Рабочая программа кружка "умелые ручки"
рабочая программа на тему


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Адамовская основная общеобразовательная школа»

                                                                                                                             

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

кружка

“Умелые ручки»

( общекультурное направление )

Срок реализации программы: 1 года

Программа рассчитана на детей 7-11 лет

Автор: Рычкова С.С. учитель нач. классов

                        

Макаринино

2014


                                               

Пояснительная записка

Актуальность программы:

«Сувенир» в справочной литературе определяется как художественное изделие, какой-либо предмет, выполняющий роль напоминания о посещении страны, города, выставки, музея, торжественного события и подарка, полученного в самые счастливые мгновения жизни. В каждом доме есть вещи, связанные с яркими эмоциями, светлыми мыслями и радостными минутами, которые непременно связывают нас с людьми, сделавшими их или подарившими эти дорогие сердцу вещицы.

В кружке «Умелые ручки» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.

Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.

Обучаясь в кружке «Умелые ручки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке «Умелые ручки» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками,  дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.

Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.

Направленность программы

Кружок «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Цели работы в кружке «Умелые ручки»:

- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и  желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;

-развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;

-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; 

-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Задачи кружка:

  • познакомить детей с миром сувениров;
  • научить детей основным техникам изготовления поделок;
  • привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;
  • развить у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной и коллективной и творческой деятельности;
  • организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
  • содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.

Организация образовательного процесса:

Программа работы кружка рассчитана на 1 года обучения. Возраст детей 6-11 лет.

Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

  • освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
  • ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
  • изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
  • участие в создании коллективных композиций;
  • изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
  • освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из яичной скорлупы. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Сроки реализации дополнительно программы:

Программа предусматривает 1 год  обучения  -  66  учебных часов. Продолжительность периода является ориентировочной - она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых работ.

Формы и методы  занятий:

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический. В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Режим занятий:

Занятия проводятся  2 часа  в неделю. Программа рассчитана на весь учебный год. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка. Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий кружка  могут быть изменены по усмотрению учителя.

Структура занятий:

  1. Ведение в тему занятия (кроссворд, ребус, загадка).
  2. Повторение правил рабочего человека.
  3. Выполнение творческой работы.
  4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Используемый материал

В работе  с детьми  используются «дары природы»: это ветки, шишки, листья, кора деревьев, хвоя, орехи, скорлупа ореха, семена,  солома, ракушки, и т.д. А также дополнительные материалы: бумага, ткань, бросовый материал. Материал используется в зависимости от предмета и темы изучения . Прежде чем, приступить к изготовлению поделки, рассматриваем свойства материала, его разнообразие, из чего он сделан. Например, если это бумага, то вместе с детьми собираем коллекцию разных видов бумаги (писчую, плакатную, фильтровальную, конвертную, альбомную, бархатную, обложечную, обойную, афишную, копировальную, пергаментную, оберточную). Помимо того, что дети получают знания о бумаге как о продукте  дерева (тетради, альбомы и многое другое), узнают еще и то, что все эти виды бумаги отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Проводятся небольшие эксперименты. Например, бумагу нельзя сложить  восемь раз.

Оборудование.

  • Учебные столы;
  • Доска (с возможностью магнитного крепления);
  • Краски (акварель, гуашь), карандаши, фломастеры, стека, бумага (разной текстуры), пластилин, кисти, ластики, ножницы и др.

Технические средства обучения – компьютер.

Ожидаемые результаты кружковой работы:

-участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о применении поделок в жизни,

-заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,;

-способность добывать новую информацию из различных источников.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса  «Умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Формы подведения итогов работы   самые разнообразные:

  • Выставка детских поделок;
  • Коллекция собранных «даров природы»;
  • Гербарий растений;
  • «Фруктово-овощная сказка» (поделки из овощей и фруктов);
  • Подарки мамам (бусы из макаронных изделий);
  • Коллекции природных камней;  и т.д.

А также, такие интересные формы, как:

  • Конкурс «Талантливая семья»,
  • Конкурс – выставка: «Мамины умелые ручки»;
  • Гость группы: «Папа может всё что угодно»;
  • Посиделки «Учимся творить»;
  • Уголок «Самоделкина»;
  • Обмен опытом:  «Что умею, не скажу, а как сделать покажу» и т.д.

Учебно-тематический план

образовательной программы кружка 1 год обучения 

                  

                    Тема занятия

Кол-во

часов

Кол-во

часов

Дата

теория

Практ.

План

Факт

1

Вводная беседа

1

-

Работа с природным материалом

4

2

Аппликация из листьев «Зайчик»

1

3

Аппликация из листьев «Цветок»

1

4

Работа с ореховой скорлупой «Рыбка»

1

5

Аппликация из иголок хвойных деревьев

1

Работа с бумагой  и картоном.

13

6

Гофрированные изделия «Веер»

1

7-8

Выпуклая аппликация «Цветок»

2

9-10

«Одуванчик» аппликация

2

11

Работа по шаблонам. Аппликация «Лебедь».

1

12

Работа по шаблонам. Грибная поляна.

1

13

Зайцы на поляне.

1

14-15

Аппликация «Русская матрешка»

2

16-17

Аппликация «Морское дно»

2

18

Работа с бумагой и картоном «Семья осминожек»

1

Работа  с пластилином

10

19

История лепки

1

20

Аппликация на картоне

1

21

Лепка простых овощей и фруктов.

1

22

Лепим чайник

1

23

Посуда из пластилиновых жгутов

1

24

Лепка сказочных персонажей «Чебурашка»

1

25-26

Карандашница (крупа)

2

27

Лепка по замыслу детей

1

28

Лепка по замыслу детей

1

Работа  с тканью

5

29

Сервировочная салфетка

1

30

Аппликация из ткани

1

31-32

Дед Мороз и Снегурочка. Вата, ткань и картон.

2

Работа с гуашью,  акварелью и карандашом

9

33

Конкурс на самый красивый фантик.

1

33

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».

1

35

Северное сияние и белый медведь

1

36

Мы рисуем бабочку.

1

37

Пейзаж

1

38

Рисунки на тему «Я и моя семья»

1

39

Портрет Зайчика – огородника. Работа цветными карандашами.

1

40

Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)

1

41

Рисование на свободную тему

1

Работа с бросовым материалом

4

42-43

Веер из вилок.

2

44-45

Работа с мешковиной. Мешочек.

2

Работа с бумагой

5

46-47

Поздравительная открытка

2

48-50

Поздравляем мам. Открытка

3

Изготовление кукол

7

51

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

1

52

Кукла на картонной основе.

1

53

Композиция «В лесу»

1

54

Кукла – актер.

1

55

Аппликация.

1

56

Пальчиковые куклы.

1

57

Куклы- актёры.

1

Бисероплетение

4

58

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

1

59

Знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку

1

60

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)

1

61

Низание крестиками

1

62

Композиция цветочек

1

63-64

Итоговое занятие

1

Методическое обеспечение программы.

При организации деятельности детей в кружке учитывается ряд психологических требований.

Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.

Сложная композиционная работа требует тематического сопровождения. В этом качестве могут выступать сказки, если возраст детей 6-7 лет.

Хотя кружок называется «Умелые ручки», в нем предполагается не только обучение изготовлению поделок. Цель занятий – прежде всего нравственная: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры.

В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать.

Для работы в кружке необходимы следующие предметы:

  • альбом;
  • картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
  • воздушные шарики и цветные нитки;
  • карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
  • клей ПВА;
  • рамочки деревянные;
  • ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
  • различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
  • мука;
  • тесьма, бисер, бижутерия;
  • пластилин;
  • растительные сухие материалы;
  • крупа и макароны;
  • салфетки разных цветов.

Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечивания видов работы, как обязательных. Так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей.

Помещение должно быть оборудовано стеллажами, большими столами для расположения композиционных поделок детей.

Нужны и другие предметы мебели: парты, стулья, шкафы для хранения материалов, инструментов, поделок и сувениров.

Комната для занятий должна быть светлой, просторной. Необходимо общее и индивидуальное освещение рабочих мест (особенно в позднее осеннее и зимнее время, когда ограничено естественное освещение.)

В кружке «Умелые ручки» дети обучаются основным приемам аппликации, работе с бумагой и картоном, тканью и природными материалами, Дети осваивают работу с яйцами, соленым тестом, пластилином, конструируют из бумаги поделки в технике оригами, учатся технике изонити, знакомятся с основами цветосочетаемости, учатся пользоваться инструментами и, соответственно, постоянно приучаются к технике безопасности.

Дидактический материал:

Журналы, плакаты, картины, фотографии, карточки, раздаточный материал, публикация с описанием изготовления изделия из различного материала, схемы, эскизы будущих изделий.

Список используемой литературы:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

7. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru

8.«Детское рукоделие – Художественный труд в детском саду и семье».

 9. « Объёмные картинки». Салагаева Л.М.

 10. «Кукольная оранжерея» . Петрова И.М.

 11. « Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3». Пищикова Н.Г.

 12. « Оригами  для старших дошкольников». Соколова С.В.

 13. « Поделки из бросового материала».  Давыдова Г.Н.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам;   знакомит детей с терминологией, техниками работы по...

Рабочая программа "Очумелые ручки"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...

рабочая программа "Золотые ручки"

Программа "Золотые ручкаи" для внеурочных занятий с учщимися 1-4 классов. Цель: гармоничное развитие учащимся средствами художественного творчества....

Рабочая программа "Умелые ручки". 1 класс

 Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовател...