уроки добра 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Охохонина Надежда Викторовна

Важно на ранних этапах развития и обучения ребёнка заложить в его сознание общепринятые этические нормы, сформировать навыки поведенческой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon уроки добра 2 класс63.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

                                                 

Пояснительная записка

           В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Находясь во множестве общественных и личных связей, человек должен определенным образом организовывать и согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а на сознательности самой личности, на понимании ею норм и правил и необходимости их соблюдения. Поэтому важно на ранних этапах развития и обучения ребенка заложить в его сознание общепринятые этические нормы, сформировать навыки поведенческой культуры.

Актуальность программы: 

                  Жизненный опыт ученика начальных классов еще очень мал, чтобы разобраться в непростых этических вопросах. Большое влияние на сознание и поведение оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Пример  поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции. Разумеется, жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы также необходимо.

              Для воспроизведения общественной жизни у младших школьников является игра.

Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения. Игра, равно как и другие деятельностные формы  работы, способствует приучению воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработке и закреплению у них устойчивых привычек поведения. Большую роль в нравственном воспитании младших школьников играет обсуждение литературных произведений, прочитанных или инсценированных самими детьми. Благодаря художественному образу ребенок постепенно начинает оценивать себя – свои мысли, поступки, отношения с другими людьми. В результате такой работы формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.

                                                       

                              Направления курса:

  •  Раздел: «Воспитание личностной культуры».
  •  Раздел: «Формирование культуры взаимоотношений».
  •  Раздел: «Правила хорошего тона».

1. Цели и задачи курса

1.1. Цель курса –    создать условия  для   формирования поведенческой культуры и общепринятых моральных норм.

1.2. Задачи курса:

  • содействовать в формировании личностных качеств человека: доброта, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
  • дать представление о правах и обязанностях ученика;
  • учить осознавать себя как личность;

2. Требования к уровню содержания  дисциплины

2.1. Формирование представлений:      

  • о положительных и отрицательных чертах характера;
  • об этических качествах личности: добре, отзывчивости,  щедрости, скромности, альтруизме;
  • о нравственных качествах: ответственности и послушании;
  • об аккуратности и бережном отношении к вещам, о трудолюбии;
  • о культуре поведения;
  • о честности, о верности слову и обещаниям;
  • о правилах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности;

2.2. Формирование навыков:

  • работа  в паре и в группе;
  • анализа, сравнения, получения вариативного решения, сравнения и выбора оптимального решения;
  • участие в этических беседах, игровых ситуациях, тренингах и практикумах, в чтении и обсуждении литературных произведений, в анализах примеров поведения окружающих;

Учащиеся должны:

2.3. Уметь:  овладеть УУД.      

2.4. Обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

2.5. Обладать ключевыми компетенциями:

2.5.1. Регулятивные:

  • умения (на пропедевтическом уровне) при помощи полученных знаний  самостоятельно решать задания на развитие абстрактного и логического мышления, продумывать решение,  прогнозировать результат своей работы, анализировать свою работу;
  • умения (элементарные)  принимать участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах;
  • способности  задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам.

2.5.2. Коммуникативные:

  • умение работать в паре и в группе,  считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
  • знать элементарные  термины предмета, осознанно оперировать ими;
  • уметь обмениваться  собственным наблюдением, умозаключением.

2.5.3.Учебно-познавательные:

  • умения и навыки планирования учебной деятельности (на первоначальном уровне): самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность – ставить цель, выбирать оптимальные пути решения этих задач;
  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места;
  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, сравнение, обобщение, предвидение результатов своей деятельности, формулирование выводов;
  • умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само – и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

3. Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня воспитанности;
  • признание себя как личности;
  • устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • овладение основами культуры и здоровьесбережения.

4. Место курса:

 

          На изучение курса « уроки добра» во 2 классе из части, формируемой участниками образовательного процесса  УП   МБОУ   Таятской   ООШ выделен 1 час в неделю ( 34 часа в год).

5.  Содержание курса

2 класс

Я познаю себя.

Что в имени тебе моем...

О честности.

Скромность украшает человека.

О хитрости и неблагодарности.

К чему ведут капризы и упрямство.

Поговорим об аккуратности.

Поговорим о доброте и бессердечии.

Учусь управлять своим телом.

Учусь управлять своими эмоциями.

Волшебное слово «Здравствуйте».

Вежливый разговор.

Без друзей так трудно жить на свете...

О дружбе девочек и мальчиков.

От чистого сердца, простыми словами, давайте, друзья, потолкуем о маме...

Забота о младших.

Я и мои родители.

О любви ко всему живому.

Правила хорошего тона.

Правила поведения в школе.

Правила поведения на природе.

Правила поведения в театре.

Правила поведения в общественном транспорте.

Декада вежливости.

Праздник вежливости.

7. Учебно-методическое обеспечение

7.1. Методическое обеспечение предмета для учителя:

  • Л. В. Управителева  Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе 2 класс. «Академия развития» Ярославль, 2008г.
  • А.Лопатина, М. Скребцова  Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах- .: «Амрита- Русь», 2004.
  • Музыкальный сборник детских песен.
  • Сборник пословиц и поговорок.
  • Настольные игры.
  • Альбом, цветные карандаши, краски.

7.2. Методическое обеспечение предмета для учащихся:

  • Раскраски.
  • Альбом, цветные карандаши, краски.
  • Настольные игры.
  • Книги авторов: Е.Пермяка, В.Осеевой, А.Барто, В. Сутеева, С. Маршака, А. Милн, С. Баруздина, Л. Пантелеева, М. Зощенко, С. Михалкова, Я. Акима. Л. Толстого, Г.Х. Андерсена, М.Скребцовой, А.Нееловой, В.Сухомлинского.

 8. Материально-техническое обеспечение

  • Компьютер.
  • Ксерокс.
  • Принтер.
  • Магнитная доска.
  • Интерактивная доска.

9. Методические рекомендации       

 

        Огромное значение приобретает  духовно- нравственное воспитание в школе. Вся воспитательная работа должна сформировать у учащихся качества, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.  

Это:  

  • Интерес к самому себе.
  • Самопризнание себя как личности.
  • Управление самим собой.
  • Уважение чужого мнения.
  • Любознательность и вовлеченность в деятельность.
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Мотивация действий и поступков.

     В программе представлены разнообразные формы работы, но большее место отведено этическим беседам, так как они обогащают моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, знакомят с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

         У младших школьников жизненный опыт еще небогат. Для них воспроизведением общественной жизни является игра. Игра, равно как и другие деятельностные формы работы, способствует приучению воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработке и закреплению у них устойчивых привычек поведения.

Тематическое планирование, представленное в программе, помогает формированию поведенческой культуры и общепринятых моральных норм у учащихся начальной школы.

10. Формы работы:

  • Этические беседы.
  • Игровые ситуации.          
  • Чтение и обсуждение литературных произведений.
  • Тренинги и практикумы.
  • Анализ примеров поведения своего и окружающих.
  • Инсценирование.
  • Конкурсы.
  • Праздники.
  • Ролевые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №5 Тема урока: Добро и зло (урок первый).

Конспект урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс

Цели и задачи:1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....

Конспект урока "Добро и зло" курс ОРКСЭ для 4 класса

Конспект  урока "Добро  и зло".  Модуль "Основы духовно-нравственной культуры  народов России"...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

«УРОК ДОБРА» (урок для обучающихся 2 класса)

Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре ...