Классный час на тему « Мы за мир мир во всем мире»
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Реймхе Мария Владимировна

Данный классный час направлен на формирование чувства неприятия насилия; на воспитание доброты, активной жизненной позиции учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu_mir.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему « Мы за мир мир во всем мире»

Цель: данный классный час направлен на формирование чувства неприятия насилия; на воспитание доброты, активной жизненной позиции учащихся

Ход классного часа.

1.-Вот и наступило еще одно первое сентября в вашей школьной жизни. Вместе с вами за парты сегодня сели сотни тысяч ребят.

На доске появляется фотография, изображающая мирную жизнь.

(слайд № 1)

-Давайте назовем эту фотографию (дети предлагают разные варианты, но во всех названиях звучат слова : мир, мирная и т.д.)

-Как вы думаете, о чем мы с вами будем  говорить на классной часе? ( о мире и добре) –слайд №2.

2.На доске появляется слайд 21 июня 1941 год(слайд №3)

- Что это за дата? (начало Великой Отечественной войны)

-Что вы можете рассказать об этом? (дети вспоминают)

-Дорогами войны- четыре года! Четыре года! 34 тысячи часов! 26 миллионов погибших советских людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, страна будет молчать – 35 лет.

3. На доске появляется фотография Тани Савичевой (слайд №4)

Выступают учащиеся.

1 ученик.

В Ленинграде, а ныне Санкт –Петербурге, на Васильевском острове, в доме №13/6,жила семья Савичевых. Это была большая и дружная семья. Отец- Николай Родионович работал пекарем, но рано умер, еще до войны. Мать- Мария Игнатьевна была вышивальщицей. В семье было пять детей : Леонид, или Лека, как звали его в семье (строгальщик),Евгения(обмотчица),Нина (чертежница),Михаил (слесарь-сборщик) и Таня (ученица 4 класса). Помогала по хозяйству бабушка. Все вместе они жили на первом этаже., а на втором жили два брата  отца - дядя Леша и дядя Вася.

2 ученик.

22 июня 1941 года ранним воскресным утром вся страна узнала о вероломном нападении фашистской Германии. Вражеские самолеты сбрасывали на города и села тысячи бомб. Горели здания, но самое главное- уничтожались склады с продовольствием. Когда Ленинград был взят в кольцо, наступили тяжелые дни.Дневная норма рабочим составляла 300 граммов, старикам и детям- 150.

Чтобы унять голод, ели хвойные лапки елей,кору дуба,щи из подорожника и крапивы, котлеты из ботвы свеклы.Люди теряли силы и умирали от истощения организма прямо на улицах ( фото Ленинграда ,слайд 5 ).

3 ученик.

Первой в семье Савичевых умерла Женя. В этот день Таня сделала запись в своем дневнике: «Женя умерла 28 декабря 12.30 утра 1941г.» Потом умерла бабушка «Бабушка умерла 25 января. 3 часа дня 1942г.» Каждая новая страничка рассказывает о горе в семье Савичевых. «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942г. Мама 13 мая в 7.30 часов утра 1942г. Савичевы  умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Вся семья Тани умерла в дни блокады. Лишь Нина И Михаил, ушедшие на фронт, остались живы (на слайде №6  фотографии дневника).

Ученик 4.

Умирающую Таню эвакуировали вместе с воспитанниками детского дома№48 в Горьковскую область. Но девочка продолжала терять зрение,поэтому ее перевели в инвалидный дом в селе Потенаевка. Умерла Таня 1 июля 1944 года в больнице города Шатки. Там ее и похоронили.А в мае 1972 года был открыт памятник на ее могиле. (слайд №7- фотографии мемориально-архитектурного комплекса в поселке Шатки Нижегородской области, и памятника на могиле Тане Савичевой).

Ученик 5.

В 1980 году одна из планет была названа «Таня», в честь ленинградской девочки, чье имя неразрывно связано с историей  нашей страны. Дневник хранится в Санкт-Петербурге в мемориальном комплексе на Пискаревском кладбище. Несколько страничек маленькой девочки рассказали всему миру о 470 тысячах жертв  блокады.

Чтение стихотворения Сергея Смирнова о Тане учителем.

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала

Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца -

До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет

Души и сердца.

Это - всем живущим

в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник, -

Время

Возвышает

Образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове - емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это - боль, которая клубится.

Это - сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром,

Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно

Шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья,

И гласит

Про наши времена!

Учитель

-Заканчивалась Великая Отечественная война. Ничто не предвещало беды. Но… 6 августа 1945 года по приказу президента США Трумэна американским бомбардировщиком была сброшена первая атомная бомба на японский город Хиросима.9 августа американцами была сброшена вторая бомба на город Нагасаки. Ядерный взрыв, похожий на большую поганку, накрыл города. Города превратились в ядерную пустыню. Сотни тысяч людей были убиты. Но никто не подумал о последствиях его применения - о выпадении зараженных осадков после ядерного взрыва (слайд №8).

Ученик 6

(слайд №9 - фотопортрет Сасаки Садако)

В Хиросиме воздвигнут памятник маленькой школьнице по имени Садако Сасаки.  Ей не было двух лет, когда Хиросима подверглась атомной бомбардировке. Девочка  находилась тогда вблизи от взрыва атомной бомбы. Казалось бы, девочка нисколько не пострадала и выросла милой, умной и здоровой.  Она бегала быстрее всех в классе, увлекалась спортом. Её родители умерли, и она жила в семье своего дяди. Но атомная смерть не щадит своих жертв, хотя иногда выносит приговор с отсрочкой. И через 10  лет  после того рокового дня школьница Садако Сасаки умерла. За месяц до того на нее напала необычная сонливость – предвестник «атомной болезни». Садако отвезли в больницу, где поставили диагноз «Лейкемия» (заболевание крови). Чтобы как-то отвлечь девочку, врач рассказал ей о  древней японской легенде. В которой говорится о том, что, если тяжело больной человек сделает 1000 бумажных журавлей, то исполнится любое его желание. Слабеющими пальцами Садако сгибала бумажные листки, надеясь, что всемогущий Будда вернет ей здоровье и позволит вернуться к сверстникам. Она трудилась каждую  свободную минутку, делала журавликов из любой бумаги, даже из лекарственных рецептов. История про девочку была написана в газетах в разных странах. Люди со всего мира, узнав о Садако, складывали журавликов и присылали их в Японию. 25 октября 1955 года Садако умерла. 644-й журавль выпал из рук девочки, и она уснула навсегда. А ведь сказка обещала ей жизнь, сделай она ещё только 356 журавлей. Её одноклассники призвали власти воздвигнуть памятник Садако и всем детям, погибшим от атомной бомбардировки. Японские школьники собрали деньги на памятник. В мае 1958 года памятник Миру был воздвигнут в хиросимском парке Мира.  Этот монумент  стал местом поклонения душам умерших в результате атомной трагедии. В память о погибших японцы стали приносить к этому месту бумажных журавликов.   И до сих пор дети  и взрослые  разных стран мира  присылают к подножию её памятника все новые и новые фигурки. Фигурки журавликов можно посылать в музей Мира, расположенный в Хиросиме. Иногда ветерок подхватывает их, они кружат, словно призывают: « Дети! Помните Садако!  Она так хотела, чтобы в мире не было войн, все были здоровы и счастливы!» (слайд №10)

 (звучит песня «ЖУРАВЛИКИ»)

Слова Владимира Лазарева 
Музыка Серафима Туликова
Поет Елена Муссалитина

Вернувшись из Японии, пройдя немало верст, 
Японского журавлика товарищ мне привез, 
И с этим журавленочком история одна, 
Про девочку которая была облучена.

Тебе я бумажные крылья расправлю, 
Лети и тревожь этот мир, этот мир, 
Журавлик, журавлик, японский журавлик, 
Ты вечно живой сувенир.

"Когда увижу солнышко?” - спросила у врача. 
А жизнь тянулась тоненько, как на ветру свеча. 
И врач ответил девочке: "Придет еще весна, 
И тысячу журавликов ты сделаешь сама”.

Тебе я бумажные крылья расправлю, 
Лети и тревожь этот мир, этот мир, 
Журавлик, журавлик, японский журавлик, 
Ты вечно живой сувенир.

Но девочка не выжила и вскоре умерла, 
И тысячу журавликов не сделала она. 
Последний журавленочек упал из детских рук - 
И девочка не выжила, как многие вокруг.

Тебе я бумажные крылья расправлю, 
Лети и тревожь этот мир, этот мир, 
Журавлик, журавлик, японский журавлик, 
Ты вечно живой сувенир.

Учитель
Перенесемся в Америку. Шёл 1983 год. В одноэтажном домике на окраине города Манчестера вместе с родителями жила 10-няя девочка Саманта Смит. Однажды она узнала про то, что если на ее город упадет атомная бомба, то все вокруг погибнут. И такая угроза исходит из ССССР, Ей стало страшно. Ее мучил вопрос: «Почему русские хотят напасть на Америку?» Об этом она слышала по телевизору и радио. Она написала письмо.

«Уважаемый мистер Андропов,

Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашей новой работой. Я очень беспокоюсь, не начнётся ли ядерная война между Россией и Соединёнными Штатами. Вы собираетесь проголосовать за начало войны или нет? Если Вы против войны, скажите, пожалуйста, как Вы собираетесь помочь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на мой вопрос, но я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Бог создал Землю, чтобы мы все вместе жили в мире и не воевали.Искренне Ваша,Саманта Смит»

Идею Саманты поддержали родители. Письмо отправилось за океан.

(слайд №11)

Ученик 7

И ответ пришел! 

«Дорогая Саманта!

Получил твоё письмо, как и многие другие, поступающие ко мне в эти дни из твоей страны, из других стран мира.

Мне кажется — я сужу по письму, — что ты смелая и честная девочка, похожая на Бекки, подружку Тома Сойера из знаменитой книги твоего соотечественника Марка Твена. Эту книгу знают и очень любят в нашей стране все мальчишки и девчонки.

Ты пишешь, что очень обеспокоена, не случится ли ядерная война между двумя нашими странами. И спрашиваешь, делаем ли мы что-нибудь, чтобы не дать вспыхнуть войне.

Твой вопрос — самый главный из тех, что мог бы задать каждый думающий человек. Отвечу тебе на него серьёзно и честно.

Советские люди хорошо знают, какая ужасная и разрушительная вещь война. 42 года тому назад нацистская Германия, которая стремилась к господству надо всем миром, напала на нашу страну, сожгла и разорила многие тысячи наших городов и сёл, убила миллионы советских мужчин, женщин и детей.

В той войне, которая закончилась нашей победой, мы были в союзе с Соединенными Штатами, вместе боролись за освобождение от нацистских захватчиков многих народов. Я надеюсь, что ты это знаешь по урокам истории в школе. И сегодня мы очень хотим жить в мире, торговать и сотрудничать со всеми своими соседями по земному шару — и с далёкими, и с близкими. И, конечно, с такой великой страной, как Соединённые Штаты Америки.

И у Америки, и у нас есть ядерное оружие — страшное оружие, которое может в один миг убить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно когда-либо было пущено в ход. Именно поэтому Советский Союз торжественно, на весь мир объявил, что никогда — никогда! — не применит ядерное оружие первым ни против какой страны. И вообще мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле.

Мы хотим мира — нам есть чем заняться: выращивать хлеб, строить и изобретать, писать книги и летать в космос. Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта.

Приглашаю тебя, если пустят родители, приехать к нам, лучше всего — летом. Узнаешь нашу страну, встретишься со сверстниками, побываешь в интернациональном лагере детворы — в Артеке на море. И сама убедишься: в Советском Союзе все — за мир и дружбу между народами.

Спасибо за твоё поздравление. Желаю тебе всего самого хорошего в твоей только что начавшейся жизни». Ю. Андропов

Ученик 8

Советский президент пригласил Саманту и ее родителей в Россию (слайд №12) Они побывали в Москве, Санкт-Петербурге, в детском лагере «Артек», на берегу Черного моря. Везде ее встречали как родную. Теперь Саманта знала точно, что наши не хотят войны. Она побывала на Пискаревском кладбище,где она познакомилась с дневником Тани Савичевой.Тогда Саманта поняла, как ужасна война, что люди, пережившие такое, никогда не начнут ее первыми. Уезжая домой, она сказала: «Люди здесь кажутся мне такими же, как мои соседи Они похожи на меня больше, чем я думала. Это самое важное, что я поняла». Эту девочку помнят до сих пор как маленького американского посла мира (слайд №13).

Звучит аудиозапись песни «Саманта»

Учитель

Вы узнали сегодня о трех  разных девочках из разных уголков планеты, о их желании жить в мире без войны. Но сегодня нельзя не сказать о страшных событиях, которые произошли в городе Беслане (слайд№14, школа в городе Беслане)

Было 1 сентября. Дети нарядные, с цветами собрались на линейку, посвященную началу учебного года.В это время на территорию школы №1 на трех машинах въехала вооруженная банда из 32 человек. Захватив в заложники более 1300 человек взрослых и детей, они усадили их на пол в спортивном зале и заминировали школу.С  1 по 3 сентября люди не получали ни воду, ни питание. А их адрес раздавались угрозы. Они понимали, что это террористический акт, но свято верили, что их спасут, что все они останутся живы

Но случилось по-другому. Днем 3 сентября в школе прогремел взрыв. Началась паника, заложники пытались бежать, боевики открыли по убегавшим огонь. На их защиту встали войска спецназа. Своими телами они закрывали тела детей и взрослых от пуль, сами погибая при этом. 394 человека погибло.А тем, кому удалось выжить, пришлось проходить лечение в больницах России.

24 страны откликнулись на эту трагедию. Из Италии, США, Франции, Норвегии,Греции,Австрии,Германии,Польши,Болгарии,Китая,ЮАР,Швеции,Венгрии,Нидерландов,Монголии,Сербии и  Черногории, Турции, Великобритании, Египта, Чехии, Испании, Армении,

Азербайджана, Киргизии, Молдовы, Узбекистана, Эстонии, Украины, Белоруссии были доставлены медикаменты, машины «Скорой помощи», перевязочные материалы, донорская кровь, теплая одежда и обувь, игрушки и канц.товары (Cлайд №15).

3 сентября в Северной Осетии объявлен Днем памяти. Боль отступает, но не уходит. У нас нет возможности исправить прошлое. Мы можем бороться за наше будущее (слайд №16).

Много задач стоит перед людьми. Но главная задача- сохранить мир на земле. Сберечь для потомков нашу планету,которая из космоса выглядит голубым и прекрасным шаром(слайд №17).

Все поют песню «Солнечный круг»

« Солнечный круг»

1 куплет. Солнечный круг, небо вокруг, Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке, и подписал в уголке.

Припев: Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо

Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я.

2 куплет.Милый мой друг,

Верный мой друг,

Людям так хочется мира.

И в 35 сердце опять не устает повторять.

Припев:

3 куплет.Тише солдат, слышишь солдат,

Люди пугаются взрывов,

Тысячи глаз в небо глядят .

Губы упрямо твердят:

       Припев:

4 куплет.Против беды, против войны

 Встанем за наших мальчишек.

 Солнце навек, счастье навек,

 Так повелел человек.

Список используемой литературы:

  • 1.Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы. Составитель     Козлова М.А. Москва. «Экзамен», 2009. (По материалам разработок «Мы - за мирное детство!» Е.В. Бондаренко, г. Пенза; «Нам не нужна война!» О.Н Крылова, М.Ю.  Дорофеева, г. Салехард).
  • Интернет-ресурсы:
  • 2.http://images.yandex.ru/
  • 3.http://happy-school.ru/publ/japonskij
  • 4.https://ru.wikipedia.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: Русским чаем угощаем, и здоровья всем желаем.

Тема: «Русским чаем, угощаем, и здоровья всем желаем» Цели:  1.                 Образовательная: познакомить у...

Классный час по теме "Всех нужнее и дороже в этом мире доброта"

Цели и задачи:формировать в сознании детей понятие «доброта»;развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;расширить знания о доброте и её роли...

Разработка классного часа для учеников 1-4 классов по теме Мир во всем мире

В методических рекомендациях предлагаются разработки занятий на природе с учащимися 2 – 4 (8 – 10 лет). Занятия проводятся  в лесу, на лугу, на пустыре, на болоте. Прекрасное место для таких заня...

Методическая разработка классного часа "Мир во всем мире" 1 сентября

Познакомить со значение слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов государственной символике (Флаге)...

Классный час на тему Профессия врач – самая важная профессия в мире!

Классный час  на тему: Профессия врач – самая важная профессия в мире!...

Классный час на тему:: "Мы за мир во всем мире(презентация)

Презентация к классному часу "Мы за мир во всем мире"...

Классный час "Мир во всем мире"

Урок мира посвященный году памяти и славы к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...