Классный час "Что такое характер? Воспитание характера"
классный час (3, 4 класс) на тему

Шепелина Салтанат Закаровна

Классный час в форме ценностного общения, диалога раскрывает понятие "характер", черты сильного и слабого характера, настраивает на самовоспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Что такое характер?  Воспитание характера»

Цель. В доступной форме дать понятие о характере, силе воли,

           способствовать социализации личности младших

           школьников, их самовоспитанию.

        Чтобы вы росли здоровыми, благополучными, чтобы не попали в неприятные истории с плохими последствиями, нужно знать, что управляет поведением человека, от чего зависит и в чем проявляется его отношение к людям, окружающему миру и к самим себе. Как вы думаете? (В ходе классного часа последовательно «раскрываются» лепестки  цветка с написанными на них словами: ум, воля, характер, поступок, привычка.)

        Древнегреческий мудрец Демокрит говорил: «Многие многознайки не имеют ума». Как понять эти слова? Хорошие знания и память – это еще не ум. Наш ум ничего не стоит, если мы не направляем его в правильное русло. Умный человек может предвидеть последствия своих поступков.

Управляет поведением человека и его характер. Люди с разным характером по разному относятся к друг к другу, у них разное поведение в одинаковых ситуациях. Характер любого человека имеет огромное значение как для нег самого, так и для окружающих его людей. Вы, наверное, слышали такие высказывания: «У него тяжелый характер», «неуживчивый характер», «золотой характер». О каких людях так говорят?

Характер – это качества личности человека, которые проявляются в его поступках, в его отношении к людям, к себе, к вещам, к окружающему миру.

А для чего человеку знать, какой у него характер? (Чтобы научиться управлять собой, чтобы воспитывать себя.)

Людей с одинаковыми характерами  не бывает. Бывает, что у людей одинаковые черты, но проявляют они их по- разному – в большей или меньшей степени, в сочетании с другими чертами проявляются они так же по-разному. В чем же проявляется характер человека? В его поступках,            в поведении. Писатель Ф. Шиллер говорил: «Человек отражается в своих поступках». На словах человек может говорить одно, а делать другое. Поступки показывают, кто есть человек на самом деле.

Ситуация. Братья Миша и Сережа делали уроки. Пришли друзья, позвали играть в футбол. Мальчикам очень хотелось идти. Миша пошел, а Сережа остался и продолжил делать уроки.

 Какие черты характера помогли Сереже перебороть свое желание? (Ответственность, чувство долга, сила воли)

А какие черты проявил Миша? (Несерьезное отношение к своим обязанностям – безответственность, низкий уровень понятия долга – «хочу» для него выше, чем «должен»)

Чей характер мы назовем сильным, а чей слабым?

Открывается таблица:

 Черты сильного характера:

1. Умеет себя заставить.  

2. Умеет себе запретить.                                  

3.Умеет отстоять свое мнение,  не унижая других людей.                                  

4. Умеет признавать свои ошибки.    

   

    Черты слабого характера:

          1. Не умеет себя заставить.  

          2. Не умеет себе запретить.

3. Не умеет отстоять свое   мнение, отстаивая  его,      

    может   унизить  другого человека.  

4. Не умеет признавать своих ошибок.  

Человека с сильным характером называют волевым. Волевой человек умеет совершать над собой усилие в нужный момент. Используя ум и волю, он  может не совершать то, что навредит ему или окружающим. Волевой человек умеет держать себя в руках, умет достигать поставленных целей.

Слабохарактерными людьми  могут управлять другие.                                                                                                                                                                            

К каким последствиям  может привести человека его слабохарактерность?  Он может, не сумев противостоять дурной компании, попасть под ее влияние, совершить проступок -  поступок, наносящий вред окружающим. Под влиянием других он может приобрести вредные привычки (курение, употребление алкоголя).  Привычки - действия и поступки, выполнение которых для человека стало постоянной потребностью.

Есть такая пословица: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Как вы ее понимаете?  

Например, Игорь в общении с друзьями часто употребляет бранные слова. Это привычка или черта характера? В какую черту характера она может перейти? (Грубость).

Костя часто опаздывает на уроки. Каждый раз он находит оправдание своим опозданиям: забыли завести часы; забыл вторую обувь, дежурные отправили обратно домой; утром вспомнил, что физкультура, готовил форму, мама гладила майку и т. д.

От каких привычек нужно избавляться Косте? Какие черты характера формируются у Кости? (Неорганизованность, безответственность, возможно, и лживость) Если он не избавиться от этих привычек, в будущем  ему будет трудно удержаться на одной работе.  

Саша привык на обидные слова от одноклассников в свой адрес отвечать физическим действием  - может стукнуть, толкнуть, пнуть портфель.  

Какие черты характера могут сформироваться у Саши? (Несдержанность, агрессивность). А как это может отразиться на его судьбе? (В будущей семейной жизни это может привести к разладу в семье. Также это может привести к уличной драке, а это уже правонарушение, за которое наказывают по закону)                                                                                                                                                                             

 В каждом человеке есть и положительные, и отрицательные черты характера. Подумайте о себе: какие у каждого из вас есть положительные черты и какие отрицательные. Напишите их на разных половинах тетрадного листа. А затем подумайте, какие черты необходимо в себе воспитывать, чтобы вырасти здоровыми, успешными, благополучными. Напишите их на «листьях», которые мы прикрепим к нашему цветку-символу.

И закончить наш классный час я бы хотела словами поэта:

Желаю вам цвести, расти,              Пусть каждый день и каждый час

Копить, крепить здоровье,             Вам новое добудет,

Оно для дальнего пути –                Пусть добрым будет ум у вас,

Главнейшее условье.                      А сердце умным будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по правовому воспитанию в начальной школе: " Внутренний мир человека. Кто «Я» такой?"

Формирование у учащихся знаний о социально – правовом статусе ребенка....

Классный час "Посеешь привычку - пожнёшь характер"

Классный час в 3 классе о вреде курения. Включены опыты, форма групповой работы....

Классный час с элементами мастерской " Воспитание характера"

Данный в разработке материал можно использовать и полностью и частично при работе над таким  сложным понятием как  "характер"....

Статья "Шахматы и воспитание характера?"

Формирование характера  ребенка с помощью занятиям по шахматам!...

От успеха в спорте к успеху в жизни (воспитание характера на уроках физической культуры).

Одно из значимых мест в процессе воспитания человека играет физическая культура. Физическое воспитание является специфической частью учебного процесса и включает обучение движениям, развитие физически...