Классный час
классный час (1 класс) на тему

Медведева Наталья Владимировна

"Вежливый отказ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классныйчас49 КБ
Microsoft Office document icon vezhlivyy_otkaz.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ «СОШ № 2 имени А. И. Исаевой» Медведева Н.В.

Воспитательное мероприятие в 1 а классе

Тема: Вежливый отказ.

Задачи:

  1. развивать коммуникативные навыки:

- учить употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, приглашении и т.д.

2) развивать самостоятельность суждений, умение высказывать и отстаивать свое мнение;

3) формировать доброжелательные отношения между детьми.

Ход занятия.

Позади – половина рабочего дня, вы славно потрудились, приглашаю вас немного отдохнуть. Предлагаю  поиграть в игру «Зеркало и обезьяна».

  1. Игра «Зеркало и обезьяна».

Дети разбиваются на пары и встают друг против друга. Один из пары – обезьяна, которая смотрится в зеркало, другой – зеркало, в котором повторяются все движения обезьяны. Через некоторое время участники меняются ролями. Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также пары попросить работать по очереди.

- Какая роль вам понравилась больше всего? Почему?

- Что нужно для того, чтобы успешно повторять движения другого?

Развитие партнерства и сотрудничества, снятие эмоционального напряжения, введение в тему занятия.

Чтобы игра была успешной, вам требовалось  в точности все делать так, как показывал  ваш партнер. Но это игра. А нужно ли в жизни все делать так, как вам подсказывают, предлагают, настаивают?

Я предлагаю вам посмотреть небольшую сценку и определить тему нашего занятия.

  1. Сценка «Дай мне книгу»

- Дина, дай мне книгу.

- Мне она самой нужна.

- Тогда я не буду с тобой дружить!

- Ладно, возьми!

- Почему Дина отдала книгу, ведь книга была нужна ей самой?

- Что она чувствовала при  этом?

- Как эта ситуация может повлиять на отношения ребят?

  1. Актуализация знаний детей.

– Бывали ли у вас ситуации, когда кто-то говорил вам: «Не дашь, не буду дружить», «Не сделаешь – не буду играть с тобой»?

- Что вы чувствовали при этом?

Хотелось ли вам дружить с этим человеком, кто так говорил?

  1. Сообщение темы и задач занятия.

- Ребята, так о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

- Ответы детей.

Тема нашего занятия «Вежливый отказ» 

Нередко случается так, что вас просят о чем-то, вам приходится говорить «нет», отказываться от того, что вам предлагают или о чет-то  просят.

Вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека.

Сегодня мы будем учиться вежливому отказу. Если отказывать, не объясняя причины, да еще делать это грубо, то можно сильно обидеть другого человека. Но если, отказывая, объяснить причину, то ваш собеседник может понять вас и ваши отношения не станут хуже.

Сегодня мы  будем учиться вежливому отказу.

- Что значит «вежливый»? (с употреблением вежливых слов)

- Каких?

- Ребята,  может ли это пригодиться вам в жизни?

  1. Информация учителя.

  1. Работа в группах.

Деление на группы по 3 человека (по цветам – синий, красный, белый, оранжевый)

Каждая группа рассматривает ситуацию отказа и разыгрывает сценку.

 «Вынеси, пожалуйста, мусор.

Неохота»

- Что чувствует мама?

- Вежливый отказ это или невежливый?

(Мама обижена. Ей даже не объяснили причину отказа.)

«Угости меня, пожалуйста, конфетой.

Ой, я не могу. Я уже ее съел. Извини, что не угостил тебя»

-Какие чувства испытывает тот, кому отказали?

 (Спокоен. Ему объяснили причину отказа, извинились)

«Пойдем гулять после школы.

Извини, Петя, К сожалению, не смогу. У меня после школы кружок»

Какие чувства возникают у человека, которому отказывают?

    (Он спокоен, не обижен. Перед ним извинились, объяснили причину отказа)

«Папа, поиграй со мной, пожалуйста, в шахматы.

Не сейчас…

Не сейчас…»

(Не объясняет причины. Обида)

При обсуждении педагог выясняет, какие чувства возникают у тех, кому отказывают в этих ситуациях.

- Как эти чувства могут в дальнейшем повлиять на дальнейшее общение людей?

Ребята, мы рассмотрели сейчас разные виды отказа – вежливый и невежливый.

Какой отказ мы можем считать вежливым? Назовите основные правила вежливого отказа.

Вежливый  отказ = Отказать, используя вежливые слова, доброжелательно и в то же время вежливо + Объяснить причину, по которой ты отказываешь.

Вывешивается плакат. 

Зачитываются правила вежливого отказа.

  1. Игра «Один или два».

От моего предложения, я думаю, вы не станете отказываться. Предлагаю немного  отдохнуть и поиграть в игру «Один или два».

Рассмотрите себя, свое лицо, тело. Вы заметили, что у человека две руки, а лоб – один? Я буду называть какую-то часть тела и если я назову что-то, что у человека только одно, например, лоб, то встают только девочки. А если я назову часть тела, которая не одна, а таких частей две, то встают мальчики. Всем понятно?

Слушайте меня внимательно.

Нос

Нога

Рот

Глаз

Ухо

Язык

Плечо

Колено

Спина

Голова

Палец (никому не нужно вставать)

  1. Задание в парах.

Деление на пары.

Сейчас вам предстоит выполнить одно очень интересное задание в парах. Ваш друг предлагает сходить вместе с ним в детскую библиотеку. Вы не можете сделать этого по каким-либо причинам.

Откажитесь вежливо. Пользуйтесь составленной схемой.

- Распределите роли.

- Обговорите, составьте форму вежливого отказа вместе.

                                                или:

Сейчас мы будем учиться вежливо отказывать. Один из вас обращается к другому с просьбой или с предложением. Может быть, вы попросите игрушку, книгу, или предложите пойти поиграть после уроков.

Задача второго – вежливо и убедительно отказать. Давайте вспомним главные правила вежливого отказа. (Чтение с плаката)

Помните, что ВАЖНО, ОТКАЗЫВАЯ, СМОТРЕТЬ В ГЛАЗА СОБЕСЕДНИКУ!

Постарайтесь, чтобы отказ ваш был вежливым и звучал уверенно.

   (5 минут)

Выступления детей.

- Оказывать было легко или трудно?

(Вопрос задается каждой паре при выступлении)

Оказывается, далеко не всегда легко отказывать. Сказать «нет», когда о чем-то просят друзья или родственники, бывает особенно сложно по многим причинам.

- Как вы думаете, бывают ли уважительные причины, по которым вы можете отказать, даже если с просьбой обращаются друзья или родители?

- Ответы детей.

Да, такие уважительные причины могут быть.

Упражнение «Уважительная причина»

Детям раздаются листы с заданиями.

На листах указаны некоторые из возможных уважительных причин для отказа. Отметьте, какие причины являются уважительными с вашей точки зрения.

(На доску вывешивается плакат с аналогичным содержанием)

                   3 мин.

    Выборочные ответы детей.

Работа в кругу.

Приведите примеры ситуаций, когда вам пришлось отказать по отмеченным вами причинам.

Дети приводят примеры, класс обсуждает эти примеры.

Получается, что в общении важно учитывать не только интересы собеседника, но и свои собственные.

Отказывать бывает сложно, но иногда это очень важно сделать, чтобы отстоять свои интересы и желания.

  1. Самостоятельная работа.

Посмотрите на рисунок и продолжите фразу «Сложно отказать, потому что…»

Подчеркните те причины, по которым вам бывает сложно отказать друзьям или родителям.

По окончании работы дети зачитывают свои примеры.

9. Итог занятия.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что на улице или во дворе вы часто встречаетесь с незнакомыми людьми, которые могут вызвать у вас ощущение опасности. Если к вам подходит незнакомый человек и уговаривает покататься на машине, взять у него игрушки, сладости, просит проводить его, показать, где вы живете – это может быть небезопасно. Как вы поступите?

В этой ситуации вы не обязаны быть вежливыми!

 Если у вас появились опасения, отойдите от незнакомца подальше и бегите к знакомым вам людям или позовите на помощь.

К счастью, такие ситуации возникают не так уж часто. Но о них надо знать.

Во всех остальных случаях важно помнить, что у вас есть право на отказ. Старайтесь только отказывать вежливо.

- Ребята, полученные знания пригодятся вам в жизни? Как?

Почему так важно уметь вежливо отказываться?

(- Чем вам понравился сегодняшний разговор? Чему научил? Что показалось нужным, полезным?

- Как это может пригодиться вам в жизни?)

Мы плодотворно, с пользой потрудились. Если вы постоянно будете пользоваться выработанными правилами вежливого отказа, с вами будет приятно общаться, у вас будет много друзей. С воспитанными и культурными людьми всегда приятно иметь дело.

Игра «Эхо»

Вы хорошо поработали, и я хочу сделать вам подарок – игру.

  • Выходит один ребенок к доске.
  • Слушай внимательно. Я сейчас похлопаю тебе ритм, а ты постарайся его точно повторить.
  • 2-4 удара.
  • Молодец, ты справился! А теперь можешь пригласить себе помощника. Посмотри на ребят, кого ты хочешь пригласить? Ты можешь позвать его, сказав такие слова: «Никита, помоги мне, пожалуйста!»
  • А теперь вдвоем вместе повторите тот ритм, который я прохлопаю.
  • Молодцы. Вы справились с заданием. А теперь , Никита, ты тоже можешь пригласить себе помощника. Тебе нужно выбрать кого-то из ребят, и, назвав его пор имени, сказать: «Помоги мне, пожалуйста,…»
  • В конце все хлопают общий ритм.
  • Молодцы, у нас получилось замечательное эхо!

Правила  вежливого  отказа.

  1. Используй вежливые слова.

  1. Говори доброжелательно, уверенно, глядя прямо в глаза.

3.Объясни причину, по которой ты отказываешь.

Вежливые слова:

К сожалению, …

Охотно бы,…

С удовольствием,…                    

С радостью, …

Извини,…



Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ «СОШ № 2 имени А. И. Исаевой» Медведева Н.В.

Воспитательное мероприятие в 1 а классе

Тема: Вежливый отказ.

Задачи:

  1. развивать коммуникативные навыки:

- учить употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, приглашении и т.д.

2) развивать самостоятельность суждений, умение высказывать и отстаивать свое мнение;

3) формировать доброжелательные отношения между детьми.

Ход занятия.

Позади – половина рабочего дня, вы славно потрудились, приглашаю вас немного отдохнуть. Предлагаю  поиграть в игру «Зеркало и обезьяна».

  1. Игра «Зеркало и обезьяна».

Дети разбиваются на пары и встают друг против друга. Один из пары – обезьяна, которая смотрится в зеркало, другой – зеркало, в котором повторяются все движения обезьяны. Через некоторое время участники меняются ролями. Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также пары попросить работать по очереди.

- Какая роль вам понравилась больше всего? Почему?

- Что нужно для того, чтобы успешно повторять движения другого?

Развитие партнерства и сотрудничества, снятие эмоционального напряжения, введение в тему занятия.

Чтобы игра была успешной, вам требовалось  в точности все делать так, как показывал  ваш партнер. Но это игра. А нужно ли в жизни все делать так, как вам подсказывают, предлагают, настаивают?

Я предлагаю вам посмотреть небольшую сценку и определить тему нашего занятия.

  1. Сценка «Дай мне книгу»

- Дина, дай мне книгу.

- Мне она самой нужна.

- Тогда я не буду с тобой дружить!

- Ладно, возьми!

- Почему Дина отдала книгу, ведь книга была нужна ей самой?

- Что она чувствовала при  этом?

- Как эта ситуация может повлиять на отношения ребят?

  1. Актуализация знаний детей.

– Бывали ли у вас ситуации, когда кто-то говорил вам: «Не дашь, не буду дружить», «Не сделаешь – не буду играть с тобой»?

- Что вы чувствовали при этом?

Хотелось ли вам дружить с этим человеком, кто так говорил?

  1. Сообщение темы и задач занятия.

- Ребята, так о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

- Ответы детей.

Тема нашего занятия «Вежливый отказ» 

Нередко случается так, что вас просят о чем-то, вам приходится говорить «нет», отказываться от того, что вам предлагают или о чет-то  просят.

Вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека.

Сегодня мы будем учиться вежливому отказу. Если отказывать, не объясняя причины, да еще делать это грубо, то можно сильно обидеть другого человека. Но если, отказывая, объяснить причину, то ваш собеседник может понять вас и ваши отношения не станут хуже.

Сегодня мы  будем учиться вежливому отказу.

- Что значит «вежливый»? (с употреблением вежливых слов)

- Каких?

- Ребята,  может ли это пригодиться вам в жизни?

  1. Информация учителя.

  1. Работа в группах.

Деление на группы по 3 человека (по цветам – синий, красный, белый, оранжевый)

Каждая группа рассматривает ситуацию отказа и разыгрывает сценку.

 «Вынеси, пожалуйста, мусор.

Неохота»

- Что чувствует мама?

- Вежливый отказ это или невежливый?

(Мама обижена. Ей даже не объяснили причину отказа.)

«Угости меня, пожалуйста, конфетой.

Ой, я не могу. Я уже ее съел. Извини, что не угостил тебя»

-Какие чувства испытывает тот, кому отказали?

 (Спокоен. Ему объяснили причину отказа, извинились)

«Пойдем гулять после школы.

Извини, Петя, К сожалению, не смогу. У меня после школы кружок»

Какие чувства возникают у человека, которому отказывают?

    (Он спокоен, не обижен. Перед ним извинились, объяснили причину отказа)

«Папа, поиграй со мной, пожалуйста, в шахматы.

Не сейчас…

Не сейчас…»

(Не объясняет причины. Обида)

При обсуждении педагог выясняет, какие чувства возникают у тех, кому отказывают в этих ситуациях.

- Как эти чувства могут в дальнейшем повлиять на дальнейшее общение людей?

Ребята, мы рассмотрели сейчас разные виды отказа – вежливый и невежливый.

Какой отказ мы можем считать вежливым? Назовите основные правила вежливого отказа.

Вежливый  отказ = Отказать, используя вежливые слова, доброжелательно и в то же время вежливо + Объяснить причину, по которой ты отказываешь.

Вывешивается плакат. 

Зачитываются правила вежливого отказа.

  1. Игра «Один или два».

От моего предложения, я думаю, вы не станете отказываться. Предлагаю немного  отдохнуть и поиграть в игру «Один или два».

Рассмотрите себя, свое лицо, тело. Вы заметили, что у человека две руки, а лоб – один? Я буду называть какую-то часть тела и если я назову что-то, что у человека только одно, например, лоб, то встают только девочки. А если я назову часть тела, которая не одна, а таких частей две, то встают мальчики. Всем понятно?

Слушайте меня внимательно.

Нос

Нога

Рот

Глаз

Ухо

Язык

Плечо

Колено

Спина

Голова

Палец (никому не нужно вставать)

  1. Задание в парах.

Деление на пары.

Сейчас вам предстоит выполнить одно очень интересное задание в парах. Ваш друг предлагает сходить вместе с ним в детскую библиотеку. Вы не можете сделать этого по каким-либо причинам.

Откажитесь вежливо. Пользуйтесь составленной схемой.

- Распределите роли.

- Обговорите, составьте форму вежливого отказа вместе.

                                                или:

Сейчас мы будем учиться вежливо отказывать. Один из вас обращается к другому с просьбой или с предложением. Может быть, вы попросите игрушку, книгу, или предложите пойти поиграть после уроков.

Задача второго – вежливо и убедительно отказать. Давайте вспомним главные правила вежливого отказа. (Чтение с плаката)

Помните, что ВАЖНО, ОТКАЗЫВАЯ, СМОТРЕТЬ В ГЛАЗА СОБЕСЕДНИКУ!

Постарайтесь, чтобы отказ ваш был вежливым и звучал уверенно.

   (5 минут)

Выступления детей.

- Оказывать было легко или трудно?

(Вопрос задается каждой паре при выступлении)

Оказывается, далеко не всегда легко отказывать. Сказать «нет», когда о чем-то просят друзья или родственники, бывает особенно сложно по многим причинам.

- Как вы думаете, бывают ли уважительные причины, по которым вы можете отказать, даже если с просьбой обращаются друзья или родители?

- Ответы детей.

Да, такие уважительные причины могут быть.

Упражнение «Уважительная причина»

Детям раздаются листы с заданиями.

На листах указаны некоторые из возможных уважительных причин для отказа. Отметьте, какие причины являются уважительными с вашей точки зрения.

(На доску вывешивается плакат с аналогичным содержанием)

                   3 мин.

    Выборочные ответы детей.

Работа в кругу.

Приведите примеры ситуаций, когда вам пришлось отказать по отмеченным вами причинам.

Дети приводят примеры, класс обсуждает эти примеры.

Получается, что в общении важно учитывать не только интересы собеседника, но и свои собственные.

Отказывать бывает сложно, но иногда это очень важно сделать, чтобы отстоять свои интересы и желания.

  1. Самостоятельная работа.

Посмотрите на рисунок и продолжите фразу «Сложно отказать, потому что…»

Подчеркните те причины, по которым вам бывает сложно отказать друзьям или родителям.

По окончании работы дети зачитывают свои примеры.

9. Итог занятия.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что на улице или во дворе вы часто встречаетесь с незнакомыми людьми, которые могут вызвать у вас ощущение опасности. Если к вам подходит незнакомый человек и уговаривает покататься на машине, взять у него игрушки, сладости, просит проводить его, показать, где вы живете – это может быть небезопасно. Как вы поступите?

В этой ситуации вы не обязаны быть вежливыми!

 Если у вас появились опасения, отойдите от незнакомца подальше и бегите к знакомым вам людям или позовите на помощь.

К счастью, такие ситуации возникают не так уж часто. Но о них надо знать.

Во всех остальных случаях важно помнить, что у вас есть право на отказ. Старайтесь только отказывать вежливо.

- Ребята, полученные знания пригодятся вам в жизни? Как?

Почему так важно уметь вежливо отказываться?

(- Чем вам понравился сегодняшний разговор? Чему научил? Что показалось нужным, полезным?

- Как это может пригодиться вам в жизни?)

Мы плодотворно, с пользой потрудились. Если вы постоянно будете пользоваться выработанными правилами вежливого отказа, с вами будет приятно общаться, у вас будет много друзей. С воспитанными и культурными людьми всегда приятно иметь дело.

Игра «Эхо»

Вы хорошо поработали, и я хочу сделать вам подарок – игру.

  • Выходит один ребенок к доске.
  • Слушай внимательно. Я сейчас похлопаю тебе ритм, а ты постарайся его точно повторить.
  • 2-4 удара.
  • Молодец, ты справился! А теперь можешь пригласить себе помощника. Посмотри на ребят, кого ты хочешь пригласить? Ты можешь позвать его, сказав такие слова: «Никита, помоги мне, пожалуйста!»
  • А теперь вдвоем вместе повторите тот ритм, который я прохлопаю.
  • Молодцы. Вы справились с заданием. А теперь , Никита, ты тоже можешь пригласить себе помощника. Тебе нужно выбрать кого-то из ребят, и, назвав его пор имени, сказать: «Помоги мне, пожалуйста,…»
  • В конце все хлопают общий ритм.
  • Молодцы, у нас получилось замечательное эхо!

Правила  вежливого  отказа.

  1. Используй вежливые слова.

  1. Говори доброжелательно, уверенно, глядя прямо в глаза.

3.Объясни причину, по которой ты отказываешь.

Вежливые слова:

К сожалению, …

Охотно бы,…

С удовольствием,…                    

С радостью, …

Извини,…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...