Дополнительная образовательная внеурочной деятельности для учащихся начальной школы « Дорогою открытий и добра »
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в других учебных предметах начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dorogoyu_otkrytiy_i_dobra.doc | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №67
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ гимназия № 67
___________________________
Э.С.Казакова
« » 2014 года
На заседании
методического совета гимназии
протокол №______ от _________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа
внеурочной деятельности
для учащихся начальной школы
« Дорогою открытий и добра »
Рассчитана на детей в возрасте 7-10 лет.
Срок реализации программы 4 года.
Авторы - разрабочики дополнительной образовательной программы:
Н.Н. Дементьева, доцент кафедры СППиПМНО ГОУ ВПО НГПУ; Т.Я. Железнова, доцент кафедры СППиПМНО ГОУ ВПО НГПУ; С.К. Тивикова, зав. кафедрой начального образования ГОУ ДПО НИРО; Н.Ю. Яшина, зав. Лабораторией гражданского становления личности ГОУ ДПО НИРО
Учитель: Груздева Е. А.
г. Нижний Новгород
2014
1. Пояснительная записка
- Направленность дополнительной образовательной программы.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), созданной в рамках работы по реформированию общеобразовательной школы, выделены базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей.
В утверждённых Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) 2-го поколения определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним, в частности, относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение. ФГОС НОО предусматривают формирование у школьника целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории и культуре других народов. Важнейшим компонентом стандарта является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Программа «Дорогою открытий и добра» направлена на реализацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижение личностных и метапредметных результатов начального образования.
В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина).
Возможны различные варианты использования программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» в сочетании с программой учебного курса «Гражданское образование в начальных классах».
Вариативность использования отражена в содержании программы каждого класса в разделе «Общие сведения и дополнительные формы работы». Текст базового содержания программы (1 час в неделю) напечатан обычным шрифтом. Дополнительные формы работы выделены в каждой теме курсивом «Дополнительно» и имеют рекомендательный характер. Педагог может заменить рекомендуемые формы другими, более актуальными для конкретного контингента детей с учетом уровня их воспитанности. Кроме того, приводимые в некоторых темах дополнительные формы работы предлагаются на выбор обучающихся и их родителей. Возможно использование только одной из перечисленных форм.
1-й вариант. Если в образовательном учреждении не преподается учебный курс «Гражданское образование в начальных классах», то программа «Дорогою открытий и добра» может использоваться для организации внеурочной деятельности в 1— 4 классах из расчета не менее двух часов в неделю.
Нужно учитывать, что программа «Дорогою открытий и добра» реализует не только духовно-нравственное направление внеурочной деятельности, но и общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное и спортивно-оздоровительное. Данная программа является комплексной и может использоваться по различным направлениям внеурочной деятельности в необходимом для данного образовательного учреждения объеме.
- Новизна. Актуальность. Педагогическая целесообразность.
Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в других учебных предметах начального образования.
Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями и другими взрослыми. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому, предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания, построены на основе связей с литературным чтением, природоведением, математикой и др.
Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа. В программе выделены 4 тематических блока (раздела), в которых отражены общечеловеческие ценности - Земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек:
1 Отечество. Родина. Россия.
2 Познание мира.
3. Культура разных народов.
4. Семья и человек.
Во 2 классе каждый тематический блок изучается в течение одной четверти и имеет образное название.
1-я четверть. Дом, в котором мы живем.
2-я четверть. В путешествие по миру.
3-я четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
4 -я четверть. Я и моя семья.
Внутри блока (четверти) выделены отдельные темы, содержательно связанные друг с другом. Все они отражают различные грани данного тематического раздела. Сначала рассматривается общий вопрос, выводящий на осмысление темы в целом. А затем следует более конкретный материал, позволяющий дать образное и разноплановое представление об отдельных частях целого, составляющих обобщенное понятие. Таким образом, учащиеся познают конкретное как единство в многообразии. Этот подход является характерным для развивающего обучения.
Каждый тематический блок имеет свою логику раскрытия общей темы. Так, в 1-й четверти 2 класса изучается общая тема «Дом, в котором мы живем». Дети сначала получают представление об общем доме для всего человечества — планете Земля. Затем они осмысливают понятие «дом» в другом значении: Родина, Отечество, Россия. Конкретизация этих понятий осуществляется в процессе ознакомления с различными городами России, их историей, культурой, достопримечательностями. Логически это объединяется в единую тему с помощью пословицы «Москва — сердце России, С.-Петербург — голова России, Нижний Новгород — карман России». Важно дать детям представление и об их «малой родине» (городе, районе, селе). Четверть завершается обобщающим уроком «Ярмарочная карусель», который помогает на основе систематизации знаний и представлений учащихся создать у них целостный образ России. В то же время, этот урок имеет содержательную перспективную часть с уроками 2-й четверти: на ярмарку приезжают иноземные гости, которым можно рассказать о своей стране и узнать от них о других странах.
Во 2-й четверти в теме «В путешествие по миру» важно раскрыть идею познания мира, показать, что люди постепенно расширяли границы собственного мира, путешествуя по свету, открывая новые земли, другие страны, встречаясь с другими людьми. Поэтому тематической основой четверти является идея путешествия, поиска людьми благодатных, неизведанных земель. В связи с этим рассматриваются путешествия в поисках новых путей в Индию: открытие Америки X. Колумбом, хождение за три моря А. Никитина, кругосветное путешествие Ф. Магеллана.
Но путешествия по миру помогают не только открыть неизведанные земли, но и культуру других народов, лучше познать самих себя, понять, что отличает разных людей и что их объединяет. Поэтому урок «По новогодней карте» является переходным к знакомству с культурой разных народов. Так, у всех людей есть свои традиции, обычаи, праздники. Но есть традиции, объединяющие все народы. Празднование Нового года — это традиция, которая есть в разных странах. Обобщающий урок «Разноцветный новогодний хоровод» служит своеобразным мостиком к 3-й четверти, к теме «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», во время изучения которой дети будут знакомиться с культурой разных народов через сказки и осмысливать общечеловеческие ценности, отраженные в них.
В 4-й четверти, после завершения путешествия по миру, учащиеся «возвращаются домой», знакомятся с темой «Я и моя семья». Таким образом, осуществляется как бы круговое построение программного материала на основе смысловых "арок", что придает ему целостность:
- Цели и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.
Задачи программы:
1. Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
2 Духовно- нравственное развитие ребёнка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.
-Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
-Формирование элементов правой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и конвенцией о правах ребёнка.
-Эстетическое развитие ребёнка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.
-Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознаниям социальных умений.
-Формирование опыта творческой деятельности и развития креативности.
-Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
-Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
- Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
Двадцать первый век с головой окунул нас в насыщенное информационное пространство. Но для успешного использования различных информационных источников необходимо владеть специальными средствами и умениями, которые помогут в них ориентироваться. Важнейшими среди таких средств являются мультимедиа коммуникации или просто мультимедиа средства (ММС). Начиная с 60-х годов XX века, ЮНЕСКО активно поддерживает медиаобразовательное движение во всем мире. Особенно важно использовать информационные компьютерные технологии (ИКТ) и ММС в современной системе образования.
В настоящее время школы активно оснащаются компьютерной техникой. В классах появляются интерактивные доски, мультимедиакомплекты, персональные компьютеры. В Нижегородском регионе реализуется программа "Один ребенок – один компьютер", благодаря которой уже младшие школьники получают свободный доступ к работе с ноутбуками. Такое техническое оснащение позволяет перейти к широкому использованию ИКТ, в том числе и мультимедиа технологии, в учебно-воспитательном процессе. Использование ММС особенно важно при проведении уроков в начальной школе, в первую очередь тех, на которых требуется широкое использование наглядности (окружающий мир, изобразительное искусство, гражданское образование). Мультимедийные презентации позволяют ярко и красочно подать материал, интенсифицировать урок, вызвать интерес у учащихся, а значит повысить качество знаний.
Программа «Дорогою открытий и добра» включает в себя использование мультимедийного пособия к УМК "Кораблик" (на электронном носителе) (автор Э.Е. Кузнецова) при проведении уроков и во внеурочной работе с детьми. Использование мультимедийного пособия позволит учителю значительно сократить временные затраты на подготовку к уроку; широко использовать на уроке разнообразную и качественную наглядность (рисунки, фотографии, репродукции картин, схемы, географические карты и др.); применять необходимые аудиоматериалы (звукозаписи сказок, стихов, музыки и др.); более ярко, образно и эмоционально проводить каждый урок; использовать новые методы и приёмы при раскрытии каждой темы; повысить качество обучения за счёт создания у детей интереса к предмету.
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы.
Разделы программы | Темы программы | Количество часов по каждой теме | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
I четверть Открываем школьный мир | 1. Здравствуй, школа! | 1 | 2 |
2. Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики | 2 | 1 | |
3. Мои учителя | 1 | 1 | |
4. Мои одноклассники | 1 | 1 | |
5. Школьные вещи – наши помощники | 1 | 1 | |
6. Правила школьной жизни | 1 | 1 | |
7. День рождения класса (обобщающее занятие-праздник) | 2 | 1 | |
Итого: | 17 часов | ||
II четверть Удивляемся чудесам, совершаем открытия | 1. Тайны и чудеса вокруг нас | 1 | 1 |
2. Книги – наши друзья и помощники | 1 | 1 | |
3. Чудесный мир искусства (изобразительное искусство и музыка) | 1 | 2 | |
4. Чудесный мир искусства (театр, кино, мультипликация, цирк) | 1 | 2 | |
5. Удивительный мир людей | 1 | 1 | |
6. Удивительный мир вещей | 1 | 1 | |
7. Мир прекрасный и удивительный (обобщающее занятие) | 2 | 1 | |
Итого: | 17 часов | ||
III четверть Создаем и сохраняем традиции | 1. «Что такое традиция?» | 2 | 1 |
2. Школьные традиции | 2 | 1 | |
3. Семейные традиции | 2 | 1 | |
4. Праздничный календарь | 2 | 1 | |
5. Традиции малой родины | 2 | 1 | |
6. Встречаем весну (обобщающее занятие праздник) | 1 | 1 | |
Итого: | 17 часов | ||
IV четверть Познаем любимый край | 1. Мой адрес | 1 | 1 |
2. Природа моего края | 2 | 1 | |
3. Мой город, мое село | 2 | 1 | |
4. Моя улица, мой дом | 2 | 1 | |
5. Мой дом, моя семья | 2 | 1 | |
6. Мои домашние любимцы (животные, растения) | 2 | 1 | |
Итого: | 17 часов | ||
2 класс | |||
I четверть Дом, в котором мы живем | 1. Земля – общий дом для всех людей. | 1 | 1 |
2. Земля – общий дом для всех людей. | 1 | 1 | |
3. Отечество. Наша Родина – Россия. | 2 | 1 | |
4. Москва – столица нашей Родины. | 1 | 1 | |
5. Санкт-Петербург. | 1 | 1 | |
6. Нижний Новгород. | 1 | 1 | |
7. Нижегородская ярмарка. | 1 | 1 | |
8. Обобщающий урок. Ярмарочная карусель. | 1 | 1 | |
Итого: | 17 часов | ||
II четверть. Путешествие по миру. | 1.Шар земной именуется миром. | 2 | 1 |
2. Открываем Америку. | 2 |
| |
3. Соединённые Штаты Америки. | 1 |
| |
4. Хождение за три моря. Индия. | 2 |
| |
5. Кругосветное путешествие. | 2 | 1 | |
6. По новогодней карте. | 2 | 1 | |
7. Разноцветный новогодний хоровод. Обобщающий урок - праздник. | 2 | 2 | |
Итого: | 17 часов | ||
III четверть. В тридевятом царстве, в тридевятом государстве. | 1. По неведомым дорожкам. | 1 | 1 |
2. В суровом северном краю. | 1 | 1 | |
3. В суровом северном краю. | 1 |
| |
4. Секреты старого замка. | 1 | 1 | |
5. Секреты старого замка. | 1 | 1 | |
6. Под жарким солнцем Чёрной Африки. | 1 | 1 | |
7. Под жарким солнцем Чёрной Африки. | 1 | 1 | |
8. Там, где восходит солнце. | 1 | 1 | |
9. Там, где восходит солнце. | 1 |
| |
10. Сказочное путешествие. Обобщающий урок. | 1 | 1 | |
Итого: | 17 часов | ||
3 класс | |||
I четверть По Российским просторам | 1. Отечество: старое, новое, вечное | 1 | 1 |
2. Отчизны славные сыны | 1 | 1 | |
3. Наше государство – Российская Федерация | 1 | 1 | |
4. Сто народов – одно страна | 1 | 1 | |
5. По родной стране (обобщающее занятие – устный журнал) |
| 1 | |
Итого: | 9 часов | ||
II четверть Над российскими просторами (продолжение) | 1. Законы, по которым мы живем | 1 | 1 |
2. Моя малая родина | 1 | 1 | |
3. Без праздника нет народа | 1 | 1 | |
4. Новый год и Рождество (обобщающее занятие-праздник) |
| 1 | |
Итого: | 7 часов | ||
III четверть Тепло родного очага | 1. В поисках счастья | 1 | 1 |
2. Сохраняя прошлое | 1 | 1 | |
3. Мировое древо | 1 |
| |
4. Моя родословная | 1 | 1 | |
5. Наша школьная семейка | 1 | 1 | |
6. Моя школа, мой класс |
| 1 | |
Итого: | 10 часов | ||
IV четверть Тепло родного очага (продолжение) | 1. Я – надежда Отечества | 1 | 1 |
2. Слышу голос из прекрасного далека | 1 | 1 | |
3. В кругу родном и тесном | 1 | 1 | |
4. Семейные традиции |
| 1 | |
5. Что в сердце бережно храним (обобщающее занятие – экскурсия по «дому-музею») |
| 1 | |
Итого: | 8 часов | ||
4 класс | |||
I четверть Живем мы по соседству | 1. Мы и наши соседи | 1 | 1 |
2. Аист на крыше | 2 | 1 | |
3. У янтарного моря | 2 | 1 | |
4. Мои путешествия (обобщающее занятие – воображаемое путешествие по разным странам) |
| 1 | |
Итого: | 9 часов | ||
II четверть Живем мы по соседству (продолжение) | 1. В горах Кавказа | 2 | 1 |
2. Многоцветные краски Востока | 2 | 1 | |
3. Фестивальные встречи (обобщающее занятие-праздник) |
| 1 | |
Итого: | 7 часов | ||
III четверть Из страны детства в мир взрослых | 1. Я взрослею | 1 | 1 |
2. Мои права | 1 | 1 | |
3. Таинственный мир знаний | 2 | 1 | |
4. Пора в путь-дорогу | 1 | 1 | |
5. Путешествие по родному краю (обобщающее занятие – воображаемое путешествие) | 1 |
| |
Итого: | 10 часов | ||
IV четверть Из страны детства в мир взрослых (продолжение) | 1. Приглашаем в театр | 1 | 1 |
2. Досуг – дело серьезное | 1 | 1 | |
3. Правила общения. Культура поведения | 2 | 1 | |
4. Парк чудес и открытий (обобщающее занятие-праздник) |
| 1 | |
Итого: | 8 часов |
3. Содержание дополнительной образовательной программы.
(краткое описание тем: теории и практики)
Общие сведения и дополнительные формы работы 1 класс (68ч.)
Открываем школьный мир (17 ч.)
1. Здравствуй, школа! Экскурсия по школе, знакомство с расположением классов, различных кабинетов, библиотеки, школьного музея, залов и т. п. Люди, которые работают в школе: директор, завуч, библиотекарь, повар и др. Приветствия, знакомство с людьми, работающими в школе, получение информации о школе. Беседа о том, чем гордится наша школа. Первые впечатления детей о школе (что нам нравится в нашей школе).
Дополнительно: мини-исследование «Узнаем о школах, в которых учились наши родители, о том, что им нравилось в школе. Рассказываем об этом в классе».
2. Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Осознание ребенком своей новой социальной роли — роли ученика («Мы стали учениками», «Каким должен быть ученик», «Я учусь быть учеником»). Правила поведения ученика в классе. Первые впечатления детей о классе (что нам нравится в нашем классе).
Дополнительно: мини-исследование «Узнаем, как учились наши родители, бабушки и дедушки, какими они были первоклассниками, какие уроки они любили. Рассказываем об этом в классе».
3. Мои учителя. Моя первая учительница (учитель). Педагоги, работающие с классом: учителя музыки, физкультуры, воспитатель, психолог, логопед и др. Знакомство с учителями нашего класса. Игры и упражнения: учимся задавать вопросы учителю и отвечать на его вопросы. Правила общения с учителем на уроке и в перемену.
Дополнительно: мини-исследование «Узнаем о любимых учителях наших родителей. Рассказываем об этом в классе».
4. Мои одноклассники. Способы и правила работы в парах и микрогруппах, способы взаимодействия с соседом по парте и другими одноклассниками («Учимся работать вместе, помогать друг другу», «Учимся дружить, вместе играть и учиться»). Правила общения с одноклассниками на уроках и в перемену.
Дополнительно: разучивание игр, в которые можно играть на переменах.
5. Школьные вещи — наши помощники. Мой портфель, моя парта. Вещи, которые помогают детям учиться: учебные принадлежности, доска, наглядные пособия и оборудование класса и др. Забота об этих вещах, бережное отношение к ним.
Дополнительно: коллективное трудовое дело по изготовлению раздаточного дидактического материала для уроков по разным учебным предметам.
6. Правила школьной жизни. Правила поведения на перемене, в школьной столовой, раздевалке и других местах школы. Взаимопомощь, вежливость в общении со взрослыми людьми, одноклассниками и другими учениками школы.
Дополнительно: занятие по культуре поведения (инсценировки, решение поведенческих ситуаций, игры на общение).
7. День рождения класса. Детско-родительский праздник. Создание традиций класса: игры, конкурсы, сюрпризы, чаепитие и т. п.
Дополнительно: подготовка к празднику «День рождения класса».
Удивляемся чудесам, совершаем открытия. (17 ч.)
1.Тайны и чудеса вокруг нас. Мир вокруг нас — загадочный и удивительный. Источники информации о мире: путешествия и экскурсии, книги, телепередачи, Интернет, компьютерные развивающие игры, искусство, другие люди. Приобщение к познанию и открытию мира («Учимся открывать чудеса и тайны мира, ценить их»).
Дополнительно: обсуждение познавательных телепередач.
2. Книги — наши друзья и помощники. Познание мира, его тайн с помощью книг. Справочники, словари, энциклопедии. Библиотека: правила пользования библиотекой, правила поведения в библиотеке. Правила бережного обращения с книгами. Библиотекарь — человек, помогающий ориентироваться в мире книг.
Дополнительно (на выбор): поход в библиотеку и знакомство с библиотекарем, изготовление детьми собственных книжек-малышек (с рисунками, аппликациями и подписями к ним), трудовое дело «Наряд для учебника» (изготовление обложек или закладок для учебников).
3. Чудесный мир искусства (изобразительное искусство и музыка). Люди, создающие произведения искусства (художники, скульпторы, фотографы, архитекторы, композиторы). Искусство как ценность («Учимся ценить и беречь искусство»). Музеи, их виды. Правила поведения в музеях.
Дополнительно (на выбор): вечер музыки, экскурсия (реальная или воображаемая) в музей, создание «малого Эрмитажа» (выставки репродукций любимых картин), конкурс на лучший рисунок, скульптуру из пластилина или других материалов.
4. Чудесный мир искусства ( театр, кино, мультипликация, цирк). Откроем для себя мир искусства: театр, кино, мультипликация, цирк. Люди, создающие произведения искусства (режиссеры, актеры). Правила поведения в театре, кинотеатре, цирке.
Дополнительно (на выбор): посещение театра, кинотеатра или цирка; совместный просмотр и обсуждение фильмов; подготовка детьми небольшого спектакля или кукольного представления.
5. Удивительный мир людей. Люди разных профессий в нашем городе (селе). Люди, которые трудятся для нас. Народные умельцы. Народные промыслы Нижегородской области. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми, правила поведения на улице и в общественных местах (магазин, почта, поликлиника, парикмахерская и т. п.).
Дополнительно (на выбор): экскурсия на почту, в магазин, парикмахерскую и т. п. ; выставка изделий народных промыслов.
6. Удивительный мир вещей. Чудеса техники и быта: удивительные вещи, созданные руками людей (бытовые приборы, компьютер и др.). Вещи, которые украшают наш быт. Люди, которые создают чудеса и открывают тайны (ученые, изобретатели, мастера). Правила бережного обращения с техникой и окружающими нас вещами.
Дополнительно: трудовое дело «Создаем чудеса своими руками» (оригами, плетение из бисера, вышивание, лепка и т. п.).
7. Мир прекрасный и удивительный. Обобщение представлений о тайнах и чудесах мира вокруг нас, литературе и искусстве, богатстве и разнообразии знаний. Викторина об окружающем мире.
Дополнительно: подбор загадок и вопросов для викторины, подготовка к викторине.
Сохраняем и создаём традиции (17 ч.)
1. Что такое традиция? Понятие «традиция»: традиционные мероприятия, праздники, их атрибуты. Сохранение традиций предков. Традиции культурного поведения.
Дополнительно: фольклорный праздник (узнаем о традициях предков).
2. Школьные традиции. Традиционные школьные праздники и мероприятия. Школьные ритуалы. Традиции поведения в школе. Культура внешнего вида школьника. Создание новых школьных и классных традиций («Какую новую традицию мы хотим создать»).
Дополнительно: мини-исследование «Традиции нашей школы».
3. Семейные традиции. Традиционные семейные праздники. Правила семейных отношений. Традиционные блюда домашней кухни. Соблюдение национальных народных традиций в семье. Поддержка добрых семейных традиций и создание новых («Какие традиции вам нравятся в своей семье, какие новые традиции хотелось бы создать»).
Дополнительно: трудовое дело по изготовлению подарков своим родным.
4. Праздничный календарь. Праздники как традиции. Общее представление о государственных праздниках (красных днях календаря). Традиции проведения праздников.
Дополнительно: подготовка и проведение праздника 23 февраля — праздника пап и дедушек.
5. Праздничные календарь. Традиционные праздники: Новый год и Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день. Традиция защиты Отечества. Традиции уважения к матери. Традиции праздничных поздравлений и сюрпризов.
Дополнительно: подготовка и проведение праздника 8 марта — праздника мам и бабушек.
6. Традиции малой родины. Традиционные праздники нашей малой родины (день города, села и др.). Конкурсы (на лучший двор, балкон, цветник и т. п.). Фольклор: песни, танцы, частушки, игры, забавы.
Дополнительно: разучивание народных танцев, песен, игр, забав.
7. Встречаем весну. Детско-родительский праздник. Создание традиций совместно с родителями.
Дополнительно: подготовка к празднику «Встречаем весну».
Познаём любимый край. (17 ч.)
1. Мой адрес. Место, где я живу: Россия, Нижний Новгород или Нижегородская область; район, город, поселок, село или деревня. Понятие «родина» в широком и узком значении: родина — Россия, родина — Нижегородский край, родина — мой город или село.
Дополнительно: экскурсия по городу или селу.
2. Природа моего края. Природа Нижегородского края. Любимые уголки природы моей малой родины. Забота о природе, охрана природы. Помощь взрослым в охране природы. Правила поведения в парке, в лесу, на реке или озере.
Дополнительно (на выбор): экскурсия в природу, организация выставки фотографий с изображениями природы, трудовое дело «Помощь природе» (уход за цветами, их посадка, уборка территории от мусора и т. п.).
3. Мой город, моё село. Наша малая родина. Легенды и предания родного края. Достопримечательности малой родины. Известные земляки (люди нашего города или села, района). Особые места города или села, которые требуют нашей заботы.
Дополнительно: мини-исследование «Моя малая родина» (сбор материалов о малой родине, об известных земляках), трудовое дело (забота о школьном дворе или других местах микрорайона школы или села).
4. Моя улица, мой дом. Названия улиц нашего микрорайона или села. Дом, в котором я живу. Мои соседи. Традиции добрососедства. Правила общения с соседями. Помощь соседям.
Дополнительно: конкурс рисунков о малой родине, мини-исследование «Название моей улицы».
5. Мой дом, моя семья. Мой дом («За что я люблю свой дом»). Моя семья. Правила взаимоотношений с родными. Забота о своем доме и своей семье. Домашние обязанности. Помощь взрослым.
Дополнительно: выставка рисунков о семье.
6. Мои домашние любимцы.(животные, растения). Наши меньшие братья (домашние животные), забота о них. Растения возле дома, комнатные растения, забота о них.
Дополнительно: выполнение проектов «Мой домашний любимец» (животное или растение).
7. Наши открытия. Детско-родительский праздник. Демонстрация сделанных за год открытий, подведение итогов КТД в форме конкурсов и игр.
Дополнительно: подготовка к празднику «Наши открытия».
2 класс (68 ч.)
Дом, в котором мы живём. (17ч.)
1.Земля - общий дом для всех людей. Дом, в котором мы живем: различные значения слова «дом». Планета Земля — наш Общий дом: страны, государства, народы. Человечество. Общее Представление о разных языках и обычаях, способах общения и взаимодействия людей. Приветствия у разных народов. Библейская легенда о Вавилонской башне. Представление о Всеобщей декларации прав человека. Статья Декларации: «Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски».
Дополнительно (на выбор): рисование на тему «Дом, в котором мы живем» (возможен любой вариант значения слова «дом») или создание шуточных образов Земли, подбор картинок с изображением разных домов и беседа по картинкам; игра-тренинг «Учимся приветствовать друг друга» (с использованием приветствий, принятых у разных народов).
2. Отечество. Наша Родина— Россия. Понятия «родина», «отечество». Россия — наша Родина. Стихи, рассказы и пословицы о Родине. Гражданство. Россияне — граждане России. Флаг России. Русский язык, его красота и богатство. Природа России. Образ русской березки в песнях, стихах, картинах. Обычаи и традиции русского народа. Народные праздники, костюмы, игры и забавы, песни и частушки, блюда русской кухни. Гордость за свою страну. «Каждый человек имеет право на гражданство».
Дополнительно (на выбор): рисование на тему «Моя Родина»; конкурс чтецов — стихотворения о Родине и родной природе; разучивание русских народных игр; фольклорный праздник, посвященный русским народным традициям.
3. Москва – столица нашей Родины. Москва — сердце России. История строительства Москвы. Основатель Москвы Юрий Долгорукий. Москвичи — жители Москвы. Древняя и современная Москва. Достопримечательности современной Москвы. Кремль. Красная площадь. Москва-река. Стихи, песни, пословицы и поговорки о Москве. Народные промыслы Московской области (Гжель). Уважение к столице нашей Родины.
Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по Москве, мини-проект «Моя Москва» (сбор и оформление материалов о Москве).
4. Санкт- Петербург. Основание города Петром I. Санкт-Петербург — окно в Европу. Петербург — голова России, ее северная столица. Петербуржцы — жители Санкт-Петербурга. Современные достопримечательности Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Эрмитаж. Нева. Невский проспект. Санкт-Петербург как один из культурных центров России. Гордость за культурное наследие России.
Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по Санкт-Петербургу, мини-проект «Достопримечательности Санкт-Петербурга» (сбор и оформление материалов о Санкт-Петербурге, воображаемая экскурсия по Эрмитажу).
5. Нижний Новгород. Основание города. Князь Юрий Всеволодович — основатель Нижнего Новгорода. Нижегородский Кремль. Герб Нижнего Новгорода. Достопримечательности Нижнего Новгорода. тихи и песни о родном городе. Волга — великая русская река. Стихи, песни, пословицы о Волге. Нижегородцы — жители Нижнего Новгорода. Наши известные земляки. Обсуждение «Чем славится современный Нижний Новгород и Нижегородская область» . Гордость за родной край — Нижний Новгород и Нижегородскую область.
Дополнительно: викторина «Знаешь ли ты Нижний Новгород?», экскурсия или воображаемое путешествие по городу.
6. Нижегородская ярмарка. Представление о ярмарке. Особенности Нижегородской ярмарки. Нижний Новгород — карман России. Торговые ряды ярмарки. Культурная программа ярмарки, веселье и развлечения. Народные промыслы Нижегородской области. Хохломская и Городецкая роспись. Русская матрешка.
Дополнительно (на выбор): мини-проект «Народные промыслы Нижегородской области», экскурсия в музей Нижегородских промыслов или в магазин «Художественные Промыслы», раскрашивание изделий в стиле хохломской или городецкой росписи, лепка и раскрашивание матрешек.
7. Ярморочная карусель. Обобщающее занятие-праздник. Воображаемая встреча хозяев ярмарки (нижегородцев) и гостей (москвичей, петербуржцев, гостей из других стран). Игровая и фольклорная программы по теме «Ярмарка». Конкурсы, забавы, коллективная роспись изделий.
Дополнительно: подготовка к празднику «Ярмарочная карусель».
В путешествие по миру. (17ч)
- Шар земной именуется миром. Различные значения слова «мир».
Мир — планета Земля. Мир — согласие. Пословицы о мире. Открытие окружающего мира для других и для самого себя. Первооткрыватели, путешественники. Библейская легенда о Ноевом ковчеге.
Дополнительно: изготовление бумажных голубей с добрыми пожеланиями людям, вручение голубей взрослым или детям; оформление книжки-малышки «Пословицы о мире».
2. Открываем Америку. США. Старый и Новый свет. Открытие Америки Колумбом. Чудеса Нового света (что пришло в Европу из Америки). Коренное население Америки — индейцы, их культура и обычаи. «Песнь о Гайавате» — легенды об индейцах. Различные способы выражения людьми своих мыслей и чувств, в том числе с помощью пиктографического письма. История освоения Америки переселенцами. Сказка-небылица «Великий лесоруб Поль Баньян». Соединенные Штаты Америки — страна молодой культуры. Города США (Вашингтон, Нью-Йорк). Небоскребы. Статуя Свободы. Флаг США. Американцы — граждане США. Английский язык. Мультфильмы Уолта Диснея. Диснейленд. Статья Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, расы, пола, религии».
Дополнительно (на выбор): изготовление поделки — корабля Колумба (на основе заготовок в рабочей тетради «Кораблик»; написание писем друг другу с помощью пиктограмм, воображаемое путешествие по США; просмотр мультфильмов У. Диснея).
3. Индия. Хождение за три моря. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Индия — страна древней культуры. Традиции индийцев. Дели — столица Индии. Река Ганг. Язык хинди. Экзотика страны. Природа Индии. Доброе, сердечное отношение индийцев к животным.
Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по Индии; инсценировка по группам сказки В. Майджи-ла «Чему учился маленький павианчик»; рисование или лепка из глины (или пластилина) животных, обитающих в Индии; сочинение синквейнов об А. Никитине и его путешествии, об Индии.
4. Кругосветное путешествие. Изменение представлений людей о форме Земли. Понятие «кругосветное путешествие». Первое кругосветное путешествие Ш. Магеллана. Путешествия по < кету. Выход человека за пределы Земли. Космические полеты. «Магеллан» XX века — Юрий Гагарин. Гордость за наших космонавтов и достижения России в космической сфере. Сотрудничество людей разных стран. Статья Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину».
Дополнительно: игра «Земляне и инопланетяне»; знакомство с различными материалами о путешественниках, космонавтах (публикации в журналах, книги о путешественниках, статьи энциклопедий и т.д.).
5. По новогодней карте. Новый год — праздник всех народов мира. История празднования Нового года в нашей стране. Новогодние традиции и обычаи России и других стран. Новогодние символы. Новогодние традиции семьи. Составление новогодних пожеланий.
Дополнительно: трудовое дело «Фабрика Деда Мороза (изготовление новогодних сувениров, открыток, подарков, ёлочных игрушек и т.); участие в социальных проектах. Украсим наш класс или школу к Новому году», «Поздравим работников школы и родных с наступающим Новым годом».
6. Разноцветный новогодний хоровод. Детско-родительский праздник в форме карнавала. «Защита» костюмов по микрогруппам (детским или семейным): представление выбранных героев в форме песни, танца, рисунка, сказки и т. п. Игры разных народов, хороводы и конкурсы.
Дополнительно: подготовка к празднику «Разноцветный новогодний хоровод».
В тридевятом царстве, тридесятом государстве. (17 ч)
1. По неведомым дорожкам. Мир сказки — далеких, неведомых стран. Нравственная основа сказок: добро, честность, справедливость. Волшебные слова и волшебные предметы. Сказка «Смоляной бычок». Главное правило общения и взаимодействия людей: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Правила доброты и взаимопонимания.
Дополнительно: инсценировка в микрогруппах эпизодов сказки «Смоляной бычок», рисование «диафильма» по сказке, изготовление поделок из различных материалов (пластилина, бумаги, ткани, соломы и др.), изображающих героев сказки.
2. В суровом северном краю. Образ Севера. Зимние загадки, забавы, виды спорта. Скандинавские страны, их общие и отличительные черты, природа и культура. Мужество, стойкость, сдержанность, доброта — черты характера скандинавов. Сказки Г. X. Андерсена. Скандинавские народные песенки, «Калевала» — финские предания и сказки. Финская сказка «Добрые советы».
Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по скандинавским странам; чтение сказок скандинавских народов и сказок Г. X. Андерсена, их обсуждение и инсценирование в микрогруппах отрывков из них, разыгрывание психологических этюдов по материалам сказок; сочинение и разыгрывание сказок о маленьких человечках или рисование «диафильма» по ним; викторина «Сказочный мир Андерсена»; трудовой сюрприз для родной школы или детского сада Зимняя сказка» (изготовление и раскрашивание скульптур из снега); эстафета зимних игр и забав.
3. Секреты старого замка. Образ Запада. Представление о Европе. Замки старой Европы. Страны Западной Европы: Германия, Великобритания, Франция. Многообразие и сходство европейских традиций и культур. Столицы этих стран, наиболее известные их достопримечательности. Французский, немецкий и английский языки. Вежливые слова на этих языках. Английские народные песенки. Сказки братьев Гримм и Ш. Перро. Французская сказка «Дочь дровосека». Секреты аккуратности, вежливости, оптимизма.
Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по странам Западной Европы; викторина «Отгадай гиляку» (микрогруппы показывают инсценировку, зачитывают диалоги или другие отрывки из сказок братьев Гримм, III Перро, а остальные отгадывают их название); сочинение | микрогруппах небылиц и рисование к ним иллюстраций; игра-Тренинг «Настоящие леди и джентльмены».
4. Под жарким солнцем Чёрной Африки. Образ Юга. Пёстрая карта Африки. Причудливость природы Африки. Африканцы. Жилища, традиции и ритуалы африканских народов. Сказки К.И. Чуковского об Африке. Африканская сказка «Кто лучше». Мудрость и взаимопомощь как нравственные ценности. Правила общей работы.
Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по Африке; рисование на тему «Путешествую вместе с доктором Айболитом по Африке»; сочинение загадок про африканских животных или растения (например, про фрукты) чтение и инсценирование сказок разных народов о мудрости, дружной работе; чтение и обсуждение африканских сказок, изготовление в микрогруппах (с использованием правил дружной работы) сюрпризов на радость другим людям; составление письма африканцам о русской зиме.
5. Там, где восходит солнце. Образ Востока. Япония и Китай, природа этих стран, их столицы. Древняя культура Китая и Японии. Праздники и церемонии. Чудеса, созданное руками человека (икебана, оригами и др.). Предметы, которые изобретены в Китае. Хокку — японские трехстишия. Письменность Китая и Японии — иероглифы. Китайская сказка «Храм в облаках». Понимание красоты, трудолюбие. Законы дружбы.
Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по Японии и Китаю; сочинение хокку (трехстиший); изготовление бумажного змея-дракона из рабочей тетради «Кораблик» изготовление изделий в технике «оригами» в подарок людям ; игра «Бумажная страна» (придумывание сказочной страны, в которой все сделано из бумаги); знакомство с восточным календарем и чтение легенды «О том, как по животным счет годам стали вести».
4. Сказочное путешествие. Обобщающее; занятие-праздник в форме путешествия по разным странам на основе сказок. Конкурсы «Угадай сказку», «Узнай волшебный предмет», «Используй вежливые — "волшебные" — слова». Выполнение трудовых и познавательных заданий в микрогруппах.
Дополнительно: подготовка к празднику «Сказочное путешествие».
Я и моя семья (17 ч)
1. Из дальних странствий возвратясь. Социальные роли человека. Стихотворение С. Погореловского «Превращенья, превращенья!» Выполнение различных социальных ролей в семье. Притча Нового Завета о возвращении блудного сына. Чувства братства и милосердия как основа взаимоотношений.
Дополнительно: разыгрывание сценок с ролями, которые у каждого человека есть в семье (освоение нравственных норм и правил поведения).
2. Мир семьи. Понятие «семья». Рассказ Л. Н. Толстого «Семейная кашка гуще кипит» Родственники. Родители. Понятие «родня». Образ матери и отца в произведениях искусства. Пословицы и поговорки о матери и отце. Бабушки и дедушки.
Понятие «мир семьи». Отношения детей и взрослых в семье. Семейные традиции и праздники. Домашние обязанности. Статья Всемирной декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства и личную и семейную жизнь».
Дополнительно (на выбор): викторина «Что ты икаешь о своих родителях?», мини-проекты «Любимые семейные праздники и традиции»; конкурс стихов и песен о мамах, папах, бабушках и дедушках, рисование их портретов; изготовление сюрпризов для своих родных, например, открытки но инструкции в рабочей тетради «Кораблик».
3. Я и мое имя. Имена, отчества, фамилии — часть истории народа. Древние и современные русские имена. Имена у разных народов. Значение имени для человека. Проблема использования прозвищ. Правила вежливого представления и обращения к знакомым и незнакомым людям. О чем могут рассказывать фамилии. Человек, его доброе имя и добрые дела.
Дополнительно (на выбор): мини-исследования «Тайна моего имени и фамилии» (узнать, почему меня так назвали, что означает мое имя, откуда произошла моя фамилия).
Имена моей семьи» (фамилия, имя и отчество каждого члене семьи, составить ее схему); мини-проект «Мои знаменитые земляки» (какими добрыми делами они прославили свои ч и, па)
4. Свет мой, зеркальце, скажи. Самопознание человека. Внешность, чувства, характер, интересы. Положительные и отрицательные черты характера. Выявление черт своего характера. Понимание собственных чувств и чувств другого человека. Дружба, друзья. Увлечения и хобби. Любимые игры и игрушки. Время и умение его беречь.
Дополнительно (на выбор): написание писем любимым сказочным героям; вечер любимых игр и игрушек; сочинение рассказов от лица любимых игрушек; знакомство с увлечениями и хобби друг друга (демонстрация коллекций, любимых игр, приобретенных умений, например, игры на музыкальном инструменте, вышивания и т. д.)
5. Вместе дружная семья.
Детско-родительский праздник. Конкурсы «Мы - артисты», « Весёлые путешественники», « Мастер на все руки», « Леди и джентльмены», « Наша игротека», « Сладкоежка».
3 класс (34ч.)
Над российскими просторами (16ч.)
- Отечество: старое, новое, вечное. Понятие «отечество», «отчизна», «родина». Соотечественники. Природа, общая культура, труд, язык как то, что объединяет всех соотечественников. Разнообразие природы России. Россияне. Созидательный труд на благо родины. Народное искусство. Народные мастера.
- Отчизны славные сыны. Люди, прославившие Россию. Отражение их жизни и деятельности в произведениях искусства. Деятели науки и техники (М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, Ю.А. Гагарин и др.), культуры и искусства (И. Федоров, А.С. Пушкин, П.И. Чайковский, Л.Н. Толстой, А.П. Павлова и др.), известные педагоги (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.), прославленные полководцы (А.В. Суворов, К, Минин, Д. Пожарский), известные спортсмены (А.А. Алехин и др.).
- Наше государство – Российская Федерация. Понятие «государство», его признаки. Символы государства: флаг, гимн, герб. Глава государства. Государство Российская Федерация, его столица, флаг, гимн. История флага и герба России. Названия нашего государства в различные исторические периоды. Города России, их гербы. Органы управления государством. Президент. Государственная Дума. Правительство.
- Сто народов – одна страна. Россия как федерация, ее состав. Государственное устройство Российской Федерации. Республики, входящие в состав России, их столицы. «Большая» и «малая» родина. Соседи Нижегородской области. Россия – многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Русский язык как государственный. Статья Конвенции о правах ребенка: «В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами».
- По родной стране. Обобщающее занятие в форме устного журнала. Страницы устного журнала «По тропинкам Родины» (стихи, песни, загадки, рисунки, репродукции картин о природе России, родного края); «Юному гражданину» (викторина «Знаешь ли ты государственные символы России?», подведение итогов игры «Государство»); «Клуб путешественников» (рассказы о земляках); «Культура разных народов» (игры, песни, танцы, инсценировки сказок народов России); «В мастерской народного умельца» (выставка изделий народных мастеров и детских поделок; изготовление поделок с народными орнаментами).
- Законы, по которым мы живем. Закон. Различные смыслы слова «закон». Семейные и школьные законы и правила. Законы государства. Конституция Российской Федерации – основной закон страны. Права и обязанности граждан. Представление о правовом государстве (на материале сказок).
- Моя малая родина. Малая родина – место, где человек родился и живет. Наш город (наше село). История малой родины. Достопримечательности и природа родного края. Известные земляки. Представление результатов проектной деятельности детей по теме «Моя малая родина».
- Без праздника нет народа. Праздник и его роль в жизни народа. Праздники народные, государственные, религиозные, профессиональные, семейные. Рождество Христово как праздник народный, религиозный, государственный. Библейский рассказ «Рождество Христово». Семейные традиции празднования Рождества. Обычаи и народные забавы на Святки: ряжение, колядование, гадание, игры.
- Новый год и Рождество. Детско-родительский праздник, посвященный Новому году и Рождеству.
Тепло родного очага (18 ч.)
- В поисках счастья. Основные права человека. Конференция о правах ребенка. Статья Конвенции: «Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь». Понятие «счастье». Символы счастья. Жар-птица как символ счастья у русского народа. Образы счастья в произведениях писателей и художников. Счастье и радость как ценности человеческой жизни.
- Сохраняя прошлое. Человек и время. Память как основа сохранения человеческого рода. Лента времени. Старина, память о прошлом, способы сохранения памяти о прошлом. Связь настоящего, прошлого и будущего. Памятные семейные даты. Пожелания будущим поколениям.
- Мировое древо. Представления о времени и пространстве в мировой мифологии. Мировое древо как символ связи прошлого, настоящего и будущего. Дуб, ясень и другие деревья как образы устройства мира у разных народов. Загадки, сказки, стихи, песни о деревьях.
- Моя родословная. Род и родословие. Предки и потомки, поколения. Родовое древо великих людей (на примере А.С. Пушкина). Генеалогическое древо каждого ученика. Реликвии как вещи, сохраняющие историю народа и отдельной семьи. Семейный герб.
Дополнительно (на выбор): составление каждым учеником своего генеалогического древа; придумывание герба своей семьи; мини-исследования «Истории моей семьи», «Мои предки», «Семейные реликвии».
- Наша школьная семейка. Ценность образования в жизни человека. Статья Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребенок имеет право на образование». Представление о школе прошлого. Воспоминания родителей, бабушек и дедушек о своей школьной жизни. Уважение к труду учителя. Педагоги-гуманисты В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили. Школьный класс как вторая семья. Дружеские отношения – «генеалогическое древо», основа жизни класса. Традиции, правила дружбы, взаимопомощи и сотрудничества в классе.
- Моя школа, мой класс. Обобщающее занятие в форме игр, упражнений и заданий на сплочение коллектива. Презентация результатов проектной деятельности по теме «Моя школа, мой класс» или по теме «Школа будущего».
Дополнительно: подготовка к обобщающему занятию; изготовление необходимого оборудования, пособий, стендов для классного кабинета.
- Я – надежда Отечества. Предназначение человека. Сказка М. Метерлинка «Синяя птица». Представление о настоящем Человеке. Рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек». Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Самопознание. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Необходимость самовоспитания.
- Слышу голос из прекрасного далека. Мечты о будущем: кем и каким ты хочешь стать. Знакомство с различными профессиями. Ценность любого труда. Влияние любимого дела на выбор будущей профессии. Семейные профессиональные династии. Качества, необходимые для выполнения социальных ролей во взрослой жизни, в будущей семье. Подготовка к будущей профессии.
- В кругу родном и тесном. Нравственные ценности, передаваемые в семье из поколения в поколение. Статья Конвенции о правах ребенка: «Ребенок имеет право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи». Взаимоотношения в семье: уважение к старшим, забота о младших, вежливость, взаимопонимание, взаимопомощь. Права и обязанности детей по отношению к своим родственникам. Ответственное отношение детей к домашним обязанностям.
- Семейные традиции. Традиции семьи: праздники, ритуалы, сохранение реликвий, домашние обязанности, правила взаимоотношений. Обычаи гостеприимства у разных народов. Правила гостеприимства. Семейный фотоальбом. Представление результатов проектной деятельности детей по теме: «Традиции моей семьи».
- Что в сердце бережно храним. Обобщающее занятие в форме экскурсии по «дому-музею», в котором есть выставка семейных реликвий, выставка рисунков и поделок, изображающих мировое древо; уголок «Моя родословная»; летопись класса, в которой собраны рассказы о его жизни, написанные детьми; коллективное письмо-послание будущим школьникам; уголок сказки, где будут проходить инсценировки сказок, сочиненных детьми; уголок семейных традиций.
- класс (34 ч.)
Живем мы по соседству (16 ч.)
- Мы и наши соседи. Представление о соседстве. Соседи по дому, по школьному классу. Правила взаимоотношений с соседями. Рассказ И. Василенко «Мостик». Страны-соседи. Государства – соседи России. Традиции добрососедства и сотрудничества разных стран.
- Аист на крыше. Республики Украина, Беларусь, Молдова, их столицы. Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов. Киевская Русь. Особенности природы Украины, Белоруссии, Молдавии. Охрана природы, заповедники (Беловежская Пуща, Аскания-Нова). Основные занятия людей. Взаимопомощь в труде, ответственность за себя и за других. Уважение к хлебу и труду земледельца. Правила бережливых. Общее в судьбе разных народов. Сохранение памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Города-герои. День Победы. Обычаи и традиции белорусов, украинцев, молдаван. Изделия народных промыслов, национальные костюмы, блюда национальной кухни. Праздники: Пасха, Иван Купала.
- У янтарного моря. Страны Балтии: Литовская, Латвийская, Эстонская республики; их столицы. Стихи и легенды о природе стран Балтии. Янтарь – символ Прибалтики. Предания о Вильнюсе, Риге, Таллине. Достопримечательности этих городов. Обычаи и традиции литовцев, латышей, эстонцев. Роль моря в жизни прибалтов. Литовская легенда «Неринга». Национальные костюмы. Изделия народных промыслов. Традиционный праздник песни.
- Мои путешествия. Обобщающее занятие – воображаемое путешествие по разным странам. Презентация результатов проектной деятельности детей по теме «Мои путешествия по разным странам».
- В городах Кавказа. Страны Закавказья: республики Грузия, Азербайджан, Армения, их столицы. Образ природы горного края в произведениях русских и кавказских поэтов и художников. Основные занятия людей. Народные ремесла. Грузинская сказка «Научись ремеслу». Древняя культура народов Закавказья. Почитание традиций предков. Старинные праздники кавказских народов, похожие на русские народные праздники. Современные праздники. Народные костюмы, блюда национальной кухни. Национальные черты характера грузин, армян, азербайджанцев. Фольклор.
- Многоцветные краски Востока. Страны Центральной Евразии: республики Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, их столицы. Природа Средней Азии и Казахстана, ее отражение в произведениях писателей и художников. Основные занятия и традиции казахов, узбеков, таджиков, туркмен, киргизов. Жилище, народные костюмы, блюда национальной кухни. Народные герои и народная мудрость. Рассказы о Ходже Насреддине. Казахская сказка «Чудесный сад». Обычаи добрососедства и взаимопомощи. Религиозные и народные праздники.
- Фестивальные встречи. Детско-родительский праздник в форме фестиваля разных народов. Оформление павильонов с учетом национальных традиций разных народов. Флаги стран – участников фестиваля. Приветствия на разных языках. Песни, танцы, стихи, игры народов России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Закавказья, Средней Азии и Казахстана. Инсценирование отрывков из народных сказок. Традиционные национальные угощения.
Из страны детства в мир взрослых (18 ч.)
- Я взрослею. Мир детства и мир взрослых. Права ребенка. Статьи Конвенции о правах ребенка: «Ребенком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста»; «Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе». Взросление; дела, помогающие взрослеть. Общество, различные значения этого слова. Человек и общество. Вхождение ребенка в общество. Общественные организации. Дела и поступки, полезные для других людей. Клубы и кружки для школьников.
- Мои права. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации – документы, в которых раскрыты мои права. Основные права ребенка. Права и обязанности школьника.
- Таинственный мир знаний. Знание. Библиотека и другие хранилища информации. Статья Конвенции о правах ребенка: «Ребенок должен иметь доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников». Роль книги в жизни человека. Энциклопедии, словари, справочники. Детская периодическая печать. Правила поведения в библиотеке и бережного отношения к книге. Наука и ее значение в жизни общества. Процесс познания мира человеком. Ученые и изобретатели. Предвидение научных открытий в сказках и произведениях научной фантастики. Волшебные предметы и современные изобретения. Дети-изобретатели.
- Пора в путь-дорогу. Путешествия и туризм. Значение путешествий в жизни человека. Статья Конвенции о правах ребенка: «Ребенку должны предоставляться возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически». Знакомство с памятниками культуры. Виды музеев: города-музеи Италии, Греции и других стран, краеведческие, художественные музеи, дома-музеи знаменитых людей. Музейные экспонаты. Правила поведения на экскурсии в музее, по городу. Познание малой родины: природа история родного края, знаменитые земляки. Правила поведения в походе. Бережное отношение к природе. Качества, необходимые туристам. Физическая подготовка, занятия спортом и укрепление здоровья. Олимпийские игры: история, традиции, символы.
- Путешествие по родному краю. Обобщающее занятие – воображаемое путешествие по родному краю. Викторина «Знаешь ли ты свой город (село)» или конкурс знатоков родного края.
- Приглашаем в театр. Театр как искусство. История происхождения театра. Музы – покровительницы искусства. Виды театра: кукольный, драматический, оперы и балета и др. Театр зверей, цирк. Искусство быть зрителем. Правила поведения в театре. Статья Конвенции о правах ребенка: «Ребенок имеет право свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством». Приобщение детей к искусству.
- Досуг – дело серьезное. Понятие «досуг». Виды досуга, помогающие детям взрослеть. Проведение досуга с пользой для себя и других. Парк как место отдыха, познания, общения. Виды парков: национальные парки, парки культуры и отдыха и др. Зоопарк. Диснейленд и Диснейворлд. Правила общения и взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми. Правила общения и взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми. Правила дружной игры. Культура поведения на улице, в транспорте, в парке. Статья Конвенции о правах ребенка: «Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях».
- Правила общения. Культура поведения. Понятие о культуре поведения. Правила культурного поведения в школе, семье, в общественных местах. Правила общения со знакомыми и незнакомыми людьми.
- Парк чудес и открытий. Детско-родительский праздник. Выставка рисунков, поделок, фантастических проектов парка «страна детства». Показ опытов, фокусов, демонстрация моделей и изобретений. Конкурс на лучшее исполнение песен, стихов, танцев. Отгадывание кроссвордов и загадок. Реклама любимых книг, газет или журналов. Веселые соревнования, эстафеты и игры.
Опыт ценностных ориентаций.
Личностные универсальные учебные действия.
Представление о Земле как общем доме для всех людей. Бережное, заботливое отношение к окружающему миру. Умение замечать прекрасное в нем.
Основы гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином России. Любовь к своему Отечеству, родному краю, к своей малой родине. Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям, прославившим Отечество. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Осознание своей эстетической принадлежности. Сохранение памяти о героизме, мужестве нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Сотрудничество и взаимопомощь народов разных стран. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие другого человека таким, какой он есть. Интерес к народному искусству, промыслам и ремеслам. Уважение к народной мудрости, заключенной в сказках, пословицах, афоризмах. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Умение сравнивать особенности культуры, традиции, обычаи, сказки разных народов.
Представления о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Сохранение памяти о предках. Бережное отношение к семейным реликвиям. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение ее выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности любого труда. Умение находить радость в окружающем мире, в общении с людьми, доставлять радость другим.
Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге. Ценность культуры: музеи, памятники, произведения искусства. Эстетическое отношение к миру, искусству.
Знание основных моральных норм, ориентация в нравственном содержании поступков. Развитие этических чувств. Умение видеть ценность и уникальность каждого человека. Эмпатия как понимание чувств других людей. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремленности, справедливости, честности и др. Забота о других людях. Установка на здоровый образ жизни.
Опыт творческой деятельности.
Коммуникативные, регулярные и познавательные
универсальные учебные действия.
Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.
Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (словами приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощания и др.). Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации. Создание творческих работ. Ведение дневника читателя и личного дневника. Выполнение коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценирование отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Изготовление элементов народных костюмов, поделок.
Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; составлять развернутое сообщение на основе текстового и иллюстративного материала. Умение находить информацию и иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности. Выполнение сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.
Планируемые результаты
Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребенка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения.
Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становление у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Форма занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция…)
Содержание программы реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. На нем раскрываются наиболее общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие каждой четверти является обобщающим. На нем систематизируются полученные детьми представления по разделу или части раздела. Такое занятие проводится, как правило, в форме праздника, но могут быть использованы и другие формы: устный журнал, воображаемое путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающие занятия совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.
В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические, ролевые и подвижные игры, драматизации, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения по использованию правил культурного поведения, практические работы – по раскрашиванию, рисованию и т.д.
Внеурочные занятия во 2 – 4 классах не имеют жестко заданной структуры, однако, включают несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых может быть различна:
— эмоциональное введение в мир урока;
— информационная часть: чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.;
— чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение;
— восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями;
-—выполнение развивающих (интеллектуальных и практических) заданий, данных в тетради, учебнике или предложенных учителем;
— выполнение коммуникативных заданий.
Таким образом, в процессе проведения уроков сочетается работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей (игровой, трудовой) в рамках учебной. При этом важно чередование этих элементов, разнообразие форм и методов работы, продуманный переход от информационной части урока к эмоционально-чувственной и коммуникативной, от игровой и практической деятельности — к учебной и наоборот.
Дополнительные формы работы по программе достаточно разнообразны: игры, экскурсии, тренинги, праздники, коллективные творческие дела (КТД) и т.д. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом могут относиться к различным направлениям внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, трудовой, краеведческой и др.)
Особое внимание в программах уделяется элементам исследовательской деятельности. Так, уже в 1 классе детям предлагается выполнять мини-исследования и мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они могут получить из доступных для первоклассников источников, например от других людей.
Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.
В качестве опоры для построения урока может использоваться кластер (лучевая модель).
2. Приемы и метода организации Учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий
Каждый урок, независимо от его типа, должен иметь свою внутреннюю структуру и логику. Особенно важно выстроить эмоциональную драматургию урока. Поскольку курс гражданского образования предполагает не столько внедрение определенных ценностей и знаний в сознание ребенка, сколько организацию условий для их проживания и присвоения как основы нравственного формирования, то принципиально значимым на уроке является создание эмоциональной включенности ребенка в содержание урока.
Началом служит эмоциональное введение в мир урока, конкретной темы. Это может быть создание первоначального образа с помощью различных эмоциональных средств, и в первую очередь средствами искусства (музыки, живописи, литературы и др.). На каждом уроке предполагается определенная эмоционально-смысловая кульминация как самая яркая его вершина. Это может быть притча или стихотворение, прочитанные учителем или подготовленные учащимися, представление выставки рисунков, звучание музыкального произведения, сюрприз, который появляется из ларца и т. п. Кульминация может быть заранее предусмотренной, но может возникнуть незапланированно в ходе урока.
Важна эмоциональная целостность урока, которая может быть достигнута с помощью стихотворного или музыкального обрамления. Поэтому не менее значимым является продуманное его завершение, в результате которого у ребенка должен остаться эмоциональный образ урока
В уроке в равных пропорциях должны быть представлены все основные модули курса: информационный, художественно-эстетический и практически-деятельностный. Их элементы перемежаются друг с другом, создавая особую композицию урока. При этом не должно быть преобладания этапов, на которых учителем сообщается информация, над этапами, посвященными практической деятельности самих детей. На каждом уроке обязательно должны выполняться коммуникативные задания, поскольку именно через них реализуется основная цель курса, связанная с процессом социализации детей. Только в практической деятельности и общении происходит активное присвоение учащимися нравственных норм и правил человеческого общежития. При построении урока нужно помнить, что главная функция урока гражданского образования – воспитательная, а не информационная.
Важна гибкость структуры урока, которая зависит от специфики изучаемой темы, особенностей класса, наличия необходимого оборудования и оснащения урока. Предполагается творческое отношение учителя и к отбору материала урока и его построению. Но наиболее значимым является организация активной деятельности младших школьников на уроке, стимулирование их творчества; создание эмоционального отношения к теме. Особую роль играет и характер взаимодействия учителя и учащихся, учитывающий задачу становления младших школьников как субъектов учебной и других видов деятельности, основанный на уважении к ребенку, на сотрудничестве детей с учителем и друг другом.
В качестве опоры для построения урока может использоваться кластер (лучевая модель).
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методический комплекс (УМК) для 2 класса по курсу
"Гражданское образование в начальных классах"
1. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Кораблик: учебник по гражданскому образованию для 2 класса начальной школы. - Н.Новгород, 2008. - 2-е изд., испр. и доп.
2. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Кораблик: Рабочая тетрадь по гражданскому образованию для 2 класса четырехлетней начальной школы. - Н.Новгород, 2007. - 2-е изд., испр. и доп.
3. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту "Кораблик". Часть 1. - Н. Новгород: Издательский центр "Педагогические технологии", 2008.- 2-е изд., испр. и доп.
4. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту "Кораблик". Часть 2. - Н. Новгород: Издательский центр "Педагогические технологии", 2008.- 2-е изд., испр. и доп.
5. Фонохрестоматия к урокам 2-го класса (на кассетах или дисках).
6. Кузнецова Э.Е. Мультимедийное пособие к УМК "Кораблик" (на электронном носителе).
7. Деменева Н.Н., Кузнецова Э.Е. Мультимедийные уроки гражданского образования во 2 классе начальной школе: Методические рекомендации по использованию мультимедийного пособия к УМК "Кораблик". – Н. Новгород, 2009.
Кроме того, в помощь учителям издано пособие Н.Ю. Яшиной "Изучение особенностей нравственного развития младших школьников", в котором описаны диагностические методики. Полезным для педагогов является и сборник "Изучение прав ребенка в курсе "Гражданское образование в начальных классах" и во внеклассной работе". Регулярно переиздается программа курса гражданского образования.
Оборудование для проведения мультимедийных уроков
- УМК "Кораблик";
- диск с мультимедийным пособием к учебнику "Кораблик";
- мультимедиа комплект: компьютер или ноутбук; мультимедиа-проектор, экран для демонстрации слайдов или интерактивная доска;
- оборудование, указанное в методическом пособии к учебному комплекту "Кораблик". (Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту "Кораблик". Часть 1 и 2. - Н. Новгород: Издательский центр "Педагогические технологии", 2008.- 2-е изд., испр. и доп.)
В зависимости от технического оснащения школы комплект оборудования может быть и другим. Так, уроки могут проводиться в электронных классах. В этом случае слайды будут демонстрироваться на экранах мониторов персональных компьютеров.
3. Формы подведения итогов по каждой теме или разделу.
Содержание программы реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. На нем раскрываются наиболее общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти (в 1 и 2 классах). Последнее занятие каждой четверти является обобщающим. На нем систематизируются полученные детьми представления по разделу или части раздела. Такое занятие проводится, как правило, в форме праздника, но могут быть использованы и другие формы: устный журнал, воображаемое путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающие занятия совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.
Регулярными формами подведения итогов работы по курсу являются конкурсы на лучший рисунок, поделку, выставки продуктов детского творчества, результатов проектной и исследовательской деятельности, детско-родительские праздники др.
5. Список использованной литературы.
- Деменева, Н.Н. Мультимедийные уроки гражданского образования во 2 классе начальной школы: методические рекомендации по использованию мультимедийного пособия к УМК «Кораблик»/Н. Н. Деменева, Э.Е. Кузнецова. – Н. Новгород: НГПУ, 2009.
- Тивикова, С.К. Кораблик: учебник по гражданскому образованию для 2 класса начальной школы/С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. – 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород, 2008.
- Тивикова С.К. Кораблик: рабочая тетрадь по гражданскому образованию для 2 класса четырехлетней начальной школы/С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. – 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород, 2007.
- Тивикова, С.К. Жар-птица: учебник по гражданскому образованию для 3 класса начальной школы: части 1 и 2/С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. – 2-е изд., испр. и доп. – Н.Новгород, 2008.
- Тивикова, С.К. Жар-птица: рабочая тетрадь по гражданскому образованию для 3 класса четырехлетней начальной школы/С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. – 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород, 2007.
- Тивикова, С.К. Гражданское образование в начальных классах: методическое пособие к учебному комплекту «Жар-птица»: части 1 и 2. – 2-е изд., испр. и доп./С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: издательский центр «Педагогические технологии», 2008.
- Тивикова, С.К. Уроки гражданского образования в начальных классах»/ С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. – Н.Новгород: издательский центр «Педагогические технологии», 2008.
- Тивикова, С.К. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах»/ С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. // Начальная школа. – 2004. - №2.
- Яшина, Н.Ю. Нравственное развитие ребенка в курсе «Гражданское образование»/Н.Ю. Яшина // Начальная школа. – 2004. - №2.
- Яшина, Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников: диагностические методики/ Н.Ю. Яшина. – Н.Новогород, Вектор ТиС, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"
Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....
Рабочая программа дополнительного образования для учащихся начальной школы "Я и компьютер"
Программа дополнительного образования для учащихся начальной школы...
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».
В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Дорога дружбы"
Основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позв...
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «ДОРОГОЮ ДОБРА»
В настоящее время возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы обр...