внеклассное мероприятие в школьном музее "Посиделки у бабушки Дуни"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Паршина Наталья Викторовна

 

Форма проведения: посиделки  (в школьном музее, присутствуют дети 1- 4 кл.)

Цель и задачи:

• познакомить детей с музейной коллекцией предметов кресть­янского быта;

• развивать умение вести беседу;

• создавать на занятии радостную атмосферу.

Методы и приемы: рассказ, сказочная история, погружение в про­шлое, ролевые игры, использование музейных предметов.

Место проведения: интерьер крестьянской избы (школьный музей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki_u_baby_duni.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Песчанская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

для учеников 1-4 классов

«Посиделки у бабушки Дуни»

 

Выполнил:

 Паршина Наталья Викторовна

2016 год.

Форма проведения: посиделки  (в школьном музее, присутствуют дети 1- 4 кл.)

Цель и задачи:

• познакомить детей с музейной коллекцией предметов крестьянского быта;

• развивать умение вести беседу;

• создавать на занятии радостную атмосферу.

Методы и приемы: рассказ, сказочная история, погружение в прошлое, ролевые игры, использование музейных предметов.

Место проведения: интерьер крестьянской избы (школьный музей)

Предметный ряд и оборудование: тряпичная кукла, рукомойник, ведра и коромысло, ухват, чугунок, печь, рубель, ступа и пест, деревянный гребень для вычесывания льна, лучина и светец, прялка.

Ход занятия

Содержание            

I. Вступление

II. Основная часть

III. Заключи-

тельный

этап

Агриппина- Здравствуйте, добры-молодцы и красны-девицы! Меня зовут Агриппина. Добро пожаловать на наши посиделки. Сегодня мы с вами побываем в гостях у моей бабушки Дуни и узнаем, как зимними вечерами собирались у нее на посиделки девушки и парни.

   Что такое посиделки? (Это вечеринка молодежи, сопровождающаяся каким-нибудь занятием, ручной работой).  Проводились обычно такие посиделки зимой.

   Итак, вы славно потрудились, учились в школе, а теперь можно отдохнуть: делу — время, потехе — час, начинаем наш рассказ.

 

Жила моя бабушка в деревенской избе, и окружали ее вещи, которые вы здесь видите.

   Вставала бабушка Дуня раньше всех, за несколько часов до рассвета, одевалась, умывалась вот у такого рукомойника, зажигала лампаду у образов (так в старину называли иконы) и после этого будила остальных домочадцев. На ней лежало много обязанностей. Она должна была трудиться и показывать пример другим, а ложилась, конечно, позже всех.

Внуки помогали бабушке управляться с огромным хозяйством, например, воды принести в ведрах на коромысле.

Бабушка Дуня -  Может, из вас кто-нибудь хочет попробовать?

(дети  поочередно примеряют коромысло и ведра)

  Поставим обед в печь. Ну-ка, кто хочет попробовать?

Дети пробуют с помощью ухвата поставить чугунок в печь.

   Помогали внуки и в таком нелегком ремесле, как ткачество. Долгий путь проходило крохотное льняное семечко до того, как рубашкой станет. Сначала его в землю сеяли. Зацветал лен красивыми голубыми цветами, а когда цветы превращались в маленькие коробочки, лен убирали. Коробочки отсекали и из них делали льняное масло. Сами стебли в речке топили и еще камнем сверху наваливали, чтобы не всплыли.

Недели через две вытаскивали лен из речки, просушивали, а уж потом его трепали вот такой зубчатой дощечкой, которая называется рубель, или мяли пестом в ступе так, что от бедного льна летела кострика (отбросы) во все стороны (весь рассказ сопровождается показом на музейных предметах).

 Кто из вас хочет попробовать помять лен? (Пробуют мять лен.)

Смотрите, какое у нас получилось льняное волокно. После его вычесывали щетью или вот таким деревянным гребнем. В результате чего получалось куделька (показывает, как). Ее привязывали на прялку и долгими зимними вечерами пряли нитки.

Агриппина. В полдень наступало время обеда. Баба Дуня подавала на стол еду, и все домочадцы усаживались за стол. Кушанье подавалось на одного или на два человека в одной миске, и все ели из нее ложками. Пообедавши, все ложились немножко отдохнуть, после чего опять принимались за обычные занятия. Но в день, когда назначались посиделки, к ним начинали готовиться сразу после отдыха: девушки надевали красивые сарафаны, повязывали на голову ленты. Парни надевали вышитые рубахи (наряжаем детей в одежду).

   Баба Дуня доставала из-под печки березовое или осиновое полено и расщепляла его на тонкие палочки, которые называются лучинами. После вкладывала одну в светец и зажигала ее. Изба освещалась при этом слабым неровным светом. А на пол баба Дуня обязательно ставила таз или чугун с водой или корыто с песком.

А как вы думаете, для чего?

Варианты ответов детей.

Правильно, чтобы огарки не падали с лучины на пол.

Но вот стало смеркаться, и девушки с парнями стали собираться на вечерки (так еще называли посиделки). (выходят  те дети, которых  наряжали, каждый со своей работой)

   Все они пришли не с пустыми руками, каждый принес себе работу. Усаживались поближе к лучине или печи и принимались за работу. Кто-то из девчат принимался вышивать, а кто-то садился за такую или вот такую прялку.

   Парни тоже не скучают, кто лапти плетет, кто веревку вьет, а кто-то валенки подшивает. Маленькие ребята залезали на печь и на полати. Это специальный деревянный настил под потолком, расположенный рядом с печью. А чтобы веселее было работать, девчата пели песни. (Поем рнп «Во поле берёза стояла»)

   Но на посиделках не только пели, но и загадывали загадки.  Сейчас посмотрим, какие вы сообразительные, за каждый правильный ответ бабушка Дуня будет давать жетон.

Два братца видятся,

А вместе не соберутся (Пол и потолок).

Маленький мальчик всем под ноги смотрит (Порог)

Чего из избы не вытащить? (Печь)

Ниже верху, Выше печи, Греют плечи (Полати).

Черный конь прыгает в огонь (Кочерга).

Кривой бельмес под горшок залез (Ухват).

Меланья толста, Сухой Матвей привязался к ней (Рукомойник)

Два брата пузатеньких

Под гору бегут.

Один горбатенький

За вихор держит (Ведра и коромысло).

Красный петушок

По жердочке бежит (Горящая лучина).

Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол)

   Молодцы, ребята, а может, вы тоже хотите загадать какие-нибудь загадки? (Дети, которые загадывают загадки и те, кто отгадывает, получают жетон)

- Какие вы сообразительные, да как много вы знаете загадок! А истории какие-нибудь веселые или анекдоты вы знаете? (Наряженные дети рассказывают истории и анекдоты).

  Насмеявшись вдоволь, стали девчата и парни бабушку Дуню уговаривать, чтобы та им сказку рассказала. Баба Дуня сама сказки сочиняла, да и сама искусной рассказчицей была. Долго просить ее не пришлось, поменяла она лучину и начала свой сказ.

Бабушка Дуня. На краю деревни, посреди дороги лежит конская голова, и всем, кто мимо проходит и проезжает, приходится ее обходить. Проходил мимо купеческий сын и вдруг слышит, она ему говорит:

— Принеси мне, добрый молодец, воды напиться.

— Ну, вот еще, — ответил купеческий сын, — буду я об тебя руки

марать.

И пошел дальше своей дорогой, пнув голову ногой.

Идет мимо брезгливая хозяйская дочка, а голова ей молвит:

— Принеси мне, красна-девица, воды напиться.

— Фу, как от тебя дурно пахнет, и какая ты грязная и пыльная, не хочу я об тебя свои руки пачкать.

И убежала дальше, даже не взглянув в ту сторону. Тут следом Марьюшка идет, хозяйкина падчерица. Остановилась, посмотрела на голову, а она и молвит ей:

— Принеси мне, девушка, воды напиться.

Жаль стало Марьюшке голову, спустилась она к обочине,  зачерпнула воды в ладошки и стала в гору подниматься. Прошла полдороги, споткнулась о камень, упала и всю воду расплескала. Вернулась обратно, зачерпнула вновь воду в ладошки и принесла Голове. Напилась голова и снова взмолилась:

— Не напилась я, девушка, отнеси меня к реке воды испить. Взяла Марьюшка голову на руки и стала с ней к реке спускаться, а у берега — заросли крапивы да осоки. Обстрекалась девушка крапивой, порезалась осокой, но голову не бросила. Принесла ее к реке, напилась тут голова вдоволь и превратилась в прекрасного парня. Подошел он к Марьюшке и говорит:

— За доброту твою, за то, что не побрезговала мною и не бросила, беру я тебя, Марьюшка, себе в жены. Заколдовал меня злой волшебник, а ты сумела снять с меня злые чары.

Справили они свадьбу веселую и зажили с тех пор в любви и радости.

Агриппина.  Понравилась вам, ребята, сказка бабы Дуни? А о чем хотела сказать нам мудрая бабушка в этой сказке? Рассуждение детей. Правильно, ребята, сказка эта о добре и зле, учит понимать себя и других.

Когда сумерки совсем уже покрыли землю, повеселившиеся от души ребята и девчата стали собираться по домам. Парни проводили девушек и договорились о посиделках на следующей неделе. Ну, и мне уже пора. Надеюсь, вы теперь знаете, что такое посиделки. А чтобы вы еще лучше все запомнили, я предлагаю вам выполнить следующие задания.

(Дети разделены на 2 команды)

Выдается лист с ручкой каждой команде.

1. Какие вещи принесли с собой на посиделки девушки и парни?

Веретено, пяльцы, прялку, иголку, вату, кудель, лен, лыко, тесьму, шерсть, бумагу, фломастеры, цветные нитки.

2. Отгадай кроссворд:                 

Отгадав загадки и заполнив пронумерованные клеточки, вы сможете, вставить пропущенные буквы, узнать названия, находящиеся в выделенных колонках:

По горизонтали:

1. Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает. Что схватит — отдает, А сам в угол идет (ухват).

2. Через море узкий мост (ведро).

3. Чем больше я верчусь,

    Тем больше я толстею (веретено).

4. Какие зубы не кусают и не едят? (гребень)

5.  Растение, из которого делают нитки;

• пряжа, которая получается в результате вычесывания деревянным гребнем.

Подводятся итоги. Подсчитываются жетоны каждой команды. Победителям и участникам вручаются медали со сладкими призами.

Агриппина - До скорой встречи, добры-молодцы и красны-девицы! Рады мы были с бабушкой Дуней с вами познакомиться.

Источники

  1. «Песчаница- уголок России (опыт школьного краеведения)» /сборник материалов опыта краеведческой работы Песчанской средней школы/ Котлас, 2002 год.
  2. М.И. Мильчик, ю.С. Ушаков «Деревянная архитектура русского Севера», Ленинград, 1981 г.
  3. «История северного крестьянства», Архангельск, 1984г.

Рекомендации для педагогов, организаторов

Дети не только визуально знакомятся с народными предметами, но и   непосредственно соприкасаются с ними, поэтому пусть каждый желающий потрогает их на ощупь.

Также можно организовать выставку иллюстраций кукол и тряпичных изделий «Куклы наших бабушек», на которой ребята бы познакомились со старинными куклами: куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки; увидели, чем отличаются куклы для игр и обрядовые игрушки (свадебная, пасхальная, кукла-оберег).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия "Встреча школьных друзей"

В феврале на каникулах для первоклашек мне предоставилась возможность всретиться с моими бывшими учениками. Сценарий представляет собой ералаш праздников, которые мы не встретили вместе. Но нам этого ...

Внеклассное мероприятие "Калейдоскоп школьной жизни"

Цель занятия: мотивация школьной, личностной успешности. Развитие навыков группового взаимодействия. Задачи: помощь кл.руководителю в создании оптимизации учебного процесса; поддержка эмоционально-п...

Внеклассное мероприятие «Здравствуй, школьная страна!» (первый урок для первоклассников и их родителей)

Ход мероприятия1.Орг.момент_Дети, похож сегодня день на все остальные дни?-Чем он отличается от других дней?-Да, вы правы. Сегодня все дети, которым исполнилось или  скоро исполнится 7 лет, идут ...

внеклассное мероприятие "Жизнь Школьного Дневника"

Целью внеклассного мероприятия "Жизнь Школьного Дневника" для 2-4 классов является воспитание бережного отношения к главному документу школьника - Дневнику....

Внеклассное мероприятие в школьном музее.

Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе представить....

Внеклассное мероприятие «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки Ульяны»

Методическая  разработка по теме «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки Ульяны»  в 3 классе представляет собой конспект занятий из серии внеклассных мероприятий по курсу ...