Выступление "Коррекция личностных особенностей детей"
методическая разработка (3 класс) на тему

Терентьева Ирина Николаевна

Данное выступление позволит воспитателю найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  образовательное  учреждение РМ

«Ялгинский  детский  дом – школа»

« Коррекция  личностных

особенностей  детей»

                           Подготовила: воспитатель семьи №4

                                                                      Терентьева  И. Н.

                                                      2016

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение.

Коррекция – одна из форм оказания психолого-педагогической помощи. Она может осуществляться воспитателем в ходе его обычной деятельности через изменение своего отношения к детям, реорганизацию деятельности детей, системы их взаимодействия, а также посредством использования методов индивидуально-дифференцированного подхода, специальных методов, тренингов, консультирования. Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и индивидуальному развитию ребенка.

В соответствии с этой целью нами воспитателями могут быть сформулированы  примерные задачи коррекционной работы :

-сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;

-развивать навыки социального поведения;

-способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;             

-формировать позитивное отношение к своему «Я»;

-формировать позитивное отношение к сверстникам.

Главная задача воспитателя – найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с группой в целом. В нашем детском доме каждый педагог стремится создать все условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка на основе индивидуального подхода.
Наша задача – помочь  наладить взаимоотношения детей с окружающими, сформировать у них эмоциональную устойчивость.
В своей деятельности нужно стараться применять  разнообразные формы работы с воспитанниками по коррекции взаимоотношений с детьми; детей с окружающими.

  • индивидуальные и групповые консультации;
  • дискуссия;
  • игры;
  • наглядная агитация;
  • памятки;
  • подбор и распространение соответствующей литературы.

Мной собран небольшой материал по коррекционной работе , который я использую во время самоподготовки. Это коррекционно- развивающие упражнения на развитие внимания, мышления, память, восприятие, преднамеренное запоминание.                                                                              Цель: активизировать познавательную деятельность детей;                         развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, эмоционально-волевую сферу.

Также можно провести коррекционно- развивающие упражнения перед проведением самоподготовки. Это дыхательная гимнастика «Дышим тихо, спокойно и плавно» ,где у детей расслабляется и восстанавливается организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулируется процесс дыхания , концентрируется внимание с целью контроля над расслаблением своего организма и психики.

« Подыши одной  ноздрёй», в этом упражнении у детей укрепляются мышцы дыхательной системы ,носоглотки и верхних дыхательных путей.

Развивающие игры направленные на совершенствование мыслительных операций, ребусы, головоломки, игры на тренировку распределения и избирательности внимания: игра «Ищем букву», «Найди слова», «Поиск нового» и др.

Истоки формирования личности лежат в школьном детстве. В этом возрасте ребёнок наиболее сенситивен для формирования добрых чувств к другим людям.

Трудности школьников во взаимоотношениях со сверстниками чаще всего возникают по следующим причинам:

  1. Актуальное неблагополучие в  развитие ребёнка. (дети вновь прибывшие к нам из неблагополучных семей с неблагоприятной эмоциональной атмосферой: ребёнок робок, зажат, неуверен в себе.)
  2. Агрессивные дети, плохо контролирующие своё поведение.
  3. Ранний этап формирования характера и, в частности, его акцентуаций.
  4. Ребёнок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком  уровне.
  5. Ребенок не хочет общаться, т.к. при любом общении и взаимодействии необходимо управлять собой.
  6. Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребенка (застенчивость, низкая самооценка, неуверенность).
  7. Преобладание у ребенка эгоистических мотивов в поведении.

Одним из главных направлений нашей деятельности является развитие навыков общения детей со сверстниками. Здесь мы стремимся:                                                                              1.Прививать  базовые  социальные  навыки.

2.Стараемся научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинений, ни самобичевания, а также вырабатывать стремление все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения.

3.Обучать детей умению владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей, а также выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

           Формирование эмоциональной отзывчивости можно проводить не только на коррекционных занятиях, но и в процессе режимных моментов, в свободной деятельности детей, во время музыкальных занятий, общих досугов. Все они направлены на формирование  положительной самооценки и благоприятного психологического климата в группе, умений распознавать собственное эмоциональное  состояние и настроение сверстника, видеть в нем причину собственного и чужого поведения, овладение навыками произвольной регуляции  поведения и становление внутренней позиции личности. 

            Дать детям радость труда , радость успеха в учении ,пробудить в их сердцах  чувство  гордости,   собственного достоинства- это первая заповедь воспитания… Успех в учении – единственный  источник внутренних сил ребёнка,  рождающих энергию для  преодоления трудностей, желание учиться. 

 

Литература:

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.,  2002.

2.   Мустакас К. Игровая терапия. – СПб., 2000.

3. Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. – М.,2000.

4. Самоукина Н.В. Игра в школе и дома .Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"

Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....

Личностные особенности педаогов, работающих с одарёнными детьми.

Одной из главных задач совершенствования системы образования является раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей....

Личностные особенности одаренных детей.

В данной работе описаны общие признаки, отличающие одаренных детей....

Демонстрация педагогической ситуации раскрывающей личностные особенности детей

Эту тему хорошо можно раскрыть на примере воспитательного занятия. Во время занятий мы проходим многие темы, все занятия различны по структуре и по содержанию. Поэтому именно на них очень хорошо видно...