Главные вкладки

    Интерес к чтению
    статья на тему

    Лагуткина Елена Юрьевна

    Как привить у ребенка интерес к чтению

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon interes_k_chteniyu.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Привитие интереса к чтению»

    “ Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. (А.П.Чехов)

    Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным играм. Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?

    Не только в школе, но и дома, в семье, мы  обязаны учить детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга - и учитель, и воспитатель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

    “ Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. (А.П.Чехов)

    Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка:

    во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером,

    во–вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.
    Основное
    условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

    1. В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.
    2. Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.

    Дошкольники любят, чтобы им читали. Книги в этом возрасте должны быть иллюстрированными. Ребенок, рассматривая картинки и слушая чтение, чувствует себя активным участником прочитанных событий.
    Первоклассники самостоятельно читать не любят, т.к. они не овладели еще хорошо техникой чтения. Все усилия у них направлены на то, чтобы правильно прочесть слово, а не уяснить его смысл.

    Вот несколько советов родителям по привитию интереса  к книгам:

    1. Читать книгу необходимо поочередно с ребенком.
    2. Взрослым нужно прочитать в книге самый яркий эпизод, а потом ребенку дочитать самостоятельно книгу до конца и спросить о чем он прочитал.
    3. Из книги рассказать ребенку интересный эпизод, а что было дальше, он узнает, когда прочитает книгу сам.
    4. Ребенку можно обмениваться книгами с одноклассниками из домашней библиотеки.
    5. Спрашивать ребёнка о поступках героев, давать им свою оценку.
    6. Пофантазировать вместе с ребенком о приключениях героя или о его дальнейшей судьбе.

    Пришедшего домой первоклассника спросите о его успехах в школе, порадуйтесь вместе с ним, а потом принимайтесь за уроки.

    Начинать выполнение уроков следует с чтения, т.к. основу любого предмета составляет чтение. Научишь читать книги и привьешь любовь – все предметы будут даваться легко.
           Постоянно надо обращаться к книгам из личной библиотеки. Их надо читать вслух, всей семьей, не для ребенка, а вместе с ребенком. О прочитанных книгах надо разговаривать – не контролировать ребенка и не требовать отчета, что и сколько он прочитал, что он понял. А надо размышлять над книгой.
    Вот несколько игр для детей. 

    Игра называется « Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку про Машеньку и Медведя, а вы ему – лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно и к доброму, и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.
    Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса- Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.
    Игра называется
    « Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.
    Игра называется
    « Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.
    Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению.

     В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения.

    Необходимо бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги. Посещать с ребенком читальный зал и библиотеку, помочь ребенку приохотиться к посещению библиотеки, потому что в среднем звене ученику прививать любовь к этому занятию будет уже поздно.
    Многие младшие школьники любят читать, но сами выбрать книгу не могут. Поэтому взрослым необходимо следить за подбором книг, которые читают их дети. В детских и школьных библиотеках имеются такие рекомендательные списки литературы. Целесообразно придерживаться этих рекомендаций.

    Следя за чтением, обращайте внимание на то, чтобы книги дети читали разнообразной тематики: сказки, рассказы, стихи, басни, загадки, пословицы, приключения, научно- популярную литературу. Желательно, чтобы у учащихся был дома толковый словарь, из которого ребенок смог бы узнавать значения слова и его правописание. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам, к научно-популярной литературе – значит привить ему навык умственного труда.

    Это только маленькая часть того, как привить любовь к чтению.

    Пусть ваши старания, силы, труд, направленные на воспитания у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

                                                                                                                                                                                                 



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка по развитию интереса к чтению

    Родители часто задают ворос:" Как привить ребёнку любовь  к чтению?"  Редко можно увидеть детей, которые без всяких наставлений берут в руки книжку и увлечённо читают. Если члены семьи любят читать и ...

    Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

    В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

    Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>

    В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

    Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников.

    По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует ф...

    «Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»

    «Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг  у младших школьников на уроках литературного чтения»...

    Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.

    Формирование  интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием  и способами деятельности; формирование  цен...

    Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.

    Предложение некоторых форм работы с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения для повышения читательского интереса....