Духовно- нравственное воспитание младших школьников
статья (3 класс) на тему

Кутлан Наталья Сафаргалиевна

       Я надеюсь, что многие из вас, уважаемые коллеги, понимают, как остро в наше время стоит проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, равнодушия, эгоизма, цинизма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                Духовно – нравственное воспитание младших школьников.

           К.Д. Ушинский рассматривал духовно – нравственное воспитание личности как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование в человеке воли, морального сознания, долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. Задача нравственного воспитания заключается в необходимом приведении этих качеств в единую целостную систему.

          Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества на решение возникших перед ним задач, облегчающим преодоление трудностей и испытаний. Согласно   И. Канту, самосознание и осознание внешнего мира согласуются между собой:"Сознание моего собственного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня".

          Современная молодежь переоценивает прежние ценности.  Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горечах своего родного дома". Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.

          Я надеюсь, что многие из вас, уважаемые коллеги, понимают, как остро в наше время стоит проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессивности, роста национализма, даже фашизма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы.

          В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса постепенного перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? Должна ли школа заниматься воспитанием или это обязанность только   семьи? Есть разные точки зрения на данную проблему.

           Духовное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.  Современная школа призвана осуществить это гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию.

          Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. ( Закон "Об образовании". Ст.  9,  п. 6,)

              У России   героическое прошлое и большое будущее. Именно с этой позиции я строю работу  по духовно – нравственному   воспитанию младших школьников.

        Первые шаги  моих учеников в школе начинаются со знакомства   с традициями  гимназии,  отечественными традициями,  воспитания любви к Родине. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Хочется отметить, что чем раньше мы начнём воспитывать в человеке – гражданина, патриота своей Родины, тем  устойчивее будут сформированы духовно-нравственные ценности.   Мои  дети с большим удовольствием изучают геральдику своего государства, своей «малой» родины Сибири, в частности Алтайского края и воплощают свои идеи  на уроках  трудовой и изобразительной деятельности, окружающего мира. Русские народные сказки, сказки народностей, проживающих на территории России, сказки народов мира  вызывают  у детей особый интерес. Учитывая  интерес к этому жанру, учу любить историческое  прошлое различных народов, населяющих Россию, и воспитываю у детей чувство долга, справедливости, ответственности.  Веду, интегрировано  курс «Барнауловедение» с такими предметами как: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительная деятельность и трудовое обучение. Для  классных часов  широко использую материалы краеведческого музея, музея Культуры Алтая, школьного музея. Приглашаем на беседы  ветеранов труда, ветеранов ВОВ.

Привожу в пример работу этого учебного года, которая  была  написана после классного часа, посвященного 65-летию Победы. Нам, учащимся 3 класса, пока трудно представить и понять трагедию, которая произошла много лет назад с нашим народом, но рассказы о войне помогают нам приблизиться к её героям, почувствовать ужас страшных военных лет.

У нас в классе состоялась встреча с бабушкой   Алексеевой Алины, которая рассказала о своём отце, который был не только участником, но и героем этой войны. Он проявил мужество и отвагу в страшной ситуации. Однажды его как связиста направили на устранение порыва связи. И хотя его предшественники не вернулись, он пошел на линию фронта, чтобы наладить связь. Ведь без связи невозможно вести бой, получать приказы и другую информацию о действиях войск.

Пробираться к месту повреждения пришлось очень близко к фронту, и когда он обнаружил место повреждения, то увидел невдалеке 10 фашистов, они охраняли место порыва, и убили связистов, которые ушли раньше.  Дедушка Алины не испугался, а, подкравшись к фашистам, поднял гранату и пригрозил всех взорвать, если они не сдадут оружие. Обезоружив фашистов, он привел всех десятерых в штаб армии и сдал их в  плен.

Лишь после этого удалось восстановить связь и возобновить наступление.

Дедушку Алины за этот подвиг наградили одной из самых уважаемых на фронте наград: Орденом Славы.

Вот какую историю узнали мы про дедушку Алины. Война, оказывается, не так уж и далеко от нас, как и её герои, совсем рядом. Но их становится все меньше и меньше с каждым днем, поэтому надо беречь память о таких отважных людях  - защитниках Отечества, которые отвоевали свободу и независимость нашей страны для нас, своих внуков. Вечная им память!     (Файерштейн Варя 3г класс)

                                                                                                                                                       

           Активное участие в конкурсах «Письмо солдату», «Поздравление ветерану», в праздновании «23 февраля», «Дня Победы», «Дня города», и др. вызывают у детей только положительные эмоции, отсутствие правонарушений, повышают качество успеваемости.

          Таким образом, при соответствующей организации учебного и воспитательного процесса, определяя национальные приоритеты, возможно формирование с самого раннего детства у молодого поколения:

  • чувства патриотизма;
  •  гражданственности;
  •  национального самосознания;
  •  уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.

Литература:

  1. К.Д.Ушинский    С. с. Т.10 М, 1952
  2. В.А. Сухомлинский С. с. М, 1948, т 2  
  1. И.Кант Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 6т. Т.3. — М., 1964.
  2. Е.Е. Вяземский и др. Историческое образование в современной                                                        России – М, 1997г.  

                               

                                             

                                               Барнаул 2010                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем,...