Литературно-игровая программа «По страницам Букваря»
методическая разработка (1 класс) по теме

Береснева Татьяна Викторовна

В разработке представлен сценарий литературно-игровой программы «По страницам Букваря».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_bukvarem.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-игровой программы «По страницам Букваря»

(прощание с «Букварём» 1в класса)

Учитель:

Сияньем глаз лучистых

Наполнен зал притихший,

И светятся улыбки,

И песня рвется ввысь.

Сегодня в школе праздник!

И всем гостям мы рады!!!

Дети заходят организованно, встают полукругом и исполняют песню «Первоклашки»

Дети.

1. В день осенний, в день чудесный                

В класс несмело мы вошли.

Буквари для всех в подарок

На столах своих нашли.

 2.  Вдоль картинок мы шагали,              

 По ступенькам, строчкам шли.

 Ах, как много мы узнали!

 Ах, как много мы прочли!

3.Сегодня, друзья, мы сюда собрались,                   
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час 
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы свои показал, 
Теперь мы читаем страницы!

Учитель: Мы собрались все вместе, чтобы отметить первую маленькую победу в вашей, ребята, школьной жизни. За небольшой срок благодаря своему трудолюбию и старанию, а также благодаря вот этой книге - Букварю, вы смогли преодолеть много трудностей и преград, добиться больших успехов.

Да, немало пришлось потрудиться нам с вами, чтобы осилить этот учебник.

Наверное, каждому из вас, ребята, есть, что вспомнить...

Дети.

1.Мы в школе почти целый год отучились,      

Мы много успели и много узнали.

Писать и читать мы уже научились.

И первые книги свои прочитали.

2.А верным помощником в этом нам стала    

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

3.Буквы потом сложились в слова,                

Слова в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, нам сразу.

4. Тому, кто хочет много знать,                            

Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про звезды, реки и моря
Не обойтись без Букваря!

5.Я с этой книжкой в первый раз                          

Пришел в свой первый светлый класс.

Я эту книжку полюбил, я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать: «Умею я теперь читать!»

6. Мы прочитаем хороший книг немало,

Пускай пройдут года и много, много дней.        

Нам книга первая хорошим другом стала.

ВСЕ: Мы этот праздник посвящаем ей!

Ребята садятся на места

Под веселую музыку появляется Пеппи с букварем. (танец)

Пеппи: Здравствуйте, ребята! Я Пеппи – Длинный чулок, самая прикольная и весёлая девочка на свете! Сегодня у вас праздник Букваря, который вы прочитали от корки до корки. Поздравляю вас с этим событием. Давайте еще раз заглянем на страницы этой книги!

Пеппи. Ой-ой-ой! А где Букварь? Кто-то решил испортить наш праздник.

- Нужно что-то делать! Как же нам найти похитителей? Давайте хорошенько посмотрим вокруг, обычно преступники на месте преступления оставляют следы. А вот и они!

(На полу следы, которые ведут за ширму)

- Туда опасно заглядывать самим, давайте на помощь вызовем суперагентов!

Под музыку  выходят агенты 007 (Танец)

Агенты: - Похититель найден! (Убирают ширму)

Звучит приятная музыка. На диване лежит лень и пускает мыльные пузыри.

Лень:

- Кто мешает мне отдыхать?

(Нехотя встаёт. Увидев детей, меняет тон. Говорит приторно - сладким голоском)

-Ой, да ко мне гости! Да какие славненькие, нарядненькие, красивенькие! Добро пожаловать в мою страну… Сладких снов!

-Оставайтесь у меня! Отдыхайте, живите, сколько хотите! Я ведь добрая! (зевает) Поживёте у меня немножко, а потом и совсем не захотите отсюда уходить!

Пеппи:

-Подождите! Я, кажется, догадалась, кто эта «добренькая» тётенька! Это Лень! А смотрите, что это? (Находит букву)

-Да это же буква из Букваря! Так вот кто похититель!

Лень:

-Да! Да! Да!

Я Букварь у вас украла,

Его названье разбросала.

Как все буквы соберете,

Быстро вы Букварь найдете.

Учёба для детей вредна,

Приносит много бед она!

Вы лучше балуйтесь, играйтесь,

И неучами оставайтесь!

Пеппи:

-Ребята, вы хотите остаться неучами?!

Дети (хором):

-Нет!!!

Лень:

-Ну, вы то ещё чему-то научились. А вот другим, кто придёт в школу в следующем году, повезло! Им учиться будет не нужно. Букваря то нет!

 Пеппи:

-Отдавай буквы!

Лень:

-Я их заколдовала! Видите, пузырьки лени!?

(Развешены воздушные шары, а в них спрятаны похищенные буквы)

- Вы никогда не сможете их расколдовать!

Пеппи:

-Ребята, попробуем?

Лень:

-Вам без взрослых не обойтись. А они обычно ленятся. Не хотят ничего делать.

Пеппи:

-Наши мамы и папы не такие, они не оставят нас в беде!

Давай нам свои задания.

Лень: Ну что ж, отправляйтесь в последнее путешествие по страницам Букваря.

Покажите свои знания и умения, расколдуйте буквы, и я верну вам вашу книгу.

Пеппи: Ребята, давайте отправимся в путь на веселом паровозике.

Ну-ка дружно все вставайте!

Поезду мчаться быстрей помогайте.

Все повторяют движения Пеппи, изображая паровоз (веселая музыка)

(Путешествуя по станциям и выполняя задания, дети лопают воздушные шарики внутри которых находятся буквы, тем самым их расколдовывая. В итоге должны собрать слово БУКВАРЬ.)

Первая станция «Загадкино»

Здесь живут загадки, связанные с вашей школьной жизнью. Немало их встречалось нам на страницах Букваря.  Давайте попробуем их отгадать.

(дети по группам читают загадки и отгадывают.)

«Ребусово»

 Совсем недалеко от станции «Загадкино» находится станция «Ребусово», ведь ребусы –это тоже загадки, но в картинках. (ребята отгадывают ребусы)

«Стихотворово».

 Продолжаем наш путь. Как только вы ответите на вопрос, мы с вами попадём на следующую станцию. Из какого произведения эти строки?

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том…

              «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин

Мы недаром вспомнили строчки А.С.Пушкина, потому что следующая станция «Стихотворово». Там живут настоящие поэты.

-Легко ли стать поэтом? Давайте вспомним, как Незнайка сочинял стихи.

Инсценирование отрывка «Как Незнайка сочинял стихи»

А в нашем классе все ребята способные. Давайте вспомним стихи, с которыми мы познакомились на уроках чтения, поиграем с рифмами.

(учитель начинает стих, а дети продолжают).

Станция «От пословицы не уйдешь».

 И это действительно так, на каждой странице Букваря мы учились народной мудрости у пословиц. А теперь давайте посмотрим, как научились наши ребята собирать и объяснять пословицы

Игра «Сложи пословицы и поговорки об учении» (в группах по 3-4чел)

Мало хотеть, надо уметь.

Азбука - к мудрости ступенька.

Один за всех и все за одного

Старый друг лучше новых двух

Испокон века книга растит человека –родителям. 

Без терпенья нет уменья

Век живи- век учись.

Труд кормит, а лень портит

Жизнь дана на добрые дела.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Языком не торопись, торопись делом.

Чужим умом долго не проживешь

Сперва аз да буки, а там - науки.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Красна птица пером, а человек - ученьем.

Грамоте учиться - вперёд пригодится.

За учёного двух неучёных дают, да и то не берут.

– В школе есть не только уроки, но и перемены. Устроим себе переменку, споем «Школьные частушки»

Приготовьте свои ушки,
Мы споём сейчас частушки.
Весёлые, задорные,
Плясовые, школьные!

            Все науки одолеем

            Всё у нас получится,

            Потому что наши мамы

            С нами тоже учатся

Разбудите меня ночью

В самой серединочке

Расскажу я алфавит

Без одной запиночки!

            Буквы гласные мы любим,

            И всё больше с каждым днем.

            Мы непросто их читаем,

            Эти буквы мы поем!

            Мне учитель на доске

            Написал задание,

            Ну, а я сижу в тоске,

            На лице страдание.

Наш учитель в тишине
Объясняет тему…
А соседка шепчет мне:
Вот бы перемену!

            Двести слов в минуту нынче

            Как машинка я строчу.

            Я любую вашу книжку

            Одним махом проглочу.

Мы простимся с букварем,

И рукой помашем,

И, Спасибо! десять раз

Букварю мы скажем!

Станция «Живая буква»

С озорными частушками незаметно мы добрались до станции «Живая буква»

  • У меня волшебный мешочек. В мешочке лежат буквы. Надо на ощупь определить букву и назвать её, а потом показать всем ребятам.
  • Игра «День-Ночь». Днем вы можете прыгать и скакать, но как только скажу «Ночь», вы должны превратиться в букву.

Станция «Сказочная»

Помогите сказочным героям вернуться в свои сказки. Я буду читать вам перепутанные названия сказок, а вы исправляйте. Тем самым вы вернёте героев в их родные сказки.

- Вы готовы?

- Да!

Учитель:
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
11. Луковый мальчик. (Чипполино.)
12. Свеколка. (Репка.)

Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием.

«Кто быстрее?»

Пришло время испытать наших родителей.

 Кто первым сядет на стул и заберёт шарик, тот и расколдует последнюю букву.            

Пеппи:

-Видишь, Лень, вот мы и расколдовали все твои буквы!

Лень:

-Но они не смогут вернуться в алфавит, если вы не угадаете, какое слово можно из них составить.

Дети составляют слово Букварь.

Лень: (плачет)

-Простите меня! Я вижу, вы так много знаете, с вами так интересно! У вас такие хорошие родители! Я тоже хочу учиться и быть грамотной! Возвращаю вам Букварь.

А вот и всех букв государь, его величество Букварь. 
Под торжественную музыку входит Букварь
Букварь:

Я – Букварь, учу читать,

меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

Пеппи: Уважаемый Букварь, принимай парад букв.

Букварь: Есть принимать парад!

А ну-ка буквы, встаньте в ряд.

Я – командир, вы – мой отряд.

- Гласные? – Здесь!

- Согласные? – Здесь!

- Буквы, которые не обозначают звуков? – Здесь!

Дети:

Буквы – значки, как бойцы на парад,            

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

А называется всё … алфавит.

Шагает горда буква А-                      .

Алфавита голова

Знает Вова, знает Света

Что похожа буква А

На летящую ракету

И на крышу теремка.

Абрикос, арбуз, айва,

И все на букву А!

Буква Б проснётся рано.                          
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь! Борис! Бобров!

Вот буква В                                                

Видна вдали-

Красивая,  витая.

Как будто крендель испекли

Приезжих поджидая

Перед вами буква Г                                    

Стоит подобно кочерге.

Г узнаем без труда-

Очень горбится всегда

Этот домик - буква Д.                                
В домике – окошко.
Из трубы идёт дымок,
А в окошке кошка.

Е и Ё – родные сёстры,                            
Различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.

Посмотри – ка: буква Ж                      
На жука похожа.
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.

На эту букву посмотри                        

Она совсем как цифра 3!

З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

Буква И наискосок                              

Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула –
К правой ножке пристегнула.

Знай что Й зовут И кратким.            

Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

На прямую палочку                                
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит.

Летом мы по лесу шли                            

Л-шалаш лесной нашли

Л ногою мяч поддела

Поиграться захотела!

Мы за руки возьмемся                              

Мы маме улыбнемся

Взявшись за руки мы встали

И на М похожи стали

На букве Н                                                

Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки!

В этой букве нет угла                                

До того она кругла

До того она кругла

Укатиться бы могла

Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.

Букву П в спортивном зале                              
Перекладиной назвали.
- Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.

Речка быстрая волна                                          

Буква Р вдали видна

Буква Р-на мачте парус

Вдаль плывет, небес касаясь.

Букву С люблю я очень,                                      
С буквы С пишу «Сыночек».
Что ещё? Сказать Сумей-ка!
Сок, и Солнце, и Скамейка.

Т -антенна- выше крыше                                    

Все увидит, все услышит

Телевизоры включаем

У экранов не скучаем!

У – сучок. В любом лесу                                    
Ты увидишь букву У.

С этой буквой на носу                                  

Филин прячется в лесу.

Лупоглазый целит взгляд

Словно фотоаппарат.

Х на ножницы похожа                                

Но в работе, а не лёжа

Хочешь-порешь

Хочешь-шьешь

Хочешь-сам себя стрижешь!

Буква Ц –                                                          
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.                      

Да вы правильно решили:                              

Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Посмотри на букву ш-                                      

Буква очень хороша!

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё!

На расчёску                                                            
Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!

Молчаливый твёрдый знак                              
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!

Вот топор. Полено рядом.                                      
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны.

Буква Р перевернулась –                                        
Мягким знаком обернулась.

Это – Э                                                                        
С открытым ртом
И большущим языком.

Чтобы О не укатилось,                                            
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри – ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.

Всем на свете буква Я                                            
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я –
Буква ,
Слог
И слово!

Ты эти буквы заучи.                            
Их три десятка с лишком,
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь              
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях,                
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах...
Тебе чудесные края
Откроет путь от "А" до "Я".

1-й ученик

Как сегодня радуются дети —

Стало больше грамотных на свете!              

Скажем Букварю мы «до свиданья»

И рукой помашем на прощанье.

2-й ученик

Трудно было нам с тобой вначале,

Мы полгода буквы изучали!        

Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

3-й ученик

Ничего на свете лучше нету,

Чем прочесть журнал или газету,        

Двадцать первого столетья дети,

Мы освоим сайты в Интернете!

4-й ученик:

Мы доброе слово сказать букварю                  

Сегодня должны все, ребята!

Давайте-ка песню подарим ему
Споём её вместе с друзьями.

Песня «Дружба с Букварём»

(За сценой громкий плач) Выходит ученица 

Пеппи: Что такое? Что случилось? 
Почему так огорчилась? 

Ученица: Жалко с букварем прощаться.       
На второй год хочу остаться 
С ним было так чудесно! 
С ним очень интересно! 

Букварь: Но дальше будет ещё интереснее! 
Вы познакомитесь с баснями и песнями. 
Меня вам заменит “Литературное чтение” 
И библиотека откроет вам двери, 
И самые лучшие книги доверит 
Гляди веселее и слезы утри, 
Вас столько чудесного ждет впереди. 

Ученица: Раз так, то и я с букварем попрощаюсь.       
И вместе со всеми, сейчас улыбаясь, 
Скажу очень громко “Прощай, наш Букварь!” 
Хотя расставаться с тобою нам жаль. 

Ученик:  
До свиданья, Букварь дорогой!                  
Грустно нам расставаться с тобой.
Книг других ты милей и родней -
Мы читали тебя много дней!
Ученик : 
Не теряли мы времени зря:                      
Знаем буквы от "А" и до "Я".
А теперь расстаемся с тобой,
До свиданья, Букварь дорогой!

Букварь.
Вы немножечко устали.
Все стихи нам рассказали.
Танцевали, песни пели,

Всё смогли и всё сумели

Подарок и я приготовил для вас.

Примите его на прощанье сейчас.

(Букварь дарит музыкальный подарок)

Вот и пришла пора проститься,

И я хочу вам пожелать:

Всегда старательно учиться,

Всегда с охотою трудиться

И Букварь не забывать! До свидания, ребята!


Учитель.
Подходит к концу наш праздник.
Позади нелегкий труд медленного чтения.
Вам сегодня выдают удостоверения.
В том, что вы «Букварь» прочли,

Полный курс наук прошли.
Можете теперь прочесть
Книжки все, какие есть!

Вручение удостоверений.

Учитель. Я поздравляю вас с праздником! Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаю вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний. Я желаю вам радости! Желаю не скучать! Мам и бабушек не очень огорчать. И всегда просить прощения за любое огорчение!

Ученик:

Праздник наш сегодня завершается,      
С Букварем простились мы сейчас. 
Наши мамы пусть не беспокоятся, 
С радостью мы ходим в 1 класс. 

Учитель: Ваши родители тоже приготовили для вас подарки. А как известно, лучший подарок- хорошая книга. Эта книга будет нашим лучшим другом на уроках внеклассного чтения.

Вручаются Книги для внеклассного чтения.

Дети:

1.Спасибо, мамочка родная, за твоё терпение!      

Прошел ноябрь, декабрь, январь -
И одолели мы вместе Букварь!

2.Знаешь, мама, день обычный                  

без тебя нам не прожить!

Слово мама так привычно

с первых дней нам говорить!

3.Мама, - друга нет дороже -                        

веришь ты в наш каждый взлет!

Кто еще, как ты, поможет?!

Кто еще, как ты, поймет?!

4.Стоит только приглядеться, -          

Целый мир согрет вокруг

Теплотою маминого сердца,

Нежных, добрых рук...

5. Наши беды и невзгоды                        

отступают пред тобой,

Всё ясней нам с каждым годом,

как за нас ведешь ты бой!

6. Наши мамы - наша радость,              

Слова нет для нас родней,

Так примите благодарность

Вы от любящих детей!

Песня: «Мамина улыбка» - вручение подарков мамам

Учитель:

- Дорогие первоклассники! В народе говорят: “Азбука - ступенька к мудрости”. Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас с успешным окончанием Букваря. Теперь вы ребята все умеете хорошо читать, вам помог «Букварь» первая ваша учебная книга. Впереди вас ждут много других интересных книг. Кто много читает, тот много знает- гласит народная мудрость. Не ленитесь и читайте побольше. Я еще раз поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По страницам Букваря" 1 класс

Изучение Букваря Азбука "Личностно-ориентированный подход в изучении Букваря"...

Открытый урок. Обучение грамоте "По страницам букваря"

Этот урок можно проводить, когда букварь почти весь  прочитан....

Паспорт проекта. Создание страницы букваря. Буква Ё.

В данном материале содержатся цели, задачи проекта, этапы работы над проектом и продукт работы учащихся....

"Было очень интересно на страницах Букваря"

Цели:закреплять знания об изученных звуках и буквах, алфавите;пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание читать самостоятельно;воспитание чувства коллективизма....

Праздник для первоклассников "Любимые страницы Букваря"

Главная цель мероприятия: создание ситуации успеха и эмоционального подъема для стимулирования личностного роста первоклассников, их творческого самовыражения. Сценарий может быть использован при орга...

Литературно-игровая программа «Загадки Матушки-Зимы»

Цели: развитие коммуникативности, организованности; сплочение коллектива; расширение словарного запаса; развитие логического мышления....

Литературно – игровая программа «В гостях у сказки»

Прививать любовь к сказкам, развитие интереса к чтению художественной литературы через творческую деятельность младших школьников....