Классный час "Урок мира"
классный час (4 класс) на тему

Чепрасова Светлана Викторовна

Классный час «Урок мира» в 4 классе

Цель: 1. Познакомить со значением слова МИР.

2. Воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле. 

Задачи:

1. Учить заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;

2.Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;

3.Воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, воздушные шары, трафареты голубей, ладошки из бумаги, дерево жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час "Урок мира"72.8 КБ

Предварительный просмотр:


Классный час «Урок мира»

Цель: 1. Познакомить со значением слова МИР.

2. Воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле. 

Задачи:

1. Учить заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;

2.Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;

3.Воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, воздушные шары, трафареты голубей, ладошки из бумаги, дерево жизни.

Ход классного часа:

1.Организационный момент.

2. Объявление темы урока.

Сегодня – на нашем  первом уроке мы будем говорить об очень серьезных и важных вещах. Тему нашего урока вы сами определите, после того, как я прочитаю стихотворение.

«Нам нужен мир, чтоб строить города, 
Сажать деревья и работать в поле. 
Его хотят все люди доброй воли. 
Нам нужен мир навеки! Навсегда!»

Наш первый урок пройдёт под девизом:

«Дети Мира, за руки возьмитесь!» (слайд)

3. Ребята, что означает слово МИР? Обратимся к словарям.

  • МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара. 
    МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; 
    тишина, покой; соглашение о прекращении войны. (слайд)
  • Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.

«Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливым»- какие замечательные слова сказал Г.Х.Андерсен
- Как вы понимаете эти слова? - (высказывания ребят).

4. Стихи о мире.

1. Для дружбы, для улыбок и для встреч, 
В наследство получили мы планету. 
Нам этот мир завещано беречь, 
И землю удивительную эту.

2. Завещано беречь нам этот мир, 
Такой неповторимый на рассвете, 
Он с детства очень дорог нам и мил, 
За будущее мира мы в ответе.

3. Мы не дадим стать пеплом и золой 
Тому, что красотой земной зовется. 
Пусть будет мирным небо над Землей, 
Пусть вечно детство звонкое смеется!

5. А сейчас вы поработаете в группах, чтобы собрать пословицы о мире.

Худой мир лучше доброй драки.

В мире жить — с миром жить.

Кто умеет беситься, тому ни с кем не ужиться.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

Мир - дело великое.

6. Ребята, а что является символом мира? 

Загадка:

Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге.
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет.
(голубь) 

И не просто голубь, а белый голубь.

- С древности голуби считались благородными, а на Востоке – священными птицами. Голубь – символ мира и плодородия.

7.- Предлагаю вам изготовить из бумаги таких голубей. Работа по группам: дети по трафаретам вырезают голубей.

-Взрослые и дети, все люди на планете хотят мира, чтобы ярко светило солнце, на лицах людей были счастливые улыбки, чтобы не смолкал детский заливистый смех.

- Что вы можете сделать, чтобы на нашей планете был всегда мир?

На партах лежат вырезанные ладошки, ваша задача, дописать фразу: « Мир –это…»

8. Обратите внимание на портрет девочки. Её звали Саманта Смит - американская школьница. В 10 лет Саманта стала известной, благодаря письму, которое она написала только что ставшему председателем Президиума Верховного Совета и генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андропову в самый разгар холодной войны.

В одной из статей журнала было сказано, что новый руководитель СССР является весьма опасной личностью, и что под его руководством Советский Союз является как никогда угрожающим безопасности США. Тогда Саманта спросила у своей матери, что «если Андропова все так боятся, почему не напишут ему письмо и не спросят, собирается ли он начинать войну?».

Мать, шутя, ответила: «Ну, напиши сама», и Саманта написала.

Уважаемый мистер Андропов!

Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю вас с новой работой. Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между СССР и Соединенными Штатами. Вы собираетесь, начать войну или нет? Если вы против войны, скажите, пожалуйста, как вы собираетесь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на мой вопрос, но я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Бог создал Землю, чтобы мы все вместе жили в мире и не воевали.

Искренне Ваша, Саманта Смит

Письмо Саманты было отправлено в СССР в ноябре 1982 года, в начале 1983-го — опубликовано в газете «Правда». Саманта была счастлива, когда узнала об этом, но ответа на своё письмо к тому моменту она ещё не получила. Тогда она написала письмо советскому послу в США, спрашивая: собирается ли Андропов ответить ей. 26 апреля 1983 она получила письмо от Андропова.

Дорогая Саманта!

Получил твоё письмо, как и многие другие, поступающие ко мне в эти дни из твоей страны, из других стран мира. Мне кажется — я сужу по письму, — что ты смелая и честная девочка, похожая на Бекки, подружку Тома Сойера из знаменитой книги твоего соотечественника Марка Твена. Эту книгу знают и очень любят в нашей стране все мальчишки и девчонки. Ты пишешь, что очень обеспокоена, не случится ли ядерная война между двумя нашими странами. И спрашиваешь, делаем ли мы что-нибудь, чтобы не дать вспыхнуть войне. Твой вопрос — самый главный из тех, что мог бы задать каждый думающий человек. Отвечу тебе на него серьёзно и честно.

Да, Саманта, мы в Советском Союзе стараемся делать все для того, чтобы не было войны между нашими странами, чтобы вообще не было войны на земле. Так хочет каждый советский человек. Так учил нас великий основатель нашего государства Владимир Ленин.

Советские люди хорошо знают, какая ужасная и разрушительная вещь война. 42 года тому назад нацистская Германия, которая стремилась к господству надо всем миром, напала на нашу страну, сожгла и разорила многие тысячи наших городов и сёл, убила миллионы советских мужчин, женщин и детей.

В той войне, которая закончилась нашей победой, мы были в союзе с Соединенными Штатами, вместе боролись за освобождение от нацистских захватчиков многих народов. Я надеюсь, что ты это знаешь по урокам истории в школе. И сегодня мы очень хотим жить в мире, торговать и сотрудничать со всеми своими соседями по земному шару — и с далёкими, и с близкими. И, конечно, с такой великой страной, как Соединённые Штаты Америки.

И у Америки, и у нас есть ядерное оружие — страшное оружие, которое может в один миг убить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно когда-либо было пущено в ход. Именно поэтому Советский Союз торжественно, на весь мир объявил, что никогда — никогда! — не применит ядерное оружие первым ни против какой страны. И вообще мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле.

Мне кажется, что это — достаточный ответ на твой второй вопрос: «Почему вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере Соединенные Штаты?» Ничего подобного мы не хотим. Никто в нашей стране — ни рабочие и крестьяне, ни писатели и врачи, ни взрослые и дети, ни члены правительства не хотят ни большой, ни «малой» войны.

Мы хотим мира — нам есть чем заняться: выращивать хлеб, строить и изобретать, писать книги и летать в космос. Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта.

Приглашаю тебя, если пустят родители, приехать к нам, лучше всего — летом. Узнаешь нашу страну, встретишься со сверстниками, побываешь в интернациональном лагере детворы — в Артеке на море. И сама убедишься: в Советском Союзе все — за мир и дружбу между народами.

Спасибо за твоё поздравление. Желаю тебе всего самого хорошего в твоей только что начавшейся жизни.

Ю. Андропов

Саманта с родителями выехали в СССР 7 июля 1983 года. В аэропорту её встречало много людей. За 2 недели, что семья Смит провела в Советском Союзе, посол доброй воли Саманта посетила Москву, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и главный пионерский лагерь «Артек» в Крыму. В лагере «Артек» руководство готовилось к приёму Саманты: достроили столовую, подготовили самую лучшую комнату и даже сшили ей пионерскую форму наугад, не зная размера. Форма ей очень понравилась, и она увезла её с собой. В лагере она соблюдала обычный распорядок дня, как и все советские дети.  Хотя тяжело больной Андропов так и не встретился с Самантой, они разговаривали по телефону.

СМИ СССР, США и всего мира следили за каждым её шагом, за каждой фразой. Перед отлётом домой 22 июля Саманта улыбнулась телекамерам и с улыбкой крикнула по-русски: «Будем жить!» А в своей книге «Путешествие в Советский Союз» Саманта заключила, что «они такие же, как мы».

В декабре 1983 года Саманта Смит совершила 10-дневную поездку в Японию, где произнесла речь на Международном симпозиуме детей. Она предложила всем детям больше общаться друг с другом и дружить, тогда, по ее мнению наступит мир во всем мире.

25 августа 1985 года Саманта Смит погибла в авиакатастрофе. Девочка вместе с отцом возвращалась из Англии, где они участвовали в шоу Роберта Вагнера - одном из популярнейших на островах. В Америке они пересели на рейс местной авиалинии. Маленький двухмоторный самолет в условиях плохой видимости промахнулся мимо посадочной полосы и разбился. Никому из восьми пассажиров выжить не удалось.

Первый памятник Саманте Смит был установлен в декабре 1986 года в городе Огасте (штат Мэн, США), где похоронена девочка. Скульптура представляет собой изображение Саманты, которая выпускает на свободу голубя, а к ее ногам прижимается медвежонок - символ России и покровитель штата Мэн.

Позже памятник Саманте был установлен у входа в Государственный музей штата Мэн.

В штате Мэн ежегодно в первый понедельник июня отмечают День Саманты Смит.

21 сентября - Генеральной Ассамблеей этот день провозглашён как день отказа от насилия и прекращения огня во всём мире. Всем странам было предложено воздерживаться от проведения военных действий в этот день. Ежегодно 21 сентября в ООН проводятся различные мероприятия, традиционно начинаемые с церемонии у Колокола мира. Этот колокол отлит из монет, собранных детьми из 60 стран мира, и укреплен под сводом типично японского сооружения из кипарисового дерева, напоминающего синтоистский храм. В колокол, находящийся в центральном учреждении ООН, принято звонить два раза в год: в первый день весны - день весеннего равноденствия, и 21 сентября, в Международный день мира. Надпись на колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Ежегодно в Международный день мира люди во всем мире собираются для того, чтобы вновь подтвердить эту мысль, помянуть жертв конфликтов и заявить о своей готовности посвятить себя построению более безопасного и более справедливого мира. (слайд)

9. - Назовите противоположное по значению слово к слову МИР. /Война/. 
- Не всегда наше сердце спокойно. Радио, телевидение, газеты приносят тревожные новости. То в одном, то в другом конце земного шара падают на землю бомбы, горят школы и больницы, гибнут сотни людей. Почему так происходит?
Что мешает людям мирно жить? 
-После Великой Отечественной войны прошло 70 лет. Но уже за это время в разных уголках нашей планеты бушевало более 100 войн. 
-
Какие же люди начинают эти войны? (Жестокие, безжалостные, безответственные). 
-
А можно ли избежать военных действий? Как? (Надо ответственно относится к конфликтам, которые возникают между разными странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.) 
-
Часто войны возникают из-за непонимания разных сторон или когда одна страна вмешивается в решение спорных вопросов другой страны, что совершенно недопустимо.

10. День знаний, и, конечно же, День мира —
Таков для всех день первый в сентябре,
Когда под звуки вальса из эфира
Шлет поздравленья диктор детворе.

День знаний — мирный день, необходимый
Как символ доброты и чистоты,
Давно и прочно горячо любимый,
И щедрый на улыбки и цветы. 
 
Но к сожалению не всегда был этот день праздничным.

Сентябрь месяц, первое число! 
Спешит всем школа двери приоткрыть. 
Вот первоклассники, мечтавшие давно 
Порог той школы в раз переступить! 
Они не знали, что их первый шаг, 
Как первым стал, так может стать последним. 
Что их захватит в плен проклятый враг, 
Он словно смерть, он в черный цвет одетый. 
В спортзал загнали школьников они. 
Охваченные голодом и жаждой, 
В эту жару держались без воды. 
Не о еде, о жизни думал каждый! 
Одних, как щит, приставили к окну. 
А непокорных просто расстреляли, 
Живые убирали с глаз слезу. 
Боевики героями вдруг стали. 
Целых два дня держали в страхе всех, 
И целый мир обидчиков проклял. 
И взяв на душу самый тяжкий грех, 
Зачем? Кому? И что вы доказали? 
Вас проклинали все, кому не лень, 
Кто чувствовал и понимал потери! 
И вот... настал тот полдень, третий день. 
На вынос трупов они открыли двери! 
Нежданный взрыв, за ним еще другой. 
И без оглядки дети выбегают. 
Они бежали к выходу толпой. 
Ну а по ним безбожники стреляли. 
Навстречу им родители бегут. 
А мимо пролетают свистом пули. 
Они не думают, что ранят их, убьют. 
Хотят детей своих укрыть от боли. 
Вот кто-то крепко обнимает маму, 
Кто-то упал, иль ранен, иль убит... 
Врачи спешат, завязывают раны, 
Картину эту век нам не забыть.. 
Стоял отец, а на руках девчонка. 
И взрывы, крики, шум уже не слышит. 
Ведь в первый класс он проводил дочурку, 
Теперь же ее голос не услышит... 
И сотня раненых, и столько же убито. 
Все испытали шок, все словно бред. 
Как много горя, боли пережито. 
Тому проступку оправданья нет. 
И дрогнул мир. И лава слез, потери... 
Беда прошлась не только по родне. 
Она открыла в многих домах двери. 
Она прошлась почти по всей земле...

10.– А сейчас, ребята, давайте вспомним всех тех, кто погиб 11 лет назад (1.09.2004 года) в Беслане и почтим их память минутой молчания.

Было ясное сентябрьское утро. Дети в парадной форме с цветами и их близкие собирались на традиционные линейки, посвященные началу нового учебного года. В это время на территорию школы №1г. Беслана в Северной Осетии въехала на трех машинах вооруженная банда из 32 человек. Захватив в заложники более 1000 взрослых и детей, они усадили их на пол в спортивном зале и заминировали школу. С 1 по 3 сентября люди не получали ни воду, ни питание. В их адрес раздавались постоянные угрозы. Они понимали, что это террористический акт, но свято верили, что их спасут, что все они останутся живы.

Любые попытки вести переговоры с террористами в конструктивном русле, и решить вопрос об освобождении заложников без силового вмешательства оказывались безуспешными. Единственным человеком, которого боевики на следующий день –2сентября – согласились впустить в здание школы, оказался экс-президент Республики Ингушетия Руслан Аушев. Последнему удалось убедить захватчиков отпустить вместе с ним лишь25 женщин и маленьких детей.

3 сентября была осуществлена стихийно начавшаяся операция по освобождению заложников. Днем 3 сентября в школе прогремел взрыв. Началась паника… Многие из заложников пытались бежать, боевики открыли по убегавшим огонь. На их защиту встали войска спецназа. Своими телами они закрывали детей и взрослых от пуль, сами, погибая при этом. На сегодняшний день огромны жертвы этого теракта, установлено 394 человека. Остальные заложники(более 560 человек), помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок. Им пришлось проходить лечение в больницах России.

Убит 31 террорист, один был задержан и впоследствии приговорён к пожизненному заключению – Нурпаша Кулаев. 17 сентября 2004 года Шамиль Басаев публично взял на себя ответственность за теракт в Беслане.

Здание школы после операции освобождения, и в результате подрыва имевшейся у террористов взрывчатки, оказалось практически полностью разрушенным. Год спустя после этого трагического события на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника “Древо скорби”.


Общей болью и скорбью отозвалась в каждом сердце гибель невинных жертв. Каждый человек стремился помочь горю Беслана. Кто-то участвовал в концертах, выставках, благотворительных аукционах, чтобы перечислить заработанные средства для пострадавших. Кто-то организовывал экскурсии по городам страны, чтобы хотя бы немного отвлечь детей от страшных воспоминаний. Кто-то писал стихи и сочинял песни, чтобы рассказать миру о трагедии в Осетии. В память о школьниках, погибших при освобождении заложников, в Саранске посадили 100 каштанов, во Флоренции назвали площадь.
3 сентября в Северной Осетии объявлен Днем памяти.

11. – Много уроков извлекли из нее народы, но главным из них – что противвойны нужно бороться, пока она не началась.

1 сентября 1939 года – день начала второй мировой войны (войны с фашизмом).

1 сентября 1939 года произошла Глейвицкая провокация (Операция “Консервы”), послужившая поводом к нападению Германии на Польшу 1 сентября1939 года, ставшему началом Второй мировой войны. Много уроков извлекли из нее народы, но главным из них – что против войны нужно бороться, пока она не началась.

 12. В заключение урока обращаюсь к вам, молодому поколению. Мир - это то, что нас окружает. Трава, солнце, небо, деревья, птицы, жучки, паучки. Он так прекрасен этот мир: живой и неживой природы. Будьте внимательны и откройте удивительный, загадочный, волшебный мир, который окружает нас каждый день. Учитесь радоваться первым лучам солнца, пению птиц, бабочкам, цветам, удивительным звукам природы. Уважайте и цените друг друга!

Нам мир завещано беречь
Сл. Пляцковский М., муз. Чичков Ю. 
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь.
И землю удивительную эту.

Худой мир лучше

да тяжело видеть.

В мире жить

тому ни с кем не ужиться.

Войну хорошо слышать,

дело великое.

Кто умеет беситься,

с миром жить.

Мир-

войне не бывать.

Дружно за мир стоять -

доброй драки.

Шаблон голуби мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Давайте в мире жить».

Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, ч...

Классный час(1 класс) "В мире животных"

Предлагаемый материал направлен на создание условий для воспитания заботливого отношения к природе и её обитателям....

Классный час "Её уроки мира и добра"

Содержит стихотворения, конкурсы. Используются элементы мастерской письма. Материал может быть использован как в День Матери, так и 8 Марта. Буду рада, если предложенный материал вам пригодится во вне...

Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"

 выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...