Конспект занятия по внеурочной деятельности
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Аршанова Татьяна Александровна

Тема занятия: Соль

Цель занятия: Изучать свойства соли

Задачи: Развивать интерес к экспериментированию с солью, познакомить со свойствами соли (состоит из крупинок, кристаллов, белого, прозрачного цвета, растворима, на вкус – соленая, нужна в жизни человека. Воспитывать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sol_zanyatiya_vneurochnoy_deyatelnosti.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Класс 1

Направление внеурочной деятельности исследовательское

 (интеллектуальное)

Название кружка (секции)  Почемучка

Тема занятия: Соль

Цель занятия: Изучать свойства соли

Задачи: Развивать интерес к экспериментированию с солью, познакомить со свойствами соли (состоит из крупинок, кристаллов, белого, прозрачного цвета, растворима, на вкус – соленая, нужна в жизни человека. Воспитывать любовь к родному краю

Ход занятия

Этап занятия

Виды деятельности  учителя и учащихся

Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные)

Мотивационный этап (1-2 минуты)

Отгадайте загадку и вы узнаете, что внутри этой коробки?.

В воде родится,

А воды боится? (соль)

Метапредметные УУД Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.Этап актуализации знаний (2-3 мин) Сообщение темы и цели занятия

Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой.

Почему соль может быть полезна и вредна?

Сегодня мы узнаем, почему так говорят?

В воде родится,

А воды боится?

Возьмем две емкости со льдом, одну из них «посолим» и выставим за окно на мороз. Через некоторое время мы посмотрим, что  произойдет

Личностные УУД: Уважение к своей малой родине,

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Этап открытий новых знаний.

(10 мин)

Опыт1

Перед вами тарелочки с солью:

Что вы видите? На что похожи крупинки? Какого они цвета?

Дети рассматривают соль через лупу, микроскоп.

Вывод: Соль состоит из мелких частиц, кристалликов белого и прозрачно

Запишите в таблицу.

В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Что значит – выпаривание?

Ответы детей.

В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная(каменная) и очищенная(поваренная), крупная и мелкая, морская (детям предлагается рассмотреть разные виды соли).Напомнить детям о безопасности: нельзя пробовать и осторожно обращаться с морской солью.

Каменную соль добывают в глубоких рудниках (в-ль показывает иллюстрации). Как она туда попала? – спросите вы. Все очень просто. Месторождения каменной соли находят  высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан.  В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты. Что значит кристаллизовалась?

Опыт 2

Сделайте игрушечный ветер. Возьмите соль и посыпьте ее.

- Что происходит с солью?

Вывод: соль разлетается, соль сыпучая.

Запишите в таблицу.

Опыт 3

Дети растворяют в одной кружке соль и пробуют ее на вкус, а потом запивают чистой водой.

Вывод: Соль имеет вкус, она соленая.

Запишите в таблицу.

Опыт 4.

Дети проверяют соль на растворимость при перемешивании.

Вывод: Соль растворяется быстрее, если ее перемешивать

Запишите в таблицу.

Опыт 5.

Дети проверяют соль на растворимость в холодной и теплой воде.

Вывод: Соль в теплой воде растворяется быстрее, чем в холодной.

Запишите в таблицу.

А вот это ребята что за соль? (воспитатель показывает детям баночку с морской солью). Морская соль.

Каким путем эта соль добывается из моря? - Путем испарения воды под воздействием Солнца (в-ль показывает иллюстрации).

В морской соли  есть полезные минеральные вещества? Или нет? -  Йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна.

Для кого? –(ответы детей). И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене).

Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому - все хорошо в меру.

За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении  различных косметических средств и для лечения (например, соляные комнаты), (вывод: свойства соли - убивает микробы, антисептик).

 В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену. Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. Солили египтяне и мелкую птицу. А для чего?  Конечно же,  для длительного хранения, ведь холодильников тогда не было, (вывод: свойства соли - убивает микробы,  не дает портится продуктам).

На кухне  соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.

А теперь, давайте вернемся к нашим емкостям со льдом. Дети рассматривают и делают вывод – лед, который посыпали солью, растаял (вывод: свойства соли - растворяет).

Действительно, соль растворяет лед. Поэтому в гололед улицы посыпают как песком, так и солью.

Опыт 6

А ещё соль – волшебница – в соленой воде практически невозможно утонуть.

Не верите? А хотите проверить? Давайте проведём с вами эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность!

Проводим опыт. (слайд)

Для проведения опыта вам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Дети: Яйцо опустилось на дно стакана. Растворим во втором стакане с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Дети: Яйцо осталось плавать на поверхности воды!

В очень соленой воде предметы практически не тонут.

Запишите в таблицу.

В Хакасии есть очень соленое озеро Тус. 

Тус — это самое солёное озёро Хакасии, его также нарекают сибирским мёртвым морем. В восемнадцатом веке и до Великой Отечественной войны на озере добывали соль.

По составу воды озеро Тус близко к воде мёртвоого моря. Плотность воды в озере Тус, настолько большая, что просто невозможно погрузиться на дно, озеро вас вытолкнет на поверность, чтобы занять вертикальное положение вам придется, ноги погрузить в ил.

Личностные УУД:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

самоконтроль.

Итог. Рефлексия (3 мин)

Итог

Почему так говорят

В воде родится – соль добывают в море

А воды боится – соль растворяется в воде

Рисование солью

Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины.  И мы сейчас попробуем это сделать.

Если у вас получились все опыты выберите рисунок синего цвета

Если у вас сегодня ничего не получилось и вам было не интересно выберите рисунок зеленого цвета

Если у вам было интересно и вы бы хотели изучать эту тему выберите рисунок красного цвета

Посыпьте снег на рисунке.

Вставка работ

Познавательные УУД:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД:

Самоконтроль и коррекция.

Личностные УУД: Уважение к малой родине.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД:

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.

Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".

Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....