Программа внеурочной деятельности "Кисточка"
рабочая программа (3 класс) на тему

Пыркина Вера Александровна

Программа внеурочной деятельности "Кисточка" общекультурного направления, расчитана на 2 года (3,4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kistochka_34_klass.docx51.88 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 26

 к основной общеобразовательной программе

- образовательной программе

 основного общего образования

МКОУ ООШ №6

(утверждена приказом от 28.08.2015 г. № 82)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Кисточка»

(Направление: общекультурное)

для 3-4 классов

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Кисточка » составлена на основе:

1.Закона «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.    

3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Рабочая программа разработана для 1- 4  классов  «Кисточка» является программой обющекультурного направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и практических навыков. Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, знакомству с русским народным творчеством.  

Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомить с различными художественными материалами, направлениями и разнообразием техник. В сфере общения на занятиях предложенных во внеурочной деятельности в существенной степени формируется характер ребёнка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др., развиваются его творческие способности. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и подкрепляется практической работой школьников.

Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях.

 Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира  способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.        

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.  

Программа  предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами художественной  деятельности учащихся являются:

-  художественное восприятие,

-  информационное ознакомление,

- изобразительная деятельность,

- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. 

Цель программы Раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами. Содержание программы “Веселая кисточка” нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

 Задачи программы

1.     Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.

2.     Формирование художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.

3.     Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.

4.     Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазии, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

5.     Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы. 

Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 3 класса ;
  • развивающий  –  2 года обучения для обучающихся 4 классов ;

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – также выполняют  творческие задания, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Возрастная группа учащихся          

Программа ориентирована на учащихся 3-4 классов.

Количество часов      

Программа рассчитана на 68 часов: 3кл – 34 ч., 4 кл. –  34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.

Содержание программы 

1. Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов, бытовых сцен,  сказочных животных, птиц, растений, трав.

2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

4.  Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать  развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

5. Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

6. Работа с природными материалами. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.

Формы работы 

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда учащихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Основные методы и технологии

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми учащимися.
  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества  учащихся имеют значимость для них самих и для общества.

Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Структура программы

Основные разделы

3 класс - «Мы художники»

4 класс - «Мы рисуем и исследуем»

Формирование УУД:

3-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в  иллюстрациях, в работах  художников;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 4 класс

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором, посредством собственного мнения о конкретном произведении  художника;
  • интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной  форме общения;
  • интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
  • осознание ответственности за выполненное художественное произведение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественным произведением);
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, находить ответы.

Планируемые результаты

 Дети научатся:

  • обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания;
  • видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
  • различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;
  • знать об особенностях национальной художественной культуры;
  • работать разными художественными материалами и техниками;
  • рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;
  • воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
  • составлять композиции, узоры;
  • создавать творческие проекты;
  • доводить работу до полного завершения.
  • при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.)
  • проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; проявлять способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; творчески откликаться на события окружающей жизни;
  • применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;     
  • общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. 

Литература

1.     Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение».  2001г.

2.     Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина

Э.И.  «Дрофа» 2007г.

3.     Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной

школе «Академия», 2006г.

4.     Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.

Обнинск. 2007г.

5.     Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.

 6.     Поделки из разных материалов Выгонов В.В. «Экзамен» Москва  2013 г.

3 класс - 34 часа (1 раз в неделю)

Внеурочное занятие

(тема, название)

Формы организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя (осуществляемые действия)

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые умения

1-2. Твоя игрушка (создание формы, роспись).

Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Уметь создавать форму постройки, находить нужную информацию и пользоваться ею. Различать образцы игрушек Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, Полхов- Майдан.

3-4. Посуда.

Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Иметь представление о работе мастера по изготовлению  посуды: конструкция, форма, украшение, роспись. Учить расписывать посуду элементами хохломской, городецкой, дымковской росписи.

5. Мамин платок.

Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Находить разнообразие художественной росписей платков. Учить отличать платок от ткани. Иметь представление об искусстве росписи тканей, составлять простейший орнамент.

6 - 7. Обои, шторы в твоём доме, в твоей комнате.

Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Выделять роль художников в создании обоев, штор. Учить разрабатывать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с её назначением ( используя технику трафарета или штампа).

8- 9. Книжка – малышка, любимому братишке (сестрёнке).

Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Понимать роль художника в создании книг, многообразие видов книг. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации. Находить различие и роль обложки, шрифта, буквицы. Уметь самостоятельно оформлять обложку, используя придуманный шрифт.

10. Поздравительная открытка (декоративная закладка).

Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Учить выполнять простую графическую работу, различать виды графических работ. Знать различие литографии от линогравюры. Учить выполнять эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам).

11 – 12. Наследие предков: памятники архитектуры (виртуальная экскурсия).

Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная

Индивидуальная, парная.

Учить находить нужную информацию в разных источниках,  и пользоваться ею. Уметь находить памятники, посвященные событиям Гражданской и Отечественной войны. Знать памятники города, места их нахождения.

13 – 14.  Витражи и витрины.

Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог, поступок.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Коллективная, парная.

Иметь представление о создании витража и  витрин,  их оформление по назначению и уровню культуры города. Уметь отличать различные по назначению и оформлению витрин. Учить составлять проект  оформления витрины.

15 -16. Парки, скверы и бульвары в моём городе.

Рассказ,  диалог, презентация.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Коллективная, парная.

Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. Знакомство с работой художника – архитектора. Познакомить с понятием ландшафтная архитектура; что работа художника – архитектора – работа целого коллектива. Уметь создавать коллективный проект.

17. Ажурные ограды.

Рассказ,  диалог, презентация.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Познакомить с разными инженерными формами ажурных сцеплений металла. Учить «конструировать» свои собственные ограды.

18. Фонари  на улицах моего города.

Рассказ, наглядные пособия, демонстрация.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Познакомить с разными инженерными формами и видами фонарей.  Учить придумывать  свои собственные фонари. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления.

19 - 20. Транспорт

Рассказ,  диалог, презентация.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Познакомить с историей изобретения транспорта. Различать виды транспорта – воздушный, наземный и его эволюцию. Учить изображать разные виды транспорта. Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими.

21 - 22. Художник и театр (образ театрального героя).

Рассказ, наглядные пособия, демонстрация.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Познакомить с историей возникновения античного театра и деятельностью художника, раскрывая сущность театрального слова, показать, в чем проявляется фантазия художника и зрителя. Учить создавать эпизод театральной сказки.

23 -24. Театральные маски (злые и добрые).

Рассказ, наглядные пособия, демонстрация.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Знакомство с историей происхождения театральных масок. Показать роль художника в создании маски, об условности языка масок. Учить конструировать  выразительные маски  из бумаги (бумагопластика) и расписывать, подчёркивая её характер.

25. Театр кукол.

Рассказ,  диалог, презентация.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Находить отличие кукольного театра от других видов театра. Познакомить с перчаточным театром. Учить создавать в паре голову кукольного персонажа.

26 -27. Афиша.

Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог, поступок.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Знакомство с работой художников – графиков, с театральным плакатом; назначение афиш. Умение создавать эскиз афиши групповой или индивидуально без помощи учителя. Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими.

28. Музей моего города (виртуальная экскурсия).

Рассказ,  диалог, презентация.

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, парная.

Коллективная, диалог, обсуждение.

Знакомство с историей создания городского музея, усадьбы Лыжина.

29 -32. Картина –натюрморт, картина – портрет,  картины – пейзаж, картины исторические и бытовые.

Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог, поступок.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. Знать отличие натюрморта, пейзажа, портрета.  Знать выразительные средства выражения, о  роли цвета. Уметь самостоятельно создавать  картину определенного и заданного жанра.

33.  День Семьи.

Рассказ,  диалог.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Коллективная, диалог, обсуждение.

Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.

34. Художественная выставка достижений.

Рассказ,  диалог.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Умение вести диалог, рассказывать о своих достижениях, готовя выставку работ. Учить быть объективными в оценке работ своих товарищей.

4 класс - 34 часа в год (1 раз в неделю)

Внеурочное занятие

(тема, название)

Формы организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя (осуществляемые действия)

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые умения

1 -3. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир.

Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, презентация.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, коллективная.

Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Отличать русскую избу от других строений, знать её устройство, украшение. Уметь создавать образ избы (коллективная работа).

4 -6. Образ красоты человека. 

Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, презентация.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде. Уметь создавать женский, мужской, народный образ. Знать особенности характера сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора в народном костюме. Учить изображать сцену труда в крестьянской жизни.

7 – 8. Народные праздники.

Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, её жителях, специфике их труда. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла.

9 – 10. Древнерусский город – крепость и его жители.

Упражнения, лекция, диалог, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

Уметь изображать крепостные башни, ворота. Иметь представление о том, как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать понятия вертикаль, горизонталь. Учить изображать город – крепость на фоне пейзажа.

11 -12 Древние соборы.

Упражнения, лекция, диалог, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

Уметь объяснять, почему собор является смысловым центром города; лепить из пластилина макет храма (в группе). Различать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. Уметь выполнять групповую работу, знать особенности соборной архитектуры, пропорции соборов.

13 -14. Древнерусские воины – защитники.

Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Иметь представление, как жили князья и его люди, как одевались. Уметь изображать древнерусских воинов.

15.  Города русской земли (виртуальная экскурсия).

Диалог,  рассказ, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная.

Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города. Находить конкретный образ и облик каждого из этих городов.

16 – 17. Страна восходящего солнца (Япония).

Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

Познакомить с особенностями легких построек и конструкций Японии. Иметь представление об особенностях японской культуры: графичность, хрупкость.  Уметь сравнивать бытовую постройку и храм – пагоду. Уметь изображать природу через детали (ветка, трава).

18 -19. Образ художественной культуры Древней Греции.

Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им.  Уметь находить и изображать греческий храм. Определять значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь.

20 -21. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

Иметь представление об образах готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные формы. Уметь различать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Учить конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями.

22 -23.  Все народы воспевают материнство.

Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

Иметь представление о том, что в искусстве всех народов есть тема воспевания материнства. Учить изображать мать и дитя.

24 -25.  Все народы воспевают мудрость старости.

Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

Познакомить с тем, что красота – это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки и дедушки. Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков, изображать любимых бабушек и дедушек.

26 -27. Сопереживание – великая тема искусства.

Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

Понимать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние, что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека. Знать, что героическая тема в искусстве имеет большое место. Уметь изображать рисунок с драматическим сюжетом.

28 -29. Герои, борцы, защитники.

Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

Иметь представление об основных памятных событиях: война 1812 года, Сталинградская битва. Уметь выполнять коллективную работу на военную тему. Знать героев войны 1812 года, Сталинградской битвы. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им.  

30 -31. Юность и надежды. Искусство народов мира.

Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

Знать о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов. Иметь представление об основных сюжетах и темах детства, юности. Уметь выполнять коллективный коллаж., самостоятельно подбирать его сюжет. Учить изображать радость детства.

32 -33. Праздник искусства. Заочное посещение музеев мира.

Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Учить анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства.

34. Здравствуй, лето!

Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Коллективная.

Уметь использовать в работе все полученные знания. Уметь использовать художественные материалы (бумага, краска); применять основные средства художественной выразительности в работах. Умение вступать в общение друг с другом, вести диалог, договариваться друг с другом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...