ВЫступление на педагогическом совете
учебно-методический материал на тему
Духовно-нравственное воспитание-одно из аспектов воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
124489 г. Москва, г. Зеленоград, корп. 603 А тел./факс: 8(499)736-75-15
ОГРН 1027739319156 http:// s854zg.mskobr. ru
ИНН\КПП 7735099084/773501001 854@edu.mos.ru
Выступление на педагогическом совете
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ"
Москва, 2014 Подготовила Учитель Кремнева Л.А. Школа 854 «Мы не должны забывать о своем Д. Лихачев
Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. В Законе РФ «Об образовании» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка. Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям. Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа добра и красива народная. Искусственное отторжение из образовательного процесса народной культуры привело к утрате связей поколений, к потере тех корней, которые были духовной, нравственной основой в становлении личности. Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.». Т.Е. система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. В содержание духовно-нравственного воспитания входят: События в потоке времени: даты календаря, даты православного и земледельческого календаря, события в жизни семьи, города, края. Судьбы людей в истории (близких ребенку, участников исторических событий). Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение. Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны.
Цель воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка. Задачи образования: Познавательные: 1.Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств. 2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку. 3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа. 4. познакомить с простейшими православными понятиями, связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян. 5. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь. 6. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины). 7. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями (Рождество и Воскресение Иисуса Христа)
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа. 2. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым. 3. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Развивающие: 1. Развивать интеллектуальные способности детей; 2. Совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную); 3. Развивать мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое; 4. Развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое; 5. Развивать эмоционально-волевую сферу: (культуру, духовный отклик) Дидактические средства: Традиции, обряды народных праздников и быта россиян; Былины, сказки, пословицы (фольклор); Народные игрушки; Предметы быта; Предметы декоративно-прикладного искусства; Коллекции: одежды, монет, открыток, предметов быта; Книги: энциклопедии, буклеты, детская художественная литература по страницам истории; Фотографии; Репродукции, иллюстрации;; Схемы, модели, символы (геральдика); Видео, аудио продукция. Система планирования: а) перспективное планирование по возрастным группам; Согласно перспективному плану мы последовательно проводим ознакомление детей с обычаями, традициями, обрядами, знакомим с народными героями. Совместно с детьми разучиваем … песни, пляски, заклички и т.д.. В НОД и кружковую деятельность включены краткие сведения о сути праздников, их истории, традициях, национальных особенностях празднования. Формы работы - с детьми: Первичная диагностика (сентябрь); Итоговая диагностика (июнь); Кружковые занятия по духовному воспитанию; Утренники; Интегрированные занятия до или после занятия-праздника; Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания; Беседы, беседы-обсуждения; Продуктивная деятельность (открытки к празднику); Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей); Игры и тренинги духовно-нравственного содержания («Делаем добрые дела «тайно» как Св. Николай»); Разучивание стихов, песен к празднику; Встречи с интересными людьми (например: преподаватели школы искусств, участники церковного хора.); Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам; Оформление фотоальбома «Наши праздники»; Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми; Посиделки-чаепития. -с родителями: родительские собрания на духовно-нравственные темы; лекторий для родителей с участием священника; анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; совместные с родителями праздники, спектакли; изготовление декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.); круглые столы с педагогами доу, священником; консультации; выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей; обмен опытом по духовному воспитанию в семье; выставки семейных работ к праздникам; индивидуальное собеседование.
- с педагогами и сотрудниками доу:
консультации; педсоветы, семинары-практикумы; научно-практические конференции; творческая лаборатория (работа творческой группы по годовому плану); круглые столы; мастер-классы; выставки методической, духовной, коррекционной литературы; экскурсии в Храм; лекторий, беседы, беседы-диспуты; подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми; анкетирование и тестирование; совместные беседы-диспуты с учителями начальных классов школы; подготовка и проведение занятий-утренников; Утренники проводится в форме увлекательных игр, бесед или же просмотра детьми кукольного спектакля, театра, в котором они принимают непосредственное участие. Заканчивается как правило угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д. Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо. Нужно отметить, что во время воспитательно-образовательного процесса педагоги имеют прекрасную возможность формировать, и направлять нравственную составляющую детского характера посредством арттерапии. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Педагоги, родители, работники учреждений культуры знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта. Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя. Работа по нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках. На Троицу стараемся закрепить впечатления детей экскурсией к Храму (по письменному разрешению родителей), где можно побеседовать со священником, позвонить в колокола в Пасхальные дни, послушать настоящее церковное пение и научиться правильно вести себя в Храме. Зачастую есть необходимость и в предварительной работе с ребятами, особенно перед праздниками Рождества, Пасхи, Святителя Николая. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника, рассматривают картины, иллюстрации, иконы. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее. В заключении хочется отметить: данная концепция работы духовно-нравственного воспитания дошкольников позволяет: Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка. Сформировать навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания. Воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла. Сформировать потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. Приобщить детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о традициях народа.
Годовое тематическое планирование.
Сентябрь Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении. Октябрь Занятие-утренник Праздник Покрова. (Кукольный спектакль -Сказка «Шарф-покров») -14 октября. Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Платок (покров)», «Осень». Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора. Выставка детских рисунков «Наш Покров». Ноябрь Игра со строительным материалом «Ступеньки». Беседа о честности, любви, доброте. Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы. Декабрь Занятие-утренник Праздник Введения во Храм Богородицы. (Кукольный спектакль-Сказка «Три ступеньки» ) - 4 декабря. Драматизация рассказа «Маленькая Мария идет по ступенькам в Храм» Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае. Рассматривание и пояснение икон, книжных иллюстраций, репродукций. Занятие-утренник Праздник Святителя Николая. (Кукольный спектакль-Сказка «Неизвестный спаситель») - 19 декабря. Драматизация истории «Чудесный сон». Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая». Беседа «Как я поздравлял свою семью с праздником». Занятие по ручному труду (конструирование) на тему: «Корабль Святителя Николая». Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Нарисуй сказку». Январь Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов. Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним. Музыкальное занятие с использованием духовной музыки. Концерт «Христославы». Встреча с церковным хором. Слушанье церковной и духовной музыки. Занятие по ручному труду (Конструирование) на тему: Восьмиконечная Вифлеемская звезда. Занятие-утренник Праздник Рождества. (Кукольный спектакль-Сказка «Чудо на Рождество», Миниатюрный кукольный театр Вифлеемский ящик -Вертеп «Рождественская история») - Святки 7 января -14 января. Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон, предметов (дары волхвов, настольный вертеп). Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки». Дни Милосердия. Готовим подарки детям-сиротам к Рождеству. Выставка детских работ «Рождественская открытка» Февраль Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне. Оформление фотоальбома «Наши праздники». Отбор видеоматериалов для фильма «Наши праздники» Беседы о традиционной кухне в Православные праздники. Встреча с церковным хором.
Март Занятие-утренник Масленица. (Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу») ( неделя перед Великим Постом). Подвижная игра «Помоги бабушке(дедушке)». Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Масленица к нам пришла». Игра «Мирилка».
Апрель Занятие-утренник Пасха. (Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».) Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора» Беседа о церковных колоколах. Занятие-Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола» Целевая прогулка «Крестный ход». Занятие по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка». Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне. Май Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки». Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора. Чтение литературных произведений о лете. Беседа на тему: «Летние праздники». Июнь Занятие-утренник Троица. (Кукольный спектакль-Сказка «Приключения Красной Шапочки»). Экскурсия в Храм на праздник Троицы. Занятие по изобразительной деятельности на тему: « Троица». Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования. Июль Занятие-утренник Праздник Святых Апостолов Петра и Павла. (Кукольный спектакль-Сказка «Именинники»). - 12 июля. Занятие по ручному труду на тему: «Подарок на именины». Музыкальная игра «Каравай». Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети. Посиделки-чаепитие совместно с родителями «Наши именинники» Август Занятие-утренник Яблочный Спас (Преображение Господне). (Кукольный спектакль-Сказка «Лукошко яблок») - 19 августа. Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Мои впечатления». Чтение художественных произведений для детей. Оформление фотоальбома «Лето Господне». Организация выставки детских работ «Праздники».
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/08/picture-76086.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466514-1406701174.jpg)
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-340507-1415045242.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-83947-1579967881.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-140120-1352985963.jpg)
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...