем ввиду следующее – цель экологического воспитания, за-

дачи, методы и основные подходы экологического воспитания, формы ор-

ганизации занятий, обучающий материал. Данная статья не претендует на

расстановку всех точек над «и», мы не ставим своей целью подробно опи-

сывать весь комплекс педагогических условий, это предмет специального

разговора [4, с. 172–176]. Отметим только то, что приоритетным в эколо-

гическом воспитании младших школьников для нас является аксиологиче-

ский подход. Осмысление духовно-нравственных основ экологического

воспитания детей чрезвычайно важно тогда, когда общество находится на

этапе цивилизационного перепутья, когда в общественном сознании зву-

чит тревога по поводу состояния духовного мира личности.

5. Аксиологический подход к вопросам экологического воспитания

предполагает формирование у детей потребности и способности в реали-

зации ценностного отношения к природе, людям, к себе как части приро-

ды. Аксиологический подход в воспитании утверждает ребенка как выс-

шую ценность, способную к принятию и внесению в мир нравственных

идей. Аксиология (образовано от греческого слова: ἀξία – ценность;

λόγος – слово, рассуждение, учение) – это философская дисциплина, ис-

следующая категорию ценностей как смыслообразующих оснований че-

ловеческого бытия, задающих направленность и мотивированность чело-

веческой жизни. Мы понимаем аксиологию как теорию о социальных

ценностях и оценках. Таким образом, еще раз подчеркнем, что в качестве

ценности выступает не только личность ребенка, но и природа, экологиче-

ское к ней отношение.

6. Аксиологический подход в экологическом воспитании нацелен на

создание условий для самореализации творческой личности, раскрытие ее

нравственного потенциала. На передний план выдвигается проблема Homo

faber – Человека творящего. На наш взгляд, в данном случае представ-

ляют особый интерес творческие работы моих школьников, которые в

процессе экологического осмысления явлений природы открыли для себя

на наших интегрированных занятиях (межпредметный контекст) непо-

вторимые нравственные смыслы, по- своему описали картины окружаю-

щего мира в экологических сказках, этюдах, стихах.

Так, Кафторева Аня, ученица 3 класса написала трогательные поэти-

ческие строки, в которых показала свое соучастное мышление, эмпатию.

118

В нашем дворе

Рубили березы.

Мы видели все,

Как текли у них слезы.

Мы молча стояли,

И каждый тогда

Пронзительно понял, –

Пришла к нам – беда!

Прижались березки к земле,

Как солдаты,

Хотелось к их ранам

Прикладывать вату.

Хотелось кричать

И бездумье нарушить:

«Зачем вы посмели

Их жизни порушить?» [1, с. 29].

Передо мной другая творческая работа по экологической тематике –

Киселевой Кати. Ученица 2 класса ярко выразила в прозе свое эмоцио-

нальное переживание, отзывчивость, сострадание. В экологическом этюде

«Щенок» девочка пишет:

«Дело было зимой. Мы с братом были на зимних каникулах у ба-

бушки, Ходили в лес на лыжах, катались с горки на санках, играли в

снежки и, в общем, проводили время просто замечательно. Как-то раз, гу-

ляя возле дома, увидели, что на маленького щенка напали большие злые

собаки. Они жестоко кусали его, а он, беспомощный, громко взвизгивал.

Это был плач беззащитного животного! Мы с братом подбежали, взяли

палку и отогнали злых, бессердечных собак. Так мы спасли жизнь крохот-

ному щенку. А это (жизнь) – самое дорогое на свете сокровище! Потом

мы взяли мокрый несчастный комочек на руки. Вздрагивая всем телом, он

зализывал своим маленьким розовым язычком собачьи укусы. Занеся его в

дом, мы дали ему молочка. Схватка закончилась, щенок с аппетитом лакал

молоко и был очень доволен. А бабушка сказала, глядя на нас с братом,

что мир не без добрых людей!» [2, с. 7]. Таким образом, главная задача

экологического воспитания – формирование экологической культуры де-

тей в широком нравственном контексте. То есть эмпатия ребенка способ-

ствует актуализации в его сознании нравственного смысла важной эколо-

гической проблемы. Дети видят большие и маленькие раны природы, они

119

тонко, эмоционально воспринимают, что все живое нуждается в защите,

почтении, корректном отношении, а значит,– сострадании и любви.

Литература

1. Кафторева, А Плач берез / А. Кафторева // Родничок. – 2013. – № 3 (12). –

С. 29.

2. Киселева, К. Щенок / К. Киселева // Родничок. – 2011. – № 3. – С. 7.

4. Основы государственной политики в области экологического развития Рос-

сийской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля

2012 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://base.garant.ru/70169264/#

friends#ixzz4b5dpNnqK.

5. Руженкова, Т. А. Экология природы – экология души /

Т. А. Руженкова //Актуальные проблемы педагогики и методики начального образо-

вания : материалы межрегионального научно- практического семинара (24 марта

2015 г.) редкол. : Н. В. Кузнецова, Л. А. Янкина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск,

2015. – С. 172–176.__