внеурочная деятельность "Здоровей-ка" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса. В программе представлен календарно-тематический план в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_zdoroveyka.docx48.25 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровей-ка» по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ.
  • Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в гимназии № 25.

Цель:

формировать установки на ведение здорового образа жизни и обучить способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

сформировать представления о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме;  полезных продуктах;  рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;

обучить правилам личной гигиены в разных условиях, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; правилам двигательной активности; упражнениям сохранения правильной осанки, зрения; осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.

В 1 классе курс «Первые шаги к здоровью» рассматривает следующие вопросы: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

Место предмета в учебном плане. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:        1 класс — 33 часа в год.

Ценностные ориентиры.

Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

Развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • принятия и уважения ценностей семьи и  образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
  • формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Формы проведения: игры, беседы, анкетирование, просмотр тематических видеофильмов, экскурсии, дни здоровья,  конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • Определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
  • сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
  • Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты

Учащийся научится различать

  • основы рационального питания;
  • способы сохранения и укрепления  здоровья;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • заботиться о своем здоровье;

             

Содержание курса

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» состоит из 7 разделов:

«Вот мы и в школе»: личная гигиена в разных условиях, значение физических упражнений для организма;

«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

«Моё здоровье в моих руках»: влияние различной окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;

«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;

«Чтоб забыть про докторов»: занятие спортом.

«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

«Вот и стали мы на год  взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся.

Содержание программы отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние  интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

лекции

практи-ческие

занятия

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

1

3

Праздник

II

Питание и здоровье

5

3

2

Викторина

III

Моё здоровье в моих руках

7

3

4

Викторина

IV

Я в школе и дома

6

3

3

Игра - викторина

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

Соревнования

VI

Я и моё ближайшее окружение

3

1

2

Ролевая игра

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

2

2

Диагностика

Итого: 

33

14

19

Календарно-тематический план

 

№ п/п

Дата

Наименование разделов и дисциплин

Виды деятельности учащихся

Введение  «Вот мы и в школе».

Различать способы сохранения и укрепления  здоровья;

Соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

1

Дорога к доброму здоровью

2

Здоровье в порядке - спасибо зарядке

3

В гостях у Мойдодыра

Кукольный спектакль         

К. Чуковский «Мойдодыр»

4

Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

праздник

Питание и здоровье

Иметь знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

 Понимать основы рационального питания;

Осознавать влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

 Понимать значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

5

Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

6

Культура питания

Приглашаем к чаю

7

Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

8

Как и чем мы питаемся

9

Красный, жёлтый, зелёный

викторина

Моё здоровье в моих руках

Иметь знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

 Понимать основы рационального питания;

Осознавать влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

 Понимать значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

10

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим

11

Полезные и вредные продукты.

12

Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»

13

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

14

Как обезопасить свою жизнь

15

День здоровья

 «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»

16

 В здоровом теле здоровый дух

викторина

Я в школе и дома

Осознавать влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

Понимать значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

Соблюдать правила посадки при работе в классе и дома;

Соблюдать нормы поведения на перемене;

17

Мой внешний вид – залог здоровья

18

Зрение – это сила

19

Осанка – это красиво

20

Весёлые переменки

21

Здоровье и домашние задания

22

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим

Игра- викторина

Чтоб забыть про докторов

Иметь знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

 Понимать основы рационального питания;

23

“Хочу остаться здоровым”.

24

Вкусные и полезные вкусности

25

День здоровья

 «Как хорошо      здоровым быть»

26

 «Как сохранять и укреплять свое здоровье»

круглый стол

Я и моё ближайшее окружение

27

Моё настроение. Передай улыбку по кругу.  Выставка рисунков «Моё настроение»

день вежливости

28

Вредные и полезные привычки

Распознавать вредные и полезные привычки;

29

“Я б в спасатели пошел”

Ролевая игра

«Вот и стали мы на год  взрослей»

Распознавать опасные ситуации в летний период и избегать их;

Оказывать первую доврачебную помощь;

Отличать вредные и полезные растения;

грамотно формулировать  свои мысли;

слушать одноклассников.

30

Опасности летом (просмотр видео фильма)

31

Первая доврачебная помощь

32

Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»

33

Чему мы научились за год.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
  6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
  8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
  9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
  10. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
  14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.

Приложение

Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс

Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено  в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...