Статья "Дороги, которые мы выбираем"
статья (3 класс) на тему

Статья о досуговой игровой  программе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дороги, которые мы выбираем

Татьяна Николаевна Дементьева

педагог – организатор,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО «Дом детского творчества

 «Левобережный»

Невского района Санкт-Петербурга

Любой современный ребенок испытывает множество влияний: семья, улица, друзья, средства массовой информации – все это оказывает воздействие на развитие его внутреннего мира.

      Я думаю, все со мной согласятся, что многое в жизни начинается с педагога, в руках которого, маленький человечек растет и развивается. Задача педагога - не только дать ребенку знания, но и воспитать его человеком нравственным, именно поэтому особое место в образовании и занимает нравственное воспитание. Работа педагога в этом направлении трудная, но благородная, она может отозваться в будущем замечательными результатами, если подойти к ней с душой, любовью и добротой. А возможно это и есть главные и самые действенные «воспитательные средства». К таким выводам я пришла, работая педагогом – организатором в

Доме детского творчества «Левобережный». Мы – педагоги дополнительного образования напрямую связаны с воспитанием детской души и чтобы способствовать  максимальной результативности в этой непростой, но очень важной работе, приходится придумывать все новые и новые педагогические приемы и методы воздействия на детские сердца.

     Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы в этом направлении. Пару лет назад я столкнулась с выбором темы для своей досуговой программы. Долго думая, размышляя, я пришла к выводу, что в нашей жизни меньше стало живых контактов. Люди заняты делом, им некогда встречаться с друзьями. Деловых встреч стало больше, чем встреч по душевной потребности, а если таковые и случаются, то они зачастую происходят не «вживую», а в социальных сетях. Сосредоточившись только на работе, погоне за деньгами,  люди становятся более эгоистичными, думают только о себе, эмоционально не отзывчивы. Наши современные дети, конечно же, перенимают у взрослых эту тенденцию – а это уже опасный знак для всего общества в целом. Именно поэтому я разработала досуговую программу под названием «В добрый путь», которая построена на общении детей и ее темой стала тема добра и дружбы.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Целью программы я определила создание условий для формирования нравственно – личностных качеств и коммуникативной культуры детей, а также  создание условий для формирования эмоционально - отзывчивой, творчески активной личности.

Так как все дети любят играть, а роль игры велика в формировании и развитии всех сторон человеческой  личности особенно нравственной, то естественно одним из главных приемов я использовала игру. А для того чтобы успешно управлять педагогическим процессом и придавать ему воспитывающий характер я использовала метод театрализации. Ход программы – космическое путешествие, в которое отправляются дети.

Еще до начала программы, когда дети заходят в зал, они уже погружаются в игровую ситуацию. Им раздают бейджики, в форме улыбок, где они пишут свои имена и попадают на космический корабль. Зал оформлен как космический корабль с большим проекционным экраном.

Я, как ведущая программы, экскурсовод бюро путешествий,  знакомлюсь с детьми, используя различные игровые приемы, и все вместе мы отправляемся в путешествие на планету развлечений.  Но неожиданно нам приходит письмо с планеты Ялмез, из которого, ребята узнают, что жителям этой планеты нужна помощь. На их планету попал вирус агрессии, который уничтожил часть памяти, и жители планеты  забыли, что такое добро и дружба. Перед детьми встает выбор – лететь на планету развлечений или помогать жителям планеты Ялмез. Дети коллективно обсуждают и принимают решение. Как правило, дети всегда выбирают помощь, но бывают и такие случаи, когда дети затрудняются выбрать или же хотят полететь на планету развлечений. Это еще раз говорит о том, что многие дети эмоционально  не отзывчивы. После того, как маршрут изменен мы с ребятами, чтобы не заболеть самим этим вирусом, вспоминаем, что слово лечит, дети говорят друг другу комплименты, таким образом, наполняют все пространство добрыми словами, Здесь я тоже столкнулась с проблемой того, что они не умеют или стесняются это делать. И только когда они начинают работать в группах, говоря комплименты все вместе, они немного расслабляются и стеснение уходит. В ходе программы дети рассказывают, как они понимают, что такое дружба и составляют рецепт дружбы, избавляются от отрицательной энергии на корабле при помощи специального магнитоулавливателя,   создают свою противовирусную программу, вспоминая добрые поступки, которые они совершали. Финал программы -

вирус побежден. Жители планеты Ялмез благодарят детей за помощь и присылают по космической почте посылку и письмо. В письме кроется главная идея программы – все в наших руках. В подарок дети получают бабочки – раскраски, которые они должны будут раскрасить дома написать на них доброе пожелание  и подарить другу. Таким образом, я проектирую последействие программы. Эпилог программы - возвращение домой. Дети вместе со мной подводят итоги. Проводится экспресс  - диагностика:  дети анализируют свое эмоциональное состояние и правильность принятых решений. При выходе из зала, ребята оставляют звездочки разных цветов в бортовом журнале. Очень важно, на мой взгляд, что дети сами принимают решения и анализируют свои поступки.

Если обратиться к результатам экспресс – диагностики, то за последние 2 года 95 % опрошенных не жалеют, что оказали помощь, но, к сожалению, в среднем, около 5% ребят предпочли свои удовольствия  помощи чужой беде.

30 %  участников программы впервые почувствовали, что  них есть друзья в коллективе, в котором они уже не первый год учатся. Это повод задуматься нам, педагогам, о том какие межличностные отношения формируются в наших детских коллективах и комфортно ли в них ребятам.

Конечно, мне как педагогу и автору этой программы очень хотелось бы, чтобы был результат, которым является побуждение к самостоятельной оценке ситуаций, активизация стремления  прийти на помощь друзьям, повышение уровня познавательной активности, приобретение навыков культуры общения. Его очень сложно выявить сразу. И мы можем только догадываться и надеяться на то, что ребенок задумался над тем, а что же такое дружба, что эта программа помогла ему в этом.

Но все - таки анализируя ответы детей, анализируя то, что в начале программы дети не всегда хотят говорить комплименты, не всегда готовы прийти на помощь, то к концу программы они тянут руки, чтобы рассказать о добром поступке. Это говорит, наверное, о том, что они стали эмоционально активнее, отзывчивее, а значит, есть результат, ради которого я работаю.

И мне так хочется надеяться, что в борьбе против людского равнодушия, лени, инерции, озлобленности наше оружие, которым является добро, всегда победит. И та дорога, которую выберут наши дети, будет правильной.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дороги, которые мы выбираем…»

Рассмотреть  с ребятами проблемы профессионального самоопределения....

Выбирая спорт, мы выбираем жизнь

Классный час о спорте...

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на изучение важности избирательного права. Cценарий занятия «Мы выбираем? Нас выбирают?»

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на изучение важности избирательного права. Состоит из презентации Power Point (со вставками видеофрагментов), сценария занятия «Мы выбираем? Нас в...

Выбирая спорт - мы выбираем здоровье.

Классный час будет полезен педагогам для формирования правильного отношения к здоровому образу жизни. В конспекте занятия содержатся физкультразминка, игра, стихи о спорте, пословицы и поговорки и мно...

Воспитательная программа «Дороги, которые мы выбираем»

Пояснительная записка Глава 1.    Содержание воспитательной программы  «Дороги, которые мы выбираем»Глава 2.     Тематический план реализации воспитательно...

классный час "Выбирая спорт, мы выбираем здоровье"

План подготовки и конспект классного часа , включены беседа, анкета, викторина . стиотворения, конкурсы...

Классный час на тему: "Дороги, которые мы выбираем".

В классном часе говорится о трудности выбора жизненного пути....