Сценарная разработка занятия курса по краеведению "Я - курянин"
план-конспект на тему
Сценарная разработка литературного занятия курса по краеведению "Я - курянин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarnaya_razrabotka_zanyatiya_tretego_goda_obucheniya_programmy_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 385.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарная разработка занятия третьего года обучения программы внеурочной деятельности «Я – курянин»
3 класс (второй год обучения по программе «Я – курянин»).
Форма проведения: Литературная гостиная «В гостях у Виктора Давыдкова».
Тема занятия: Курск литературный (№18).
Цели: приобщить детей к литературе, создать условия для воспитания в детях и их родителях уважения к культуре нашей страны; расширить знания детей о писателе Викторе Давыдкове и его произведениях; развивать читательские способности; совершенствовать диалогическое и монологическое говорение; воспитывать желание больше узнавать о своем крае, развивать творческие способности детей, воображение, связную и выразительную речь на материале произведений Виктора Давыдкова, прививать интерес к литературе родного края и желание ее изучать.
Перечень УУД, сформированных на занятии: предметные: понимание ценности книги, отношения к ней в обществе, умения анализировать, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений;
метапредметные: регулятивные: понимание задачи, планирование вместе с взрослым деятельности по изучению темы занятия, оценивание результатов своей читательской деятельности, сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;
познавательные: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации, обогащение словарного запаса детей, умение выдвигать гипотезы и их обосновывать, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
коммуникативные: доказательство своей точки зрения, коллективное обсуждение вопросов, развитие коммуникативных навыков, формирование доброжелательного отношения друг к другу, воспитание умения выступать перед зрителями;
личностные: проявление бережного отношения к книге, воспитание чувства гордости за свою малую Родину, развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.
Оборудование: портрет В. Давыдкова, книги для выставки, рисунки к произведениям, материалы стенда – уголка, посвящённого творчеству писателя, плакаты с высказываниями курских поэтов и писателей.
Плакаты:
Богат наш край не только соловьями,
Хоть и о них молчать я не хочу, -
Он знаменит такими сыновьями,
Которым все работы по плечу.
М. Бурдаков
Курск родной! Под вечер ветер нежно
Крон коснётся – и по листьям дрожь…
Ты и летом, и зимою снежной
Для меня пленительно хорош.
В. Корнеев
Ты стал сейчас прекрасней и моложе
Где бой кипел, хлеба стоят стеной.
Любой земли ты для меня дороже,
Край соловьиный, близкий и родной.
Г. Ильин
Формы организации деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Содержание урока:
1. Знакомство с творчеством В.И.Давыдкова
2. Чтение стихотворений Виктора Ивановича Давыдкова.
3. Конкурсные задания.
4. Коллективная творческая работа.
4. Итог занятия.
Результаты урока: приобщение детей к краеведческой литературе, знакомство с курским поэтом и прозаиком. Формирование гражданско-патриотических позиций учащихся через обращение к текстам современной словесности, создание условий для развития творческого потенциала учащихся, развития художественных, артистических дарований и литературного вкуса участников гостиной.
Ход мероприятия
- Вступительное слово. (Перед вступительным словом звучит «Курский вальс» музыка Л.И. Ингоря)
С книжками мы все дружны:
И ты, и я - читатели.
И, конечно, знаем мы,
Что пишут их писатели.
Писателем не просто стать.
Как и музыкантом –
Непременно обладать
Надо тут талантом.
Как в профессии любой,
Здесь свои секреты:
В книге действует герой
Строго по сюжету.
Сочиняет свой сюжет
Автор, сидя в кресле.
Выдумке предела нет –
Лишь бы интересней…
Вот дописана строка,
И готова книжка...
Прочтут ее наверняка
Девчонки и мальчишки!
Ребята, сегодня мы в побываем в литературной гостиной. Узнаем, как создаются поэтические произведения, каждый из вас сможет побывать в роли поэта.
(Ученик и ученица читают стихи)
РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
От снега, мороза, прозрачного воздуха
Такая в душе благодать,
Что хочется мчаться на лыжах без отдыха
И с неба, как с горки, слетать.
И ворон, как в сказке, глядит с удивлением
С высокой сосны на меня.
И длится, как сон, неземное забвение.
И тянется к небу лыжня.
Сугробы пушистые, хвоя душистая,
Овраги, дубравы, поля.
Вот и деревня моя неказистая.
Русская, словом, земля.
***
Опять случился золотой денёк.
Октябрь ликует,
Нежится природа.
И вот, порхая,
Словно с небосвода,
Слетел кленовый лист
и лёг у ног.
А осень собирает стаи птиц.
Черны одни,
как жар горят другие.
Пером жар-птицы светится мой лист.
Темны, как гнёзда,
дерева нагие.
***
Соловьиное лето. Начало.
Зацветают неброско хлеба.
Вы когда-нибудь утро встречали
Средь росистых колосьев?..
Тропа…
Села иволга, стебель согнула,
Золотая, как детства мечты.
А у глаз, продолжением клюва,
Две чернеющие черты.
Вот и перепел сочную песню
Устремляет навстречу заре.
И чем далее, тем интересней
Мне восход наблюдать на бугре…
Солнце красное сжалось до блеска
Сверхзеркального, —
Больно взглянуть.
А в ближайшем ко мне перелеске
Соловьиная дивная жуть.
Мы с первых лет жизни слушаем, сами читаем, учим стихотворения. С первых лет жизни знаем стихи многих поэтов наизусть, продолжаем знакомиться с ними на уроках литературного чтения в школе. Но как часто ничего не знаем о тех поэтах и писателях, которые живут в нашем краю. 17 мая 2015 года в год литературы отметил свой 65-летний юбилей курский поэт и прозаик Виктор Давыдков. Именно его стихи вы только что услышали.
Уроженец с. Ольховатка Поныровского р-на Курской обл. Окончил в посёлке Поныри среднюю школу с серебряной медалью, затем (в 1971) Курский Политехнический институт. С 1971 по 1975 жил в г. Льгове, затем (с 1975) — в Курске. До 1996 работал инженером на курском заводе «Аккумулятор» (автор ряда изобретений, защищённых авторскими свидетельствами) и в других организациях на его территории, в настоящее время работает инженером на Курской областной станции переливания крови.
(В.И.Давыдкова помнят в Поныровской средней школе, на стенде среди награжденных серебряными медалями фамилия В. И. Давыдкова.)
Стихи начал писать в 1973 году. Автор ряда поэтических сборников, в частности: «На свет тьмы» (М., РБП, 1993), «Вторая весна: Стихотворения. Философские заметки» (Курск: Крона, 1996) и др. Автор романа-хроники «Анализ Курской битвы» (2005). Виктор Давыдков поэт, прозаик, с 1994 член Союза писателей России.
Ольховатка Поныровского района Курской области стала не только его малой родиной, но и той точкой на карте России, где 72 года назад решалась ее судьба, судьба всего мира. У Виктора Давыдкова есть весьма основательное историко-публицистическое исследование «Анализ Курской битвы» (2005) – труд, скрупулезно прочитывающего страницы великого сражения.
В. И. Давыдков настоящий патриот своей малой родины. Несмотря на то, что он уже много лет живёт в г. Курске, родную Ольховатку не забывает. Он часто проезжает по родным просторам, вглядываясь в родные дали, где когда-то в юности прощупал, прожил каждую пядь родной земли, с трепетом и вниманием слушал воспоминания родных и близких об истории своего села.
Всё это навсегда осталось в его сердце. Вспоминая прожитые годы в Ольховатке, он часто вспоминает своих земляков, когда приезжает на Родину- общается с ними.
Не забывает он и школу. Вместе с ребятами и учителями он проводит интересные беседы, читает свои стихи, рассказывает интересные истории. Ученики внимательно слушают рассказы о родном селе, его жителях. Особенный интерес вызывает у ребят истории по Курской битве. Виктор Иванович в доступной форме, живо рассказывает о главном направлении удара немецких войск, о том, что Ольховатка — легендарное, но, к сожалению, забытое село. Поэтому цель подрастающего поколения состоит в том, чтобы любить свою малую Родину, знать её исторические корни и передавать свои знания другим людям, только тогда можно возродить заслуженную славу нашей Ольховатки. Истинный гражданин своей Родины - в первую очередь должен знать свои истоки и не забывать о них. Сейчас Давыдков завершает труд по южному фасу Курской дуги - начав с окрестностей Ольховатки, он уже не в силах остановиться. Ни читатели, ни долг памяти не дают.
- Чтение детьми стихотворений Виктора Давыдкова.
Специально для детей Виктор Давыдков не писал. Но к сегодняшнему занятию вы подготовили его стихи. Как вы думаете, для слушателей какого возраста они предназначены?
(Чтение детьми заранее подготовленных стихотворений. Отметить тему и основную мысль стихотворений.)
В ДЕРЕВНЕ
Приласкаю кошку…
Выгляну в окошко…
Выйду на лужайку,
Испугаю зайку.
Чешет серый в травах
В сторону дубравы,
Мчится, как стрела.
Чем-то тешит душу.
Лишь мелькают уши,
Словно два крыла…
Детство вспомнилось… И вот
Весело я скалю рот.
«Дождик! Дождик! Перестань!
Я поеду в Ерестань!
Богу молиться,
Чёрту поклониться…»
Цветут поля и рощи.
Цветы дрожат в пруду.
С утра до самой ночи
Ни корочки во рту.
Пришёл домой,
Усталость
Свалила разом с ног.
Сидел,
На мёд уставясь,
Смотрел,
А есть не мог.
Обсуждение прослушанного.
«Его стихи наполнены легким дыханием земли, её свежестью и чистотой. Читаешь — испытываешь физическое ощущение того, что и впрямь вслед лирическому герою одного из стихотворений сорвал стебель мяты - « И окунулся в облако душистое, весь переполнясь запахом медвяным и холодящим запахом любви...» (В.Детков)
- Выставка рисунков.
Кто из вас предпочёл самостоятельно иллюстрировать стихотворения, познакомьте нас с вашими рисунками. (Дети представляют и защищают свои иллюстрации, картины вывешиваются на доску).
Поэт сердцем своим постоянно обращен к благоуханному и прекрасному отчему краю – с удивительным многообразием и неповторимостью его цветов, трав, дерев, полей, лугов, лесов, ручьев и речушек. В своих высказываниях он являет связь с неохватным и прекрасным русским миром.
- Конкурс «Продолжи строчку».
У Виктора Ивановича Давыдкова есть такие строки:
КУРСКИЙ СЕНТЯБРЬ
Поднимите головы, прохожие!
Золото по клёнам потекло.
И вы все, такие непохожие,
Улыбнётесь чисто и светло.
- Продолжите строки. (Учащиеся сочиняют продолжение стихотворения)
- Конкурс «Дополни строчку». Угадай, какой цвет использовал автор.
а) Опять случился …….(золотой) денёк.
Октябрь ликует,
Нежится природа.
И вот, порхая,
Словно с небосвода,
Слетел кленовый лист
и лёг у ног.
б) Падает снег,
Как пролившийся свет.
Тёмные кроет на дубе морщины,
Чтоб … (желтоватыми) кистями
Цвет
Ветви весною покрыл до вершины.
в) Сад стоит заколдованный, … (белый).
Утро ясное смотрит в лицо.
Дед Мороз, зрело знающий дело,
На моё примостился крыльцо.
г) Цветёт ковыль передо мною.
Ласкает глаз лебяжья бредь.
Да солнце, … (жёлтое) от зноя,
Лучами поливает степь.
д) Солнце … (красное) сжалось до блеска
Сверхзеркального, —
Больно взглянуть.
А в ближайшем ко мне перелеске
Соловьиная дивная жуть.
е) Я огородом схожу в луговину.
Там, где болотина прежде была,
Блещет песка … (золотая) лавина,
Будто б от солнца сюда наплыла.
ж) Всё …(бело) —
земля, деревья, крыши.
Даже небо — снег идёт — …
(бело).
И от этой радости не дышит
Словно бы
Родимое село.
з) В рассеянном свете весеннем —
Трава … (изумрудно-зеленая),
Как изнутри озаренная
Полупрозрачным свеченьем.
и) Вновь бабье лето, и листва в огне –
В … (малиновом) – у груши и рябины,
Иль в … (золотом) – у клена и осины...
Ах, если бы такую осень мне!
6. Творческая работа. (На большом листе бумаги учащиеся совместно делают рисунок.) Нарисуйте картину родного края Виктора Давыдкова, используя для чтения его стихотворения.
Блестит в оправе тростника,
Взрастившая меня река.
Хлопочет диких уток стая.
А на востоке тихо тает
Ночная тьма.
И вот в полнеба,
Как будто бы в печи крестьянской
Горит заря.
И день
гигантской
Вздувается ковригой хлеба.
Осыпала роса ракиты,
Блестит у ног на резеде…
Карпята плещутся в воде.
И поплавок дрожит забытый.
- Итог занятия.
Сегодня мы познакомились с творчеством Виктора Давыдкова, надеемся, что у вас появилось желание: прочесть другие его произведения, а также узнать больше о поэтах и писателях нашего края.
Предлагаем, провести краеведческий литературный марафон – чтение 21 ноября 2015 года в день съезда курских литераторов. Каждый учащийся будет читать полюбившиеся произведение курских поэтов и прозаиков.