Программа по духовно-нравственному развития и воспитания младших школьников
методическая разработка (2 класс) на тему

Меликова Сардана Анатольевна

В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Новое время требует от школы содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_publikatsii.docx46.49 КБ

Предварительный просмотр:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших  школьников МОБУ СОШ №7

 городского округа «город Якутск»

Пояснительная записка

    В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать  свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества. Важно, чтобы он видел богатство окружающего мира, стремился реализовать в полной мере свои жизненные возможности.

    Новое время требует от школы содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально – педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

    Программа определяет основные пути реализации системы формирования гражданской идентичности, её основные компоненты. При этом учитывается опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества.

     Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

                             Раздел 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

      Цели духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной  школы: эффективно содействовать становлению и развитию духовно-нравственного , ответственного, инициативного маленького гражданина России, формированию его индивидуальности, способности к личному самоопределению и творческой реализации своих возможностей, то есть сформировать личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя, умеющую уважать других, активную и самостоятельную.

                          Задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся по каждому классу

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование личностной культуры

Создание условий для реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,  социально- ориентированной внеклассной деятельности.

Создание условий для осознания осознанной учащимися необходимости определённого поведения,  обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

Формирование способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства.

Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную точку зрения, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

Формирование социальной культуры

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.

Осознание учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

Воспитание ценностного отношения к русскому, якутскому языкам, культуре.  

Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа доброжелательности, сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу. Формирование патриотизма и гражданской солидарности.

Формирование семейной культуры

Формирование у учащихся уважительного отношения к родителям.

Формирование осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Формирование представления о семейных ценностях, о роли семьи и уважения к ним;

Создание условий для осознания  и «выполнения» гендерных семейных ролей и уважения к ним. Знакомство  с культурно-историческим и этническими  традициями российской семьи.

   Основные направления и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования.

Земля- общий дом человечества, вступившего в XXI век. Земля людей и живой природы. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети.

Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшая от предков. Задача педагога-воспитание уважительного, бережного отношения к истории к истории Отечества, своему краю.

Семья - начальная  структурная единица общества, первый коллектив ребёнка и естественная среда обитания и развития, где закладываются основы будущей личности.

Труд – основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания.

Знания – результат разнообразного, и прежде всего творческого, труда. Знания учащихся – мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели – развитию личности ученика.

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть  культуросообразным.

Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания – преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности.

Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция «мера всех вещей». Проблема человека была главной проблемой философии, как понятие личности, всегда являлось понятием гуманистической педагогики.

Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство.

Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Традиционные религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Раздел 2. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

-Принцип ориентации на идеал.      

-Аксиологический принцип.    

-Принцип следования нравственному примеру.

 -Принцип идентификации (персонификации).    

-Принцип диалогического общения .    

-Принцип полисубъектности воспитания.    

-Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

      В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.

     Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать передними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную.

Раздел 3. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

     Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
   В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
   Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.    

Раздел 4. Основные виды деятельности и формы работы.

4.1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, Отечества- России, Республики.

Задачи:

-  создание условия для гражданского становления детей, формирования активной жизненной позиции;

- формирование гуманистического мировоззрения у учащихся, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

- формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

- приобщение детей к духовно- нравственным ценностям своего народа;

- воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, региона.

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

1-4

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ресурсы библиотеки

1 уровень: Формирование представлений

Формирование представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах

Познавательные беседы, классные часы  о символах государства — флаге, гербе, гимне России, Республики Саха (Якутия). Народы и народности РФ.

Беседа: Знакомство с символикой России; Республики (Саха) Якутии. (флаг, герб)

Беседа: Гимн Республики (Саха) Якутии,

Гимн России.

Столица РФ – Москва

Столица РС(Я) - Якутск

Классный  час  «Президент России»

Классный  час «Президент РС (Я)»

Классный час. Народы и народности Российской Федерации.

БР  книги, сценарии, ЦР «Символика РФ, РС(Я)», гимны,

ролики «Якутск», «РС(Я)»

Формирование  представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища

Правила поведения в образовательном учреждении, Права и обязанности детей в школе. Права и обязанности человека, гражданина.

Экскурсия по школе. Знакомство с

правилом поведения в школе.

(библиотеке,

столовой).

Что такое вежливость.

Мои права и обязанности.

Правила поведения в общественном месте.

Правила хорошего тона.

Беседа.

Легко ли быть дисциплинированным?

Правила этикета.

Беседа.

Я гражданин России.

Поступок хороший и плохой.

БР  книги, сценарии,

ЦР «Твои права»

Формирование представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов

Представление о национальных героях Якутии, России.

«Наш национальный герой – на примере якутских сказок»

Первый космонавт Ю.Гагарин

«Дети-герои»

«Мой прадед – ветеран войны» - встреча

«Герои живут рядом» - творческий проект

Классный  час «Герои русских былин и эпоса народа Саха»

БР  книги, сценар,

ЦР «Дети герои»,»Былины»,

«Ураанхай Саха»

2 уровень Создание условий для осуществления

Знакомство с государственными праздниками и важнейшими событиями в жизни России, республики, города, в котором находится образовательное учреждение.

Участие в конкурсах рисунков, чтецов посвященных государственному празднику.

Проведение тематических линеек.

Конкурс рисунков ко Дню города.

Конкурс рисунков «Мой Якутск, столица нашей республики»

Мой город – мой дом

«Достопримечательности родного города» - игра-путешествие, экскурсия.

День города – панорамная экскурсия по Старому городу.

БР  книги, сценар,

ЦР «Достоприм»,»Якутск»

ЦРС «Наш край»

Выражение любви к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России

Знакомство с историей образовательного учреждения, с историческими местами города, России

Экскурсия в школьный музей

Поздравительная стенгазета «Моя школа»

«История школы в лицах и фактах»- проект для школьного музея.

Проект «Моя школа в цифрах»

Проект «Улица, на которой я живу» или «Вот эта улица,  вот этот дом»

БР  «75 лет школе 7»

ЦР »История.СОШ 7»

Формирование уважительного отношения к русскому языку как государственному, языку межнационального общения.

Конкурс чтецов стихотворений великих русских поэтов.

Участие в предметной неделе.

Путешествие в библиотечную страну.

Конкурс чтецов стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова (по юбилейным датам)

«Что за прелесть эти сказки!» - Пушкинский бал.

Праздник пословиц и поговорок (разных народов)

БР книги,сценар,плакат

ЦР «О Пушкине и его произв»,

«Произв.рус.классиков»

МР «Рус.классики»

Приобщение к устному народному творчеству народов России, Республики.

Изучение якутского языка как государственного, КНРС(Я)

Курс внеурочной деятельности «Моя Родина – Россия»

Конкурс рисунков Моя национальная одежда.

Классный час Игры народов Саха.

Концерт «Мы дружбою сильны» в рамках проекта  «В семье единой»

Проект «Край в котором мы живем»

БР  книги

ЦР «Музей хомуса»

МР «Дни Якутии в России»

Формирование уважительного отношения к защитникам Родины

Сюжетно-ролевая игра по родам войск.

Тематические часы общения.

Проект «Мой папа-защитник Родины»

Смотр строя и песни.

Соревнования состязания для мальчиков «Уол Бэргэн».

Военно - патриотическая игра  «Зарница»

Встреча с ветеранами и участниками ВОВ.

БР  книги, сценар,

ЦР «воен.песни», презентации разные,

Фильмы «Мальчиш-Кибальчиш», «Сын полка». «Тимур и его команда»

3 уровень: создание необходимых условий для участия

Организация деятельности по формированию ценностного отношения к национальной культуре.

Проведение педагогических чтений

Инсценирование произведений.

Фестиваль Дружбы. Инсценировка русских народных сказок

Конкурс рисунков «Мой город»

Фотовыставка «Моя Якутия»

Проект «Моя Республика (Саха)»

Театрализованное представление «Масленица» (традиции русского народа)

Инсценировка летнего праздника ысыах.

БР  книги, сценар,

ЦР «Якутск», «РС(Я)», «Рус.нар.сказки», «Якут.песни»,«Маслен»

ЦРС «Наш край»

МР «Природа Якутии»

Приобретение опыта социальной и межкультурной коммуникации. Участие на различных конкурсах и состязаниях

Освоение общественно-значимых ролей

участие в делах класса, школы, семьи, города

Акция «Украсим свой класс комнатными растениями»

Акция «Давайте делать добрые дела»

Защита проектов «Если бы я был старостой класса…»

Семейные проекты «Посмотрите: это я, а со мной моя семья»

БР  книги, сценар,

4.2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Цель: формирование ценностного отношения к традиционным семейным отношениям, маме, как хранительнице семейного очага.

Задачи: - изучать с учащимися нравственные традиции их семейных поколений;

  - способствовать приобретению положительного нравственного опыта, создавать ситуации практического применения   нравственных знаний в реальной жизни;

  - создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность; представление о вере, духовной культуре и светской этике.

4.3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Цель: формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности подростка, развитие трудовых навыков и умений.

Задач: - сформировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

      -воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

      -сформировать представления о профессиях;

-сформировать навыки коллективной работы;

-развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей; бережливость.

4.4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

Цель:  популяризация экологических знаний, участие школьников в решении экологических проблем.

Задачи:-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности;

-воспитание экологической культуры, бережное отношение к растениям и животным.

Ценности: жизнь, родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

4.5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Цель: формирование эстетического вкуса у детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты.

Задачи: - приобщать учащихся к культурному, духовному, национальному наследию;

- формировать художественный вкус учащихся, их эстетическую позицию;

- создать условия для развития творческой одарённости детей.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Раздел 5. Повышение педагогической культуры  родителей (законных представителей) обучающихся

     Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должна быть основана на следующих принципах:

• совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, оценке эффективности этих программ;

• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

• опора на положительный опыт семейного воспитания.

     Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Прогнозируемый результат: Повышение положительной мотивации родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем семьи.

Раздел 6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

      Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

     Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Раздел 7. Мониторинг результатов.

     Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров: - уровень сформированности  личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников  с использованием методики «Я разный»;

- уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Тест «Что такое хорошо, что такое плохо»);

- уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, (анкета «Я и моя семья»);

-  уровень нравственного развития и воспитания младших школьников, диагностику проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя, предложенная М.И. Шиловой («Учитель о воспитанности школьников», М., 1990).

Таким образом, система оценки сформированности универсальных учебных действий в начальной школе может включать 4  основных категории оценки:

  1. Педагогическое наблюдение.
  2. Оценка работ на межпредметной основе.
  3.  Психодиагностическое обследование.
  4. Анализ содержания портфеля достижений.  

Система мониторинга достижения личностных и метапредметных результатов обучения в начальной школе предполагает промежуточное оценивание сформированности УУД  на протяжении всего обучения в начальной школе.

Литература:

Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.

Под редакцией А.Я Данилюка Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. М. «Просвещение», 2011.

Логинова А.А., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. М. «Просвещение», 2013.

Манданова Е.С. Основные образовательные программы начального общего образования. М., ООО «Русское слово – учебник»,2013. ФГОС.

Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.

Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.

Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников разработана на четыре года в соответствии с ФГОС НОО. В нее вошли цели и задачи, ценностные установки духовно-нравственного ра...

Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников

Программа составлена на 4 года по направлениям: "Я и мир", "Я и Отечество", и т. д....

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

В программе даны мероприятия по сплочению коллектива, по развитию индивидуальности, мероприятия по направлениям. СодержаниеПояснительная запискаКонцептуальные основы программыАнализ социально – п...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...