Классный час "Мир профессий" 4 класс
классный час (4 класс) по теме

Кулёва Юлия Александровна

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_professiyah.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час ко Дню знаний «Моя будущая профессия»

Цели:

  1. Познакомить детей с названиями и сущностью различных профессий, с понятием «трудолюбие».
  2. Воспитывать уважение к людям различных профессий.

Оборудование:

Слово «профессия», таблица с профессиями на каждую парту, карточки с названиями профессий для игры «Изобрази с помощью жестов и мимики».

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята! Вот и подошли к концу ваши первые летние каникулы! Вы очень выросли за лето, стали взрослее и серьезнее! И сегодня  вновь прозвенел для вас школьный звонок! Теперь вы четвероклассники.

Уже не первый класс, четвертый

Тебя встречает на пороге.

И для тебя уж не впервой

С портфелем мчаться по дороге.

 Ты повзрослел за этот год,

Забот прибавилось, уменья.

Родная школа, только вот

В ней чудеса на удивленье…

Ребята, поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю успехов в учёбе. Спасибо вам и родителям за ваши чудесные цветы.

Со мной вы знакомы, меня зовут Юлия Александровна, а теперь разрешите представить вам новых учеников: _______________________________________________________.

Перекличка по утвержденному списку.

Профессий много на Земле,

и каждая важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь жизнь у нас одна.

Сегодня на нашем первом уроке мы с вами поговорим о профессиях. На свете огромное количество профессий, около 50 тыс. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные типы.

         Первый тип: человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип – человек.  Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся: учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры. Химические и физические символы, ноты, схемы, карты и т.д. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие образного мышления, художественной фантазии, талант. Это музыканты, художники, актеры и др.

Став взрослым, каждый из вас выберет себе ту, которая ему больше по душе. А пока познакомимся с разнообразием профессий.

А как вы думаете, что такое профессия?

Профессия — это дело, которым занимается человек и получает за это деньги. Чтобы овладеть какой-либо профессией, надо специально учиться после окончания школы, например, в колледже, в институте, в академии, в университете.

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

Сегодня вы школьники, ученики 4 класса. Но быстро пролетит время, вы закончите школу и встанете перед выбором профессии. Правильно выбрать профессию - сложный и очень ответственный шаг в жизни человека, от вашего выбора во многом будет зависеть и ваша будущая судьба. Этот выбор будет сделан легче, если вы уже сегодня задумаетесь над вопросом «Кем быть?»

Со многими профессиями нас знакомит В.В.Маяковский в своем стихотворении «Кем быть?»

- А какие профессии вы еще знаете?

- А кем работают ваши родители, ребята?

Рассказы учащихся о профессиях родителей.

Учащиеся описывают профессию, не называя ее, а остальные должны отгадать, о какой профессии идет речь.

Много ли вы профессий знаете? Сейчас проверим, поиграем в игру.

Игра «Назови профессию». По цепочке, каждый из вас называет ту профессию, которую вы знаете. Одно условие, профессии не должны повторяться.

Отгадайте загадки о профессиях. Прежде чем начнем отгадывать, вспомним, как нужно отвечать учителю на вопрос? Поднять руку, встать, не выкрикивать с места.

  1. Загадки про папины профессии.

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (Столяр)

 

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (Шофер)

 

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (Пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (Строитель)

 

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

 

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

 

По мосту чтоб мчался скорый,

Чинит он на дне опоры.

Целый день за разом раз

Вглубь ныряет... (Водолаз)

 

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется... (Военный)

 

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а... (Машинист)

 

В фильмах трюки выполняет,

С высоты на дно ныряет

Подготовленный актер.

Быстрый, смелый... (Каскадер)

 

  1. А теперь загадки про мамины профессии.

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха)

 

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает... (Врач)

 

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок... (Учитель)

 

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (Продавец)

 

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это няня,... (Воспитатель)

Беседа-викторина «О профессиях».

Послушайте отрывки из художественных произведений. В них говорится о представителях различных профессий. Постарайтесь вспомнить, как называется произведение и кто его автор. Если не вспомните, я вам подскажу.

♦ На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

С. Михалков.

«Как старик корову продавал»

Как называется профессия, которую безуспешно пытался освоить старик? (Продавец.)

В чем причина его неудачи?

Какими качествами должен обладать продавец?

♦ На пути обезьянкам попалась парикмахерская. Там сидела очередь из семи пенсионеров. Они хотели постричься побыстрей, и все время торопили парикмахера. Обезьянки вбежали в парикмахерскую и быстро постригли всех пенсионеров. Без очереди. Заодно постригли парикмахера. Совершенно наголо.

Г. Остер. «Обезьянки младшего возраста»

Что еще, кроме стрижки, может сделать парикмахер?

♦ Известный иллюзионист.

Из-зa него дрожишь, как лист.

Но он распилит ящик с тетей,

И никого там не найдете.

В. Берестов. «Цирковая азбука»

Какие еще цирковые профессии вы знаете?

♦ Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут, же был сторожем схвачен.

А. Гайдар. «Горячий камень»

Что входит в обязанности сторожа?

Легкий ли это труд?

♦ В одном немецком городе жил портной, звали его Ганс. Целый день сидел он на столе у окошка, поджав ноги, и шил. Куртки шил, штаны, жилетки шил.

Братья Гримм. «Храбрый портной»

Портным называют мужчину.

А как называют женщину этой профессии? (Портниха, швея.)

♦ Вот Кузьма в помятой каске.

Голова его в повязке,

Лоб в крови,

Подбитый глаз.

Поработал он недаром —

Славно справился с пожаром!

С. Маршак. «Пожар»

Можно ли профессию пожарника назвать героической? Почему?

Беседа «О трудолюбии».

Любой труд, если к нему относиться серьезно, с полной ответственностью, с душой — нелегок. Он заставляет тратить много душевных или физических сил. А потому он заслуживает глубокого уважения. Труд уборщицы, изо дня в день поддерживающей чистоту и порядок в школе, не менее важен, чем труд учителя, дарящий детям знания. Труд нянечки-санитарки в больнице совершенно необходим больному, не способному обслуживать себя самостоятельно, так же, как необходима консультация или операция врача.

И если вы видите, как с особым старанием уборщица навела порядок у вас в классе, или какие вкусные пирожки испекла повар в столовой, или каким интересным и запоминающимся был урок, подготовленный учителем, то не поленитесь этим людям сказать спасибо за их добросовестный труд. Поверьте, такая, казалось бы, мелочь им будет очень приятна. Потому что всегда приятно, когда твой труд замечают и ценят. И вы это обязательно поймете, когда станете взрослыми и начнете осваивать выбранную вами профессию.

Издавна на Руси пользуются уважением люди трудолюбивые. О них говорят: «золотые руки», «мастер своего дела», «работает засучив рукава», «трудится не покладая рук».

Развивающее задание в паре «Пословицы о труде».

Существует множество пословиц о том, что любой труд требует усилий, если хочешь добиться хорошего результата.

Давайте вспомним пословицы о труде, но для начала нужно соединить начало пословицы с ее концом. Работаем в паре. Ручкой соединяем начало пословицы из первого столбика с концом пословицы из второго столбика. Ответ. 1 — 6; 2 — 4; 3 — 1; 4 — 2; 5 — 3; 6-5.

1. Чтобы рыбку съесть,

 руками не машут.

2. Грибов ищут —

не сиди на печи.

3. Пашню пашут —

не в дуду играть.

4. Хочешь есть калачи —

по лесу рыщут.

5. Пахать —

избы не срубить.

6. Не бравшись за топор,

надо в воду лезть.

Игра «Угадай профессию по нескольким словам».

+ Классный журнал, указка, глобус. (Учитель)

+ Касса, деньги, товар. (Кассир)

+ Шприц, лекарства, капельница. (Медсестра)

+ Вагон, билеты, чай. (Проводник)

+ Машина, сирена, погоня. (Полицейский)

+ Двор, метла, урна. (Дворник)

+ Камера, съемка, роль. (Киноактер)

+ Музыка, голос, сцена. (Певец)

+ Море, судно, сети. (Рыболов)

+ Компьютер, диск, программы. (Программист)

+ Водопроводный кран, гаечный ключ, труба. (Слесарь-сантехник)

+ Письмо, газета, сумка. (Почтальон)

Игра «Правда ли?»

+ Рыболов пасет свиней?

+ Стюардесса обслуживает пассажиров поезда?

+ Кочегар топит печь?

+ Учитель собирает налоги?

+ Модель работает в цирке?

+ Дрессировщик дрессирует преступников?

+ Маляр красит стены?

+ Библиотекарь издает библии?

+ Строитель строит дома?

+ Таксист разводит собак породы такса?

+ Парикмахер делает парики?

+ Кондитер печет торты и пирожные?

+ Столяр делает мебель?

+ Хлебороб растит хлеб?

Игра «Изобрази с помощью жестов и мимики».

У меня на столе — карточки с названием профессии. Желающий выбирает карточку, читает про себя и изображает с помощью жестов и мимики действия, часто используемые в профессии на карточке. Остальные должны угадать, что это за профессия.

КАРТОЧКИ

«Продавец», «Кондуктор автобуса», «Певица», «Модель», «Сапожник», «Экскурсовод», «Учитель», «Врач», «Водитель», «Повар», «Официант».

Чтобы наш сегодняшний разговор остался не напрасным, дома вы  выберите одну профессию и составите о ней маленький проект. В этом проекте обсудить следующие вопросы:  

- Что зависит от работы людей?

- Какими качествами они должны обладать?

- Кем вы хотите стать?

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию нужно:

1. Определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии т. е, что я «ХОЧУ».

2. Оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т. п. Или проще сказать - это наше «МОГУ».

3. Узнать какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня «НАДО».

(Выводится формула правильного выбора профессии: ХОЧУ+МОГУ+НАДО.)

Говорят, что человек рождается два раза. Второй раз человек рождается, когда делает выбор свой профессии. Очень важно выбрать себе занятие по душе, чтобы ваша работа приносила и вам и окружающим радость и удовлетворение.

Сейчас мы проведем небольшой тренинг. Вы вытяните из темного ящика название профессии, которая станет делом вашей жизни. Мы посмотрим, совпадёт ли эта профессия с вашими желаниями.

(Дети вытягивают бумажки, делятся впечатлениями. )

-Все ли остались довольны своей профессией. Вот видите, как важно серьёзно подходить к выбору специальности.

-Какое главное качество необходимо всем трудящимся людям?(добросовестность, старательность, дисциплинированность.)

- Для каждого человека в жизни очень важно правильно выбрать профессию. Тогда человек работает с удовольствием и доставляет радость себе и окружающим людям. Но при любом выборе профессии знайте, что все они важны и нужны.

А какой труд сейчас важен для вас? (учиться)

Правильно, ваш труд – это учёба. Но уже сейчас многие из вас задумались о том, чем бы они хотели заниматься в будущем, что у них получается лучше всего, к чему есть способности.

Подведение итогов мероприятия.

Сегодня мы с вами много говорили о том, какие профессии существует, чем занимаются люди той или иной профессии. Давайте подведем итоги.

Упражнение «Назовите профессии».
1.    Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
2.    Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

3.    Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

4.    Самая волосатая (парикмахер...)

5.    Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

6.    Самая смешная (клоун, пародист...)

7.    Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

8.    Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Ребята, спасибо вам за то, что были внимательны, активны.  Желаю  вам  успехов  в  учёбе,   хороших  и  отличных  оценок. На  память о Дне Знаний хочу подарить вам блокнотики для важных записей.

Жду вас завтра на учебные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "По страницам классного дневника" 4 класс

В первых числах сентября 2011 года  на уроках русского языка мы изучали тему «Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформлени...

В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.

Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....

"Классный классный". Сценарий мастер-класса

Сценарий мастер-класса для конкурса  "Классный клруководитель - 2011""...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...