«Жизнь дана на добрые дела».
методическая разработка (3 класс) на тему

Ирхина Юлия Юрьевна

Уважаемые посетитеои вам представлена разработка классного часа, на котором дети разбирают  слова "добро" и "зло", и другие понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irhina_yu.yu_._mbou_sosh_no50_otkrytoe_meropriyatie.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Ирхина Юлия Юрьевна

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                  первая категория

                                                                                  МБОУ СОШ № 50

Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию.

Тема: «Жизнь дана на добрые дела».

Цель занятия:

на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло», совесть, справедливость, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых дел, формировать нравственные суждения, воспитывать уважения к одноклассникам.

Познавательные универсальные учебные действия: обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

 Регулятивные универсальные действия:  сотрудничество с учителем и одноклассниками, выполнение самостоятельно необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей.

Коммуникативные универсальные действия: учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.

Оборудование: картинки к уроку;

 интерактивная доска;

 музыкальное сопровождение;

два толковых словаря С.И.Ожегова;

 распечатанные ситуативные задачи;

плакаты с названиями улицы и дома;

 модель дома, дерева, огня, сундучка, фруктов;

 воздушные шарики;

 украшения;

 листочки, ручки, фломастеры.

                                                  Ход классного часа:

(Дети поделены на 2 группы)

  1. Мотивация учебных действий.

-Добрый день дорогие ребята,  предлагаю начать наш урок с прослушивания стихотворения.

(Учитель читает стихотворение под мелодию «Ветер перемен», дети смотрят видеоролик.)

Нам жизнь дана на добрые дела,

Она - судья, космический наставник!

А человек - вселенское дитя,

Он - грешник на земле, святой и странник!

Он в поисках и счастья и любви,

Он ищет смысл земных противоречий,

Считая годы, месяцы и дни,

А время пролетает быстротечно!

Но жизнь одна. Мы все по ней идём,

И каждый ждёт тепла, добра, участия,

Нам жизнь дана на добрые дела,

И в этом - человеческое счастье!!!


-Ребята определите, пожалуйста, тему урока. (На доске появляется тема «Жизнь дана на добрые дела»).

-Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить? (Дети называют задачи).

2. Обсуждение понятия «добро» и «зло».

-Милые девочки и мальчики, сегодня к нам на урок должна была прилететь Мэри Поппинс. Но она попала в беду, а чтобы ей помочь надо построить дом. Спасти её нам поможет волшебный сундучок.

-Как вы думаете, что там находится? (Отвечают  дети.)

-Там задания, которые необходимо выполнить. Вы готовы?

(Каждая группа достаёт по одному листочку, на котором написаны слова - «доброта» и «зло»)

- Посоветуйтесь в группах, объясните значение этих слов. (Дети отвечают).

- Как по-другому можно объяснить эти слова? (Добро- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать что-то хорошее. Зло- зависть, жадность, ложь, война, предательство).

-Видите, как по-разному мы представляем себе слова «Добро» и «зло». Прочитайте значение слов в словаре С.И.Ожегова.

-Как вы считаете, справились ли вы с 1-ым заданием? Если да, то покажите карточку с улыбающимся человечком.

- Первый этаж дома построен. (Модель появляется на доске).

3. Упражнение слова - синонимы.

- Продолжаем спасать Мэри Поппинс. Достаньте из сундучка следующее задание.

-Каждый человек индивидуален, имеет свой характер. Одни люди говорят приятные слова, другие - плохие. Мы сейчас с вами поиграем в игру «копилка синонимов». Одна группа называет хорошие слова, другая - противоположные по смыслу, перекидывая друг другу мягкий кубик.

( Например: жадность- щедрость и т.д.).

-Какие слова вам приятнее было говорить? Почему?

-Оцените себя, если справились с заданием, то покажите изображение личика с улыбкой.

Постройте второй этаж дома.

 

4. Пословицы о доброте и добрых делах.

-Какие слова вам приятнее было слушать? Почему?

 -Что они приносят? (радость, счастье)

-Теперь постарайтесь говорить почаще только хорошие слова, ведь они поднимают настроение. Помните, относись к человеку так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

-Вот и следующее задание для спасения Мэри. (достают из сундучка)

-Назовите пословицы о доброте и объясните как вы понимаете их смысл.

                               Доброе слово, что дождь в засуху.

                               Не одежда красит человека, а его добрые дела.

                               В добре жить хорошо.

                               Добро творить - себя веселить.

                               Доброе дело и в воде не тонет.

                               Добра желаешь - добро и делай.

(Дети сами оценивают свои ответы, после строят следующий этаж дома).

5. Игровые ситуации.

-Вы назвали очень много приятных слов.

-Только ли по количеству таких слов можно судить о человеке? (Нет. Надо совершать и добрые дела.)

-Посмотрите сценку. (Выступают подготовленные дети. Разногласия между детьми. Они ссорятся).

-Ребята, поставьте себя на место другого, обсудите в группах, как бы вы поступили в этой ситуации, и поделитесь со всеми.

-Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между собой, между которыми произошли разногласия, готовы выслушать друг друга и прийти к согласию.

-Какие добрые дела вы когда-нибудь сделали, расскажи случай из своей жизни.

-Какое чувство вы испытывали, когда делали добро?

-Сделав добро, человек становится чище, лучше, с ним интереснее общаться.

-Какой вывод можно сделать? (Если каждый человек сделает хоть немного добра, то мир может перевернуться.)

-Вы справились ещё с одним заданием. Оцените себя.

-Поставьте крышу к домику.

-Что ещё есть у дома? Прикрепите почтовый ящик.

6. Записка другу.

-Ребята, вы сейчас рассказывали о хороших поступках.

-Зачем мы сегодня завели об этом разговор?

-Чего больше добра или зла?

-Было ли такое, что вы оказались в неприятной ситуации? Может быть обидели кого-нибудь?

-Сегодня можете всё изменить? Мэри Поппинс предлагает вам всем написать записку. В ней вам нужно извиниться за себя и за других у своих одноклассников. Написать слова клятвы. (Примерный текст: Дорогие одноклассники, я прошу у вас прощение за себя  и за других. Извините нас то, что мы  обзывали и обижали вас. Я обещаю…)

-Прочитайте вслух, сверните и положите в почтовый ящик, который прикреплён к нашему построенному дому.

-Если вам придётся нарушить своё слово, доставайте и читайте вслух записки. Они помогут вам в трудной ситуации.

7. Украшаем дерево.

-Один мудрец сказал, жизнь прожита не зря, если  ты построил дом, вырастил дерево и воспитал ребёнка. Какие ещё дела может совершить человек?(добрые дела).

-Дом мы построили. Он состоит из 3-х этажей. Это ваши ряды. На каждом этаже по 5 квартир. Это ваши парты на ряду.

-Мэри Поппинс спасена и она вам благодарна. Поэтому возле нашего дома выросло волшебное дерево. На нём сейчас будут появляться плоды. Это вежливые слова.

-Вы по очереди достаёте из квартиры слова, читаете их, объясняете значение. Добрые слова помещаете на дерево, а плохие бросаете в нарисованный огонь ( ученики прячут слова за нарисованный огонь) и сжигаете их, навсегда забывая о том, что они существовали. Таким образом, мы сжигаем обиду и всех прощаем. (Слова можно использовать такие: добро, зло, совесть, справедливость, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость, ссора, война, драка, помощь и т.д.)

-Смотрите, как дерево ожило, принарядилось, кажется, что оно радуется, шелестит листочками.

-Осталось назвать улицу и дом. (Предложения детей: «Улица вежливости», «дом хороших дел», «дерево счастья».)

8. Лучший подарок.

-Чтобы закрепить хорошие отношения необходимо сделать подарок. Мэри Поппинс подготовила для вас всё необходимое: воздушные шарики, украшения, фломастеры.

-Сделайте подарок друг другу, объясняя его смысл.  

                                      В классе в зимний день с утра

                                      Проходил урок добра.

                                      Все старательно учились

                                      И сегодня меж собой

                                      Не конфликтами делились,

                                      А делились добротой.

                                      Все обиды позабыли,

                                      Мир всем классом заключили.

                                      И решили- с этих пор

                                      Никаких не будет ссор.

                                      Чтоб в себе не замыкаться,

                                      Будем вместе все держаться,

                                      Будем классом успевать

                                      Все друг другу помогать.

-Посмотрите друг другу в глаза. Вы улыбаетесь, потому что счастливы.

-Что заставило вас улыбнуться? (добрые слова, добрые дела и приветливый взгляд)

-Какое доброе дело вы сегодня сделали совместно?

-Мэри Поппинс желает вам хорошего настроения, счастья, удачи, а также умения дружить и делать добрые дела.

9. Рефлексия.

-Мы, как одна большая семья построили дом, посадили дерево добра. Однако работали в разных группах. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки.

-Что такое семья?

-В какой семье приятнее находиться? (В которой тепло и уют.)

-У меня в руках свеча. Это символ тепла и уюта. Чтобы лучше сохранились ваши отношения давайте по очереди будем передавать свечу и говорить  друг другу приятные слова, что больше всего понравилось на уроке, чему научились, как теперь будете поступать. Оцените свою деятельность на уроке.

(Дети передают свечу и высказывают своё мнение, делают выводы.)

-Я благодарна всем за проведённый урок, за хорошие и добрые мысли, за рассуждения. Заботьтесь теперь о доме, который построили, о дереве, которое посадили.

Включаю песню Т. Мухаметишина «Песня о доброте», дети смотрят видеоролик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь дана на добрые дела

Тема: “Жизнь дана на добрые дела”           классный часЦель:формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие ...

Жизнь дана на добрые дела

Это мероприятие учит детей быть добрыми, отзывчивыми к своим близким и к окружающим им людей. На данных примерах они получают наглядные поступки....

Презентация к занятию "Жизнь дана на добрые дела."

Презентация к занятию "Жизнь дана на добрые дела". Лёгкая, расслабляющая музыка, пословицы о добре, сравнение добра и зла, притча о злом юноше......

Жизнь дана на добрые дела

классный час по этике...

Классный час «Жизнь дана на добрые дела». 4 класс.

Классный час «Жизнь дана на добрые дела». 4 класс. Цели:показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь, нуждающейся...

Внеклассное мероприятие "Жизнь дана на добрые дела"

"Жизнь дана на добрые дела" Представлю вашему вниманию урок-конспект воспитательного мероприятия проведенного по учебно-методическому комплекту (УМК) «Все цвета, кроме черного». Материалы УМК...

проект "Жизнь дана на добрые дела"

Общества, где не ценят традиции, пренебрегают своим прошлым, никогда не являются долговечными. В лучшем случае их распад приводит к обретению заново когда-то отброшенного исторического наследия....