Сценарная разработка занятия курса по краеведению "Я - курянин"
план-конспект на тему

Комарова Светлана Федоровна

Сценарная разработка литературного занятия курса по краеведению "Я - курянин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарная разработка занятия третьего года обучения программы внеурочной деятельности «Я – курянин»

3 класс (второй год обучения по программе «Я – курянин»).

Форма проведения: Литературная гостиная «В гостях у Виктора Давыдкова».

Тема занятия:  Курск литературный (№18).

Цели: приобщить детей к литературе,  создать  условия  для воспитания в детях  и их родителях уважения к культуре нашей страны;  расширить знания детей о писателе Викторе Давыдкове и  его произведениях; развивать читательские способности; совершенствовать диалогическое и монологическое говорение; воспитывать желание больше узнавать о своем крае, развивать творческие способности детей, воображение, связную и выразительную речь на материале произведений Виктора Давыдкова,  прививать интерес к литературе родного края и желание ее изучать.

Перечень УУД, сформированных на занятии: предметные: понимание ценности книги, отношения к ней в обществе, умения  анализировать, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений;

метапредметные: регулятивные: понимание задачи, планирование вместе с  взрослым деятельности по изучению темы занятия, оценивание  результатов  своей читательской деятельности, сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;

познавательные: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации, обогащение словарного запаса детей, умение выдвигать гипотезы и их обосновывать, сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников;

коммуникативные: доказательство своей точки зрения,  коллективное обсуждение вопросов, развитие  коммуникативных навыков, формирование доброжелательного отношения друг к другу, воспитание  умения  выступать перед зрителями;

личностные: проявление бережного отношения к книге, воспитание чувства гордости за свою малую Родину, развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.

Оборудование: портрет В. Давыдкова, книги для выставки, рисунки к произведениям, материалы стенда – уголка, посвящённого творчеству  писателя,  плакаты с высказываниями курских поэтов и писателей.

Плакаты:

Богат наш край не только соловьями,

Хоть и о них молчать я не хочу, -

Он знаменит такими сыновьями,

Которым  все работы по плечу.

 М. Бурдаков

Курск родной! Под вечер ветер нежно

Крон коснётся – и по листьям дрожь…

Ты и летом, и зимою снежной

Для меня пленительно хорош.

В. Корнеев

Ты стал сейчас прекрасней и моложе

Где бой кипел, хлеба стоят стеной.

Любой земли ты для меня дороже,

Край соловьиный, близкий и родной.

Г. Ильин

Формы организации деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Содержание урока:

 1. Знакомство с творчеством В.И.Давыдкова

2. Чтение  стихотворений Виктора Ивановича Давыдкова.

3. Конкурсные задания.

4. Коллективная творческая работа.

4. Итог занятия.

Результаты урока: приобщение  детей к краеведческой  литературе, знакомство с курским  поэтом  и прозаиком.  Формирование  гражданско-патриотических позиций учащихся через обращение к  текстам современной  словесности,  создание условий для развития творческого потенциала  учащихся, развития художественных, артистических дарований и литературного вкуса участников гостиной.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово.  (Перед вступительным словом звучит «Курский вальс» музыка Л.И. Ингоря)

С книжками мы все дружны:

И ты, и я - читатели.

И, конечно, знаем мы,

Что пишут их писатели.

Писателем не просто стать.

Как и музыкантом –

Непременно обладать

Надо тут талантом.

Как в профессии любой,

Здесь свои секреты:

В книге действует герой

Строго по сюжету.

Сочиняет свой сюжет

Автор, сидя в кресле.

Выдумке предела нет –

Лишь бы интересней…

Вот дописана строка,

И готова книжка...

Прочтут ее наверняка

Девчонки и мальчишки!

Ребята, сегодня мы в побываем  в литературной гостиной. Узнаем, как создаются поэтические произведения,  каждый из вас сможет  побывать  в роли  поэта.

 (Ученик и ученица читают стихи)  

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ                                                                          
От  снега, мороза, прозрачного воздуха
Такая в душе благодать,
Что хочется мчаться на лыжах без отдыха
И с неба, как с горки, слетать.
И ворон, как в сказке, глядит с удивлением
С высокой сосны на меня.
И длится, как сон, неземное забвение.
И тянется к небу лыжня.
Сугробы пушистые, хвоя душистая,
Овраги, дубравы, поля.
Вот и деревня моя неказистая.
Русская, словом, земля.

  ***

Опять случился золотой денёк.
Октябрь ликует,
Нежится природа.
И вот, порхая,
Словно с небосвода,
Слетел кленовый лист
                             и лёг у ног.
А осень собирает стаи птиц.
Черны одни,
                  как жар горят другие.
Пером жар-птицы светится мой лист.
Темны, как гнёзда,
                              дерева нагие.

             ***

Соловьиное лето. Начало.
Зацветают неброско хлеба.
Вы когда-нибудь утро встречали
Средь росистых колосьев?..
Тропа…
Села иволга, стебель согнула,
Золотая, как детства мечты.
А у глаз, продолжением клюва,
Две чернеющие черты.
Вот и перепел сочную песню
Устремляет навстречу заре.
И чем далее, тем интересней
Мне восход наблюдать на бугре…

Солнце красное сжалось до блеска
Сверхзеркального, —
Больно взглянуть.
А в ближайшем ко мне перелеске
Соловьиная дивная жуть.

Мы с первых лет жизни слушаем, сами читаем, учим  стихотворения. С первых лет жизни знаем стихи многих поэтов наизусть, продолжаем знакомиться с ними на уроках литературного чтения  в школе. Но как часто ничего не знаем о тех поэтах и писателях, которые живут в нашем краю. 17 мая 2015 года в год литературы отметил свой  65-летний юбилей  курский поэт и прозаик Виктор Давыдков. Именно его стихи вы только что услышали.

Уроженец с. Ольховатка  Поныровского р-на Курской обл. Окончил  в посёлке  Поныри  среднюю школу с серебряной медалью, затем (в 1971) Курский Политехнический институт. С 1971 по 1975 жил в г. Льгове, затем (с 1975) — в Курске. До 1996 работал инженером на курском заводе «Аккумулятор» (автор ряда изобретений, защищённых авторскими свидетельствами)  и в других организациях на его территории, в настоящее время работает инженером на Курской областной станции переливания крови.

C:\Documents and Settings\Комаровы.5AB6E3F11CA54F0\Рабочий стол\Фото-0198.jpg

(В.И.Давыдкова помнят в Поныровской средней школе, на стенде среди награжденных серебряными медалями  фамилия  В. И. Давыдкова.)
       Стихи начал писать в  1973 году. Автор ряда поэтических сборников, в частности: «На свет тьмы» (М., РБП, 1993), «Вторая весна: Стихотворения. Философские заметки» (Курск: Крона, 1996) и др.  Автор романа-хроники «Анализ Курской битвы» (2005).  Виктор Давыдков  поэт, прозаик, с 1994 член Союза писателей России.

Ольховатка Поныровского района Курской области стала не только его малой родиной, но и той точкой на карте России, где 72 года назад решалась ее судьба, судьба всего мира.  У Виктора  Давыдкова  есть весьма основательное   историко-публицистическое   исследование «Анализ Курской битвы» (2005) – труд, скрупулезно прочитывающего страницы великого сражения.  

В. И. Давыдков настоящий патриот своей малой родины. Несмотря на то, что он уже много лет живёт в г. Курске, родную Ольховатку не забывает. Он часто проезжает по родным просторам, вглядываясь в родные дали, где когда-то в юности прощупал, прожил каждую пядь родной земли, с трепетом и вниманием слушал воспоминания родных и близких об истории своего села.

    Всё это навсегда осталось в его сердце. Вспоминая прожитые годы в Ольховатке, он часто вспоминает своих земляков, когда приезжает на Родину- общается с ними.

    Не забывает он и школу. Вместе с ребятами и учителями он проводит интересные беседы, читает свои стихи, рассказывает интересные истории. Ученики внимательно слушают рассказы о родном селе, его жителях. Особенный интерес вызывает у ребят истории по Курской битве. Виктор Иванович в доступной форме, живо рассказывает о главном направлении удара немецких войск, о том, что Ольховатка — легендарное, но, к сожалению, забытое село. Поэтому цель подрастающего поколения состоит в том, чтобы любить свою малую Родину, знать её исторические корни и передавать свои знания другим людям, только тогда можно возродить заслуженную славу нашей Ольховатки. Истинный гражданин своей Родины -  в первую очередь должен знать свои истоки и не забывать о них. Сейчас Давыдков завершает труд по южному фасу Курской дуги - начав с окрестностей Ольховатки, он уже не в силах остановиться. Ни читатели, ни долг памяти не дают.

  1. Чтение детьми стихотворений Виктора Давыдкова.

Специально для детей Виктор Давыдков не писал. Но к сегодняшнему занятию вы подготовили его стихи. Как вы думаете, для слушателей  какого возраста  они предназначены?

(Чтение детьми  заранее подготовленных стихотворений. Отметить тему и основную мысль стихотворений.)

В ДЕРЕВНЕ                                                                          
Приласкаю кошку…
Выгляну в окошко…
Выйду на лужайку,
Испугаю зайку.
Чешет серый в травах
В сторону дубравы,
Мчится, как стрела.
Чем-то тешит душу.
Лишь мелькают уши,
Словно два крыла…

 Детство вспомнилось… И вот
Весело я скалю рот.
«Дождик! Дождик! Перестань!
Я поеду в Ерестань!
Богу молиться,
Чёрту поклониться…»

Цветут поля и рощи.
Цветы дрожат в пруду.
С утра до самой ночи
Ни корочки во рту.
Пришёл домой,
Усталость
Свалила разом с ног.
Сидел,
На мёд уставясь,
Смотрел,
А есть не мог.

Обсуждение прослушанного.

«Его стихи наполнены легким дыханием земли, её свежестью и чистотой. Читаешь — испытываешь физическое ощущение того, что и впрямь вслед лирическому герою одного из стихотворений сорвал стебель мяты - « И окунулся в облако душистое, весь переполнясь запахом медвяным и холодящим запахом любви...» (В.Детков)

  1. Выставка  рисунков.  

Кто  из вас предпочёл самостоятельно иллюстрировать стихотворения, познакомьте нас с вашими рисунками.  (Дети представляют и защищают свои иллюстрации, картины  вывешиваются на доску).

 Поэт сердцем своим постоянно обращен к благоуханному и прекрасному отчему краю – с удивительным многообразием и неповторимостью его цветов, трав, дерев, полей, лугов, лесов, ручьев и речушек. В своих  высказываниях он являет  связь с неохватным и прекрасным русским миром.

  1. Конкурс «Продолжи строчку».

У Виктора Ивановича Давыдкова есть такие строки:

КУРСКИЙ СЕНТЯБРЬ                                                    
Поднимите головы, прохожие!
Золото по клёнам потекло.
И вы все, такие непохожие,
Улыбнётесь чисто и светло.

- Продолжите строки. (Учащиеся сочиняют продолжение стихотворения)

  1. Конкурс «Дополни строчку». Угадай, какой цвет использовал автор.

а) Опять случился …….(золотой)  денёк.                        
Октябрь ликует,
Нежится природа.
И вот, порхая,
Словно с небосвода,
Слетел кленовый лист
                             и лёг у ног.

б) Падает снег,
Как пролившийся свет.
Тёмные кроет на дубе морщины,
Чтоб … (желтоватыми)  кистями
Цвет
Ветви весною покрыл до вершины.

в) Сад стоит заколдованный,   … (белый).
Утро ясное смотрит в лицо.
Дед Мороз, зрело знающий дело,
На моё примостился крыльцо.

г) Цветёт ковыль передо мною.
Ласкает глаз лебяжья бредь.
Да солнце,  … (жёлтое)  от зноя,
Лучами поливает степь.

д) Солнце … (красное) сжалось до блеска
Сверхзеркального, —
Больно взглянуть.
А в ближайшем ко мне перелеске
Соловьиная дивная жуть.

е) Я огородом схожу в луговину.
Там, где болотина прежде была,
Блещет песка … (золотая)  лавина,
Будто б от солнца сюда наплыла.
ж)
 Всё …(бело) —
земля, деревья, крыши.
Даже небо — снег идёт — …
                      (бело).
И от этой радости не дышит
Словно бы
Родимое село.

з) В рассеянном свете весеннем —

Трава … (изумрудно-зеленая),

Как изнутри озаренная

Полупрозрачным свеченьем.

и) Вновь бабье лето, и листва в огне –

В … (малиновом) – у груши и рябины,

Иль в … (золотом) – у клена и осины...

Ах, если бы такую осень мне!


6. Творческая работа. (На большом листе бумаги учащиеся совместно делают рисунок.)  Нарисуйте картину родного края Виктора Давыдкова, используя для чтения его стихотворения.

Блестит в оправе тростника,                              
Взрастившая меня река.
Хлопочет диких уток стая.
А на востоке тихо тает
Ночная тьма.
И вот в полнеба,
Как будто бы в печи крестьянской
Горит заря.
И день
          гигантской
Вздувается ковригой хлеба.
Осыпала роса ракиты,
Блестит у ног на резеде…
Карпята плещутся в воде.
И поплавок дрожит забытый.

  1. Итог занятия.

Сегодня мы познакомились с творчеством   Виктора Давыдкова, надеемся, что у вас появилось желание: прочесть другие его произведения, а также  узнать больше о поэтах и писателях нашего края.

Предлагаем, провести краеведческий литературный марафон – чтение  21 ноября 2015 года в день съезда курских литераторов. Каждый учащийся будет читать полюбившиеся произведение  курских  поэтов и прозаиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ "В СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК" НА ТЕМУ "ПОВЕДЕНИЕ В ГОСТЯХ И ЗА СТОЛОМ"

СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ" В СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК" НА ТЕМУ "ПОВЕДЕНИЕ В ГОСТЯХ И ЗА СТОЛОМ" 3 класс...

Сценарная разработка конкурсно - игровой программы "Зимушка-зима" для учащихся начальных классов

Внеклассные мероприятия всегда радуют детей. Ученики с большим желанием не только готовятся к ним, но и становятся их участниками. Конкурсно-игровые программы - один из способов мотивации, который пом...

Сценарная разработка Всекубанского классного часа «Олимпийский старт Кубани» для учащихся 2 класса Тема: «Олимпийские и паралимпийские ценности»

Сценарная разработка  Всекубанского классного  часа«Олимпийский старт Кубани» для учащихся 2  классаТема: «Олимпийские и паралимпийские ценности»Тип: Игра-путешествие.Цель:-...

Сценарная разработка тематического мероприятия по пропаганде здорового образа жизни на тему: «В гостях у Мойдодыра».

Сценарная разработка тематического мероприятия по пропаганде здорового образа жизни на тему:   «В гостях у Мойдодыра». Цель: Формирование  у учащихся сознательного отнош...

Сценарная разработка по развитию способности понимания на материале чтения "С.Кирсанов "Чудо"

Данная методическая разработка направлена на развитие способности понимания авторского замысла стихотворения "Чудо" С. Кирсанова...

Сценарная разработка занятия курса "Я - курянин"

Сценарная разработка занятия внеурочной деятельности обучающихся по краеведению "Я - курянин"....

Методическая разработка занятия (курс ДОП "Интеллектика")

Методическая разработка для проведения занятия по курсу ДОП "Интеллектика", 2 класс, с привлечением материала и заданий О. Холодовой "Юным умникам и умницам. Информатика, логика, матмат...