Классный час "Толерантность"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Людмила Николаевна Медведева

Мероприятие разработано в форме беседы с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами. Материал подобран таким образом, что позволяет учащимся научиться соотносить известное и новое, определять свои познавательные вопросы, основываясь на известной им информации. Ученик поставлен в условия, где он должен включиться в работу и высказать своё мнение о чувствах. Понять жизненные ценности, выстроить иерархии собственных жизненных приоритетов и осознать, что для них дорого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._tolerantnost.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

В 3 КЛАССЕ

Подготовил:

учитель начальных классов

МБОУ “Протопоповская СОШ

Буинского муниципального района

 Республики Татарстан”

Медведева Людмила Николаевна

Цель: Познакомить с понятием «толерантность», формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам.

Задачи:  

учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

учить анализировать себя и свои поступки, развивать мышление, самооценку, речь.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

Доброе утро! - Солнцу и птицам.

Доброе утро! - Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро продлится до вечера.

 

Учитель.  Наш классный час называется «Всё в наших руках».

 И эпиграфом к нему будут слова английского писателя Бернарда Шоу

« Теперь, когда мы умеем

летать по небу, как птицы,

 плавать по воде, как рыбы,

нам осталось только одно:

научиться жить на земле,

как люди».

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Послушайте притчу «Ворота сада».  Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
    
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.
    
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
   
Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».- - Какие выводы можно сделать прослушав эту притчу?

Ответы детей: (контролировать себя, быть терпеливым, уважительно относится к другим…)

Учитель. Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих:

 - из твоего физического тела,

 - из твоего образа (роли) и

 - твоего характера(души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа - это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?

III. Постановка учебной задачи

 Учитель. Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом.  Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека.

 Я буду помогать вам в толковании этих слов.
 - проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость) 
-  легкое устанавливание контактов (общительность)
- мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
- радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)

- устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
- стремление сделать другому добро (доброта)
- сострадание (милосердие)

 - почтительное отношение (уважение)
- готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)

Дети с помощью учителя называют положительные качества.

Учитель. Как эти понятия назвать одним словом? (толерантность).

Может быть, оно вам пока незнакомо, это слово  толерантность, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы не раз услышите его.   И наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?

Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость».

Способность человека понимать и уважать отличные от собственного:

 происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.

IV. Работа над новым материалом. 

1). Учитель. В России -  Международный день толерантности отмечают 16 ноября. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах. Его создали для того, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия, терроризма и экстремизма. Эти явления пробуждают тревогу и заставляют правительство стран с ними бороться, а праздник – день толерантности им в этом помогает. Символом дня толерантности является радужный флаг.

Семь основных принципов толерантности:

- Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

- Уважение различий.

- Понимание индивидуальной неповторимости.

- Взаимодополняемость  как основная черта различий.

- Взаимозависимость как основа совместных действий.

- Культура мира.

- Сохранение памяти.

2. А теперь попробуем разобрать ситуации:

1. Представьте себе, вы идёте по узкому тротуару и впереди вас медленно идут две старушки. 

А вы очень торопитесь. Вы вежливо обратились, чтобы они пропустили вас вперед, но они не услышали. Как вы себя поведете в такой ситуации исходя из нашего понятии «толерантность»?

А) Попросите ещё раз

Б) Оттолкнёте и пойдёте дальше

В) Протиснетесь между ними

Г) Другие варианты.

2. Представьте себе, что одноклассник оскорбил вас, назвав дураком.

Вы реагируете:

А) Говорите «Сам дурак»

Б) Попросите одноклассника  извиниться перед вами

В) Пожалуетесь родителям или учителю

Г) попробуете объясниться с одноклассником.

Д) Другие варианты

Учитель.  Понятие толерантность очень широкое.

 Но сегодня мне бы хотелось поговорить о ваших взаимоотношениях со своими сверстниками. Я хочу чтобы вы задумались о том, умеете ли вы общаться друг с другом, умеете ли прощать, часто ли вмешиваете в свои ссоры взрослых. И ответить на вопрос, толерантны ли мы?

3. Чтение учеником стихотворения Б.  Заходера  “Мы – друзья”.

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, но все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том, что он и я -

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем:

Даже вместе… отстаем!

Дружба дружбою, однако,

И у нас случилась драка…

Дрались честно,

Как положено друзьям:

- Я как стукну!

- Я как тресну!

Он как даст!

- А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду -

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Борькина сестра

Облила нас из ведра!

А она еще смеется:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Учитель. Обсуждение стихотворения

Что случилось с друзьями?

Предположите, почему произошла драка.

Можно ли было её избежать? Как?

Происходит ли с вами такое?

Вы можете обходиться без драк?

 V. Динамическая пауза Песня  «Ты да я, да мы с тобой» (исполнение детьми песни с движениями рук)

VI. Работа над новой темой.

1). Учитель. А сейчас давайте посмотрим ещё 1 историю.  (Инсценировка).

Утка - Вот как идут дела на свете! ... Ну, ну, шевелите лапками! Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех! Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскуток? Как красиво! Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка. Люди дают этим понять, что не желают потерять её; по этому лоскутку ее узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу. Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!

(утята кланяются)

1 птица - Ну вот еще целая орава!

2 птица - Точно нас мало было!

1 птица - А один-то, какой безобразный. Его уж мы не потерпим!

Утка - Оставьте его! Он ведь вам ничего не сделал!

2 птица - Это так, но он такой большой и странный! Ему надо задать хорошенькую трёпку!

Старая утка - Славные у тебя детки! Все очень милы , кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Утка - Никак нельзя, ваша милость! Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать - лучше других. Я думаю, он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. Кроме того, он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю, что он возмужает и пробьет себе дорогу!

Старая утка - Остальные утята очень-очень милы! Ну, будьте же, как дома.

Птицы (наперебой) – 1 птица Он слишком велик! 2 птица Какой гадкий! Вместе Безобразный!

Утята - Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!

Утка - Глаза бы мои тебя не видели!

(птицы начинают выгонять гадкого утенка, и все уходят со сцены) 

Учитель. Узнали вы, из какого произведения этот отрывок? (Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок)

Почему же птицы не принимали гадкого утёнка? ( Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой!)

Он был отвергнут всеми.

Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей.

Какой вывод можно сделать, посмотрев эту историю?

2). Учитель. А сейчас послушайте еврейскую притчу.

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей с десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, - самого себя.

Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

3. Учитель. А сейчас я хочу проверить толерантны ли вы.  Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.  И ставите на листе либо цифру 1, либо цифру 2. Только помните, что отвечаете вы сами себе, а перед собой нужно быть честными.

Младший брат сломал твою игрушку.

  1. Ты его прощаешь.
  2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился с другом.

1. Ты попытаешься объясниться с ним, разобраться в ситуации.

2. Ты обижаешься и не играешь с ним.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

  1. Ты идешь с ними гулять.
  2. Ты устраиваешь истерику.

Ты считаешь, что один товарищ тебя предал...

  1. Ты пытаешься объясниться с ним.
  2. Ты мстишь ему.

Ты не согласен с кем-то...

1.  Ты все-таки слушаешь его.

2. Ты не даешь ему говорить.

В классе ты уже ответил...

1.  Ты предоставляешь возможность другим ответить.

2. Тебе хочется отвечать еще, и ты перебиваешь другого.

Саша плохо одет..

  1. Это неважно.
  2. Ты подсмеиваешься над ним.

Пожилая женщина медленно идет.

  1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  2. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

  1. Ты разговариваешь с ней.
  2. Ты говоришь, что все девочки – нули.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

1. Ты разговариваешь с ним.

2. Ты говоришь, что все мальчики – нули.

 К тебе подходит ребенок-инвалид...

  1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

     2. Ты отвечаешь тем же.

А теперь посчитайте, сколько у вас цифр 1, а сколько цифр 2 (Дети считают.)

– Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.

- Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

4. Учитель. В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

В конце занятия давайте ответим на вопрос: «Нужно ли быть толерантными?»

На доске вы видите дерево. Но это не простое дерево, а дерево толерантности. И листочки на нём должны быть особенные. На своих партах вы видите  листочки. На первый взгляд они одинаковые, но прочтите слова, обозначающие качества человека, которые написаны на них, выберите тот листок, на котором написано качество толерантного человека, подойдите и прикрепите его к дереву.

А теперь давайте прочитаем, каким должен быть толерантный человек. (читаю качества, которые дети повесили на дерево)

Какие качества вы не выбрали?

Какими качествами вы хотели бы обладать?

Учитель.

Толерантная личность: терпимый и терпеливый; считающийся с чужими мнениями и интересами; умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания; приветливый и заботливый, вежливый и деликатный; уважающий окружающих и уважаемый ими; уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать; заботливый, сострадающий, поддерживающий; патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании; человек, берегущий природу и культуру; трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

5. Учитель: Перед вами Цветок толерантности. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка.

- Чем они отличаются?

Что общего между ними?

Какие бы вы добавили лепестки?

 (выслушать ответы воспитанников)

VII.  Подведение итогов.

Ребята, что значит быть толерантным?

– Означает уважать других, невзирая на различия.

- Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

- Любить друг друга .

VIII.  Рефлексия. 

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Учитель. Оттого,  какими мы будем,  зависит каким будет мир вокруг нас,  и только в наших руках сделать этот мир лучше.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...