Главные вкладки

    Коллективный творческий проект "Устное народное творчество"
    проект (2 класс) по теме

    Навицкая Оксана Анатольевна

     Тема фольклора – устного народного творчества на сегодняшний день является актуальной, так как обращаясь к истокам русской культуры, обычаям и традициям, воспитывает в детях любовь к Родине, семье, к окружающей природе, учит уважать старших. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kollektivnyy_proekt_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.rar1.4 МБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный»

    Коллективный творческий проект

    «Устное народное творчество»

                                                   Подготовила учитель начальных классов

    Навицкая О.А.


    «Устное народное творчество».

    Введение.

    Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей о сказках разных народов.

    Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы, поговорки), развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

     Цель:  дать понятие об устном народном творчестве; познакомить с жанрами детского фольклора.

    Задачи: учить наблюдать за природными явлениями,  развивать познавательную активность, коммуникативные способности; воспитывать любовь к народному творчеству, дать представления о справедливости, нравственности, добре и зле.

    УУД: выявлять особенности жанров, расширять кругозор, извлекать информацию, относящуюся к теме; 

    сотрудничать друг с другом при выполнении проекта; 

    доводить начатое дело до конца.

    Этапы проекта:

    1-й этап: Изучение основных понятий, жанров устного народного творчества.

    2-й этап: Поиск книг на данную тему, представление на уроке.

    3-й этап: Выставка рисунков на тему “Герои русских народных сказок”, “Нарисуй пословицу”.

    4-й этап: Выставка поделок, связанных с содержанием фольклорного произведения (предлагается назвать свое произведение).

    5-й этап: Работа в группах ( каждая группа готовит вопросы и задания, которые задаются другой группе; внутри группы выделены подгруппы, которые подготавливают определенный вид задач: подбирают загадки, сочиняют вопросы к народным сказкам, подбирают пословицы.

    6-й этап: изготовление книжек – малышек «Устное народное творчество» для воспитанников детского сада.

    7-й этап: подготовка к театральному представлению «Устное народное творчество» (ребята учат роли, шьют костюмы, репитируют). Театральное представление сопровождается презентацией.

    Сроки проекта: один месяц

    Основная часть.

    1. Основные понятия.

           Устное народное творчество - мудрость народа, произведения, которые передаются из уст в уста многие столетия и создаются сейчас теми, кто живет рядом с нами. Проект адресован младшим школьникам, которые владеют навыками чтения на уровне третьего года обучения по стандартам государственной программы для начальной школы. Проект знакомит учащихся с малыми фольклорными формами: песенками, потешками, пестушками, загадками, пословицами, народными сказками. Проект поможет детям не разорвать связь поколений, найти для себя много нового и интересного, глубже познать культуру своего народа через разные жанры фольклора.

          Фольклор - устное творчество народа – сопровождал жизнь народа постоянно. Первая пахота и последний сноп в поле осенью, молодёжные гулянья и посиделки, праздники, встреча весны и свадьба, крестины – всегда события жизни обыгрывались народом. История этих обрядов уходит в глубочайшую древность. Этот проект поможет детям и учителям не разорвать связь поколений, найти для себя много нового и интересного.

    Заклички обращение к явлениям природы

    Считалки – стишки, позволяющие распределить  роли 

     Скороговорка - составлено из двух слов:       СКОРО и ГОВОРИТЬ.

    Скороговорку  надо произносить  быстро(«скоро говорить»), не запинаясь;  это не только весёлое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (произношение). 

    Загадка - выражение или изображение, нуждающееся в разгадке

    Небылицы –шуточные стишки для детей.

    Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм.

    Русская народная песня :

    • Колыбельные
    •    Патриотические
    •    Исторические
    •    Былинные
    •    Обрядовые
    •    Плясовые
    •    Хороводные
    •    Шуточные
    •    Частушки

       Лирические

    Сказки – это вымышленная история, в которой есть зачин, основная часть и концовка. Где добро побеждает зло. Бывают: волшебные, бытовые, о животных.

              Сценарий театрального представления «Устное народное творчество»

                                      Сказка « О богатом Фольклоре»

            Жил – был на Руси один мужик (выходит Фольклор – Батюшка). Звали его по разному: кто величал -«Фольклор – Батюшка», а кто по имени – отчеству: «Устное народное творчество». Очень богатый он был.

            Богат был не деньгами, а  очень бо-о-ольшой семьей. Сколько  

    детей  было - не сосчитать. И всех – то он любил. Никого своим вниманием

    не обделил.  

              Раз решил он посмотреть -   кто - на что горазд., то есть что его дети

    умеют делать. Зовет  младшеньких  деток:

     -  Эй, потешки,  заклички, да считалочки  покажите, что умеете делать? (выходят ученики )

    -   Как по улочке

     Из переулочка

     Бежит серенький коток,

    Отморозил коготок.

    Шубка на нем

     Заиндевела,

    Брови и усы

     Позакуржавели.

    Не ходи, кот, босиком,

    Ходи в валенках,

    В рукавицах ходи,

    В теплых варежках.

    Закличка:  Дождик, дождик, пуще,

    Дам тебе гущи,

    Выйду на крылечко,

    Дам огуречка.

    Дам и хлеба каравай –

    Сколько хочешь поливай!

    Считалочка: Аты–баты, шли солдаты,

    Аты–баты, на базар.

    Аты–баты, что купили?

    Аты–баты, самовар!

    Аты-баты, сколько стоит?

    Аты-баты, три рубля.

    Аты-баты, кто выходит?

    Аты-баты, ты и я.

    -  Ой, да молодцы! Какие озорные вы у меня! Ну- ка, а что же мои скороговорушки  умеют делать ?          

    (выходят дети на сцену и читают)

      -  Хлеб ржаной, батоны, булки

     Не добудешь на прогулке.

    Баран - буян залез в бурьян.

    Огурцы - молодцы зеленобелогубы.

    Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.

    Был баран белокрыл,

    Всех баранов перебелокрылил.

    -  Какие вы быстрые у меня!

    Где же мои умненькие – загадки?

    (Дети читают загадки по выбору)

    -  Какие вы у меня умненькие !  

     Шалунишки-и-и! Дразнилки - и -и-и!

    (Дети читают дразнилки по выбору)

    - Эх, вы!  А дочь моя, которая сочиняет все наоборот, то есть небылица?

    (Девочка читает небылицу)

    - Что за дочь такая – что ни скажешь, все наоборот сделает. Но есть у меня дочь, правильная – всех учить жить – пословица.

    (Девочка читает небылицу)

    - Дочь самая старшая, любимая – русская народная песня.

    -  «Я бываю разной: хороводной, колыбельной, шуточной. Сейчас я тебе спою колыбельную.(поет) А теперь шуточную (все поют)

    - Молодцы вы у меня. (Раздает подарки)

                И было у этого мужика еще много- много детей: и былины, сказки разные прибаутки, поговорки. Да вот разошлись они по белу свету.

                           Вот и сказочке конец – а кто слушал молодец!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Примерный план организации деятельности творческой группы по изучению народного творчества (2011-2012 г. г.)

    Планирование работы на год творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....

    Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

    Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

    Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

    В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

    «Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества»

    Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в...