Роль личного примера в воспитании детей и приобщение их к здоровому образу жизни
консультация на тему

Ламзина Татьяна Александровна

Роль личного примера в воспитании детей и приобщение их к здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_2.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Роль личного примера в воспитании детей и приобщение их к здоровому образу жизни»

Определяющим условием развития личности являются отношения, которые складываются во взаимодействии детей и родителей, отражающиеся в семейном укладе. Жизнь взрослых членов семьи накладывает свои отпечатки в сознании детей гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и т. д. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно. В связи с этим личный пример родителей по применению традиций в воспитании можно характеризовать как одно из педагогических условий приобщения детей к семейным традициям. Пример собственного поведения родителей — самый мощный способ воздействия на ребенка. Как пишет А. С. Макаренко, «воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей». В поведении родителей, включая всю отцовскую и материнскую жизнь — работу, мысль, привычки, чувства, стремления, находятся корни авторитета, который должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям. В младшем школьном возрасте это особенно актуально, поскольку родители значимы для ребенка как образцы для подражания. Каждая семья несет ответственность за воспитание своих детей и за то, какие качества характера она им прививает. Наша реальная жизнь показывает, что необходимо осознать и переосмыслить те глубинные деформации в психологии многих взрослых, которые росли в атмосфере дефицита семейного счастья и материнского тепла. Равнодушие и холодность отцов и матерей по отношению к детям объясняет недостаток внимания к их нуждам и запросам. Решению данной проблемы может способствовать только психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей. Большое значение в приобщении ребенка к здоровому образу жизни имеет личный пример родителей. Если мама и папа занимаются спортом сами (посещают тренировки, делают физические упражнения), то и ребенок глядя на них с самого раннего возраста привыкает к физическим упражнениям, старается сам выполнять многие , может даже еще не понятные ему, упражнения. Маленький Артем, раздуваясь от гордости, заявил своей маме: «Когда я вырасту, тоже буду пить пиво и курить сигареты!». В воздухе повисла красноречивая тишина, ошарашенная женщина лихорадочно решала, что сказать сыну в ответ. Трудно признаться малышу в том, что твое поведение вовсе не образец для подражания, а скорее наоборот. Ведь для детей мы всегда остаемся самым лучшим примером, именно наше поведение они копируют, чаще всего неосознанно, но иногда и вполне сознательно. С тех пор, как существует этот мир, не утихают азартные споры о том, как лучше воспитывать детей, какие эффективные методы при этом использовать. Существует скептики, и вовсе сомневающиеся в том, что ребенка можно воспитать, сделав из маленького подопытного человека существо, близкое к идеалу, знающее, что хорошо, а что плохо, никогда не обижающее младших, не пререкающееся со взрослыми, выполняющее все требования родителей и т.д. Безусловно, каждый из нас желает счастья своему драгоценному чадо, но иногда все наши усилия разбиваются о капризы и равнодушие, а иногда и откровенный протест родного ребенка, сопротивляющегося насилию со стороны «воспитателей». И тогда измученная мама двух детей с разницей в возрасте два года, может обреченно посоветовать: «Не рожай больше детей! Живи для себя!». Трудно найти виноватых в том, что каждый день женщины превращается в поле битвы со своими детьми, ведь не существует школы образцовых пап и мам. И вряд ли имеет смысл ориентироваться на советы доморощенных педагогов в лице подруг и бабушек – соседок. Это не вовсе не означает, что нет в этом мире счастливых родителей – педагогов от Бога, дети которых являют собой искомый идеал, но таких абсолютное меньшинство. Чаще всего вопрос воспитания детей становится в семье камнем преткновения. Родители бьются в тщетной попытке понять, почему их ребенок совсем отбился от рук, не слушается, не делает уроки, и иногда и вовсе курит и т.д. Кто же виноват в метаморфозе, которая приключилась с их маленьким ангелочком, превратившимся в настоящее «исчадие ада». Зачастую навыки воспитания детей мы осваиваем на ходу. Но, как известно, в деле воспитания не существует стандартного набора инструкций, так как не все семейные ситуации одинаковы, и не все дети одинаково отвечают на методы родительского воспитания. Главное, что требуется от родителей – желание и возможность вкладывать в своего ребенка время, усилия и терпение, без которого не обойтись в ответственном деле воспитания своего чада. Первая и главная ошибка родителей заключается в том, что они забывают о том, что основным и самым действенным методом воспитания в любой возрастной период является – личный пример. Многие родители, считающие положительный пример решающим фактором успешности воспитания. Личный пример приобретает воспитательное значение лишь при признании авторитета родителей детьми. Действенность личного примера в семейном воспитании характеризуется изменением от преимущественного его использования в дошкольном и младшем школьном возрастах к снижению его доминирующей роли в воспитании, когда школьник уже накапливает немалый жизненный опыт и вступает в пору его нравственного осмысления. В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в поведении подражают своим родителям. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности. Благодаря эмоциональной связи любящих и понимающих свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями. Воздействие личности родителя на ребенка осуществляется с помощью наблюдения. Ребенок, имея перед глазами пример родителей или других значимых в его жизни личностей, то есть так называемую «модель», не только подражает их простым действиям, но, прежде всего, перенимает общие тенденции их поведения. Ребенок вначале в общих чертах перенимает мотивацию того поведения, которое он наблюдает. Такое восприятие позволяет детям в какой-либо новой ситуации вести себя согласно поведению «модели», которой они подражают, причем они могут и не повторять её действий. Наблюдения за «моделью» способствует обогащению «репертуара» поведения детей, помогают им выбрать определенный тип поведения. Например, благодаря моделированию ребенок, подражая взрослому, может выработать выдержку и сдержанность в проявлении чувств. Однако чтобы воздействие личности человека с помощью моделирования стало возможным, ребенка надо в этом заинтересовать. У него должна появиться мотивация моделирования. А личностями, которыми маленький ребенок обычно больше всех интересуется, являются родители. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.

      В качестве подсказки предлагаю родителям несколько основных принципов воспитания силой личного примера:

 · Единство слова и дела. Основополагающий принцип – если родители будут требовать от своего ребенка правдивости и честности, а на деле не будут подкреплять эти требования своим поведением, то эффекта от такого внушения не будет.

 · Разумная любовь и уважение к детям. Самые действенные средства в воспитании – любовь и ласка. С их помощью несложно вызвать в ребенке добрые чувства, воспитать хорошие привычки и приучить к порядку, труду и послушанию.

 · Единство требований и воспитательных воздействий на детей со стороны родителей, учителей и других взрослых. Несогласованность и противоречивость сведут на нет все «совместные» усилия по лепке из ребенка «идеала». Вопрос воспитания ребенка никогда не потеряет своей актуальности. Думаю, сколько бы научных трудов не публиковалось на эту животрепещущую тему, в любом случае все будет происходить по давно знакомому всем пути проб и ошибок. Я призываю родителей к одному – помните о том, что ваши дети смотрят на вас. Воспитывайте их самым эффективным способом – на положительном личном примере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов по теме: «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры народов Севера»

Цель мастер-класса:  достижение всестороннего развития учащихся, освоение культурного наследия северных народов....

Сценарий "Праздника овощей и фруктов" Цель мероприятия: приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

В празднике задействованы учащиеся 3-х классов, подготовлены костюмы овощей и фруктов, декорации, видео-презентация. Дети показывают сценку "Разговор овощей и фруктов". Вместе с ведущим ведё...

«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

Древневосточная мудрость гласит:  «Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в  течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда»....

Консультация для воспитателей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни"

Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие.Возрастной период от 5 до 6 лет характеризуется дальнейшим развитием разных фор...

Опыт работы «Сюжетные занятия по физической культуре в ДОУ как средство приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

Игра – это  ведущий  вид   деятельности  дошкольника,  который характерен  для  детей  данного возраста....