"Профилактика подросткового алкоголизма в рамках использования наглядно-методического пособия В. Ю. Климовича «Детство без алкоголя».
методическая разработка по зож (3, 4 класс) на тему
Сегодня среди современных подростков продолжает нарастать тенденция к злоупотреблению алкогольными напитками. Тревожным фактором является возраст детей, впервые употребивших алкогольные напитки и психоактивные вещества.
Считается, что профилактическая работа по предупреждению злоупотребления психоактвных веществ может быть эффективной в том случае, если она начинает проводиться задолго да начала экспериментирования учащимися с этими веществами.
Так среди учащихся МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты, которые состоят на учете в КПДНиЗП г. Воркуты за распитие спиртных напитков самыми юными являются учащиеся 5-6 классов. Поэтому для нашей школы вопрос ранней профилактики подросткового алкоголизма стоит очень остро. Это значит, что возрастная категория учащихся, нуждающихся в профилактической работе по предупреждению первых проб алкогольных напитков, составляют учащиеся начальной школы. В нашем случае, если мы не будем говорить о проблеме алкоголизма с теми, кто недавно сел за школьную парту, мы рискуем не успеть предупредить их знакомство с алкоголем – веществом, способным когда-нибудь увести детей из мира естественных радостей в мир трагического алкогольного забвения!
В своей работе в рамках ранней профилактики подросткового алкоголизма с 2014-2015 учебного года использую наглядно-методическое пособие В. Ю. Климовича «Детство без алкоголя».Это пособие было представлено Министерством образования и науки Российской Федерации в серии «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.05 КБ |
![]() | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Профилактика подросткового алкоголизма в рамках использования наглядно-методического пособия В. Ю. Климовича «Детство без алкоголя».
Вступление.
Сегодня среди современных подростков продолжает нарастать тенденция к злоупотреблению алкогольными напитками. Тревожным фактором является возраст детей, впервые употребивших алкогольные напитки и психоактивные вещества.
Считается, что профилактическая работа по предупреждению злоупотребления психоактвных веществ может быть эффективной в том случае, если она начинает проводиться задолго да начала экспериментирования учащимися с этими веществами.
Так среди учащихся МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты, которые состоят на учете в КПДНиЗП г. Воркуты за распитие спиртных напитков самыми юными являются учащиеся 5-6 классов. Поэтому для нашей школы вопрос ранней профилактики подросткового алкоголизма стоит очень остро. Это значит, что возрастная категория учащихся, нуждающихся в профилактической работе по предупреждению первых проб алкогольных напитков, составляют учащиеся начальной школы. В нашем случае, если мы не будем говорить о проблеме алкоголизма с теми, кто недавно сел за школьную парту, мы рискуем не успеть предупредить их знакомство с алкоголем – веществом, способным когда-нибудь увести детей из мира естественных радостей в мир трагического алкогольного забвения!
В своей работе в рамках ранней профилактики подросткового алкоголизма с 2014-2015 учебного года педагоги школы используют наглядно-методическое пособие В. Ю. Климовича «Детство без алкоголя». Это пособие было представлено Министерством образования и науки Российской Федерации в серии «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами».
Начиная работу с наглядно-методическим пособием, нами была поставлена цель: повышение эффективности профилактики подросткового алкоголизма.
Для решения поставленной цели, мы будем решить следующие задачи: способствовать формированию у учащихся школы ценностей здорового образа жизни, негативного эмоционального отношения к алкоголю.
Контингент: учащиеся начальной школы (7-10 лет)
Так как, школа работает с пособием только два года, то мы можем говорить пока об ожидаемых результатах. Это:
- приобретение полезных и исключение вредных привычек;
- формирование навыка безопасного поведения;
- сформированность представлений об опасности воздействия алкоголя на здоровье человека;
- формирование понятия о физиологической и моральной зрелости;
- четкая убежденность о несостоятельности поводов для употребления алкоголя;
- умение получать радость и удовольствие от реальной жизни, а не от искусственной;
- отказ от употребления алкоголя.
Данное пособие имеет одно принципиальное отличие от похожих по содержанию разработок: оно построено с учетом максимального использования наглядных средств обучения. Их использование способно придать любому профилактическому мероприятию и необходимую эмоциональность, ненавязчивую информативность, и вариативность в выборе объектов демонстрации. Методическое пособие включает разработки занятий, набор наглядных пособий для различных видов работы и пояснения к их использованию.
Воспитательный потенциал данного пособия предполагает яркое противопоставление позитивных и негативных образов. Такой прием позволяет не только преподнести учащимся информацию по теме, но и воспитывать личностное отношение к данной информации.
Следует подчеркнуть важную для данного комплекта линию – беречь и развивать, то, чем природа наделила человека: поддерживать уровень здоровья, совершенствовать чисто человеческие качества (способность мыслить, понимать, прогнозировать; осознанно определять свой выбор, уметь отстаивать свои интересы в социуме, отказаться от негативных для себя предложений, находить пути позитивного развития). Это позволяет формировать у учащихся жизненную позицию, реализовывать возможности, которыми владеет сам человек и другие люди, таким образом, дети учатся «быть Человеком».
Пособие предполагает 9 занятий. Это:
- Привычки и здоровье.
- Что такое алкоголь?
- Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.
- Как алкоголь влияет на организм человека.
- Злоупотребление алкоголем.
- Почему люди употребляют алкоголь.
- Алкоголь и закон.
- Умение отказаться.
- Привычка сохранять здоровье.
В зависимости от условий и необходимости можно провести все 9 занятий, можно воспользоваться лишь частью материала. Блоки пособия созданы с учетом преемственности и ориентированы на рассмотрение наиболее актуальных для младших школьников проблем. Эти условия способны обеспечить подрастающее поколение большей ответственностью за свое поведение, умение ставить и достигать цели, добиваться повышения эффективности учебной деятельности и взаимодействия со сверстниками. Обучение этим жизненным умениям и навыкам помогает повысить социально-психологическую адаптацию школьников, дает им стратегию выбора позитивного жизненного пути и становится тем базисом, наоснове которого уже можно говорить с подрастающим поколением о необходимости нести ответственность за свое здоровье, формировать установку на здоровый образ жизни.
Практическая часть.
- Признаки употребления человеком алкогольных напитков.
Ведущий:
-Сегодня мы поговорим с вами о действии алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.
- Я вам напомню, что на прошлом занятии мы уже говорили о том, что среди напитков, употребляемых людьми, встречаются алкогольные, и принадлежность напитка именно к этой группе можно узнать по факту содержания в нем алкоголя.
-А если мы не знаем, что именно выпил человек, можно ли по каким-либо признакам догадаться, что он употребил алкогольный напиток и находится, как принято говорить « в состоянии алкогольного опьянения»?
Работа в группах.
- У вас на столах конструктор с изображением отдельных элементов внешности четырех разных людей. Вам нужно составить портрет человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения (по принципу составления фоторобота). Вы можете составить и все четыре портрета и выбрать нужный.
Ведущий:
- Давайте продемонстрируем результат вашей работы.
(Как выглядят эти люди?Как может выглядеть нездоровый человек?)
- Сделаете вывод о том, как внешне выглядит человек в состоянии алкогольного опьянения.
Вывод 1:
У человека в состоянии алкогольного опьянения претерпевает изменения внешность:
- покрасневшее лицо (шея);
- покрасневшая и влажная слизистая оболочка глаз;
-затуманенный, тяжелый взгляд;
- отечность лица;
- неприятность и неряшливость в одежде.
Вывод 2:
Значит привычка к спиртным напиткам постепенно превращается в болезнь – алкоголизм – и лишает человека здоровья.
Ведущий:
-Скажите, только ли по изменению внешнего вида мы понимает, что человек находится под воздействием алкоголя или что-то еще может служить доказательством?
Работа в группах.
- У вас на столах карточки-транспаранты «Особенности поведения». Подумайте, какие признаки могут свидетельствовать о том, что изображенные на рисунках люди находятся в состоянии алкогольного опьянения?
-Какие признаки вы выделили?
У человека в состоянии алкогольного опьянения:
- агрессивное или развязное поведение по отношению к окружающим;
- громкая, «невнятная» речь;
- отсутствует правильная координация движений;
- суетливость (или заторможенность) движений, вплоть до сна.
Ведущий:
Какой вывод можно сделать?
Вывод 1:
Узнать об употреблении человеком алкоголя и нахождении его в состоянии алкогольного опьянения можно по изменению его поведения. Таким образом, не только внешность, но и особенности поведения человека могут свидетельствовать об употреблении спиртных напитков.
Ведущий:
- На тот факт,что под действием алкоголя и внешность,и поведение человека становятся крайне непривлекательными, обращали внимание многие художники, писатели и поэты. Вот какой совет дает детский писатель, Григорий Остер, в своей книге «Вредные советы»:
Если друг-приятель Толя
Предложил тебе немного «очень вкусного» вина,
Без сомнений соглашайся –
Что тут думать, размышлять?..
Лишь представь, что очень скоро
Ты совсем похожим станешь на любителей вина.
И тогда ты сможешь так же, как они, подобно свинкам
В лужах грязных и глубоких днями целыми лежать.
Хочешь быть на них похожим?
Ну тогда не сомневайся, – и конечно пей вино.
Ведущий:
- Как вы относитесь к такому совету? Хотите быть похожими на этих грязных свинок?
II.Причины изменения внешнего вида и поведения человека в состоянии алкогольного опьянения.
Ведущий:
-Давайте подумаем, в чем причина того, что у человека, принявшего алкогольные напитки, так меняется внешний вид и поведение?
Вывод 1:
- Даже небольшое количество алкоголя ведет к изменению внешности и поведения человека.
Он теряет способность критически оценивать ситуацию.
Он перестает обращать внимание на свою внешность и поведение, может стать агрессивным.
Человек живет как бы в нереальном мире. В мире, которого нет.
Русская пословица гласит: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».
Это значит, что у человека нет контроля сознания за своими мыслями, чувствами, эмоциями…
Кроме того в нормальном состоянии человеку присущ инстинкт самосохранения. Алкоголь изменяет сознание: возникает ощущение бесстрашия, инстинкт самосохранения притупляется. Он совершает поступки, которые никогда бы не совершил, будучи трезвым. Поведение его становится неадекватным.
Он становится опасным для самого себя и для окружающих.
Эту способность человека под воздействием алкоголя совершать необдуманные поступки, люди заметили давно. Так появилась пословица «Пьяному море по колено».
III. Отработка умения безопасного поведения в ситуациях встречи с человеком, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
Ведущий:
- Раз такой человек может быть опасен и для себя и для окружающих, давайте представим, как нам необходимо вести себя при встрече с таким человеком.
Демонстрация «Ситуаций»
Работа в группах.
Ведущий:
- Вам предложены ситуации. Обсудите их. (Пьяный человек устроился на тротуаре; пьяный человек обращается к вам на улице; пьяный человек садится за руль автомобиля и предлагает поехать с ним.)
- Как нужно поступать в таких случаях? Ответьте на вопросы:
- Какая возникает опасность в этом случае?
- Кто подвергается этой опасности?
- Какое поведение при встрече с таким человеком будет наиболее правильным?
Ведущий:
Вывод 1:
- Теперь мы знаем особенности поведения человека, находящегося в алкогольном опьянении, в нереальном мире.
Просчитать его поведение невозможно, оно может угрожать и подвергать опасности не только его здоровье и жизнь, но и здоровье и жизнь окружающих людей, следовательно надо избегать любого контакта с таким человеком. (в случае необходимости прибегнуть к помощи взрослых)
Проще говоря, следовать поговорке «Увидел пьяного – отойди!»
Основной вывод:
Ведущий:
- Подведем итоги нашего разговора.
Действуя на человека, алкоголь изменяет его сознание, внешний вид и поведение, которое перестает соответствовать реальности.
Алкоголь угрожает здоровью и жизни как самого человека, так и окружающих его людей, поэтому пьяный человек – это опасно!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи Цель: повышение эффективности профилактики подросткового алкоголизма Задачи: способствовать формированию ценностей здорового образа жизни, негативного эмоционального отношения к алкоголю. Контингент: учащиеся начальных классов (8-10 лет)
Результаты Реальные Ожидаемые приобретение полезных и исключение вредных привычек; формирование навыка безопасного поведения; сформированность представлений об опасности воздействия алкоголя на здоровье человека; формирование понятия о физиологической и моральной зрелости; четкая убежденность о несостоятельности поводов для употребления алкоголя; умение получать радость и удовольствие от реальной жизни, а не от искусственной; отказ от употребления алкоголя.
В. Ю. Климович Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма. Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с детьми 8-10 лет. Центр Планетариум, М., 2004
Занятия Привычки и здоровье. Что такое алкоголь? Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Как алкоголь влияет на организм человека. Злоупотребление алкоголем. Почему люди употребляют алкоголь. Алкоголь и закон. Умение отказаться. Привычка сохранять здоровье.
Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.
Действие алкоголя на внешний вид человека
Действие алкоголя на внешний вид человека: покрасневшее лицо (шея); покрасневшая и влажная слизистая оболочка глаз; затуманенный, тяжелый взгляд; отечность лица; неприятность и неряшливость в одежде.
Действие алкоголя на особенности поведения человека: агрессивное или развязное поведение по отношению к окружающим; громкая, «невнятная» речь; отсутствует правильная координация движений; суетливость (или заторможенность) движений, вплоть до сна.
Григорий Остер «Вредные советы» Если друг-приятель Толя Предложил тебе немного «очень вкусного» вина, Без сомнений соглашайся – Что тут думать, размышлять?.. Лишь представь, что очень скоро Ты совсем похожим станешь на любителей вина. И тогда ты сможешь так же, как они, подобно свинкам В лужах грязных и глубоких днями целыми лежать. Хочешь быть на них похожим? Ну тогда не сомневайся, – и конечно пей вино.
Причины изменения внешнего вида человека Человек: теряет способность критически оценивать ситуацию; перестает обращать внимание на свою внешность и поведение (агрессия); живет как бы в нереальном мире. У человека: нет контроля сознания за своими мыслями, чувствами, эмоциями; притупляется инстинкт самосохранения.
Отработка умения безопасного поведения Увидел пьяного – ОТОЙДИ!
Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека: алкоголь изменяет сознание и внешний вид человека; поведение человека перестает соответствовать реальности; алкоголь угрожает здоровью и жизни человека и окружающих его людей; пьяный человек – это опасно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/20/picture-248013-1426866026.jpg)
Родительское собрание "Подростковый алкоголизм"
С каждым годом растет количество подростков, которые употребляют спиртное, всё чаще возникают случаи употребления спиртного учениками начальной школы. В ходе мероприятия родителям представлена информа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-188574-1538646448.jpg)
Проектная работа Тема: «Формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде»
Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-358650-1385983990.jpg)
Тематический классный час по профилактике подростковой наркомании "Скажи наркотикам НЕТ!"
Цели классного часа: профилактика употребления наркотических веществ, формирование установок на здоровый образ жизни, социально приемлемое поведение. Задачи:обучающая:- обучение поведенческ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-326254-1382870103.jpg)
Формирование УУД на уроках и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС с использованием учебно-наглядных пособий и ИКТ в начальной школе
Из опыта работты учителя...
Профилактика подросткового суицида
Данный материал рекомендую использовать на родительском собрании по профилактике подросткового суицида и суицидального поведения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-835607-1477159972.jpg)
Социально-педагогический проект по первичной профилактике подросткового алкоголизма и наркомании "Здоровое детство - счастливое детство"
Социально-педагогический проект «Здоровое детство – счастливое детство!» - это комплексно-целевой проект по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...