Сценарная разработка занятия курса по краеведению "Я - курянин"
план-конспект на тему

Комарова Светлана Федоровна

Сценарная разработка литературного занятия курса по краеведению "Я - курянин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарная разработка занятия третьего года обучения программы внеурочной деятельности «Я – курянин»

3 класс (второй год обучения по программе «Я – курянин»).

Форма проведения: Литературная гостиная «В гостях у Виктора Давыдкова».

Тема занятия:  Курск литературный (№18).

Цели: приобщить детей к литературе,  создать  условия  для воспитания в детях  и их родителях уважения к культуре нашей страны;  расширить знания детей о писателе Викторе Давыдкове и  его произведениях; развивать читательские способности; совершенствовать диалогическое и монологическое говорение; воспитывать желание больше узнавать о своем крае, развивать творческие способности детей, воображение, связную и выразительную речь на материале произведений Виктора Давыдкова,  прививать интерес к литературе родного края и желание ее изучать.

Перечень УУД, сформированных на занятии: предметные: понимание ценности книги, отношения к ней в обществе, умения  анализировать, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений;

метапредметные: регулятивные: понимание задачи, планирование вместе с  взрослым деятельности по изучению темы занятия, оценивание  результатов  своей читательской деятельности, сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;

познавательные: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации, обогащение словарного запаса детей, умение выдвигать гипотезы и их обосновывать, сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников;

коммуникативные: доказательство своей точки зрения,  коллективное обсуждение вопросов, развитие  коммуникативных навыков, формирование доброжелательного отношения друг к другу, воспитание  умения  выступать перед зрителями;

личностные: проявление бережного отношения к книге, воспитание чувства гордости за свою малую Родину, развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.

Оборудование: портрет В. Давыдкова, книги для выставки, рисунки к произведениям, материалы стенда – уголка, посвящённого творчеству  писателя,  плакаты с высказываниями курских поэтов и писателей.

Плакаты:

Богат наш край не только соловьями,

Хоть и о них молчать я не хочу, -

Он знаменит такими сыновьями,

Которым  все работы по плечу.

 М. Бурдаков

Курск родной! Под вечер ветер нежно

Крон коснётся – и по листьям дрожь…

Ты и летом, и зимою снежной

Для меня пленительно хорош.

В. Корнеев

Ты стал сейчас прекрасней и моложе

Где бой кипел, хлеба стоят стеной.

Любой земли ты для меня дороже,

Край соловьиный, близкий и родной.

Г. Ильин

Формы организации деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Содержание урока:

 1. Знакомство с творчеством В.И.Давыдкова

2. Чтение  стихотворений Виктора Ивановича Давыдкова.

3. Конкурсные задания.

4. Коллективная творческая работа.

4. Итог занятия.

Результаты урока: приобщение  детей к краеведческой  литературе, знакомство с курским  поэтом  и прозаиком.  Формирование  гражданско-патриотических позиций учащихся через обращение к  текстам современной  словесности,  создание условий для развития творческого потенциала  учащихся, развития художественных, артистических дарований и литературного вкуса участников гостиной.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово.  (Перед вступительным словом звучит «Курский вальс» музыка Л.И. Ингоря)

С книжками мы все дружны:

И ты, и я - читатели.

И, конечно, знаем мы,

Что пишут их писатели.

Писателем не просто стать.

Как и музыкантом –

Непременно обладать

Надо тут талантом.

Как в профессии любой,

Здесь свои секреты:

В книге действует герой

Строго по сюжету.

Сочиняет свой сюжет

Автор, сидя в кресле.

Выдумке предела нет –

Лишь бы интересней…

Вот дописана строка,

И готова книжка...

Прочтут ее наверняка

Девчонки и мальчишки!

Ребята, сегодня мы в побываем  в литературной гостиной. Узнаем, как создаются поэтические произведения,  каждый из вас сможет  побывать  в роли  поэта.

 (Ученик и ученица читают стихи)  

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ                                                                          
От  снега, мороза, прозрачного воздуха
Такая в душе благодать,
Что хочется мчаться на лыжах без отдыха
И с неба, как с горки, слетать.
И ворон, как в сказке, глядит с удивлением
С высокой сосны на меня.
И длится, как сон, неземное забвение.
И тянется к небу лыжня.
Сугробы пушистые, хвоя душистая,
Овраги, дубравы, поля.
Вот и деревня моя неказистая.
Русская, словом, земля.

  ***

Опять случился золотой денёк.
Октябрь ликует,
Нежится природа.
И вот, порхая,
Словно с небосвода,
Слетел кленовый лист
                             и лёг у ног.
А осень собирает стаи птиц.
Черны одни,
                  как жар горят другие.
Пером жар-птицы светится мой лист.
Темны, как гнёзда,
                              дерева нагие.

             ***

Соловьиное лето. Начало.
Зацветают неброско хлеба.
Вы когда-нибудь утро встречали
Средь росистых колосьев?..
Тропа…
Села иволга, стебель согнула,
Золотая, как детства мечты.
А у глаз, продолжением клюва,
Две чернеющие черты.
Вот и перепел сочную песню
Устремляет навстречу заре.
И чем далее, тем интересней
Мне восход наблюдать на бугре…

Солнце красное сжалось до блеска
Сверхзеркального, —
Больно взглянуть.
А в ближайшем ко мне перелеске
Соловьиная дивная жуть.

Мы с первых лет жизни слушаем, сами читаем, учим  стихотворения. С первых лет жизни знаем стихи многих поэтов наизусть, продолжаем знакомиться с ними на уроках литературного чтения  в школе. Но как часто ничего не знаем о тех поэтах и писателях, которые живут в нашем краю. 17 мая 2015 года в год литературы отметил свой  65-летний юбилей  курский поэт и прозаик Виктор Давыдков. Именно его стихи вы только что услышали.

Уроженец с. Ольховатка  Поныровского р-на Курской обл. Окончил  в посёлке  Поныри  среднюю школу с серебряной медалью, затем (в 1971) Курский Политехнический институт. С 1971 по 1975 жил в г. Льгове, затем (с 1975) — в Курске. До 1996 работал инженером на курском заводе «Аккумулятор» (автор ряда изобретений, защищённых авторскими свидетельствами)  и в других организациях на его территории, в настоящее время работает инженером на Курской областной станции переливания крови.

C:\Documents and Settings\Комаровы.5AB6E3F11CA54F0\Рабочий стол\Фото-0198.jpg

(В.И.Давыдкова помнят в Поныровской средней школе, на стенде среди награжденных серебряными медалями  фамилия  В. И. Давыдкова.)
       Стихи начал писать в  1973 году. Автор ряда поэтических сборников, в частности: «На свет тьмы» (М., РБП, 1993), «Вторая весна: Стихотворения. Философские заметки» (Курск: Крона, 1996) и др.  Автор романа-хроники «Анализ Курской битвы» (2005).  Виктор Давыдков  поэт, прозаик, с 1994 член Союза писателей России.

Ольховатка Поныровского района Курской области стала не только его малой родиной, но и той точкой на карте России, где 72 года назад решалась ее судьба, судьба всего мира.  У Виктора  Давыдкова  есть весьма основательное   историко-публицистическое   исследование «Анализ Курской битвы» (2005) – труд, скрупулезно прочитывающего страницы великого сражения.  

В. И. Давыдков настоящий патриот своей малой родины. Несмотря на то, что он уже много лет живёт в г. Курске, родную Ольховатку не забывает. Он часто проезжает по родным просторам, вглядываясь в родные дали, где когда-то в юности прощупал, прожил каждую пядь родной земли, с трепетом и вниманием слушал воспоминания родных и близких об истории своего села.

    Всё это навсегда осталось в его сердце. Вспоминая прожитые годы в Ольховатке, он часто вспоминает своих земляков, когда приезжает на Родину- общается с ними.

    Не забывает он и школу. Вместе с ребятами и учителями он проводит интересные беседы, читает свои стихи, рассказывает интересные истории. Ученики внимательно слушают рассказы о родном селе, его жителях. Особенный интерес вызывает у ребят истории по Курской битве. Виктор Иванович в доступной форме, живо рассказывает о главном направлении удара немецких войск, о том, что Ольховатка — легендарное, но, к сожалению, забытое село. Поэтому цель подрастающего поколения состоит в том, чтобы любить свою малую Родину, знать её исторические корни и передавать свои знания другим людям, только тогда можно возродить заслуженную славу нашей Ольховатки. Истинный гражданин своей Родины -  в первую очередь должен знать свои истоки и не забывать о них. Сейчас Давыдков завершает труд по южному фасу Курской дуги - начав с окрестностей Ольховатки, он уже не в силах остановиться. Ни читатели, ни долг памяти не дают.

  1. Чтение детьми стихотворений Виктора Давыдкова.

Специально для детей Виктор Давыдков не писал. Но к сегодняшнему занятию вы подготовили его стихи. Как вы думаете, для слушателей  какого возраста  они предназначены?

(Чтение детьми  заранее подготовленных стихотворений. Отметить тему и основную мысль стихотворений.)

В ДЕРЕВНЕ                                                                          
Приласкаю кошку…
Выгляну в окошко…
Выйду на лужайку,
Испугаю зайку.
Чешет серый в травах
В сторону дубравы,
Мчится, как стрела.
Чем-то тешит душу.
Лишь мелькают уши,
Словно два крыла…

 Детство вспомнилось… И вот
Весело я скалю рот.
«Дождик! Дождик! Перестань!
Я поеду в Ерестань!
Богу молиться,
Чёрту поклониться…»

Цветут поля и рощи.
Цветы дрожат в пруду.
С утра до самой ночи
Ни корочки во рту.
Пришёл домой,
Усталость
Свалила разом с ног.
Сидел,
На мёд уставясь,
Смотрел,
А есть не мог.

Обсуждение прослушанного.

«Его стихи наполнены легким дыханием земли, её свежестью и чистотой. Читаешь — испытываешь физическое ощущение того, что и впрямь вслед лирическому герою одного из стихотворений сорвал стебель мяты - « И окунулся в облако душистое, весь переполнясь запахом медвяным и холодящим запахом любви...» (В.Детков)

  1. Выставка  рисунков.  

Кто  из вас предпочёл самостоятельно иллюстрировать стихотворения, познакомьте нас с вашими рисунками.  (Дети представляют и защищают свои иллюстрации, картины  вывешиваются на доску).

 Поэт сердцем своим постоянно обращен к благоуханному и прекрасному отчему краю – с удивительным многообразием и неповторимостью его цветов, трав, дерев, полей, лугов, лесов, ручьев и речушек. В своих  высказываниях он являет  связь с неохватным и прекрасным русским миром.

  1. Конкурс «Продолжи строчку».

У Виктора Ивановича Давыдкова есть такие строки:

КУРСКИЙ СЕНТЯБРЬ                                                    
Поднимите головы, прохожие!
Золото по клёнам потекло.
И вы все, такие непохожие,
Улыбнётесь чисто и светло.

- Продолжите строки. (Учащиеся сочиняют продолжение стихотворения)

  1. Конкурс «Дополни строчку». Угадай, какой цвет использовал автор.

а) Опять случился …….(золотой)  денёк.                        
Октябрь ликует,
Нежится природа.
И вот, порхая,
Словно с небосвода,
Слетел кленовый лист
                             и лёг у ног.

б) Падает снег,
Как пролившийся свет.
Тёмные кроет на дубе морщины,
Чтоб … (желтоватыми)  кистями
Цвет
Ветви весною покрыл до вершины.

в) Сад стоит заколдованный,   … (белый).
Утро ясное смотрит в лицо.
Дед Мороз, зрело знающий дело,
На моё примостился крыльцо.

г) Цветёт ковыль передо мною.
Ласкает глаз лебяжья бредь.
Да солнце,  … (жёлтое)  от зноя,
Лучами поливает степь.

д) Солнце … (красное) сжалось до блеска
Сверхзеркального, —
Больно взглянуть.
А в ближайшем ко мне перелеске
Соловьиная дивная жуть.

е) Я огородом схожу в луговину.
Там, где болотина прежде была,
Блещет песка … (золотая)  лавина,
Будто б от солнца сюда наплыла.
ж)
 Всё …(бело) —
земля, деревья, крыши.
Даже небо — снег идёт — …
                      (бело).
И от этой радости не дышит
Словно бы
Родимое село.

з) В рассеянном свете весеннем —

Трава … (изумрудно-зеленая),

Как изнутри озаренная

Полупрозрачным свеченьем.

и) Вновь бабье лето, и листва в огне –

В … (малиновом) – у груши и рябины,

Иль в … (золотом) – у клена и осины...

Ах, если бы такую осень мне!


6. Творческая работа. (На большом листе бумаги учащиеся совместно делают рисунок.)  Нарисуйте картину родного края Виктора Давыдкова, используя для чтения его стихотворения.

Блестит в оправе тростника,                              
Взрастившая меня река.
Хлопочет диких уток стая.
А на востоке тихо тает
Ночная тьма.
И вот в полнеба,
Как будто бы в печи крестьянской
Горит заря.
И день
          гигантской
Вздувается ковригой хлеба.
Осыпала роса ракиты,
Блестит у ног на резеде…
Карпята плещутся в воде.
И поплавок дрожит забытый.

  1. Итог занятия.

Сегодня мы познакомились с творчеством   Виктора Давыдкова, надеемся, что у вас появилось желание: прочесть другие его произведения, а также  узнать больше о поэтах и писателях нашего края.

Предлагаем, провести краеведческий литературный марафон – чтение  21 ноября 2015 года в день съезда курских литераторов. Каждый учащийся будет читать полюбившиеся произведение  курских  поэтов и прозаиков.