классный час по теме "Добро не терпит промедления..."
классный час (2 класс) на тему

Захаренкова Валентина Ивановна

Цель:

Воздействовать на эмоции и чувства детей, формировать

 мотивы для совершения хороших поступков.

 

Задачи:

1.Развивать умение сопереживать.

2.Воспитывать доброжелательность, желание жить по

   заповедям Божиим.

3.Раскрыть понятия «добро и зло».

4.  Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

5. Формировать толерантное отношение к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_dobro_ne_terpit_promedlenya.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кармановская средняя общеобразовательная школа

Железногорского района Курской области»

Классный час по теме:

«Добро не терпит промедления…»

Подготовила

 учитель начальных классов

I категории

Захаренкова Валентина Ивановна


Цель:

Воздействовать на эмоции и чувства детей, формировать

 мотивы для совершения хороших поступков.

Задачи:

1.Развивать умение сопереживать.

2.Воспитывать доброжелательность, желание жить по

   заповедям Божиим.

3.Раскрыть понятия «добро и зло».

4.  Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

5. Формировать толерантное отношение к людям.

 

                                         Оформление класса

    1.Стенд-анкета «Какие мы?».

      2. «Копилочка» добрых дел.

      3.Фразы-высказывания великих людей по теме

            «Добро не терпит промедленья –

                           На завтра может опоздать». (Б.Щеглов);

          «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»

                                                                           /Л.Толстой

           «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».

                                                                          /В.Гюго                      

       «Доброта – это качество, излишек которого не навредит».

                                                                           /Дж.Голсуорси

          «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть

             слепой.»     

                                                     /М.Твен

           «Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто

            другое. Она избавляет нас от одиночества, душевных ран

             и не прощённых обид.»

                                                                           /драматург В.Розов.

           «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать

             добро».                                                    /А.П.Чехов    

                   

                                                     

    I.Организационный момент.

        Отгадать зашифрованное слово.

        Д - - - О                                     …всегда побеждает зло!

     Слово это серьёзное, главное, важное,

     То, что значит оно, очень нужно для каждого.

     В нём забота и ласка, тепло и любовь.

     В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

     Это качество в сердце у многих живёт

     И о боли других позабыть не даёт.

     И оно поважней, чем лица красота.

     Догадались, что это?

     Сердец …(доброта).  

II. Вводная беседа:

        «Добрые чувства появляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимание, доброжелательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о людях  и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если ребенок в детстве мучает животных, можно со стопроцентной гарантией утверждать, что позже он будет мучить и людей, только по – другому.

        Древнегреческий философ Демократ сказал: «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют им управлять и надлежащим образом пользоваться». Доброта без разума пуста. Недаром поэт С. Я. Маршак призывает: «Пусть будет добрым ум у вас, и сердце умным будет».

        «Добро – это доброе дело, это трудно. Это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хотя бы зла!» (В. М.Шукшин). Да, добрые дела делаются не для себя, а для кого – то, значит, человеку надо  уделить внимание, потратить время и силы.

        Для того, чтобы узнать, что такое добро и на сколько вы добры, мы проведем занятие на тему: «Добро не терпит промедленья…»

3. Основная часть.

        1. Разбор пословиц и поговорок:

Добро не лихо, бродит по миру тихо.

Добро не умрёт, а зло пропадет.

Доброе дело само себя хвалит.

Добрые чувства – соседи любви.

Добрый гость всегда в пору.

Добрым словом и бездомный богат.

Добро помни, а зло забывай.

Добро чти, а зло не жалуй.

От добра - добра не ищут.

        

2.Чтение стихотворения

                                  Доброта.

        Доброту не купишь на базаре.

          Искренность у песни не займёшь.

        Не из книг приходит к людям зависть.

        И без книг мы постигаем ложь.

        Видимо, порой образованью

        Тронуть душу не хватает сил.

        Дед мой без диплома и без званья

        Просто добрым человеком был.

        Значит, доброта была в начале?

        Пусть она приходит в каждый дом,

        Что бы мы порой не изучали,

        Кем бы в жизни не были потом.

                                                                                А. Дементьев.

-   Что же такое Доброта?  Заглянем в Толковый словарь С.Ожегова. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

      Сейчас хочу обратить ваше внимание на проблемные вопросы, записанные на доске. Над ними мы будем думать, наверное, не только сегодня, но и всю жизнь. Но в конце классного часа, всё-таки попытаемся высказать своё мнение.

 -Какого человека можно назвать добрым?

   -Легко ли быть добрым?

   -Каким делает человека доброта?

   -Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

 

3.Разбор анкет детей  «Какой я» (расположить на доске)

4.Игра   «слово-магнит».

   Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек его поздравит, а если беда, добрые слова помогут утешить и успокоить.

       Какие ещё слова притягивает к себе, как магнит, слово «Доброта».

     Игра «Слово-магнит» (учитель бросает мяч ребёнку, а он в ответ называет слово – ассоциацию)

Доброта – мама, солнце, щедрость, улыбка, радость… Очень хорошие все эти слова, хочется, чтобы все они жили всегда в ваших душах.

  В Евангелие от Матфея говорится:

«…во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так

   поступайте и вы с ними»

       Эти слова являются общепризнанным «золотым» правилом

общения, помогают быть внимательнее к другим людям, избежать конфликтов.

        На уроках чтения вы знакомились со старославянской азбукой. Назовите первые 10 букв из этой азбуки.

(Аз, буки,  веди, глаголь, добро, житие, земля, люди, мыслите,

творить.)

         Вот уже если только названия этих 10 букв сгруппировать

по смыслу, то можно составить такую фразу: Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро…

5.Чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «Три товарища» и «Плохо»

(см. книгу «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе»)

6. Чтение стихотворений о доброте наизусть.

  При подготовке к классному часу многие из вас охотно согласились самостоятельно найти и выучить стихи о доброте. Давайте послушаем наших чтецов.

             М.Садовский «Я  как-то в дом принёс щенка…»

Я как-то в дом принёс щенка

Бездомного бродягу,

Чтоб покормить его слегка,

Голодного беднягу.

«Ну, что ж - сказала мама, пусть

Он поживет немножко.

В глазах его такая грусть!

Найдётся супа ложка.»

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого.

Его принёс я тоже в дом…

Сказала мама снова:

«Пусть поживёт немножко,

В его глазах такая грусть!

Найдётся каши ложка.»

Однажды я нашёл ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала мама: «Пусть живут!

В квартире так чудесно,

А если потесниться тут,

И нам найдётся место».

                                             

 Н.Тулупова «Доброта».

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И  взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет.

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

               

Л.Л. Серафимовская «На кого я похож…»

На кого я похож? Что несу я в себе?

Я подумать решил о добре и о зле.

Утром в школу проспал.

Сам с кровати не встал.

Всё лежал и дремал.

С мамой спорить я стал.

В школу быстро бежал.

Всех с дороги толкал.

Извиняться уж не было времени.

Ведь никто не упал,

Лишь чуть-чуть запищал

Рыжий пёсик без рода и племени.

…День сегодня плохой!

Честно я признаю.

На душе как-то вот неспокойно…

Я подумать решил о добре и о зле

И услышал в ответ…

«Зло в тебе, коль душе твоей больно!»

( Что подсказало мальчику ответ на его размышления?

 Что делать, если неспокойно на душе?)

                         

 Р.Казакова «Добрые люди».

Добрые люди, на свете всё бывает…

В наших окошках то свет, а то темно.

Песни не любят, когда их забывают.

Сердце не любит, когда оно одно.

Добрые люди, никто нас не рассудит –

Только мы сами поймём, в чём смысл и суть.

Добрыми будем – тогда и выйдем в люди,

Добрыми будем – и будет добрый путь!

Добрые люди, ничто нас не остудит.

И не захлопнуть распахнутых дверей!

Добрыми будем, и мир добрее будет.

Добрыми будем, и будет жизнь добрей

                                    Сценка «Шефы».

Школьники приходят в дом к одинокой пожилой бабушке, чтобы оказать ей шефскую помощь.

Толя: Привет, бабуля, как дела?

Бабушка: Ну, как сказать, Толенька. Не очень хорошо. Тут болит, там болит, надо бы к врачу сходить, да …

Толя( резко перебивает): Ну, бабуль, разнылась. Нам тут задание дали, убраться нужно. Короче, иди, набери воды, только тёплой и тряпку помягче приготовь и начинай стулья  переворачивать.

             Деньги дай, Дина за хлебом сходит.

( Бабушка приносит ведро и тряпку).

Толя: Бабуль, ну и половиков у тебя. Я вытрясать не пойду, детям тяжёлое поднимать нельзя. Между половиками вымою и  всё.

           (Плохо промывает небольшие участки).          

           Ну, всё. Теперь тряпку давай чистую, пыль будем вытирать.

           (Скидывает тряпкой мусор на пол).

            Ну вот, теперь всё нормально.                    

      Дина ( вбегает): Сейчас телевизор посмотрим. Толька, включай, да побыстрее.  На, бабуль, хлеб. (Хлеб приносит в руках, корку отгрызла, пока шла). Бабуль, ты спи, отдыхай, а мы пока мультики посмотрим.

( Дети анализируют ситуацию, делают соответствующие выводы,

учитель обобщает высказывания, говоря, что добро должно

приносить радость всем: и тем, кому помогли, и тем, кто помог.)

         А теперь послушайте такую историю, подумайте, о каком добром деле идёт речь.

« Марина за два месяца до окончания учебного года вынуждена была оставить школу – заболевание центральной нервной системы, резко ухудшается речь, падает зрение, не в состоянии была принимать пищу без помощи посторонних. Приходили одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали чувство непреодолимой пропасти между ней, лежачей и ими. Ребята были скупы на слова… Первым из оцепенения вышел

Серёжа. Под его руководством мальчики посадили перед окном Марины 6 кустов сирени. Затем устроили концерт. И дальше Марину не оставляли одну, дежурили группами или поодиночке.

      Прошли годы, и дружба сделала своё дело, она исцелила безнадёжно больную девочку. Они рассматривали фотографии, смеялись и вспоминали. Марина смеялась громче всех. Они сидели за столом, как одна большая семья.»

        Вот такие чудеса может творить дружба.

( -Как вы оцениваете поступок одноклассников Марины?

    А как бы вы поступили в подобной ситуации?)

     

 - К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Традиционно, 3 декабря проходит декада посвящённая Дню инвалидов. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия. - Кто же это такие - инвалиды? (Ответы) Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

 - А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Это и взрослые и дети. В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".

Вопросы для обсуждения:

- Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)

- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей) - Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны. - И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье. Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п. После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий. Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам. А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Практические упражнения

1. - Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу встать 3 человека, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

 Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

- Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Рефлексия: Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

2. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом. Рефлексия: - Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

3. Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале. - Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди,  которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.

4. Предлагаю выполнить ещё одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами» - Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне. Рефлексия: Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Учитель: - Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

- А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? ( ответы детей) Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

- Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).

Учитель: - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард в "Центре слуха" города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз.

(Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

Учитель: - Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Практические упражнения 

5. - Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

6. Приглашаются ещё 2 человека. - Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

Рефлексия: - Что испытывали? Что хотелось сделать?

Учитель: -А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите. Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью. Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза? За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух? Ребята, сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».              

 

 8. Просмотр презентации о людях с ограниченными возможностями.

     

9. Работа с «копилочкой добрых дел».

   Сейчас давайте заглянем в  « копилочку добрых дел» и прочитаем, какие добрые дела совершаются вами.

    В чём вы принимали участие?

    В чём хотели бы поучаствовать в будущем?

   Как сказала святая преподобная Великая Княгиня Елисавета:

«Сделать доброе дело – это милость Божия к нам.»

    По словам Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, только десятая часть добра, которое мы делаем в жизни, совершается для других людей, остальные девять частей мы делаем  во Славу Божию, ради спасения нашей собственной души.

      Вот видите, ребята, наша доброта нас самих и спасает от зла, от чёрствости души, от равнодушия, от других грехов.

10.Собрать пословицы о доброте (они рассыпались):

( Доброе слово лечит, а злое калечит).

(Будь добрым с тем, кто от тебя зависит).

(Доброта лучше красоты).

(Жизнь дана на добрые дела)

(Кто добро творит, того Бог отблагодарит).

(Доброе слово и кошке приятно).

(Злой не верит, что есть доброта).

(Не одежда красит человека, а его добрые дела).

    11.Итог мероприятия.

Поступать по законам доброты – это красиво, почётно, так как

добрые дела и поступки живут в веках. Древнегреческий философ

Платон в 4-ом веке до  нашей эры утверждал: «Стараясь о счастье

других, мы находим своё собственное счастье».

      Ребята, будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте добро

людям, и они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых

дел нет доброго имени. Человек должен оставлять за собой

добрый след.

- Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца.

Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то, что вы хотите сказать, сделать. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант.

( на доске записано: я- хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). 

У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску. Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей, и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твоё им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать.

Друг, не жалей огня души,

Творить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет.

Дари, дружок, добро, дари,

За всё добром благодари.

Дети исполняют  песенку «О доброте».

                         ( Желающие могут подпевать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро не терпит промедления"

Внеклассное мероприятие по риторике. Материал можно использовать для проведения классного часа, воспитательного мероприятия....

А. Гарифуллина "Терпе ниңә энәле"

Сказка про ёжика по башкирской литературе 2 класса...

Добро не терпит промедленья

разработка внеклассного занятия на тему добра...

Вода не терпит шалостей.

Материал подготовлен для проведения занятия по ОБЖ, здоровьесбережению. Также может быть использован  во внеурочной деятельности, во внеклассной работе....

квест-игра "Нужно правила движения выполнять без промедления"

Командная квест-игра способствует формированию  умения  переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пе...