Выявление работы с одаренными детьми
статья (3 класс) на тему

В статье раскрыты условия для стимулирования творческого развития учащихся. Главное, чтобы ребенок испытывал радость от хорошо сделанного дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_rabota_s_odarennymi_detmi.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и работа с одаренными детьми

Из опыта работы

учителя начальных классов

высшей категории

Ханиной Веры Ильиничны

-«Кого считать одаренным ребенком?»

-«Есть ли талант у каждого ребенка?»

Часто в ответ на эти вопросы можно услышать: «Все дети талантливы. А почему бы и нет? Разум противится мысли о всеобщей серости, безликости, хочется, чтобы юных дарований было много. А в действительности?»

По мнению исследователей, творческий потенциал, составляющий основу одаренности, заложен в каждом ребенке, но степень его выраженности разная. Детям присущи признаки одаренности в одной или нескольких областях, сферах деятельности и знаний. Успешность творческой реализации различна.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, выбор методов психологической работы с одаренными детьми требует предварительного определения того с какой одаренностью мы имеем дело – по форме проявления: явной или скрытой. Детей со скрытой одаренностью больше, чем  с явной одаренностью.

Для выявления одаренности используются самые разные методы: от простого педагогического (и даже родительского) наблюдения до специально разработанных тестовых заданий, а также игровых и тренинговых методов.

На какие же признаки одаренности следует обращать внимание учителю?

Вот некоторые из них, которыми я пользуюсь в своей работе:

  1. Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений;
  2. Потребность и способность длительно сосредоточиваться на заинтересовавших ребенка сторонах проблемы и стремление разобраться в них;
  3. Способность подмечать, рассуждать и выдавать объяснения, в том числе необычные;
  4. Обеспокоенность, тревожность  в связи со своей непохожестью на сверстников;
  5. Повышенная молчаливость или же напротив, повышенная потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения.

Как ни парадоксально, но нестандартность одаренного ребенка может восприниматься окружающими не как признак его одаренности, а как неприспособленность к жизни в обществе и даже как  недоразвитость. К таким признакам могут относиться в частности:

-трудность в нахождении близких по духу друзей;

       -проблемы участия в игре сверстников, которые им не интересны;

       -старание подстроиться под других, казаться таким же, как все;

    -трудности в школе, где отсутствует стимуляция интереса интеллектуального развития;

   -ранний интерес к проблемам мироздания и судьбы.

Как известно, наличие и уровень развития способностей у ребенка оценивается взрослыми и нами учителями, в первую очередь.

Не всегда одаренность растущего человека в обычных условиях сама собой созревает и расцветает. Есть категория детей, чей как бы дремлющий интеллект  нуждается в активной стимуляции, чьи внутренние силы нужно именно пробудить.

Как развить юные дарования? Как раскрыть заложенные в ребенке возможности и обеспечить успешность обучения?

Со стороны кажется все просто: знания в той области, где дар проявился, расширять и углублять, формировать соответствующие навыки и умения. Ведь одаренность сама по себе уже гарантия успеха, и учить одаренного легко и беспроблемно.

Однако все это опровергается с самого начала встречи и знакомства с неординарным ребенком.

Первый школьный день – «День знаний». Я очень старательно к нему всегда готовлюсь, ведь это первый день школьной жизни моих первоклассников. И хотя уже много выпусков позади, волнение нарастает. Чем запомнится этот день детям и мне самой.

Наверное, на всю жизнь запечатлелась фраза, прозвучавшая с первой парты: «А день незнания у нас тоже будет?» В глазах любопытство, живой интерес. Сердиться не хотелось, но мысли сбились, и объяснение пошло не так как было запланировано. Так началось мое знакомство с Алешей, который был моложе всех из класса на целый год. И потом сколько раз приходилось перестраиваться на ходу, менять задания, объяснения. Сколько раз замолкала, застигнутая врасплох сложным вопросом или логичным замечанием. Особенно трудно было в начале.  Все он норовил сделать по- своему. Вопросы задавал вроде бы по теме, но совершенно в другом ракурсе, серьезные и необычные. В простых задачах допускал ошибки от невнимательности, решал с неохотой, как бы из одолжения. А за трудные брался с рвением, просил какие потруднее.

На уроке труда делали простые поделки из бумаги. У Алеши получалась одна из самых неаккуратных и грязных работ.

«Неужели ты резать ровнее не мог? Совсем не старался?!» - начала выговаривать Алеше и осеклась, увидев полные слез глаза. Спрятал свои неумелые ручки за спину и опустил голову.

Учитель физкультуры относил его к слабым, неразвитым детям. Я доказывала обратное, приводила примеры отличных ответов, интересных решений, суждений, сочиненных рассказов, но, вспомнив про уроки труда и прописи, задумалась и уже не знала, что говорить.

Однажды обложилась научной литературой по одаренности, проконсультировалась с психологами, беседовала с родителями. И многие признаки, выписанные из литературы, обнаружила в мальчике.

Психологи считают, что одаренные дети могут развиваться, как и их ровесники, неравномерно. Это проявляется в том,  что отдельные стороны психики «вырываются вперед», в то время как другие запаздывают. Факт опережения не означает опережение во всем. Например, тонкие движения руки, координация и точность движения тела, могут представлять такую же трудность  для очень способного ребенка, как и для сверстников.

Наблюдая за школьной жизнью способного мальчика, иногда  с радостью, иногда с горечью еще и еще раз убеждалась в том, что успех талантливого ребенка во многом зависит от нас – педагогов.

Одаренный ребенок – это просто растущая личность, с ее особенностями, самолюбием, стремлением быть успешным и заслужить похвалу взрослых (что так свойственно младшему школьному возрасту).

И судьба творческого начала в ребенке (разовьется или угаснет) зависит от социальной среды и от нас с вами.

Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию природы одаренного ребенка, является учитель. В свою очередь, это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке. Потому что обучение при  таком подходе начинает приобретать развивающий характер.

Работая по системе общего развития Л.В. Занкова , я заметила, что она дает ученику следующее:

-развитие ума, воли, чувств. Нравственных представлений, формирование потребности учиться;

-радость от свободного умственного труда, творчества и общения;

-самостоятельность, уверенность, ответственность.

Учителю:

-изменение взгляда на образование и ученика;

-технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных возможностей;

-расширение возможностей для творчества.

Родителям:

-уверенность в успешном будущем ребенка.

Успешными могут стать все дети, обучающиеся по системе Занкова. Она дает общее развитие учащимся и каждого индивидуально. Для этого только нужно создать  определенные условия. Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей,  а наоборот стимулировать их развитие, я старалась в классе создавать условия, в которых способность к творческому мышлению играет ведущую роль. Это в первую очередь:

  1. Представить возможности для творческого поведения. Ведь в творческой деятельности детям нужна помощь взрослого. При этом важен безоценочный климат отношений, так как негативные оценки учителя или сверстников тормозят творчество, вызывают страх перед ответом, чувство стыда и даже утрату  индивидуальности.
  2. Развивать у детей умение творческого учения. Сам процесс обучения должен носить проблемно-поисковый характер ,необходимо уделить внимание формированию у детей привычки, потребности радоваться труду, познанию, приобщению к культуре.
  3. Поощрять творческие достижения, притом особо отличаю индивидуальные успехи учеников и поощряю их попытки опереться на свой опыт. Главное, чтобы ребенок испытывал радость от хорошо сделанного дела. Это должно стать источником удовлетворения. Стараюсь сформировать достаточно высокую самооценку у учащихся, стремясь при этом перевести фокус «с себя на цель».
  4. Стараюсь обеспечить непрерывность творческого развития, включая учеников в разнообразные виды деятельности во время классных или внеурочных занятий. Необходимо стремиться к созданию динамики роста детей.
  5. Наладить творческие взаимоотношения с детьми. Чтобы развивать творческие способности своих учеников, стараюсь сама быть творческой личностью, видеть потенциальные творческие способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности.

Наглядный пример тому: Широбоков Олег со своей трудностью находить близких по духу друзей, проблемами участия в играх сверстников, которые ему неинтересны, и ранний интерес к проблемам мироздания. С начальных классов он начал заниматься исследовательской деятельностью по естествознанию. Где был поддержан в своих детски творческих начинаниях мною и родителями. По моему совету родители создали для него живой уголок, где он проводил свои опыты и исследования.

 В старших классах для творческой исследовательской работы Олегу были созданы материальные и информационные условия со стороны учителя биологии и родителей. В результате которых, он смог провести свою исследовательскую работу на тему: «Влияние окружающей среды на развитие домашних животных»; занять призовые места на городских и областных олимпиадах. Сейчас он заканчивает свое образование в аспирантуре при МГУ, не раз съездив за границу по приглашению.

Итак, для развития детского творчества еще нужны определенные материальные и информационные условия. Причем чем дальше, тем больше.

Такие условия мы стараемся создать у себя в школе. Это всевозможные кружки по интересам, факультативные занятия, индивидуально-групповые занятия по предметам, взаимосвязь с внешкольными учреждениями (муз.школа, худ.школа, спортивный клуб «Меч»,ДДЮТ и др.)

Учить, воспитывать одаренных, неординарных детей – это значит меняться самим, раскрывать способности, таланты (и не только педагогические). Путь этот не простой, но непременно творческий, потому что сопряжен с проявлением новых вопросов и проблем, требующих нестандартных решений, и  в тоже время дарующих радость прозрения, понимания и открытий.

А успех обязательно будет, если помнить следующее:

-одаренный ребенок – это всегда необычный, своеобразный, сильно отличающийся от других;

-это не просто умный, очень способный ученик, но главное – развивающаяся личность;

-одаренный ребенок тоже имеет право на неуспех и ошибки;

- у неординарного ребенка есть свои трудности и проблемы, и иногда без помощи других их не решить;

-одаренного ребенка необходимо принимать таким, каков он есть.

Педагогический вывод из сказанного прост: талантам  надо помогать! И делать это нужно здесь и сейчас!

Здесь – в условиях массовой школы.

Сейчас - не дожидаясь создания классов для одаренных и внедрения специальных программ.

И сделать это может каждый учитель. Было бы желание поддержать детскую одаренность. И будущее страны.

Список используемой литературы:

  1. Статьи из журнала «Начальная школа: плюс – минус», 2000 г. №3
  2. Белова Е.С. «Всегда ли успешен одаренный ребенок?»
  3. Мельникова Е.Л. «Работать с одаренными – здесь и сейчас»
  4. Панов В.И. «Если одаренность – явление, то одаренные дети – это проблема»
  5. Тищенко Е.Г. «Дидактически условия развития одаренности детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Выявление и особенности работы с одаренными детьми на уроках английского языка. (обобщение опыта работы)

Урок иностранного языка является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей.Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Следовательно, перед современной ...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...