Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Руль Виктория Викторовна

В программе представлена пояснительная записка  и тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Согласовано:

На заседании методического объединения  школы

Протокол №  1  от      

«29» августа 2015г.

Принято:

На заседании педагогического совета

Протокол  №  1  от      

   «31 »  августа    2015г.

Утверждаю:

Директор школы

_______   .

Приказ  №  51/1   от    

« 31 » августа 2015г.

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

по курсу «Смотрю на мир глазами художника»

1 класс

На 2015-2016 учебный  год

                                                 

             Разработана:

г. Горняк,

2015 год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по  общекультурному  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника».

Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. - Москва,  «Просвещение», 2011г.

Актуальность изучаемой  деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного  общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

 Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

 Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают   одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

 Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

 Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника » уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся.

Цель программы  состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного  искусства и творческой деятельности… всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,  логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Учебные задачи программы:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
  • освоение детьми основных правил изображения;
  • овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
  • развитие стремления к общению с искусством.

Воспитательные задачи программы:

  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего;
  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

 

Творческие задачи:

  • умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
  • развитие стремления к творческой само реализации средствами художественной деятельности.

Отличительные особенности данной программы:

  • связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;
  • содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;
  • на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;
  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.

Участники программы:

Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Возраст 7-11 лет.

Сроки реализации программы:

Полный курс рассчитан на 4 года обучения по 1 часу в неделю.  

Всего на изучение  кружка  «Мир глазами художника» в начальной школе выделяется 136 часов, из них в 1-м классе согласно требованиям СанПиН  всего на изучение  кружка  «Смотрю на мир глазами художника »  в 1-м классе выделяется 33часа  (1час в неделю),  по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1час в неделю).

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 33 часа

Формы представления результатов:

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и театрального профиля.

Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия

  • Беседа
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

     Практические занятия 

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Творческие проекты, презентации

Структура

п/п

Темы

I

год обучения

1

Живопись

10

2

Графика

9

3

Скульптура

4

4

Аппликация

4

5

Бумажная пластика

3

6

Работа с природными материалами

3

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

Итого

33

1.        Живопись

Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

   

2.        Графика

Первый год обучения.  

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура

Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

4. Аппликация

Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

5. Бумажная пластика

Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

6.        Работа с природными материалами

Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

7.        Организация и обсуждение выставки детских работ

Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся

определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Ожидаемые результаты

реализации программы:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

- приобретение школьником знаний о правилах конструктивной групповой работы,

- о способах самостоятельного поиска и нахождения информации

Тематическое планирование

1 класс

№ п.п.

ТЕМА

Практика

По

плану

По

факту

Живопись

       

1

Начальные представления об основах живописи.

1

2

Цветовое пятно.

1

3

Изучение основных, тёплых и холодных цветов.

1

4

Контраст тёплых и холодных цветов.

1

5

Эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

1

6

Рисунок композиций

1

7

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством

8

Иллюстрирование стихотворения. 

9

Практическая работа:  освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры.

10

Практическая работа: Изображение сказочных животных и птиц, растений, трав.

Графика

11

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства.

1

12

Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.

1

13

Первичные представления о контрасте

темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике.

1

14

Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

1

15

Изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта

1

16

Техника Граттаж (или Гравюра, или «Цап-царапки»)

1

17

Рисуем сказочное животное.

1

18

Форма изображаемого предмета

1

19

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

1

Скульптура

20

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином.

1

21

Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

1

22

Лепка отдельных фруктов, овощей.

1

23

Практическая работа: лепка отдельных птиц, сладостей.

1

Аппликация

24

 Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.

1

25

Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага.

1

26

Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов;

1

27

Практическая работа: работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

1

Бумажная пластика

28

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей.

1

29

Сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

1

30

Практическая работа: Изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков.

1

Работа с природным материалом

31

В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево

1

32

Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.

1

33

В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

1

33

Практическая работа: изображение уголков природы.

    1

Итого:

33

Информационно-методическое обеспечение

Рекомендуемая литература

  1. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
  2. Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
  3. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.
  4. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
  5. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. - М., 2009.
  6. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
  7. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
  8. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева. - М., 2003.
  9. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
  10. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. - М., 1987.
  11.  Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М., 2007. – (Библиотека учителя).
  12. Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. - М., 2000.
  13. Претте М. –К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М. –К. Претте, А. Копальда. – М., 1081, 1985.
  14. Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа».

Цифровые образовательные ресурсы

http://www.openclass.ru

http://www.classmag.ru

http://nachalka.seminfo.ru

http://www.solnet.ee


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике в1-2 классах

Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи , скалендарно-тематическое планирование. программу можно использовать во внеурочной деятельности на любом уровне подготовки учащихся, включая "ну...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...