«Толерантность – путь к доброте» Технология - французские мастерские
классный час на тему

Исупова Надежда Николаевна

«Толерантность – путь к доброте»

Технология - французские мастерские

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frantsuzskie_mastreskie.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

Классный час


«Толерантность – путь к доброте»

Технология - французские мастерские

     

      Автор: Исупова Надежда Николаевна

      учитель начальных классов

Печора

20012 г.

Пояснительная записка.

«Французские мастерские»

Модернизация начального общего образования предполагает переход начальной школы от навыково – знаниевой к личностно – ориентированной, развивающей модели обучения. В настоящее время нам учителям начальной школы предоставлен широкий выбор вариативных программ и учебно-методических комплексов. Но изменив лишь содержание, оставив без изменения педагогическую технологию, невозможно достичь требуемых результатов обучения, а именно раскрыть личность ребенка.

Одной из технологий, способных реализовать личностно – ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.

Педагогическая мастерская или французские мастерские появились в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования» с 1989 года.

Основные идеи этой технологии – обращение к личности ребенка, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией.

«Французские мастерские» - это нестандартная организация учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному росту учителя и образовательному ученика, дарит радость сотворчества.

Эта технология выражается в таких постулатах:

  1. Ученик находится в активной позиции, сам строит свое знание.
  2. Ученик развивается как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно думающая личность.
  3. У каждого ребенка есть способности, важно дать им возможность раскрытия в том или ином виде деятельности.
  4. Меняются традиционные взаимоотношения учитель – ученик (учитель относится к ученику как к равному себе)
  5. Учитель не авторитарный наставник, а мастер, «талантливый скульптор»
  6. Психологические воздействия рассчитаны самым тщательным образом. Каждый участник мастер, удивляется тому, что с ним происходит (смог сам сочинить, нарисовать выразить собственную мысль)

ЦЕЛЬ – педагогического мастера – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.

        Это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат. Психологическое воздействие, которое на личность оказывает в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпеньем ждут таких уроков. У них нет страха неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению.

Ученик думает, изобретает, создает, творит, самореализуется. Уроки в режиме мастерской – это урок – откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, танцуй, играй.

        Перед учителем стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребенка;

Работать вместе с учениками, не ругать, не хвалить, но при этом дать почувствовать каждому школьнику его собственные достижения, пусть даже маленький шаг вперед. Это технология чем – то напоминает урок в форме игры. Однако у этой технологии есть свой алгоритм:

  1. ИНДУКЦИЯ – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность.
  2. САМОКОНСТРУКЦИЯ – индивидуальная работа с текстом, красками, звуками. Дети записывают все, что знают о познавательном объекте.
  3. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ – работа в парах по построению определенных ранее элементов.
  4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – выступление ученика в группе (сопоставление, оценка). Работа в группах.
  5. АФИШИРОВАНИЕ – предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов). Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов.
  6. РАЗРЫВ – этап кульминации творческого процесса: новое видение предмета, внутренне осознание неполноты знаний, побуждение к углублению в проблему.
  7. РЕФЛЕКСИЯ – анализ всего происходящего без банального оценочного суждения.

Это технология достаточно трудоемкая. От учителя требуется длительная и кропотливая подготовительная работа по подбору и оформлению материалов, но  результаты использования данной технологии оправдывают все затраты.

Классный час «Толерантность – путь к добру» был проведен в рамках реализации программы «Толерантный класс»,третий час по теме «Отрицательные и положительные качества человека»

ЦЕЛЬ :способствовать формированию понятия «толерантность», расширить представление обучающихся об этом слове с позиции нравственного смысла.

ЗАДАЧИ:

  • Способствовать накоплению опыта в приобретении качеств толерантного человека
  • Выработать умение пользоваться этими качествами в любой жизненной ситуации
  • Развивать детское творчество

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Толковый словарь
  • Клип «Белая ворона»
  • Конверты с напечатанными качествами человека, цветы
  • Бумага, краски, вырезки, пластилин
  • На доске слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ, портреты людей с выражением злости, доброты, веселья, безразличия

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

1 ИНДУКЦИЯ. Обучающиеся стоят в кругу. Учитель раздает всем семена.                          Слово учителя. Когда-то на землю прилетели волшебные птицы. Они принесли человеческие желания и потребности. Как волшебные семена они были посеяны по всему миру. И выросли из них цветы - человеческие души. Некоторые  из них были прекрасны, ведь из добрых желаний вырастают красивые качества, а из некоторых выросли сорняки и крапива, ведь злые помыслы рождают злые поступки. Посадите свои семена. Какие цветы вырастут из ваших семян?

2 САМОКОНСТРУКЦИЯ. Обучающиеся  пишут качества людей на цветах и делают аппликацию на доске, озвучивая качества людей.

3 СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ. Мы живем в огромном мире. Как разнообразен этот мир, разнообразны наши чувства. Какие чувства выражают портреты? Какого они цвета?

Работа в парах.(конверты) Распределяют качества человека в группы, объясняют выбор.

ВЫВОД: комфортно, уютно жить рядом с человеком, у которого преобладают положительные качества, когда тебя понимают, принимают таким, каков ты есть. Такого человека считают толерантным?

4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Толерантность. Предположите: что обозначает? Как понимаете. А как узнать точное значение.

 Обучающиеся обращаются к толковым словарям.

Работа в группах. Представляют лицо толерантности (красками, пластилин, аппликации)

5.АФИШИРОВАНИЕ. Обучающиеся представляют свои работы, идет обсуждение.

Вывод: какими качествами обладает толерантный человек?                               6.РАЗРЫВ.  А все ли мы обладаем качествами толерантного человека?

Всегда ли люди справедливо относятся друг к другу?

Вспомните из литературы известные случаи несправедливого отношения.

Просмотр клипа « Белая ворона»

Ваши ассоциации.

7.РЕФЛЕКСИЯ. С каким настроением уходите с классного часа?

Слово учителя. Мы все разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, рыженькие, добрые и злые, толстые и худые, с кудрями и с косичками. Желаю вам жить в этом мире в согласии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей». Санкт-Петербург 2006 год.
  2. Окунев А.А. «Урок? Мастерская? Или». Санкт-Петербург. 2001 год.
  3. Степихова Р.А. «Педагогические мастерские в опыте учителей». Санкт-Петербург. 2003 год.
  4. Хижнякова О.Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе». Ставрополь. 2004 год.
  5. Журнал «Начальная школа» №9, 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Социализация и самореализация личности учащихся через технологию французских мастерских»

Мастер-класс был представлен на городском конкурсе "Учитель года" и занял 1 место....

Урок по развитию речи по теме: «Как появляются истории» (по технологии французских мастерских)

Через создание условий для возникновения ассоциативно-образных переживаний, общего дела, развития коммуникативных умений через работу по схеме "сам, в группе, вместе", написать свою маленькую историю ...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Формирование ключевых компетенций у учащихся начальной школы через технологию Французские мастерские.

В перезентации представлен краткий обзор понятий: компетенция и компетентность, ключевые компетенции в начальной школе, деление их на группы.Сравнение этапов современного урока открытия нового зн...

Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному направлению Тема: «Толерантность-путь к миру» (Технология ИКТ, Технология КТД)

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.                ...

Урок развития речи посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама» (с использованием технологии «французских мастерских»).

Урок развития речи посвященный Дню матери.Составление синквейна к слову «мама»(с использованием технологии «французских мастерских»)....

Технологическая карта внеклассного мероприятия: французская мастерская «Жизнь дана на добрые дела»

Системно-деятельностный подход технологии педагогической мастерской  обеспечивает учащимся формирование  и развитие мышления через обучение деятельности: учение адаптироваться внутри определ...