Технологическая карта урока: особенности, структура построения
статья на тему

Суслова Светлана Викторовна

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века.

 (слайд 2)  В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Современное образование считает самообразование высшим этапом обучения. Достижение этого является подтверждением ценности обучения и поэтому целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, что является в широком смысле понятием термина (универсальные учебные действия) УДД

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Технологическая карта урока: особенности, структура построения.

Суслова С.В.

учитель начальных классов,

МОУ  СОШ №27

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века.

 (слайд 2)  В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Современное образование считает самообразование высшим этапом обучения. Достижение этого является подтверждением ценности обучения и поэтому целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, что является в широком смысле понятием термина (универсальные учебные действия) УДД. 

(слайд 3)

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, особенностью их деятельностный характер. 

Формулировки Стандарта II поколения ФГОС указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, с главной частью ядра нового стандарта как -  универсальные учебные действия (УУД) которые разделены на:

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные.

(слайд 4)

    Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности.

Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

(слайд 5) Технологическая карта позволяет учителю:

• реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

• системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

• освободить время для творчества — использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

• на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

• обеспечить повышение качества образования.

Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы

(Слайд 6) Особенности технологических карт

  1. Технологическая карта отличается от традиционного конспекта только формой.
  2. Но позволяет сконцентрировать содержание всего урока.
  3. Очень четкая структура карты даёт видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания урока.

(Слайд 7) Этапы работы над технологической картой:

  • Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
  • Постановка цели урока
  • Отбор содержания учебного материала.
  • Продумывание структуры урока. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.(урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. )
  • Выбор методов обучения.
  • Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД).
  • Выбор форм работы на уроке.
  • Соотношение деятельности учителя и ученика.
  • Рефлексия урока.

 (Слайд 8) Структура технологической карты

  • Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • Цель и задачи освоения учебного содержания;
  • Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • Основные понятия темы;
  • Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

(слайд 9) Педагогические  цели и задачи

Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Задача — данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

Включают в себя обучающие, развивающие и воспитательные аспекты.

(слайд 10) Обучающие учебные цели призваны:

• организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы;

• выявить степень готовности учащихся к усвоению новых знаний, овладению умениями, навыками и способами деятельности на основе актуализации субъектного опыта каждого учащегося;

• обеспечить усвоение знаний, овладение умениями и навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности по изучаемому блоку учебного материала;

• организовать деятельность учащихся:

• по самостоятельному применению знаний, умений и способов деятельности в разнообразных ситуациях;

• коррекции знаний и способов действий;

• обобщению и систематизации знаний и способов действий;

• обеспечить формирование (продолжить и закрепить):

• предметных, специальных умений и навыков;

• общих учебных умений, навыков и способов деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной).

(слайд 11)  Развивающие цели должны быть ориентированы на развитие:

• личностно-смыслового отношения к учебному предмету;

• познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

(слайд 12) Воспитательные цели  предусматривают

 использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности:

• для формирования и развития различных качеств личности;

• воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации;

• сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности;

• формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков.

(слайд 13) Планируемые результаты урока

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач — столько и планируемых результатов.

Личностные: 

  1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 Регулятивные: 

  1. осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
  2. формирование  умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Познавательные: 

  1. построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: 

  1. организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
  2. использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
  3. построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

(слайд 14) Деятельность учителя

  • Проверяет готовность обучающихся к уроку.
  • Озвучивает тему и цель урока.
  • Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
  • Выдвигает проблему.
  • Создает эмоциональный настрой на…
  • Формулирует задание…
  • Напоминает обучающимся, как…
  • Предлагает индивидуальные задания.
  • Проводит параллель с ранее изученным материалом.
  • Обеспечивает мотивацию выполнения…
  • Контролирует выполнение работы.
  • Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль;
  • Побуждает к высказыванию своего мнения.
  • Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

(слайд 15) Деятельность обучающегося

  • Выявляют закономерность…
  • Анализируют…
  • Определяют причины…
  • Формулируют выводы наблюдений.
  • Объясняют свой выбор.
  • Высказывают свои предположения в паре.
  • Сравнивают…
  • Читают текст
  • Находят в тексте понятие, информацию.
  • Выполняют упражнение в тетради.
  • По очереди комментируют…
  • Обосновывают выбор написания…
  • Приводят примеры.
  • Пишут под диктовку.
  • Проговаривают по цепочке.

(слайд  16)  Пример технологической карты урока

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

(слайд  17)  Алгоритмом организации деятельности учащихся 

Следует руководствоваться нижепредставленным алгоритмом организации деятельности учащихся на уроке.

На первом этапе — самоопределение в деятельности, организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе — учебно-познавательной деятельности организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения учебного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

• на 1-м шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне"знания" — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

• на 2-м шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне"понимания";

• на 3-м шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации па уровне"умения";

• на 4-м шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения учебной информации данного блока.

Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока.

На третьем этапе — интеллектуально-преобразовательной деятельности для выполнения учебного задания учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление задания.

На четвертом этапе — рефлексивной деятельности соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

     Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще па стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

       Продуманное построение урока и других форм организации учебного процесса в процессе подготовки имеет большое значение для успешного проведения занятий. Педагогическим мастерством учитель обладает тогда, когда урок им логически продуман, правильно построен, план его составлен так, что он соответствует дидактическим принципам и правилам, проведен так, как он задуман, и достиг поставленных целей.

Успехов вам по  реализации стандартов, совершенствованию мастерства в проектировании современного урока!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Суслова С.В. учитель начальных классов, МОУ СОШ №27

Слайд 2

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Современное образование считает самообразование высшим этапом обучения. Достижение этого является подтверждением ценности обучения и поэтому целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, что является в широком смысле понятием термина ( универсальные учебные действия) УДД .

Слайд 3

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, особенностью их деятельностный характер . Формулировки Стандарта II поколения ФГОС указывают на реальные виды деятельности , которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, с главной частью ядра нового стандарта как - универсальные учебные действия (УУД) которые разделены на: личностные познавательные регулятивные коммуникативные.

Слайд 4

Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Слайд 5

Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; Определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; Определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); Освободить время для творчества — использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; Определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); На практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; Обеспечить повышение качества образования. Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы

Слайд 6

1.Технологическая карта отличается от традиционного конспекта только формой. 2. Но позволяет сконцентрировать содержание всего урока. 3. Очень четкая структура карты даёт видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания урока.

Слайд 7

Определение места урока в изучаемой теме и его вид. Постановка цели урока Отбор содержания учебного материала. Продумывание структуры урока. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.(урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. ) Выбор методов обучения. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД). Выбор форм работы на уроке. Соотношение деятельности учителя и ученика. Рефлексия урока.

Слайд 8

Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; Цель и задачи освоения учебного содержания; Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); Основные понятия темы; Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Слайд 9

Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм. Задача — данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Включают в себя обучающие, развивающие и воспитательные аспекты.

Слайд 10

призваны: Организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; Выявить степень готовности учащихся к усвоению новых знаний, овладению умениями, навыками и способами деятельности на основе актуализации субъектного опыта каждого учащегося; Обеспечить усвоение знаний, овладение умениями и навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности по изучаемому блоку учебного материала; Организовать деятельность учащихся: по самостоятельному применению знаний, умений и способов деятельности в разнообразных ситуациях; коррекции знаний и способов действий; обобщению и систематизации знаний и способов действий; Обеспечить формирование (продолжить и закрепить): предметных, специальных умений и навыков; общих учебных умений, навыков и способов деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной).

Слайд 11

на развитие : Личностно-смыслового отношения к учебному предмету; Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

Слайд 12

использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности: для формирования и развития различных качеств личности; воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности; формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков.

Слайд 13

В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач — столько и планируемых результатов. Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Слайд 14

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль; Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Слайд 15

Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст Находят в тексте понятие, информацию. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке.

Слайд 16

№ Этап урока Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные, личностные 1 Мотивирование учащихся к учебной деятельности. Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность. 2 Постановка проблемы. Цель : актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала. 3 Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. 4 Первичное закрепление знаний Цель : фиксация полученных знаний при решении качественных задач зафиксировать новое содержание урока. 5 Рефлексия учебной деятельности на уроке Итог урока. Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. 6 Домашнее задание Цель: согласовать домашнее задание. Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.

Слайд 17

Первый этап — самоопределение в деятельности Второй этап — учебно-познавательной деятельности Т ретий этап— интеллектуально-преобразовательной деятельности Ч етвертый этап — рефлексивной деятельности

Слайд 18

Педагогическим мастерством учитель обладает тогда, когда урок им логически продуман, правильно построен, план его составлен так, что он соответствует дидактическим принципам и правилам, проведен так, как он задуман, и достиг поставленных целей. Спасибо за сотрудничество .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Роль взаимной связи между словами при построении высказываний»

Данный урок 21 в разделе «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение» Основной вопрос данного раздела: «КАК СВЯЗЫВАЮТСЯ СЛОВА ДРУГ С ДРУГОМ В РЕЧИ?»С этого вопроса начиналось введ...

Технологическая карта урока "Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами"

Тип урока: урок комплексного применения знанийЦель: продолжать вести наблюдение за предложениями с однородными членами; учить правильно строить данные предложения; развивать умение обнаруживать р...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе Тема: «Снятие мерок. Построение чертежа»

Технологическая карта урока  технологии в 5  классепо программе «Технология»  И.А.СасовойПодготовила учитель технологии  ГБОУ СОШ с.Узюково Кузьмина С.Ю.Раздел: «Конструирование и ...

Технологическая карта урока математики. Тема урока: Решение нестандартных задач с использованием классмейта (СМРС) путём построения моделей «таблица», «диаграмма».

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению способов составления модели и решения нестанда...

Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование  аналитических умений. Знакомство с типом тек...

"Построение точек " 4 класс . Технологическая карта урока .

Урок с использованием ЭОР "Наглядная школа"...