"Было очень интересно на страницах Букваря"
методическая разработка (1 класс) по теме

Егорова Елена Георгиевна

Цели:
закреплять знания об изученных звуках и буквах, алфавите;
пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание читать самостоятельно;
воспитание чувства коллективизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме

«Было очень интересно на страницах букваря»

Цели:

  • закреплять знания об изученных звуках и буквах, алфавите;
  • пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание читать самостоятельно;
  • воспитание чувства коллективизма.

В празднично украшенный зал под музыку входят ребята и садятся на места.

Ведущий: - Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые учителя и родители!

Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберем.
Непременно приходите
Попрощаться с букварем.

- Сегодня у нас радостный день — школьный праздник! А  праздник — это шутки, игры, песни, танцы. Вы, такие нарядные, красивые, а главное умные ребята. Умные потому, что вы научились читать, писать. Встанем и споём песню «Чему учат в школе»!

(под музыку «Первоклашка» чтецы поднимаются на сцену)

Ученик 1.
Мы сегодня очень рады всем ребятам, папам, мамам!
Мы приветствуем гостей, дорогих учителей!
Ученик 2.
Всех знакомых, незнакомых, и серьезных, и веселых!
Первый класс, первый класс пригласил на праздник нас.
Ученик 3.
Мы собрали пап и мам, но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.
Ученик 4.
Мы в нарядах нынче новых, и у всех счастливый вид –
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!
Ученик 5.
Разбудите меня ночью, в самой серединочке –
Расскажу вам алфавит без одной запиночки!

- А сейчас попробуйте отгадать загадку, о каком герое идет речь:

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?(Буратино) Правильно! Это Буратино.

На сцену выходит Буратино (танцует).

Буратино:

- Привет! Сколько здесь девочек и мальчиков! А что вы здесь делаете? Учитесь? Я продал свой букварь и на эти деньги купил билет в кукольный театр на представление. Вот он! (Показывает билет.)

Ведущая:

- Ах, ты, глупенький Буратино! Зачем же хвастаешься? Ты же не умеешь читать! Буратино, не надо было продавать Букварь и прогуливать уроки в школе. Лучше бы ты научился читать и писать так же, как наши ребята. Сейчас они тебе расскажут и покажут, что умеют делать, а ты иди в зал, садись и слушай.

- У каждой девчонки, любого мальчишки в портфеле есть эта заветная книжка.
 Читают и ныне, читали и встарь чудесную книжку с названьем...

(Букварь) Правильно!  Это букварь. Ребята, а где же наш виновник торжества — Букварь? Давайте хором позовем его: «Букварь, где ты?»

(Выходит Букварь)

Букварь:

Учились вы по мне и встарь,

Я книга школьная — букварь!

Рисунки, буквы, точки,

Коротенькие строчки.

Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

Про горы, про долины,

Про водные глубины,

Про реки, звезды и моря —

Не обойтись без букваря!

- Раньше дети всегда учились в школе только по «Букварю». А теперь существуют разные программы. «Азбук» для малышей существует великое множество. Все они очень разные, интересные, веселые и занимательные.

- А что вы нам расскажете
о своем первом учебнике? 

С этой книжкой – самой первой –
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.

В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах букваря.

Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!

Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря, целый мир мы открывали
На страницах букваря.

Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах букваря.

Тридцать три родные буквы
Мы узнали к февралю,
И за это все ребята
Благодарны букварю!

Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре.

Букварь: А сейчас...
Дети, сядьте по местам,
Вам загадки я задам.
Вы друг другу помогайте,
Хором громко отвечайте!

Стоит веселый, светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(Школа)

Кулик невелик
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
(Школьный звонок)

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог.
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я школьный ...
(Ранец)

Есть добрая вещица у меня.
Нельзя мне без нее
Прожить и дня.
Помогает мне во всем,
Но живет моим умом.
Я решу – она решит,
Я спешу – она спешит...
Занимательная штучка
Как зовется она?
(Ручка)

Пишет он, когда диктуют
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
(Карандаш)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым...
(Краски и кисточка)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(Мел)

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?
(Линейка)

То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я ...
(Тетрадь)

Черные, кривые,
От рождения немые,
А как только станут в ряд -
Сразу все заговорят.
(Буквы)

- Сколько же букв в русском алфавите? (тридцать три) Ребята инсценируют стихотворение «33 родных сестрицы»

- Какие буквы потерялись? (вставляем пропущенные буквы)

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишним,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

Прочтешь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звездах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.

Найдешь ты храбрости пример
В хорошей, умной книжке,
Увидишь всю свою страну,
Всю землю с этой вышки.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

- В мире много сказок: грустных и смешных.

  И прожить на свете - нам нельзя без них.

Все дети на свете любят сказки. Давайте мы с вами тоже попробуем создать свою «Сказочную азбуку». Для этого вспомним, каких сказочных героев вы знаете. (Сказочная азбука)

- Молодцы! Хотя вы еще и маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. А научил вас всему умный, интересный, занимательный букварь. Вы узнали, что буквы обозначают звуки, которые делятся на две группы. Какие это группы? (гласные и согласные звуки)

- Чем интересны гласные?  (дети выходят к магнитной доске, находят и называют гласные звуки).

- Какие бывают согласные? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

- Спасибо, дорогой Букварь! Ты научил ребят грамоте! И букварю мы говорим:

- (Вместе) За всё тебя благодарим!

Букварь - Дорогие ребята, я поздравляю вас с первой школьной победой — окончанием работы над букварем, и желаю успехов в учебе и в будущей жизни!

В середине февраля
В школе – Праздник букваря.
Мы прочли букварь до корки,
Нам по чтению – Пятерки!

Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!

В том, что мы букварь прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки! (вручение удостоверений) (букварь уходит)

Выходит ученик – неряха, роняет ранец, книги выпадают.

Я – книга, я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной...
Мой чистый вид всегда приятен –
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду –
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Ведущий:
Что же мы ответим книге?

Ученик:
Заболела эта книжка.
Изорвал ее братишка.
Если книжка заболела,
Не пойду я к докторам –
Сам прошью её, подклею.
Книгу вылечу я сам.
Снова станет книга «новой»
И красивой и здоровой. (уводит новую книгу за сцену)

- Я надеюсь с книжками вы будете обращаться бережно и аккуратно и мы не услышим от них таких жалоб.

Слово библиотекарю.

- Какие вы молодцы! Все умеете! Я приглашаю Вас приходить к нам в библиотеку читать интересные книги. Библиотека – это чудесный книжный город, а я хозяйка этого города и зовут меня ...
Ребята! Находясь в этом городе, вы становитесь умнее, сильнее, добрее. Но для того, чтобы попасть в книжный город, нужно дать клятву читателей. Для принятия клятвы прошу всех встать! (обращается к неряхе)
Читает клятву:
Брать книги только чистыми руками. - Клянемся!
Обернуть книгу, вложить в нее закладку. - Клянемся!
Не перегибать книгу при чтении. - Клянемся!
Вовремя возвращать книгу в библиотеку. - Клянемся!

- Сегодня вас пригласили в чудесный мир книг. Вы дали клятву читателя. Будьте же достойными жителями в этом городе. Не обижайте книги и не задерживайте их слишком долго у себя. Им будет скучно без своих друзей на книжной полке.
Ну, а когда взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший, верный друг,
Развеет скуку…
Книжка! (вручает грамоты самым преданным читателям)

- Буратино, мы приглашаем тебя на сцену, вручаем тебе букварь, приходи в сентябре в наш лицей, учись читать и писать.

 Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Ребята исполняют песню.

На сцену выходит Буратино (танцует). 

Буратино:

- Привет! Сколько здесь девочек и мальчиков! А что вы здесь делаете? Учитесь? Я продал свой букварь и на эти деньги купил билет в кукольный театр на представление. Вот он! (Показывает билет.)

Ведущая:

- Ах, ты, глупенький Буратино! Зачем же хвастаешься? Ты же не умеешь читать! Буратино, не надо было продавать Букварь и прогуливать уроки в школе. Лучше бы ты научился читать и писать так же, как наши ребята. Сейчас они тебе расскажут и покажут, что умеют делать, а ты иди в зал, садись и слушай.

В конце - Буратино, мы приглашаем тебя на сцену, вручаем тебе букварь, приходи в сентябре в наш лицей, учись читать и писать.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Книга: - Я – книга, я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной...
Мой чистый вид всегда приятен –
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду –
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Ведущий:
Что же мы ответим книге?

Ученик:
Заболела эта книжка.
Изорвал ее братишка.
Если книжка заболела,
Не пойду я к докторам –
Сам прошью её, подклею.
Книгу вылечу я сам.
Снова станет книга «новой»
И красивой и здоровой.

- Я надеюсь с книжками вы будете обращаться бережно и аккуратно и мы не услышим от них таких жалоб.

(Выходит Букварь) 

Букварь:

Учились вы по мне и встарь,

Я книга школьная — букварь!

Рисунки, буквы, точки,

Коротенькие строчки.

Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

Про горы, про долины,

Про водные глубины,

Про реки, звезды и моря —

Не обойтись без букваря!

- Раньше дети всегда учились в школе только по «Букварю». А теперь существуют разные программы. «Азбук» для малышей существует великое множество. Все они очень разные, интересные, веселые и занимательные.

Спасибо, дорогой Букварь! Ты научил ребят грамоте! И букварю мы говорим:

- (Вместе) За всё тебя благодарим!

Букварь - Дорогие ребята, я поздравляю вас с первой школьной победой — окончанием работы над букварем, и желаю успехов в учебе и в будущей жизни!

С этой книжкой – самой первой –
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.

В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах букваря.

Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!

Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря, целый мир мы открывали
На страницах букваря.

Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах букваря.

Тридцать три родные буквы
Мы узнали к февралю,
И за это все ребята
Благодарны букварю!

Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре.

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишним,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

Прочтешь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звездах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.

Найдешь ты храбрости пример
В хорошей, умной книжке,
Увидишь всю свою страну,
Всю землю с этой вышки.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

В середине февраля
В школе – Праздник букваря.
Мы прочли букварь до корки,
Нам по чтению – Пятерки!

Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!

В том, что мы букварь прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!

Сказочная азбука: А: Алиса, Алладин, Аленушка, Али-Баба, Айболит.
Б: Буратино, Бармалей, Белоснежка, Базилио, Бременские музыканты.
В: Волк, Василиса, Винни-Пух, Водяной.
Г: Герда, Гулливер, змей Горыныч, гном, крокодил Гена.
Д: Дюймовочка, Домовой.
Е: Емеля.
Ж: Жар-птица, Железный Дровосек, Жучка(из сказки «Репка»)
З: Золушка, Золотая рыбка, Златовласка.
И: Иванушка-дурачок, ослик Иа, Илья Муромец.
К: Кощей Бессмертный, Конёк-горбунок, Колобок, Карлсон, Кай.
Л: Леший, Лягушка Царевна, Лиса Патрикеевна.
М: Морозко, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук.
Н: Незнайка, Несмеяна.
О: Олле-Лукойе, Оловянный солдатик, Осёл («Бременские музыканты»), Олень (из сказки «Снежная королева»).
П: Петрушка, Принц , Пеппи-Длинный-Чулок, Пятачок, почтальон Печкин.
Р: Русалочка, курочка Ряба.
С: Снегурочка, Снежная Королева, Страшила, соловей, Сивка-Бурка.
Т: Тортила, Тюбик, три Толстяка.
У: Урфин Джюс, Удав, Умка.
Ф: Феникс, Федора, Фея, Финист Ясный Сокол.
Х: Хаврошечка, Хоттабыч, Хрюша.
Ц: Цапля, Царь, Циклоп, муха Цокотуха.
Ч: Чебурашка, Чипполино, Чёрт, Черепашки-Ниньзя.
Ш: Шапокляк, Шалтай-Болтай.
Щ: Щука, Щелкунчик, Щенок
Э: Элли, эльфы.
Ю: Чудо-Юдо.
Я: Баба-Яга.

Песня "ДЕНЬ БУКВАРЯ"
слова З.Ямпольского, муз. В.Шаинского

Припев: 
За окном снежинки пляшут,
Сказки зимние даря.
Первый праздник в первом классе
Это праздник букваря.

Нашим куклам, нашим мишкам
Отдохнуть сейчас пора.
Нам, девчонкам и мальчишкам,
Дорог праздник букваря.
Припев.

К новым знаньям, к новым книжкам
Мы теперь спешим, друзья.
Здравствуй, праздник, школьный праздник,
Славный праздник букваря.
Припев.

Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря,
Здравствуй, праздник, школьный праздник,
Славный праздник букваря!
Припев.

Песня «АЗБУКА»
(слова З.Петровой, муз. А.Островского)

Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!

Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.
Припев.

Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.

6. Выходят остальные дети с букварями в руках.
Ну вот и перевернута
Последняя страница,
Теперь уже не с Букварем
Будем мы учиться.
Мы прочли букварь до корки.
Нам по чтению (все хором) Пятерки!
Позади нелегкий труд,
Медленного чтения
Нам сегодня выдают
Удостоверения.
В том, что мы букварь прочли
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Ты, Букварь наш, отдохни.
Ты на полке полежи.
В школу в сентябре опять
Первоклассники придут.
И страницами твоими
В царство грамоты войдут.
(За сценой организуют громкий плач)
Что такое? Что случилось?
Почему так огорчилась?
Жалко с букварем прощаться.
На второй год хочу остаться
Но жалко с вами расставаться.
И жалко с букварем прощаться.
С ним было так чудесно!
С ним очень интересно!
Но дальше будет ещё интереснее!
Мы познакомимся с баснями и песнями.
Букварь нам заменит "Слово живое"
С ним так интересно нам будет с тобою.
И библиотека откроет нам двери,
И самые лучшие книги доверит
Гляди веселее и слезы утри,
Нас столько чудесного ждет впереди.
Раз так, то и я с букварем попрощаюсь.
И вместе со всеми, сейчас улыбаясь,
Скажу очень громко "Прощай, наш Бук-варь!"
Хотя расставаться с тобой очень жаль.
7. Окончание.
- Дорогие первоклассники! В народе го-ворят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.
(вручение)
- Я еще раз поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости. А сейчас слово для поздравления предоставляется почетным гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По страницам Букваря" 1 класс

Изучение Букваря Азбука "Личностно-ориентированный подход в изучении Букваря"...

Открытый урок. Обучение грамоте "По страницам букваря"

Этот урок можно проводить, когда букварь почти весь  прочитан....

Паспорт проекта. Создание страницы букваря. Буква Ё.

В данном материале содержатся цели, задачи проекта, этапы работы над проектом и продукт работы учащихся....

Праздник для первоклассников "Любимые страницы Букваря"

Главная цель мероприятия: создание ситуации успеха и эмоционального подъема для стимулирования личностного роста первоклассников, их творческого самовыражения. Сценарий может быть использован при орга...

Литературно-игровая программа «По страницам Букваря»

В разработке представлен сценарий литературно-игровой программы «По страницам Букваря»....

Праздник "Очень интересные разные профессии"

Цель: познакомить детей с несколькими видами профессий....