Классный час
классный час (2 класс) на тему

Бугучарская Виктория Викторовна

Классный час для учащихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Большие права маленького ребёнка»

Цель:

  • Познакомить с основным законом Конституции России;
  • Дать представление о правах ребёнка;
  • Объяснить, где отражены права;
  • Формировать представление о правах и обязанностях ребёнка.

Задачи:

  • Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей и обязанностей без прав.
  • Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
  • Воспитывать чувство доброты, собственного достоинства и уважения к окружающим.

Ход урока

1 Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать и уметь человеку, чтобы хорошо чувствовать себя с другими людьми.

- Как же правильно вести себя, как должен жить человек в обществе?

Еще с пеленок вас учили этому ваши родители. Они говорили два слова: «можно» и «нельзя». Потом стали говорить: «Ты поступил хорошо» или «Ты поступил плохо». Вы слушали сказки и узнавали, что есть герои добрые и злые. Вы учились хорошим поступкам и определяли, как вы поступили, по оценке взрослых, по примерам сказочных героев. Каждому человеку нужен дом, семья, хорошее здоровье и многое другое. И не просто каждому человеку, не только взрослому, но и детям. Вам и многим другим детям всей планеты. Поэтому люди разных стран собираются вместе и решают важные для всего мира вопросы. Однажды на одном из таких собраний был принят документ, очень важный для всех детей. Произошло это 20 ноября 1989 года. Была принята «Конвенция о правах ребенка». Многие страны, в том числе и наша страна, подписали Конвенцию. А это значит, что государство должно постоянно заботиться о детях, защищать их и помогать в трудные минуты. Конвенция состоит из 54 статей, в каждой из которой говорится о каком-то праве ребенка. Взрослые люди также имеют много различных прав. Основные из них изложены во «Всеобщей Декларации прав человека».

- Мы разберем некоторые ваши права.

2 Знакомство с памяткой.

Мои права.

  1. На жизнь.
  2. На имя и гражданство.
  3. На родительскую заботу.
  4. На охрану здоровья.
  5. На жилье.
  6. На питание.
  7. На защиту от непосильного труда.
  8. На образование.

1.На жизнь.

- Можно ли ребенка лишить жизни?

В Древней Спарте ребенка, родившегося слепым, сбрасывали со скалы. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, в которых бедные родители клали в корзину и подбрасывали «добрым людям». А если в мороз добрых людей не оказывалось рядом, то ребенок замерзал.

Закрепление по сказкам «Колобок» (лиса нарушила право, лишила жизни Колобка) и «Красная Шапочка» (волк нарушил право).

3.На родительскую заботу.

У каждого ребенка есть своя семья. В семье может не быть достатка, она может ютиться в тесном доме. Но если семья дружная, то дети в такой семье очень счастливые. Пока ребенок не вырос, не окреп, он нуждается в заботе. Заботятся о вас близкие люди – ваши родители.

- Как семья заботится о вас?

Семья не только кормит, поит, одевает ребенка. Она помогает своему ребенку расти, взрослеть. Мамы готовят дочерей к взрослой жизни – учат стирать, готовить, шить. Папы готовят из мальчиков настоящих мужчин. Учат их быть сильными, мужественными.

Стихотворение:

Если три человека идут вдоль реки,

А потом на воде стерегут поплавки,

Если три человека повсюду втроем,

Друг без друга не могут

Ни ночью, ни днем,

То они – эти три человека – семья.

Это папа и мама, и я.

4.На охрану здоровья.

- А если ребенок родится здоровым, и родители его любят, а потом вдруг заболеет, и жизнь его будет в опасности, чем тогда поможет Конвенция?

- Нужно бороться с болезнями, вовремя оказывать медицинскую помощь. А еще каждому ребенку нужно самому заботиться о своем здоровье.

-Как? (заниматься спортом, закаляться)

5.На жилье.

Разбор на примере сказки «Лиса и заяц» (лиса нарушила право, выгнала зайца из избушки, лишила его жилья).

6.На защиту от непосильного труда.

Разбор на примере сказки «Золушка».

Вывод: каждый ребенок должен дома помогать родителям в силу своих возможностей.

8.На образование.

Каждый день дети во всем мире отправляются в школу. Школа – часть нашей жизни. Без нее не прожить как без воздуха, без воды, без хлеба.

Каждое утро дети идут в школу и не испытывают при этом большой радости. Ведь учеба требует труда, а иногда и очень большого. У каждого из вас есть любимые предметы, а есть и нелюбимые. Но для образования нужно знакомство со всеми науками. Не в каждой стране дети имеют возможность ходить в школу. Во многих странах Африки дети работают в поле, ухаживают за животными. Они вынуждены это делать, чтобы помочь семье. В мире еще много неграмотных людей.

- А почему нельзя оставаться неграмотным?

Неграмотный человек ничего не знает и не умеет делать. Из-за человеческого невежества происходят катастрофы. Невежды губят природу: отравляют реки, заражают воздух. Они развязывают войны. Спасти от невежества может только образование.

Закрепление по сказке «Буратино».

Игра «Разрешается – запрещается»
Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить –
Это (разрешается).

Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

2. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
3. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
4. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
5. . Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
6. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
7. . Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
8. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений?
Ответы детей.
Ответы на вопросы литературно-правовой викторины
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)
3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)
4. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)
5. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)
6. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)
7. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
8. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Ответы детей.
Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
Давайте вместе исполним песню «Если добрый ты…»
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.

Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Учитель: Спасибо за прекрасное исполнение.

 Обобщение
Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование.
Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Итог.

- Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Вы живете не одни, а среди людей, поэтому научитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...