"Незаменимые помощники - словари"
проект (2 класс) по теме

Макарова Елена Валентиновна

Литературная гостиная "Незаменимые помощники - словари"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

«Незаменимые помощники-словари»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 85 с углубленным изучением отдельных предметов Макарова Елена Валентиновна

                           

Нижний Новгород, 2012 г.

 1.  Вступление. Чтение – это просто наслаждение, но – наслаждение в труде радостном и нелёгком. Книга не раскрывает своих сокровищ легко и любому. Говорят: «Хороша книга, да плох чтец» . Научиться читать непросто, но мы с вами не боимся трудностей, а главное – хотим стать настоящими читателями.

 2.  Сегодня мы поговорим с вами об очень важной черте настоящего читателя – о его стремлении увеличивать свой словарный запас. Вы знаете, каков словарный запас человека?  … В картотеке русского языка академии наук собрано 440000 слов. По подсчетам ученых, язык школьных учебников составляет 5000-7000 слов, а учащихся 8-9 лет 1500-2000 слов.

   Героиня одной известной книги  - людоедка Эллочка свободно обходилась тридцатью.

   Костюмированная сценка (Эллочка Щукина, Учитель, Дениска)

 3. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

1) Хо-хо (выражает иронию, удивление, восторг, радость)

2) Мрачный (по отношению ко всему  «мрачная погода», «мрачный кот», «мрачный случай»)

3) Жуть, жуткий (при встрече с доброй знакомой)

4) У вас вся спина белая (шутка)

5) Ого! (ненависть, презрение)

 4. Учитель Я надеюсь, что среди вас, ребята, нет похожих на эту героиню. Вероятнее всего вам ближе другой книжный герой, замечательный мальчик Денис Кораблев.

 5.  Дениска  «Я, когда не учился, совсем глупым был. Я знал очень мало слов. Например, я знал слова: мама, папа, чур не я, в лесу родилась ёлочка. И ещё я знал слов девять или десять. А в школе все новые слова: доска, мел, учитель, класс, карта, звонок, горячий завтрак. Это очень интересно!

6. Всему название дано – и зверю, и предмету,

    Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету.

    Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно –

    В огромном море –море слов купаться ежечасно!

7. Есть волшебная страна, что распахнута пред вами,

    Та, которая словами, как людьми населена.

    Правит ими государь по прозванию Словарь.

    И относится он к ним словно к подданным своим.

    Утверждать ему не ново как писать какое слово,

    Как писать и как читать, как с другими сочетать.

8. Орфографический словарь :

 

   Здравствуйте, дорогие ребята!

   Я ваш старый друг «Орфографический словарь». На уроках мы с вами вместе хорошо работаем. Вы молодцы, знаете теперь как пишутся слова, которые живут на моих страницах. Желаю вам, ребята, дальнейших успехов в учебе.

 Я сегодня в гости пришел к вам не один, со мной мои братья-словари. Мне очень хочется, чтобы вы с ними тоже подружились. Встречайте моего старшего брата «Толкового словаря»

9. Толковый словарь

  « Я – толковый словарь. Мое назначение толковать слова. Кроме того я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи. Например Школа. Существует несколько толковых словарей. Самый известный из них – толковый словарь С. Ожегова, в котором объясняется значение 50 тысяч слов. В самом большом из них 17 томов, и объясняет этот словарь значение 120 тысяч слов. Называется он «Словарь современного литературного русского языка».

  Толковый словарь   - Ребята, я такой любопытный. Можно задать вам несколько вопросов?

  1. Как располагаются слова в словаре? (по алфавиту)
  2. Какое слово в словаре стоит раньше ворона или воробей?
  3. Дежурный или деревня
  4. Самое трудное задание. Сейчас вы услышите 2 текста. Какой из них научный, а какой художественный?

 10 Дождь.

   «Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не смогло растопить всю тучу и бесследно исчезло. Налетел вихрь. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело. Туча порвалась и обрушилась холодным косым ливнем.»

 11. Дождь

   «Это жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков при температуре воздуха около земли не ниже нуля градусов. Диаметр капель от 6-7 до 0,5 мм»

   Учитель : Толковый словарь, рады были встретиться с тобой. Надеюсь и ребята порадовали тебя своими знаниями. Ребята, как вы думаете, мы подружимся с толковым словарем?

   12 Словарь синонимов

    Здравствуйте, ребята! Я тоже словарь. Известно, что слова, живущие на моих страницах, обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли , избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор слов придаёт языку красочность  и выразительность. Словарь ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем у этого слова 150 слов близких по значению. Вот послушайте стихи про синонимы:

13 Поесть и подкрепиться,

     Спешить и торопиться,

     Пернатые и птицы,

     Колы и единицы.

14 Потерянный – пропавший,

    Сверкающий - блестящий

     К любому слову мы найдем

     Синоним подходящий.

  Какие слова синонимы вы запомнили, ребята?

Игра – соревнование   «Кто быстрее отыщет синонимы к предложенным словам» МИР, МЕТЕЛЬ, МАСТЕР, ЧАСЫ, СЕКУНДА (используется маленький словарик)

    Я –словарь синонимов. Есть у меня брат –словарь. На его страницах живут слова, не сходные по смыслу, как у меня, а с противоположным лексическим значением. Его зовут словарь антонимов.

15 Словарь антонимов

   Здравствуйте, ребята! Я словарь антонимов. На моих страницах представлено 2000 антонимических пар. В словарной статье дается объяснение значений каждого слова пары, приводятся примеры употребления антонимов из литературных произведений

Так,  например:  зима-лето, близкий - далекий, брать-отдавать, короткий - длинный, умный – глупый, радоваться – грустить.

Игра «Найди пару» :

Маленькое дело лучше большого безделья

Родная сторона – мать, чужая – мачеха

Трудолюбивая земля ленивых рук не любит

Старый друг, лучше новых двух

16. Ребята, здравствуйте! Я не опоздал? Я фразеологический словарь.

Я так спешил. У меня в руках письмо от моего друга. Он известный литературный герой. И написал мне, словарю, письмо. Вот послушайте:

« Я проснулся утром, на душе кошки скребут. Пошел в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши, а потом стал тянуть кота за хвост. Вернулся ни жив, ни мертв, съел с горем пополам шесть котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин…»

Я думаю, вы догадались, кто прислал мне письмо? А все ли вам было понятно?

Сейчас проверим. Как вы думаете, в каком настроении проснулся Незнайка? Почем вы так думаете? Как вы понимаете значение выражений «кошки скребут на душе», «бить баклуши», «тянуть кота за хвост».

Игра «соедини» (на доске)

Вывести на чистую воду                                     неожиданно

В час по чайной ложке                                        медленно

Как снег на голову                                               дремать

Вылетело из головы                                             забыл

Как в воду канул                                                  разоблачить

Клевать носом                                                      исчезнуть

Зарубить себе на носу                                         твердо запомнить

Прикусить язык                                                    замолчать

Ни в зуб ногой                                                      не понимать

С минуты на минуту                                            очень скоро

   Молодцы! Вам в подарок стихотворение – сценка

 «Ни пуха, ни пера» В. Орлов

Рано утром мама –квочка

В класс отправила сыночка

Говорила:

-Не дерись, не дразнись, не петушись

 Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха ни пера!

Через час, едва живой,

Петушок идет домой

Ковыляет еле-еле он со школьного двора

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

- Мне сказали : Ваш Алеша

На уроке сел в калошу.

Я смеюсь: « Ведь это ложь!

Нет таких больших калош».

   Заключительное слово. Французский писатель Анатоль Франс сказал «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Сегодня мы с вами познакомились со словарями. Надеюсь они станут для вас настоящими друзьями-помощниками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»

Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...

Устный журнал "Незаменимые помощники-словари"

Данная разработка с презентацией поможет учителю при проведении внеклассной работы по русскому языку, при проведении предметной недели....

Проект по русскому языку "Мой помощник -словарь", 2 класс

Проект содержит задания для самостоятельной работы с разными видами словарей для учащихся 2 класса....

урок русского языка "Незаменимые помощники словари"

Методическая разработка   урока русского языка...

Разработка внеурочного занятия курса «Растём здоровыми и сильными» Тема: Наши незаменимые помощники

Цель занятия: создание условий для формирования у ребенка ценности здоровья и чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья. Подборка интересного адаптированного возрасту детей 3-4 ...

Классный час «Незаменимые помощники (носовой платок)»

Задачи:1. Учить соблюдать гигиенические нормы.2. Развивать творческие способности....