Урок русского языка в 3 классе "Постановка запятой в предложениях с однородными членами".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Маганева Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 3-м классе "Постановка запятой в предложениях с однородными членами", программа "Начальная школа XXI века"

Тип урока: закрепление знаний по данной теме.

Задачи и цели:

Предметные:

  • Углублять знания учащихся об однородных членах предложения;
  • Формировать умения правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами (с союзами и,а,но и без союзов), учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений;
  • Метапредметные:
  • Совершенствовать навыки сотрудничества, формировать учебную самостоятельность; развивать речь, память, внимание, наблюдательность;
  • Личностные:

Воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению русского языка и литературного чтения; формирование адекватной самооценки.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник.

Средства обучения для учащихся: учебник, карточки, звёздочки.

Слайд№1

Эпиграф:

"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". К.Г.Паустовский.

Организационная часть.

Добрый день! Ребята, сегодня у нас много гостей, но пусть это вас не смущает. Постараемся работать с хорошим настроением, чтобы результат занятия порадовал нас. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Итак, наш звёздный экипаж готов к очередному полёту за знаниями!

Начнём с разминки. Потрём ладошки, помассируем и слегка потрём уши. Теперь встаньте на носочки, руки поднимите вверх, «возьмите» энергию солнца, света. Садитесь.

К уроку я подобрала эпиграф- слова замечательного русского писателя К.Паустовского.

Действительно, мы должны хорошо владеть русским языком, т.к. он для нас - родной язык. Поэтому мы и учимся на занятиях грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы на поставленные вопросы, учимся думать, слышать и учителя и своих товарищей.

- Назовите слова, которые характеризуют русский язык, какой он по словам К.Паустовского?

 -Что интересного заметили с точки зрения построения предложения?

 Итак, определите тему нашего урока.

Слайд № 2.

Сообщение темы и цели урока. Постановка запятой в предложениях с однородными членами.

- Сегодня продолжим работу над предложениями с однородными членами, ведь именно они делают нашу речь более чёткой, красочной. Будем закреплять умения правильно оформлять их на письме, повторим по каким законам они живут.

Слайд №3. Поставьте цели урока.

Что нам нужно  знать и уметь по данной теме? 

Приступаем к работе.

- Открыли тетради, запишите число, классная работа.

Словарный диктант(работаем устно).

Назвать слово по его значению, указать орфограмму.

  1. Одна из сторон горизонта.
  2. Изображение человека на картине или фотографии.
  3. Антоним к слову «завтра».
  4. Государство, в котором мы живем.
  5. Помещение, где собирают и хранят книги.

Слайд №5

Знаете ли вы, что слово  БИБЛИОТЕКА к нам пришло из греческого языка? Библио по-гречески — «книга», текос — «хранилище», что означает «книгохранилище», «собрание книг». До наших дней дошла память о лучших библиотеках древности: библиотеке глиняных книг вавилонского царя Ашшурбанипала, Александрийской библиотеке книг-свитков, знаменитой библиотеке Ивана Грозного, Петра 1...


Запишите 2 раза слово «библиотека», обратите внимание на правильность написания нижних соединений и высоту букв.

Придумайте предложение со словом «библиотека» по теме урока.

В школьной библиотеке много книг, журналов, газет.(учебников)

Какую интонацию вы использовали при произношении?  

Интонацию перечисления.

На что указывает интонация перечисления?

Есть однородные члены.

Назовите однородные члены предложения. Укажите их признаки.

Отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, являются одним и тем же членом предложения.

Запишите это предложение.

Какая орфографическая задача стояла перед вами?

Поставить запятые.

Укажите постановку запятых.

В каких случаях ставится запятая при однородных членах, если они соединены союзами?

Перед союзами а, но.

А можно ли изменить это предложение, чтобы запятая не ставилась?

В школьной библиотеке много журналов и книг.(записать в тетрадь)

Слайд №7. Схемы.(предлагаю работу в парах)

Давайте сначала повторим правило, когда ставится запятая при однородных членах предложения.

Запятая ставится, если однородные члены соединены интонацией перечисления.

Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но.

Когда запятая не ставится?

Запятая не ставится, если однородные члены соединены одиночным союзом «и».

Правильно, молодцы!

Работа в парах.

 «Соедини предложение и схему, поставь где надо запятые,  впиши союзы».

1.Надо,надо умываться по утрам…вечерам.                     О, но О и О

2.Держи голову в холоде…ноги в тепле.                                    О и О

3.Мальчик был очень слабый…смелый …настойчивый.        О, а О

Слайд №9. Проверь себя.

Исправьте ошибки. Карточку вложите в тетрадь.

 Слайды №10-21. Физминутка «Друзья».

Повторяем движения за животными на экране.

Дифференцированная работа по учебнику.

 Откройте все учебник на странице 114.

Задание для тех, у кого голубая звёздочка: с.114, упр.1.

У кого фиолетовые звёздочки? Вы будете работать у доски. Вам особое задание.(2 человека)

Белые звёздочки с.115, упр.4. Прочитайте задание. Работаем со 2 и 3 предложением.

Карточка № 1.

Дополни предложение однородными членами.

Я очень люблю конфеты….. .

Подчеркни грамматическую основу и второстепенные члены.

Охарактеризуй предложение.

Карточка № 2.

Дополни предложение однородными членами.

Федя часто рисует самолёты….. .

Подчеркни грамматическую основу и второстепенные члены.

Охарактеризуй предложение.

 Кто выполнил задание, голубые звёздочки поднимите.

Какая перед вами стояла проблема?

-Доказать, что в предложениях пропала только одна запятая.

Кто готов доказать?

-Пропала запятая в первом предложении, т.к. перед союзом «но» ставится запятая.

А твоё мнение какое? А чем вам не понравилось 2-е предложение? Здесь тоже есть союз.

Ниже запишите схемы этих предложений.

Белые звёздочки, внимание на доску. Проверяем ваше задание.

Комментируй, Катя.(ставлю отметку)

Прочитай, Никита, как ты закончил 2-е предложение.

Укажи постановку запятых.

Комментируй, Артём.(ставлю отметку)

Прочитай 3-е предложение, Витя.

Молодцы!

А теперь предлагаю проверить знания по теме урока, выполнив тест.

Слайды № 22-25.

  1. Члены предложения называются однородными, если:

а) пишутся с одной и той же орфограммой;

б) отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова;

в) отвечают на один и тот же вопрос.

2. Какие члены предложения могут быть однородными?

а) только главные;

б)только второстепенные;

в) главные и второстепенные члены предложения.

3. Между однородными членами предложения запятая не ставится:

а) не соединёнными союзами;

б)соединёнными союзами "а", "но";

в) соединёнными одиночным союзом "и".

4. Найди предложение с однородными членами:

а) Медведь спит в берлоге.

б) Ёлка ожила и засветилась огнями.

в) Звёзды ярко сверкают на небосклоне.

Проверка выполнения.Слайд№ 26.

- Сверьте свои ответы с ответами на слайде.

-Выполните самооценку(беру 2-3 тетради, ставлю отметку).

Слайд №27. Физминутка для глаз «Космос».

- Не поворачивая головы, водим глазами за объектами на экране.

Ребята, как вы уже знаете, многие поэты и писатели использовали в своём творчестве однородные члены предложения, как, например, К.Г.Паустовский, Пушкин, Тютчев.

Попробуйте и вы проявить свои творческие способности.

Придумайте синквейн по содержанию урока.

Слайд №29. Правила написания синквейна. Работа в группах.

Звёздочка, библиотека, январь.

Одной группе особая тема-«урок».

-Прочитайте, что у вас получилось.

С какой целью мы проводим эту работу?

Давайте добавим ваши синквейны в копилку творческих работ.

Слайд №31. Итог урока.

В начале урока мы ставили перед собой задачи и цели. Давайте перечислим, что мы знаем и умеем по данной теме.

Примените эти знания при выполнении домашнего задания.

Предлагаю вам творческое задание по выбору: 1) придумайте и запишите небольшой текст о зиме, используя в предложениях однородные члены; 2) найдите в произведениях А.С.Пушкина предложения с однородными членами и запишите 1-2 из них в тетрадь.

Рефлексия.Ребята, вы очень хорошо работали сегодня.  Спасибо вам за сотрудничество, за ваши знания!

 Наш класс-это просто созвездие звёзд!
Об этом пока знаем только мы с вами,

Но верю я, скоро зажгутся всерьёз

Звёзды с вашими именами!

 Возьмите свои звёздочки и нарисуйте на обратной стороне зелёный круг, если на уроке тебе было всё понятно и легко, жёлтый-было всё понятно, но иногда ты затруднялся, красный-плохо понял тему. А теперь зажгите свои звёздочки на нашем импровизированном небосклоне!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Вашему вниманию был представлен урок русского языка в 3 классе по теме «Постановка запятой в предложениях с однородными членами». Программа «Начальная школа XXIвека», автор учебника С. В. Иванов.

На уроке были поставлены цели:

Предметные:

  • Углублять знания учащихся об однородных членах предложения;
  • Формировать умения правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами (с союзами и,а,но и без союзов), учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений;

Метапредметные:

  • Совершенствовать навыки сотрудничества, формировать учебную самостоятельность; развивать речь, память, внимание, наблюдательность;

Личностные:

  • Воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению русского языка и литературного чтения; формирование адекватной самооценки.

В соответствии с поставленными целями я выбрала комбинированный тип урока. Это заключительный урок по данной теме. Специфика урока заключается в том, что дети применяют на практике полученные ранее знания по теме урока. Для реализации целей урока использовала современные педагогические технологии: информационные, личностно-ориентированное обучение, технологию сотрудничества. Применяла данные технологии во взаимосвязи на разных этапах урока.

При подготовке к уроку учитывала психофизиологические особенностиучащихся. В классе 9 человек имеют высокий уровень обученности, 14 человек - средний и 8 – ниже среднего. В связи с этим осуществлялся дифференцированный подход к обучению (дети были поделены на три группы по уровню обученности учащихся). Дифференцировалось содержание заданий при работе с учебником и способ проверки заданий. А также по ходу урока оказывала детям индивидуальную помощь.

Интерес и мотивацию учебной деятельности поддерживала при помощи предлагаемых детям заданий.Применяла различные формы познавательной деятельности: фронтальные, групповые, парные и индивидуальные.С этой целью использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности – активные методы: дети обсуждали в парах предложения, устанавливали соответствие между предложением и схемой,  воображения, творческих способностей, совершенствования навыков сотрудничества было дано «творческое задание», своё для каждой группы – придумать синквейн по содержанию урока, в котором также отрабатывалось написание предложений с однородными членами. И, что особенно важно, применение знаний в нестандартной ситуации. По-моему, получился неплохой итог урока.

Диалог на уроке построила через дискуссию, групповой подход в обучении.На уроке поддерживался положительный эмоциональный климат. В начале урока провела оздоровительную разминку с целью активизации познавательных процессов и положительного настроя на урок. Здоровьесбережению на уроке способствовали также физкультурные паузы, смена видов деятельности.

Личностно-ориентированное обучение осуществлялось также в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использования в ходе урока дискуссии, а также методов обучения, направленных на обобщение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Использовала информационно-коммуникативные технологии при подготовке и проведении урока.

Считаю, что урок спланирован логично, учила культуре слушания, делать выводы, обобщать, самооценке достигнутых результатов, развивала коммуникативные навыки общения.

Следовательно, цель урока достигнута, поставленные задачи успешно решены, что обеспечивает достижение всех планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.

Цели урока: углублять знания учащихся об однородных членах предложения, формировать умения правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами, совершенствовать навыки сотрудничества, развивать речь, память, внимание.

Оборудование урока: мультимедийная установка, карточки, учебник «Русский язык 3 класс». Автор: С. В. Иванов.

Этапы урока

№ слайда

Действия учителя

Действия ученика

1

Организационный

Учитель показывает упражнения для разминки

Дети повторяют движения за учителем

2

Мотивационно-волевой

Слайды №1-2.

Эпиграф к уроку, тема урока

Учитель предлагает прочитать эпиграф и определить тему урока

Ученики читают эпиграф и называют тему урока

3

Целеполагание

Слайд №3.

Что нужно знать и уметь по данной теме?

Учитель называет, что нужно знать и уметь по данной теме

Ученики слушают и осмысливают, что нужно знать и уметь по данной теме

4

Работа по теме урока

Слайд №5.

Лексическое значение словарного слова «библиотека»

Учитель предлагает прочитать лексическое значение слова «библиотека»

Дети читают значение слова «библиотека»

5

Решение учебной задачи

Слайд №7.

Повторение правила постановки запятой по опорным схемам

Учитель предлагает повторить правила, когда ставится запятая при однородных членах

Ученики с помощью опорных схем повторяют правила постановки запятой

6

Самостоятельная работа в парах

Слайд №9

Проверь себя

Организует проверку самостоятельной работы

Выполняют работу на карточках, проверяют, исправляют ошибки

7

Физминутка «Друзья»

Слайды №10-21

Показывает комплекс упражнений

Выполняют движения вместе с учителем

8

Дифференцированная работа по учебнику

Учитель предлагает детям выполнить задание в учебнике с разными уровнями сложности

Выполняют упражнения самостоятельно с последующей проверкой

9

Контроль и самооценка

Слайды №22-26.

Проверь себя

Учитель предлагает выполнить тест, проверить, провести самооценку

Выполняют работу индивидуально, проверяют, проводят самооценку

10

Физминутка для глаз

Слайд №27.

«Космос»

Учитель предлагает следить глазами за объектами на экране

Ученики следят глазами за движущимися объектами на экране

11

Творческая работа в группах

Слайд №29.

Правила составления синквейна

Предлагает придумать синквейн по содержанию урока.

Образуют группы по 4 человека, придумывают синквейны

12

Итог урока

Слайд №31.

Что мы знаем и умеем по данной теме

Учитель просит перечислить, что дети знают и умеют по данной теме

Ученики высказывают свое мнение и сверяют его с текстом на слайде

13

Рефлексия

Учитель предлагает детям «зажечь» свои звёздочки на импровизированном небосклоне

Дети прикрепляют свои звёздочки на классную доску.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема:"Запятая в предложениях с однородными членами.Закрепление."

Урок-закрепление по теме "Однородные члены предложения". На примере предложений из литературных произведений отрабатывается умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами....

Открытый урок русского языка в 3 «в» классе по теме «Однородные члены предложения».

Урок русского языка в 3 классе.Тема: «Однородные члены предложения».    Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить...

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание.

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....

3 класс. Русский язык. Презентация "Знаки препинания в предложениях с однородными членами".

Данная презентация поможет обобщить и систематизировать знания по теме...