Классный час по программе «Две недели в лагере здоровья» Занятие 6. «Как правильно накрыть стол»
классный час (3 класс) на тему

Евстафьева Виктория Алексеевна

Сценарный палн, конспект проведения классного часа по программе  «Две недели в лагере здоровья» Занятие 6. «Как правильно накрыть стол». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план  

проведения классного часа

по программе  «Две недели в лагере здоровья»

Занятие 6.

 «Как правильно накрыть стол»

в  3 «С» классе

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Организационный момент «Минутка радости».

3. Выступления подготовленных учеников».

4. Презентация «Виды посуды».

5. Игра «Сервируем стол к обеду».

6. Памятка «Как правильно вести себя за столом»

7. Рефлексия. Подведение итогов классного часа.

Информационно-практическое занятие  

«КАК   ПРАВИЛЬНО  НАКРЫТЬ  СТОЛ»

ЗАДАЧИ:

-  расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде), правилах сервировки стола для ежедневного приема пищи;

- научить детей различать столовые приборы и столовую посуду, которая используется для сервировки стола к завтраку, ужину, обед ; ознакомить с правилами сервировки стола к завтраку, обеду, ужину;

-  помочь детям осознать важность соблюдения правил сервировки стола как проявления уровня культуры человека;

- воспитывать культуру поведения за столом.

I. Моделирование проблемной ситуации.

Команды получают задание:

1)  накрыть стол к обеду, используя уже имеющиеся знания о сервировке,

  1. вместе обсудить правильность выполнения задания.

II. Вывод  учителя:

□  соблюдение правил сервировки продиктовано соображениями удобства, — поскольку позволяет рационально разместить на столе все приборы и посуду;

□  соблюдение правил сервировки соответствует гигиеническим требованиям, поскольку позволяет сохранить чистоту используемой посуды;

□  соблюдение правил сервировки является способом проявления уважения к другому человеку (посуда и приборы размещаются определенным — уже известным ему способом, гость за столом чувствует себя уверенно и т. д.), а также является демонстрацией уровня своей культуры.

- Запомните: хотя традиции питания в разных семьях, у жителей разных городов и стран отличаются, в современном обществе требования к сервировке универсальны и их следует соблюдать.

III. Выступления подготовленных учеников.

1. «Наборы столовых приборов»

- Для сервировки стола используется столовая посуда (блюда, супницы, салатники, тарелки, чашки, бокалы и т. д.) и столовые приборы. К ним относятся ножи, вилки, ложки, щипцы, лопатки. Существует 8 видов различных ножей, 6 видов вилок, 5 видов ложек, которые могут использоваться для приема пищи.

Существует три основных набора столовых приборов: большой или основной столовый, закусочный, десертный. В каждый входит ложка, вилка, нож, но их назначение и, соответственно, размеры разные. Большой или основной столовый прибор используют для подачи первых и вторых блюд. Закусочный набор отличается меньшими размерами, сервируется для закусок всех видов холодных блюд, а также некоторых горячих — жареной ветчины, блинов и т. д. Закусочный прибор не включает в себя ложку. Десертный набор еще меньше по размерам — предназначен для употребления сладких блюд, пудинга, мусса, компота, мороженого, кремов.

2. «Виды посуды»

- К основным видам посуды относятся: суповая тарелка (глубокая тарелка), тарелка для второго блюда, тарелка для салата или пирога, тарелка для хлеба, суповая чашка-бульонка (подается обязательно с блюдцем, к ней полагается десертная ложка), блюда для овощей, мяса, пирога, супница, соусники, чайники, кофейники, молочники. Часто используется большая мелкая тарелка, которая выполняет роль подставки (на нее ставят закусочную тарелку или глубокую тарелку для первого блюда).

Понятно, что в повседневной жизни мы обходимся гораздо меньшим количеством приборов и посуды. Однако располагать их на столе следует в определенном порядке.

3. Правила сервировки стола к обеду.

- Если стол накрывается к обеду, на него прежде всего ставят мелкие столовые тарелки, а на них — закусочные. Справа от каждой мелкой тарелки кладется ложка и нож (отточенной стороной лезвия в сторону тарелки), слева — вилка. Ложки и вилки должны лежать вогнутой стороной кверху. При сервировке стола приборы нужно держать за ручку. Кладут их в 2 сантиметрах от края стола, расстояние между приборами должно быть очень небольшим, но так, чтобы они не соприкасались друг с другом.

- В центр стола ставится салатница или блюдо с закусками. В нем обязательно должна находиться ложка или вилка, с помощью которой присутствующие смогут положить себе на тарелку нужное количество еды. Ни в коем случае нельзя брать из общей тарелки еду своими приборами.

- Перед подачей первого горячего блюда снимаются закусочные тарелки, могут меняться приборы.

На стол можно сразу поставить несколько тарелок — и для первого блюда, и для второго. В этом случае их ставят одну в другую, а слева устанавливают тарелку для закусок. Если закуска — рыбная, на тарелку кладут специальный рыбный нож.

Все консервы перед подачей на стол обязательно выкладывают из банок на закусочную тарелку. Если к столу подается масло, то его вынимают из холодильника за 10—20 минут, так, чтобы оно не было слишком холодным, а затем выкладывают в масленку.

4. Сервировка к десерту.

- Справа от тарелки ставят бокал для напитка. Прямо перед тарелкой кладется десертная ложка, десертный нож и вилка. Ручки ложки и ножика повернуты вправо, а ручка вилочки влево. С помощью ложки можно доставать ягоды и фрукты из напитка, полакомиться муссом или кремом. Если в напитке (компоте), который подается на десерт, есть косточки, то бокал обязательно ставят на блюдце, в которое потом можно будет складывать косточки. Десертная вилочка поможет достать лимон с общей тарелки, а с помощью ножа можно есть фрукты.

На столе обязательно должны стоять салфетки в специальных подставках.

Стол можно украсить фруктами. Их подают в вазе или корзине. Яблоки при этом кладут хвостиками вниз, а груши хвостиками вверх.

5. Сервировка стола к завтраку и ужину

- Сервировка стола к завтраку или ужину имеет свои особенности. Так, сервируя стол к завтраку, кроме закусочной тарелки на стол ставят чашку или стакан с блюдцем. На блюдце кладут чайную ложку. Ручка чашки и ложка на блюдце должны быть справа. Если предполагается, что за завтраком, кроме чая или кофе, будут подавать еще какой-то напиток, то стакан для него размещается слева от чашки.

Яйца всмятку подают в специальной подставке или небольшом блюдечке, которое ставят на закусочную тарелку. К вареному яйцу подают небольшую ложечку (чайную или специальную пластмассовую). Кашу подают в глубокой столовой или десертной тарелке, которую ставят на закусочную или справа от закусочной. К каше полагается десертная (меньше столовой) ложка.

Печенье, вафли, пирожки кладут в специальные вазы или сухарницы и сверху прикрывают салфетками. Варенье или мед наливают в вазочки, в которых обязательно должны находиться ложечки, которыми каждый кладет себе лакомство на блюдечко.

За ужином обычно не используется большая столовая ложка и глубокая тарелка.

Салфетки, которые подаются к завтраку или ужину, обычно меньшего размера и складываются проще, чем обеденные.

IV. Просмотр презентации «Как правильно вести себя за столом»

Сообщения «Из истории столовых приборов»

а)  Использование салфеток

Салфетки были известны еще в Древней Греции. Ими служили листья фигового дерева. Полотняные салфетки использовались и в Древнем Риме. В эпоху средневековья они распространились в Европе. Интересно, что особой популярностью салфетки пользовались в тех странах, где мужчины носили бороды и усы. А вот в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало.

Во Франции в XVIII веке существовало более 200 способов укладки салфеток для праздничного стола.

б) Ложки и ножи

Самым древним столовым прибором является ложка. В русских летописях XII—XIII веков она упоминается как совершенно необходимый и привычный для еды предмет. Столовый нож вошел в обиход только в XIV веке, до этого не было разницы между боевым, хозяйственным или столовым ножом. Ложки и ножи носили при себе в особых футлярах, или просто за голенищем сапога. По этому поводу даже есть несколько поговорок: «Запасливый гость без ложки не ходит», «Со своей ложкой по чужим обедам».

Ложка в Скандинавии, Финляндии является символом дружбы и добрососедства. Ее до сих пор дарят лучшим друзьям, выражая тем самым свое отношение.

в) Вилка

Вилка — самый «молодой» из столовых приборов. Точная дата ее «рождения» — 1072 г., а место рождения — Византия. Она была изготовлена в императорском дворце в единственном экземпляре и предназначалась для византийской принцессы Марии Иверской. Можно считать, что именно Мария изобрела вилку, так как посчитала для себя унизительным есть руками. В Европе вилки появились в XIV—XV веках, ими владели только короли и их приближенные.

В России вилку ввел в обиход Петр Первый. Простой народ стал пользоваться вилками только в XIX веке.

г) Тарелки

Настоящие тарелки появились сравнительно недавно — в Европе около XV века (причем они были квадратной формы), а в России — веком позже. До этого роль тарелок выполняли миски, причем даже при королевском дворе подавали общие миски, из которых ели несколько человек.

V. Рефлексия. Практическое занятие-конкурс.

1. «Накрываем стол»

Дети разделяются на команды (творческие группы). Каждая команда накрывает стол для завтрака и (или) полдника. Жюри (в состав которого входят педагоги, работники столовой, старшеклассники) оценивает — насколько правильно соблюдались требования к сервировке, правила гигиены, оригинальность и привлекательность сервировки.

2. Конкурс «Салфеточка»

Детям предлагается придумать и сделать подставку для салфеток и сами салфетки. Условие — использовать не новый материал, а то, что всегда есть на кухне — коробочки из-под йогурта, сметаны, пластиковые бутылки и т. д.

Обращается  внимание детей на то, что даже для отслуживших предметов может быть найдено новое применение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час по программе «Две недели в лагере здоровья» Занятие 6. «Как правильно накрыть стол»

Слайд 3

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ Держи ложку правильно. Держи вилку в левой руке, а нож в правой Старательно пережёвывай пищу, рот при этом должен быть закрыт. Пищи бери понемногу, ешь бесшумно

Слайд 4

Вытирай рот салфеткой. За столом сиди прямо, не клади локти на стол. За стол садись с чистыми руками, причёсанным. Выходя из-за стола поблагодари, тихо задвинь стул

Слайд 5

КАКИЕ ИЗ ЭТИХ ПРАВИЛ ТЫ ВЫПОЛНЯЕШЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Разговор о правильном питании", "Две недели в лагере здоровья"

включение программы "Разговор о правильном питании" в программу ОЗОЖ...

Сценарий занятия с презентацией "Как правильно накрыть стол"

Занятие с учащимися 3-4 классов по программе "Разговор о правильном питании" разработано в соответствии с планированием, предлагаемым авторами программы. На этом занятии ученики узнают секреты правиль...

Реализация программы "Две недели в лагере здоровья"

Конкурсная работа по программе "Две недели в лагере здоровья" 3 класс.Цели, задачи, методика проведения занятия, колендарно-тематическое планирование, содержание тем, работа с родителями....

Развитие коммуникативных навыков учащихся при реализации программы "Две недели в лагере здоровья" (конкурсная работа).

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими.  Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, н...

Классный час по программе «Две недели в лагере здоровья» Занятие 7. «Дары моря»

Сценарный план  и конспект проведения классного часа по программе  «Две недели в лагере здоровья»  Занятие 7. «Дары моря»....

Разработка внеклассного занятия по реализации программы « Две недели в лагере здоровья» по теме: «Молоко и молочные продукты»

В наше время обилия и разнообразия продуктов в магазинах можно ли приготовить молочные продукты в домашних условиях такие же вкусные или ещё вкуснее....