Литературно-музыкальная композиция «Дети войны»
материал (4 класс) на тему

Суслова Светлана Викторовна

  Цель: развитие и воспитание патриотических чувств, привитие нравственно - эстетических качеств.

Задачи:

1.     Расширить представления детей о Великой Отечественной войне;

2.     Формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину;

3.     Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

4.     Побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.

(слайд 1- 8)

1 уч:

По рассказам и книжкам я знаю войну,

 Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

 По рассказам и книжкам я знаю войну.
2 уч:

По рассказам и книжкам я вижу войну.

 Вижу стены, разорванный бомбами дом.

 Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

 По рассказам и книжкам я вижу войну.

3 уч:

 По рассказам и книжкам я слышу войну.

 Слышу грохот орудий и раненых крик.

 Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_voyny_1.doc59.5 КБ
Office presentation icon deti_voyny.ppt2.8 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Дети войны»

  Цель: развитие и воспитание патриотических чувств, привитие нравственно - эстетических качеств.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
  2. Формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину;
  3. Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
  4. Побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.

(слайд 1- 8)

1 уч:

По рассказам и книжкам я знаю войну,

 Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

 По рассказам и книжкам я знаю войну.
2 уч:

По рассказам и книжкам я вижу войну.

 Вижу стены, разорванный бомбами дом.

 Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

 По рассказам и книжкам я вижу войну.

3 уч:

 По рассказам и книжкам я слышу войну.

 Слышу грохот орудий и раненых крик.

 Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

 (слайд 9) (выходят бабушка и ребёнок)

песня «Утомлённое солнце» (фонограмма),

Реб:

Бабушка, а кому посвящен этот памятник, к которому мы приходим каждый год?

Бабушка:

Этот памятник - детям войны! (вытирает слёзы)

Реб:

Бабушка, а почему ты плачешь?

Бабушка:

 Жестокое слово – война!

 Его  узнала я не из книжки –

Прожекторами яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

(слайд 10) Выходят дети:

Мой  прадедушка -     ……  тоже был ребёнком во время войны.

И мой дедушка…

Моя бабушка ….тоже

И мои ….    были детьми.

Нашим прадедушкам и прабабушкам  посвящается.

(слайд 11)  (песня «Утомлённое солнце», дети играют, 

(слайд 12)  Звуки взрывов,  дети кричат: «Мама! Мамочка», разбегаясь в разные стороны, замирают читая стихи

1 ребёнок

Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?

2 ребёнок

Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?

Танец «Дети войны!»

(слайд 13-18)  1 ребёнок:

« Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет.

2 ребёнок:

 «Мне было 5 лет. Нас эвакуировали. Когда наш эшелон разбомбили, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, Мы четко усвоили урок: заплачешь - расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя".

 3 ребёнок:

В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-лет-нюю, перевели в другой лагерь. Детей в лагере было много.  Нас сделали донорами. У многих выкачивали кровь до последней  капли прямым переливанием.

4 ребёнок:

"Мне было 6 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали.  На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. Наш поезд разбомбили, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину» .

5 ребёнок:

« В начале войны мне было 7 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали.

6 ребёнок

 «А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили

щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.»

"Мне было всего четыре года,  я помню, как пыталась спрятаться под столом во время артобстрелов и бомбежек и ждала маму, а мама приходила и говорила: "Хлеба нет, машину с хлебом разбомбили". И так каждый день…».

 Ведущий. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой,

кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.

(слайд 19-21)  (Входят дети)

1 ребёнок:

Была земля и жёсткой и метельной, 
Была судьба у всех людей одна. 
У нас и детства не было отдельно, 
А были вместе – детство и война.

2 ребёнок:

 В суровые дни сорок первого года рядом с взрослыми встали дети.

В суровые годы войны дети работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину,

 И не было это влиянием моды. 
Кому-то родным стал завод.

Станки малолетки, как крепости брали, на цыпочки встав во весь рост.

3 ребёнок:

 Они собирали тёплые вещи для фронтовиков, отправляли подарки на фронт

4 ребёнок

 собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения,

5 ребёнок

 зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов.

6 ребёнок

Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских дети  шили для армии белье, гимнастерки.

 Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака.

7 ребёнок

ухаживали за ранеными, выступали с концертами перед  воинами в госпиталях.  
А затем мы пишем письма близким, любимым, родным.

(слайд 22)  Мальчики и девочки читают письма с фронта

Мальчик

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой.

Завтра утром — снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать.

Позабудь печаль и грусть —

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Девочка

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мальчик

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

А потом мы шли домой!

(слайд 21)  Голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.

Инсценировка «Дети войны»

Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет

С е с т р а. Как холодно! И мама не идёт. Быть может, хлебушка она нам принесёт? Ну, хоть бы крошечку где отыскать, Голодной страшно мне идти в кровать

Бр а т. А разве я есть не хочу? Хочу! Но всё равно молчу. Ведь там, где папа наш сейчас, Потяжелее, чем у нас. Не разрываются снаряды здесь, И дом у нас с тобою есть. А главное – фашисты далеко. Да и кому сейчас легко

Се с т р а. А помнишь блинчики с вареньем, Чай с маминым печеньем, Которое по праздникам пекла она. Сейчас я б съела всё одна!

Б р а т. Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травила! Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней. И мне воспоминанья эти не
 нужны.

С е с т р а. А вот и мамины шаги слышны.

Б р а т (строго). Не вздумай хныкать перед ней, Дай отдохнуть сначала ей.

(слайд 23-25)  Что такое голод особо остро ощутили дети, находившиеся в Ленинграде

1 ребёнок:

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»

2 ребёнок:

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

3 ребёнок:

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

4 ребёнок:

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

(слайд 26)

Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских — седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.

(слайд 27)

Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 9168 детей,
Каждый час – 382 ребенка,
Каждую минуту – 6 детей.  Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

(слайд 28) И сколько надо им минут молчания? (минута молчания)

(слайд 29) (Дети читают стихи со свечами,  после  преклоняют голову садясь на одно калено)

1 ребёнок:

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

2 ребёнок:

Дети, что без детства повзрослели,

Дети, обделенные войной,

Вы в ту пору досыта не ели,

Но честны перед своей страной.

3 ребёнок:

Девочки и мальчики войны!

На земле осталось вас немного.

В этот день и горестный, и светлый,

Поклониться от души должны

Мы живым и недожившим детям

Той большой и праведной войны!

4 ребёнок:

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

 (слайд 30) (Выходят дети с рисунками, поднимая их вверх)

-Я нарисую яркое солнце!
-Я нарисую синее небо!
-Я нарисую свет в оконце!
-Я нарисую колосья хлеба!
-Мы нарисуем осенние листья,
-Школу, ручей, друзей беспокойных.
-И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
-Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их увидеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан Земли!

(слайд 31)

(слайд 32)

Все: Мы против войны!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературно-музыкальная композиция «Дети войны»

Слайд 9

Памятник «Дети ВОЙНЫ»

Слайд 27

Каждый день - 9. 168 детей Каждый час – 382 ребёнка Каждую минуту - 6 детей Каждые 10 секунд – 1 ребёнок

Слайд 30

Мы против ВОЙНЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"...

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"

Литературно-муэыкальная компоэиция....

Литературно - музыкальная композиция "Дети войны"

Материал для проведения литературно-музыкальной композиции....

Сценарий театрально-музыкальной композиции «Дети войны», посвящённой Дню Великой Победы (по мотивам повести Валентина Катаева «Сын полка»)

Сценарий театрально-музыкальной композиции «Дети войны», посвящённой Дню Великой Победы (по мотивам повести Валентина Катаева «Сын полка»)...

Театрализованно – музыкальная композиция «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Сценарий можно использовать во внеклассной работе, в школьном театральном кружке....

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны".

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны" посвящена Великому празднику Дню Победы....