Урок толерантности
классный час (4 класс) на тему

Зенина Инна Николаевна

Данный материал знакомит обучающихся с понятием "толерантность", его толкованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной»

Красненского района  Белгородской области

Урок толерантности

в  4 «А»  классе

Подготовила

Зенина Инна Николаевна

Красное

2016

Цели:

 1. Познакомить обучающихся с понятием «толерантность», его толкованием.

 2.Формировать уважительное отношение к  людям, положительные качества личности.

3.Воспитывать чувство уважения друг к другу, к культуре разных народов, умения прощать, быть терпимыми к недостаткам товарищей, радоваться успехам других людей.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к классному часу,

тест, карточки для групповой работы, карточки для тренинга.

Ход классного часа

I. Вступительная часть. 

 1.  «Минутка радости»

- Создадим хорошее настроение.  Улыбнитесь  друг другу. С хорошим настроением начнём классный час.

2. Определение темы.

- Тему классного часа узнаете,   разгадав загадку. (Слайд  2)

Утром на четырёх, днём на двух, вечером – на трёх. (Человек)

- Правильно, мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности.

II. Основная часть.

 1)  Вводная беседа.    

Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: физического тела, образа (роли) и  характера (души).

Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и  свою душу тоже нелегко познать.

Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?

Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся с новым словом.

Оно зашифровано цифрами (запись на доске). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека:

  • проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
  • легкое устанавливание контактов (общительность)
  • мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
  • радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
  • устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
  • стремление сделать другому добро (доброта)
  • сострадание (милосердие)
  • почтительное отношение (уважение)
  • готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)

 (слайд 3)

-  Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали. Давайте посмотрим в «Словаре современных понятий»  как растолковывается это слово.

2. Знакомство с понятием «Толерантность»

Толерантность – терпимость, допущение.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

Почему возникла необходимость отмечать такой день?

 - Можете те ли вы назвать события, угрожающие миру?

  -Почему происходят войны?
 - Так всегда было в истории. С1996 года у толерантности существует свой праздник. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете конфликты, ссоры между народами. В этот день проводятся массовые мероприятия: митинги, концерты, посвященные воспитанию терпимости у жителей  народов мира.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

-Какое из определений вам импонирует более всего?

-Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

-А что же объединяет эти определения?

- Познакомимся с пословицами разных народов:

Адыгейская пословица: «Трус и своей полы боится»

Башкирская пословица: «Герой рождается в битве»

Калмыцкая пословица: «В клевете нет правды, во лжи нет добра»

Осетинская пословица: «Просить не стыдно, стыдно воровать»

-Как понимаете смысл данных пословиц?

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:

Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Давайте проверим, толерантны ли вы?

3. Тестирование (практическая работа)

- Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.

Тест

1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением,  я

а) не буду с ним общаться

б) толкну, стукну его

в) подружусь с ним

2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я

а) не буду с ним играть

б) толкну, стукну его

в) попрошу объяснить, что он делает

3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я

а) не буду с ним общаться

б) толкну, стукну его

в) постараюсь отвечать лучше

4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я

а) не буду с ним общаться

б) посмеюсь, какой он неуклюжий

в) подружусь с ним

5. Если одноклассник верит в другого Бога, я

а) не буду с ним общаться

б) посмеюсь над ним

в) попрошу рассказать о его вере

Ответы: а) по 2 балла

               б) по 1 баллу

               в) по 3 балла

Вывод:

От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.

От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!

15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.

-  Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.

 Физкультминутка.

- Как у вас настроение? Чтобы оно стало ещё лучше, давайте порадуемся за своих одноклассников.

(Дети танцуют на месте под музыкальную фонограмму.)

4. Практическая работа (эмоциональный тренинг)

Ф.И. ребёнка___________________________________________________

-Приготовьте карандаши:

  • красный
  • зелёный
  • розовый
  • коричневый
  • жёлтый

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

-  Приготовьтесь послушать историю – сказку, которая называется «Столетник» [2] (Слайд 4) Что такое столетник? (Это – травянистое растение, домашний цветок.)

(Учитель демонстрирует цветок для показа детям. (Слайд 4-1) По ходу чтения демонстрируются изображения других цветов.)

– Слушая рассказ, представьте себя на месте столетника. По мере чтения выбирайте цвет для своих чувств и раскрашивайте этим цветом прямоугольники в своих рабочих листах, пользуясь следующими цветами:

  • красный
  • зелёный
  • розовый
  • коричневый
  • жёлтый

В одном ботаническом саду жила красавица – роза. (Слайд 4-2) Все цветы этого сада восхищались её красотой.

Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был некрасив. Они стали дразнить его за это. Какие это были цветы? (Слайд 5)

– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

1.

Столетнику очень понравилась роза, и он попытался ухаживать за ней, но роза отвергла его.

–  Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

2.

Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

3.

Однажды ночью начался сильный дождь, засверкала молния, прогремел сильный гром, розе стало страшно. Все цветы испугались грозы. Лишь один столетник стал укрывать её своими листьями.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

4.

Он прикрывал её толстыми, мясистыми, но хрупкими листьями, и вдруг его стебель разломился пополам.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

5.

Храбрый столетник упал возле розы. Роза и остальные цветы подумали, что он погиб.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

6.

Но вдруг… Из того места, в котором переломился столетник, появился цветок. Сначала он был ослепительно белым, потом окрасился розовым, красным, фиолетовым и, наконец, стал чёрного цвета. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

7.

Вскоре на месте погибшего столетника появился маленький проросток, который долгое время будет некрасивым колючим растением. Но один единственный раз он расцветёт так, что его красоте не будет равных.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

8.

Цветы ботанического сада ещё долго говорили об удивительной красоте и отваге цветка, который цветёт один раз в сто лет.

(По мотивам рассказа А. Куприна «Столетник»)

Рассмотрим раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше настроение.

Учитель открывает на доске палитру цветов (слайд 6).

  • красный – чувство возбуждения
  • зелёный – чувство спокойствия
  • розовый – чувство счастья
  • коричневый – чувство угнетённости
  • жёлтый – чувство уверенности

( Каждый ребёнок соотносит своё настроение с выбранным им цветом. Идёт обмен мнениями в парах. Некоторые дети высказываются индивидуально.)

-  Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.

5. Работа в группах

- Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно  посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью   учителя)    и высказывают общее решение группы.

6. Ворота сада (притча).

Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.

Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

- Какой урок извлечёте из притчи?

III. Заключительная часть.

Итог.

-Классный час подходит к концу.

- Какой вывод вы сделали для себя из нашего разговора?

- Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее!

- Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогайте в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

Рефлексия.

-  Вам понравился наш сегодняшний разговор?

 Выскажите свое мнение:

 

-Привлекло меня тем,……..

-Показалось интересным,……..

-Заставило задуматься……….

-Навело меня на мысли……..

 

- Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок толерантности 1 сентября. Методическая разработка для 1 класса.

«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила» - девиз этого урока.На уроке учитель должен познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности....

Урок толерантности

Классный час в 1 классе по теме "Чего себе не желаешь, того другим не делай"....

Урок толерантности (1 класс)

Классный час воспитывает у школьников общечеловеческие и национально- нравственные ценности....

Уроки толерантности

Цикл состоит из 15 уроков. К занятиям предлагается методический инструментарий....

"Вокруг света без билета" (Урок толерантности 2 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием толерантности; воспитание терпимости к людям иной национальности; культуры и религии...

Урок толерантности. Классный час

Классный час по данной теме является одним из серии занятий, посвящённых воспитанию и формированию в детях  качеств, помогающих им строить доброжелательные отношения внутри социума, умения мирно ...

Урок толерантности "Мы разные, но вместе мы сила"

Надеюсь, что этот конспект поможет провести урок толерантности или просто будет интересным для чтения....