"Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно – ориентированного обучения и воспитания"
статья на тему

Курсовая работа посвящена проблематике личностно-ориентированного обучения и воспитания. В данной работе рассматриваются не только особенности данного обучения и воспитания, но и его специфика. «Личностно ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, воспитания, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно–воспитательного процесса»[4;45].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_novaya.docx47.96 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

3

1. Инновационные возможности обучения и воспитания………………

5

2. Феномен личностно  - ориентированного обучения и воспитания

          в развитии индивидуальности школьника……………………………..

7

3. Принципы построения личностно - ориентированной системы

обучения и воспитания ……………………………………………………

9

4. Функция урока в системе личностно - ориентированного обучения и

воспитания………………………………………………………………….

13

Заключение………………………………………………………………………..

18

Список использованных источников……………………………………………

20

        

Введение

Курсовая работа посвящена проблематике личностно-ориентированного обучения и воспитания. В данной работе рассматриваются не только особенности данного обучения и воспитания, но и его специфика. «Личностно ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, воспитания, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно–воспитательного процесса»[4;45].

Содержание личностно ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.

Образование на личностном уровне – это смысловое субъективное восприятие реальности, и, следовательно, никакая предметная деятельность не гарантирует образование требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а подчас и инициатором любого процесса своего образования.

Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение и воспитание используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно ориентированного обучения и воспитания[1;12].

Цель курсовой работы: изучение особенностей личностно ориентированной технологии в современной системе обучения и воспитания.

Задачи исследования:

1) изучить феномен личностно ориентированного развивающего обучения,  воспитания;

2) выявить принципы построения личностно ориентированной системы обучения, воспитания;

3) определить технологию личностно ориентированного образовательного процесса;

4) определить уровень подготовки учителя к системе личностно ориентированных уроков;

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация.

Объект исследования: особенности личностно – ориентированного обучения и воспитания.

Предмет исследования: процесс развития индивидуальности школьника в системе личностно – ориентированного обучения и воспитания.

Гипотеза исследования: предположим, что организация учебно – воспитательного  процесса на основе личностно – ориентированного подхода способствует развитию индивидуальности школьника.

1 Инновационные возможности обучения и воспитания

Среди глобальных проблем современности центральной является проблема самого человека. Общая ориентация образования в наши дни направлена на раскрытие и использование потенциальных способностей школьника, обнаружения его индивидуальности.

Источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача инновационного обучения состоит в том, чтобы помочь школьнику понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние резервы. Человек постоянно находится в процессе совершенствования. Индивидуум стремится выявить свои природные задатки, личность – найти свое место в обществе, индивидуальность - достичь целостности, уникальности, самореализоваться[16;42] .

Современному педагогу необходимо умело и знающе способствовать раскрытию многообразных индивидуальных творческих возможностей школьников. Главная задача для сегодняшнего образования и воспитания – помочь раскрытию индивидуальности школьника, способной не только исполнять ролевые заданные обществом функции, но и проектировать собственную жизнь, осознать свою исключительность совершенствовать свои творческие задатки.

Не вызывает сомнения необходимость новых под-ходов с целью оптимизации учебного процесса. По окончании школы ученик должен уметь оценивать сложные познавательные жизненные ситуации, уметь целенаправленно перерабатывать информацию, реализовывать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

В годы учебы главной деятельностью для ребенка становится обучение. Поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности, раскрывает индивидуальность учащегося. Подобно тому, как целостна и едина индивидуальность школьника, так целостен и процесс ее раскрытия. А развивать гармонично человека – значит обучать его знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально–ценностное отношение к миру через применение различных форм обучения [12;43].

Задача каждому педагогу ясна. Но сложны пути ее достижения, потому что, с одной стороны, учитель должен раскрыть индивидуальные черты учащегося с целью его дальнейшей успешной социализации, а с другой стороны, учитель обязан посредством социализации способствовать становлению индивидуальности школьника. Возникает проблема необходимости учета индивидуальности учащегося в процессе обучения и воспитания с тем, чтобы цель соответствовала результату педагогической деятельности.

Учебно-познавательная деятельность учащихся может протекать успешно только в условиях управления этим процессом со стороны учителя и самого обучающегося. Это предположение основывается на понимании организации учебной деятельности как управляемого процесса и подтверждается многими теоретическими выводами (А.А. Кирсанов, А.И. Раев, Н.Ф. Талызина), поэтому модель организации эффективной учебной деятельности включает компонент управления, содержащий рассмотрение управленческих функций как преподавателя, так и самого ученика. В нашем понимании цель управления учебной деятельностью состоит в осуществлении перевода учащегося из объекта в субъект управления [14;71]. Организованная и сформированная учебная деятельность – это самоуправляемая деятельность , поэтому она предполагает наличие управления ею не только со стороны учителя, но и учащегося на уровне самоуправления. Ученик становится субъектом управления учебной деятельностью не сразу.

Индивидуальность школьника раскрывается в условиях совместной деятельности его и учителя, вначале при управляющем воздействии преподавателя; на более высоком уровне – в управляющем взаимодействии, в условиях равноправного самоуправления; и только затем – в режиме самоуправления учащимися своей деятельностью учения.

Практический опыт преподавания подтверждает необходимость и важность управления в организации любой учебной деятельности, осуществляемого в ре-жиме взаимодействия педагога и учащегося. Управление обеспечивает наличие самого процесса, его анализ, целенаправленность, организацию.

Почему не традиционное, а инновационное обучение способно полностью раскрыть индивидуальность школьника? Инновационное обучение (innovative learning) — целенаправленная , научно обоснованная, организованная учебная и воспитательная деятельность, связанная с поисками нового содержания школьного образования, новых форм, средств и приемов обучения [20;17]. Инновационное обучение влияет на педагогическую деятельность учителя и познавательную деятельность учащихся. Это связано с изменившимися целями образовательно-воспитательного процесса, когда школьник становится активным субъектом творческой учебной деятельности.

Организация инновационного обучения обеспечивает приобщение всех школьников в процесс познания саморазвития на максимальном для каждого уровне успешности, влияет на раскрытие индивидуальности каждого ученика. А главным отличием процесса познания при инновационном обучении является тип овладения знаниями, когда создаются оптимальные условия для включения школьников в творческий процесс, где важна не только цель учебных заданий, но предоставленная ученику возможность самораскрытия, самопостижения, самоактуализации. [4;72].

2 Феномен личностно - ориентированного обучения и воспитания в развитии индивидуальности школьника

Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение, воспитание понимается, как обучение и воспитание, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося [6;67].

Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия [5;34]. Личностный подход оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределений, самореализации и самоутверждения.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание предполагает, в первую очередь, знание особенностей каждого ученика.

Личностно ориентированное обучение, воспитание имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».

Личностно-ориентированное обучение -  учебный процесс, направленный на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями, предоставляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъектный опыт.

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.  [1]

Личностно-ориентированное воспитание -  педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе, которого происходит вхождение ребёнка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.

Личностно ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение, воспитание исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития.  Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика[10;76].

3 Принципы построения личностно -  ориентированной системы обучения и воспитания

Принципы построения личностно - ориентированной системы нацелены на всестороннее развитие личности. Нельзя сказать, что школа не ставила перед собой цель развития личности. Наоборот, эта цель постоянно декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности. Существовали социально-педагогические модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, как выразитель их содержания. Последнее задавалось идеологией, господствующей в обществе [20;12].

Личностно ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли (детерминации) внешних воздействий, (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности [17;66].

Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие дидактические модели, через которые реализовывался индивидуальный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению учащихся на сильных, средних, слабых; к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овладению этим материалом (программированное, проблемное обучение).

В рамках такого индивидуального подхода проводилась предметная дифференциация, которая, кстати, востребовалась, только одним социальным институтом - вузами. Во всех же остальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имела существенного значения. Общеобразовательная школа в основном готовила к вузу и этот социальный заказ выполняла через предметную дифференциацию, при этом нивелировалась духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии) и психологические модели личностно ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных (интеллектуальных) способностей, которые рассматривались, прежде всего, как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание), а не индивидуальные способности. Средством развития этих способностей считается учебная деятельность, которая строится как «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре.

Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний.

Чем лучше были организованы знания в системы (по теоретическому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая от содержания, специального конструирования учебного материала, обучаемость тем самым рассматривалась не столько как индивидуальная, сколько как типовая особенность личности (теоретики, эмпирики, обладатели наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.) [20;98]. При всем видимом различии эти модели объединяет следующее:

1) признание за обучением определяющего основного источника (детерминанты) развития личности;

2)  формирование личности с заранее заданными (планируемыми)

качествами, свойствами, способностями («стань таким, как я хочу»);

3) понимание развития (возрастного, индивидуального) как наращивание знаний, умений, навыков (увеличение их объема, усложнение содержания) и овладение социально-значимыми эталонами в виде понятий, идеалов, образцов поведения;

4)  выделение и отработка типовых характеристик личности как продукта социокультурной среды («коллективный субъект»);

5) определение механизма усвоения (интериоризации) обучающих воздействий в качестве основного источника развития личности.

В настоящее время разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно ориентированного обучения и воспитания. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом [19;53].

Реализация личностно ориентированной системы обучения и воспитания требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к воспитанию, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.[2]

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность [7;34].  В этом случае исходные моменты обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика - основная задача личностно ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс [12;26].

Исходя из ее специфики личностно – ориентированного обучения и воспитания, невозможно построить идеальную модель, как это принято, т.е. наметить общие цели и конечные результаты без учета «сопротивления материала», каким является ученик как носитель субъектного опыта. В этом смысле различаем термин «прожектирование» (мысленное, идеальное простраивание чего-либо) и проектирование (как создание и практическое воплощение проекта) [20;87]. Эффект создания и управления личностно ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким, вариативным, многофакторным.

Проектирование личностно ориентированной системы обучения и воспитания предполагает:

1) признание ученика основным субъектом процесса обучения и воспитания;

2) определение цели проектирования - развитие индивидуальных способностей ученика;

3) определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Реализация личностно ориентированного обучения и воспитания требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей) [9;47].

Необходимы также особые процедуры, отслеживался характера и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в культуре представлений о норме психического развития ребенка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другим).

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно ориентированного обучения в школе?

Необходимо: во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются; во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей; в-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.

4 Функция урока в системе личностно – ориентированного обучения и воспитания

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения и воспитания существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом.

Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и руководствоваться личностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе? [15;77].

Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.

 Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса - администрации, учителей, учеников, родителей.

В-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.

Поэтому личностно ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому, занимаясь по личностно ориентированной системе обучения, ученик

1) получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

2) вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;

3) учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;

4) учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.

Все это становится возможным в связи с тем, что эта система полностью соответствует комплексу индивидуальных способностей ученика. Поэтому ученик сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для этой системы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В процессе такой деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит присвоение таких черт характера, как любовь к учению, умение быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, концентрация внимания, спокойствие, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим [18;33] .

Личностно ориентированная система, опираясь на то, что личность - это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность, реализуя своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, создает оптимальные условия, содействующие развитию личности ученика посредством возрастной ведущей учебной деятельности.[3]

Доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Л.С. Выготский писал: «Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения и воспитания составляет незыблемый и основной факт, от которого мы можем,  смело отправляться как от несомненного». Поэтому необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае.

Первый - это уровень актуального развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его развития. Здесь речь идет о наличном уровне подготовленности ученика, характеризуемом тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослых.

Второй - это уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это зона ближайшего развития. Данный уровень свидетельствует о том, чего ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у учеников свои, а отсюда разная динамика (темпы) умственного развития.

Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. [7;25]. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит ее становление. Это относится даже к пространству в физическом смысле слова. Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей – усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма. В образовании важен был результат, действие, которое эта личность должна была произвести, а не новообразования в ней самой. Должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Ее сущность выразил  Ш. А. Амонашвили в трех принципах педагогической деятельности: «любить детей, очеловечить среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство» [10;65] . Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. По словам Б.Ц. Бадмаева: «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель — предметник», а Учитель с большой буквы – воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина». Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода. Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную и деятельностно-творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой [17;45]. Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность с учетом мотивационно-аксиологических сторон личности. В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками. Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию. Цель каждого конкретного учителя в совокупном личностно-развивающем пространстве школы органично согласуется с целями других педагогов, с целостной личностно-развивающей жизненной ситуацией воспитанника. Учитель просто обязан обеспечить на уроке приток свежих сведений из самых различных источников; дать совет, что прочитать, посмотреть, услышать, предоставить желающим возможность дополнить учительское повествование и поощрить их за это более высокой оценкой [20;61]. Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение и воспитание предполагает, что в центре обучения и воспитания находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение), должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание.

Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Личностно ориентированное обучение и воспитание позволит:

1) повысить мотивированность учащихся к обучению;

2) повысить их познавательную активность;

3) построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;

4) создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

5) дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

6) создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

7) вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;

8) отследить динамику развития учащихся;

9) учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

Таким образом, в результате рассмотренной темы «Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно – ориентированного обучения и воспитания» пришли  к выводу , что гипотеза «организация учебно – воспитательного  процесса на основе личностно – ориентированного подхода способствует развитию индивидуальности школьника» доказана.

Список использованных источников

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010 г.)

2. Стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897)

3. Асмолова А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010.

4. Бондаревская  Е. В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью.– Ростов н/Д. : Ростиздат, 2012. – 236 с.

5. Бондаревская  Е. В. Учителю о личностно-ориентированном образовании / Е. В. Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью.– Ростов н/Д. : Ростиздат, 2013. – 176 с.

6. Козлова А.Д. Образовательные технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.  Красноярск: РИО КГПУ, 2011. – 244 с.

7. Колесникова Г. И. Специальная психология и педагогика / Г. И. Колесникова – 2-е издание: Феникс: высшее образование, 2010. – 256 с.

8.  Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2010.-368 с

9. Королева Н.А. Особенности самосознания младших школьников, обучающихся по традиционной и личностно ориентированной системам / Студенты в научном поиске. – Набережные челны, 2011. – С.117 - 121

10. Королева Н.А. Проблема формирования самосознания младших школьников, обучающихся по личностно-ориентированной и традиционной системам обучения / Молодежь и наука XXI века. – Красноярск, 2013. – С. 183 – 186

11. Королева Н.А. Самосознание младших школьников, обучающихся по различным системам / Проблемы воспитания, обучения и сопровождения детей и молодежи в различных образовательных и социальных учреждениях – Красноярск, 2014 г. (в печати)

12. Куликова Л.В. Психология сознания. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.
13. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. – 2011. - №4. – С. 60 - 64

14. Лаврентьев В. В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно- ориентированного обучения / В. В. Лаврентьев // Завуч. – 2012. – №1. – 214 с.

15. Овсянникова С. К. Формирование гуманистических взаимоотношений младших школьников. Монография.- Нижневартовск: Издательство Нижневортовского государственного гуманитарного университета, 2010. –88 С.

16. Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на степени начального общего образования. /Текст/ /авт. – сост. Е. В. Богданова, Н. В. Кондукова, - Е. В. Хребтова. – Бельво, 2010.

17. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. М. : Просвещение, 2010.

18. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 75 с.

19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2011. – 608 с.

20. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2014. – 188 с.


[1] Колесникова Г. И. Специальная психология и педагогика / Г. И. Колесникова – 2-е издание: Феникс: высшее образование, 2010. – 256 с.

[2] Козлова А.Д. Образовательные технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.  Красноярск: РИО КГПУ, 2011. – 244 с.

[3] Савенков А. И. Методика исследовательского обучения школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 75 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе личностно ориентированного обучения»

материал содержит презентацию педагогического опыта  Исследовательская, поисковая активность– естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внут...

Методическая публикация на тему: "Организация урока в процессе личностно-ориентированного обучения младших школьников"

Данная разработка содержит исследование уровня самооценки младших школьников....

Личностно-ориентированное обучение и воспитание

Личностно-ориентированное обучение и воспитание.Педагог в личностно-ориентированной школе. Принципы личностно-ориентированного обучения. Особенности личностно-ориентированного урока....

Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно – ориентированного обучения и воспитания

СодержаниеВведение…………………………………………………………………………..31. Инновационные возможности обучения и воспитания………………52. Феномен личностно  - ориентированного обучения и воспитания...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Использование технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в работе с первоклассниками и их родителями...

Развитие индивидуальных способностей учащихся через личностно - ориентированный урок.

Основная задача личностно ориентированного обучения состоит в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, разви­ваться ка...

Статья: " Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в группе продленного дня"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО)направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели школы,...