Классный час по теме "Быть вежливым.Что это значит?"
классный час (3 класс) по теме

Ахметова Эльмира Ринатовна

Классный час по теме "Быть вежливым.Что это значит?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта классного часа.

Тема  «Быть бежливым. Что это значит?»

Актуальность темы классного часа в том, что усвоить умом правила поведения не значит следовать этим правилам. Искусство воспитания состоит в том, чтобы правила эти стали сущностью человеческой личности. Надо всем своим существом чувствовать главное правило своего поведения на людях – дома ли, в учебном заведении, на работе, в общественном транспорте, кино, театре, гостях, в кафе – всюду вести себя так, чтобы всем людям, которые соприкасаются с тобой, было удобно и хорошо.

Объектом являются ученики школы №156 3 А класса, которые причастны к теме классного часа. А также любое явление или событие.

Предмет - песня «Улыбка», правила, плакаты, карточки с ситуациями, таблички с «вежливыми» словами.

Цели:

 -обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»,

- формировать у детей умение сотрудничать,

- обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и приходить к единому

мнению в команде,

- воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу,

принимать людей такими какие они есть.

Задачи:

1. Определить степень нравственных норм учащихся.

2. Выявить наличие нравственных потребностей учащихся.

3. Проследить динамику отношений между учениками 8 «Б» класса.

4. Оказать посильную помощь в приобретении навыков общения.

Методы: словесный, наглядный, игровой, беседа, метод игровых ситуаций.

2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Класс:  3 В

Количество учащихся:  29 (16-девочек, 13- мальчиков). 

1.Тема – Быть вежливым. Что это значит.

2. Форма проведения:  беседа, игра – соревнование.

3.Место проведения – 3 В класс, кабинет начальных классов.

4. Условия проведения:

* Разучивание стихов, загадок для участников игры на тему Вежливость;

* Оформление класса(на доске вывешены плакаты, таблички с «вежливыми» словами, парты расставлены по командам).

* Подготовка отличительных знаков командам, музыкального сопровождения цветные мелки, и др. реквизит. 

5. Используемая литература:

  • Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.                 
  • Словарь синонимов русского языка: практический справочник.
  • Е.Александрова. – М,: Рус.яз. –Медиа, 2007. 
  • Уроки вежливости.// Ледниковый период – 3. Эра динозавров, № 4, 2010. 
  •  Косова Г.В. Школа вежливости. Ростов-на-Дону: издательский дом «Проф-Пресс», 2008. 
  •  http://festival. september.ru. – Разработки внеклассных мероприятий. 
  •  Л.Ю. Лупоядова. Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2008. – 2-е изд. 

6. Рекомендуемая литература детям:

  • Уроки вежливости.// Ледниковый период – 3. Эра динозавров, № 4, 2010. 

7. Структура и содержание.

Структура  

Классный час состоит из трех основных частей:

1) вступление;

2) основная часть;

3) заключение.

Вступление

Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит преподаватель, хорошо известно детям, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.

Основная часть

Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем воспитательных целей.

Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему. Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы.

В основной части классного часа желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников может снизиться.

Заключительная часть

Это кульминация классного часа. В заключительной части подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).

Содержание                                                                                         

Цель:

  •  обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»;
  •  обучать умению слушать, мирно решать спорные   вопросы и приходить к единому мнению в команде;
  •  воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу, принимать людей такими какие они есть.

Задачи:

  • ознакомить с эстетическими нормами поведения;
  • формировать привычку употреблять слова вежливости.

Ход классного часа.

Звучит песня «Улыбка».

Учитель:

- О чём будет наш разговор, какую проблему постараемся решить, я думаю, вы скажете, прослушав стихотворение «Здравствуйте!»                                                                — Здравствуйте! -  
Поклонившись, мы друг другу сказали,  
Хоть были совсем незнакомы.  
— Здравствуйте! - 
Что особого тем мы друг другу сказали?   
Просто «здравствуйте»,  
больше ведь мы ничего не сказали.  
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?  
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?  
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? 

Учитель:

- ребята, а как вы думаете чему посвящён наш классный час? (выслушиваются высказывания детей).

В мире вежливость стала не в почёте: люди стали забывать помогать старым людям, сопереживать друг другу, помогать ближним и не просить за это плату. Очень жаль, но в нашем классе тоже встречаются такие люди.

-давайте, попробуем дать определение вежливости и открыть его секреты.

-сейчас я вам раздам словосочетания и вам нужно будет составить определение «вежливость.»

Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

А сейчас каждой группе я раздам ситуации, вам дается 5 минут на раздумье:

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

ПРАВИЛО 1                                                                                                        Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.                                                                                                        Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.А Свете мама дала в школу яблоко. Она с удовольствием со всеми поделилась.

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

ПРАВИЛО 2.                                                                                                        Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация 3.                                                                                                        Коля, вбежав в класс, закричал:

-        Привет, Серый!

-       Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

А серый в ответ:

- Зачем ты так сделал??Девочек нельзя обижать!!

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

ПРАВИЛО 3                                                                                                        Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Ситуация 4.                                                                                                Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну. Рядом сидевший Петя встал и уступил женщине с ребенком.

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

ПРАВИЛО 4                                                                                                        Вежливый человек внимателен к людям.

Ситуация 5.                                                                                                        У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют,выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно. А Оля не с кем не общается и делает всё сама.

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

ПРАВИЛО 5.                                                                                                Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

- Какие ещё правила вежливых людей можете назвать?                                                         - а теперь посмотрите на доску, какие из этих слов вы часто употребляете больше всего?

( здравствуйте, добрый день, спасибо, простите, пожалуйста, до свидания, извините, позвольте, разрешите, благодарю, добрый вечер, всего хорошего)

-сейчас давайте поиграем в игру «доскажите словечко»

Слова коротенькие эти повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете, запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (СПАСИБО).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (ДОБРЫЙ ДЕНЬ).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (СПАСИБО).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (ЗДРАВСТВУЙТЕ),

Когда нас бранят за шалости, говорим: (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: (ДО СВИДАНИЯ)

Нужно знать, как дважды два все волшебные слова

В день, пожалуй, раз до ста говорю: (ПОЖАЛУЙСТА)

Товарищи! Твердите с утра по словарю: СПАСИБО, ИЗВИНИТЕ, ПОЗВОЛЬТЕ, РАЗРЕШИТЕ, Я ВАС БЛАГОДАРЮ.

-следующая игра называется  ВЕЖЛИВЫЕ ПРЯТКИ

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего, завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости «Прости», «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» Водящий должен узнать ученика по голосу.

-заключительная игра на внимание, которая называется «Пожалуйста»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные

команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо

А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии:

если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Итог классного часа.

- Подходит к концу наш классный час. Ответьте на вопрос: «Что значит «Быть вежливым человеком?» (выслушиваются высказывания детей).

Итог учителя        

Что значит быть вежливым?

Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры, быть предупредительным и любезным. Это значит обращаться с людьми так, чтобы они чувствовали – о них заботятся, их ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливым всегда и со всеми.

«Пожалуйста», «спасибо», «извините», «будьте добры» - это не только слова. Это выражение вежливости; с помощью этих слов мы даем понять людям, что ценим их и уважаем их чувства.

Анализ хода мероприятия

1. Насколько убедительно и эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности; степень их актуальности для детей. Во вступительной части классного часа дети вместе с классной руководительницей спели песню М. Пляцковского «Улыбка», которая помогла эмоционально и убедительно раскрыть цели и задач мероприятия.

2. Работа  в целом прошла содержательно, интересно и организованно.

3. В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания лексического значения слов «спасибо», «благодарю». Мероприятие было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы

4. результативность проделанной работы заключается в том, что учащиеся в ходе проведения игр «Вежливые прятки», «Пожалуйста», «Самый вежливый», «Волшебный цветик-семицветик» учились вежливо общаться друг с другом. Всем детям были даны волшебные лепестки, на которых были написанные советы на память от волшебного цветика-семицветика

5. Какое влияние оказало проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей.    Проведенное мероприятие будет способствовать сплочению коллектива учащихся, развитию коллективизма.

6. Классный руководитель в ходе проведения мероприятия акцентировала внимание учащихся на этические нормы поведения, вежливые слова и их значении в общении.

7. Взаимоотношения между учащимися и классным руководителем добрые,  соответствуют воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

Общая оценка воспитательного мероприятия

1. Классному руководителю в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Следует отметить, что  выводы, итоги подводились нечетко, без участия детей, инсценировки прозвучали нечетко, поэтому не совсем было понятно значение слов. При распределении ролей  необходимо учитывать  артистические данные, дикцию учащихся. Привлекать учащихся к анализу ситуаций.

2. Для данного возраста детей воспитательная ценность проведенной работы очень велика.

Анализ деятельности воспитателя

1. Действия классного руководителя, которые  способствовали удачному проведению мероприятия: хорошо подготовлено оборудование, удачно подобрана песня, сценарий соответствует возрастным особенностям первоклассников. Следует отметить, что неудачно были распределены роли в сценках, т.к. классный руководитель не учла артистические данные участников сценок.

2. Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы с учащимися: тактичность, доброжелательность, умение увлечь учащихся общим делом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В Стране Вежливости и Доброты"

Классный час содержит конспект занятия и презентацию, сопутствующую уроку....

Классный час "Поговорим о вежливости и доброте".

Говорим о нормах поведения в различных жизненных ситуациях....

Классный час "Поговорим о вежливости и доброте".

Говорим о нормах поведения в различных жизненных ситуациях....

Классный час "Ежели вы вежливы"

Цель мероприятия: формирование у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим ....

Классный час "Поговорим о вежливости"

Подбор загадок,игр и другого материала по теме....

Классный час " В Царстве вежливости и доброты"

Классный час " В Царстве вежливости и доброты"   Задачи: – познакомить с понятием “вежливость”, показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи “вежливы...

Классный час на тему «ВЕЖЛИВОСТЬ» (3-4 класс)

Материал данного классного часа помогает детям осмыслить свое отношение к окружающим....