Устный журнал "Незаменимые помощники-словари"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме

Домникова Надежда Максимовна

Данная разработка с презентацией поможет учителю при проведении внеклассной работы по русскому языку, при проведении предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal.pptx944.85 КБ
Файл ustnyy_zhurnal2.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный журнал «Незаменимые помощники –словари» Подготовила : учитель начальных классов шк.№16 с.Гыршелун Забайкальского края Домникова Надежда Максимовна

Слайд 2

Кто хочет разговаривать ? Мы будем разговаривать… Тот должен выговаривать… И будем выговаривать… Всё правильно и внятно… Так правильно и внятно… Чтоб было всем понятно… Чтоб было всем понятно.

Слайд 3

Скороговорка Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки. Произнесите с разной интонацией: - Восторженно («Какой усердный ученик! ») - С осуждением (« Какой неаккуратный ученик !») - С удивлением (« Почему щёки в чернилах?»)

Слайд 4

Игра «Дополни предложение» «Кружатся снежинки»

Слайд 5

Устный журнал «Незаменимые помощники – словари»

Слайд 6

«Незаменимые помощники – словари » 1).Чем являются для нас словари? 2).Какие помощники – словари ? 3). Что является для нас незаменимыми помощниками?

Слайд 7

1 страница «К несметным сокровищам Страны Слов» Толковый словарь



Предварительный просмотр:

Устный журнал

«Незаменимые помощники — словари»

Предметная неделя по русскому языку в  4 классе

Оборудование:

— выставка словарей под лозунгом «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»  (А.Фронс);

— название устного журнала и его страниц ( на отдельных плакатах);

—карточки со словарными статьями;

—таблицы с текстом диалога;

— карточки со словами- синонимами;

— рисунок магнита;

— карточки со словами-антонимами;                                                                                           — грамзапись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»;

— мягкая игрушка «сердце».

Учитель. Ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с секретами богини красноречия.

  1 слайд

Учитель. Чтобы четко и красиво говорить , давайте выполним упражнения для губ и языка.

                                 Кто хочет разговаривать?

Дети.                       Мы будем разговаривать…..

Учитель.                Тот должен выговаривать ….

Дети.                       И будем выговаривать……...

Учитель.                 Все правильно и внятно……

Дети.                       Так правильно и внятно…….

Учитель.                Чтоб было всем понятно……

Дети.                        Чтоб было всем понятно.

Учитель. Сейчас проверим как вы будете выговаривать скороговорку «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки» с разной интонацией: 2 слайд

                            — восторженно («Какой усердный ученик!»);

                            — с осуждением («Какой неаккуратный ученик!»);

                            — с удивлением («Почему щеки в чернилах?»).

Игра «Дополни предложение» (3 слайд)

Учитель. Ученик в тетради записал нераспространенное предложение: «Кружатся снежинки». Давайте поможем ему увеличить предложение, последовательно прибавляя по одному слову. (В воздухе кружатся пушистые снежинки и т.д.)

Побеждает ученик, составивший самое длинное предложение.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы составили очень красивое предложение, подобрали много слов. И я уверенна, что  в вашем лексиконе, то есть словарном запасе, еще много замечательных и нужных слов. А вы не задумывались, сколько же всего слов в русском языке? Ученые предполагают , что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал такое количество слов. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает ( это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Сегодня мы и узнаем, где же «хранятся» слова , что поможет нам найти их. А «хранятся» слова в словарях. Существует множество словарей: одни помогают правильно писать, другие говорят об истории слова, третьи приобщают вас к культуре. Видите,  какую помощь могут оказать нам словари. Ребята, я хочу тему нашего урока, который мы проведем в форме устного журнала, так и сформулировать: «Незаменимые помощники – словари».( 3 слайд)

«Незаменимые помощники—словари»

Учитель. Давайте прочитаем тему урока с перемещением логического ударения. Внимательно слушайте мои вопросы:

                      — Чем являются для нас словари? (Незаменимые помощники-словари.)

                      — Какие помощники- словари? (Незаменимые помощники – словари.)

                      — Что является для нас незаменимыми помощниками? (Незаменимые помощники – словари.)

Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи. Этому мы будем учиться сегодня.

           Открываем первую страницу журнала «К несметным сокровищам Страны Слов». 4 слайд

Страница

«К несметным сокровищам Страны Слов»

   Знакомство с толковым словарем. К доске выходит мальчик с нарисованной обложкой толкового словаря.

Ученик. Я— Толковый словарь. Мое назначение— толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи. Существует несколько толковых словарей. Среди них: «Толковый словарь» С.И.Ожегова и «Школьный толковый словарь» М.С.Лапатухина, Е.В. Скорлуповской,  Г.П. Снетовой.

Учитель. А какой самый большой толковый словарь? В самом большом толковом словаре  17 томов , в нем объясняется 120 тысяч слов.

Учитель показывает имеющиеся толковые словари.

Учитель. Каково же основное название толкового словаря?

   На уроках русского языка и чтения мы с вами пользовались орфографическим и толковым словарями. Вспомните, как располагаются слова в словаре?

  Как вы думаете , в каком стиле построена словарная статья и почему?(В научном стиле, потому что основная цель словарной статьи — сообщить точную информацию о слове.)

  Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.

У каждого ученика «Толковый словарик русского языка» Н.М.Неусыповой.

Учитель. Начнем с буквы А. Объясните с помощью словаря значение слова «авторитет».

  Какой человек пользуется  авторитетом у окружающих?

О каком из ребят нашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом?

Из каких же частей состоит словарная статья:

   — заглавное слово;

  — грамматические характеристики слова;

  — объяснение значения слова;

  — пример употребления в речи.

Ребята, вы заметили, что толковый словарь кроме основной задачи выполняет функции и других словарей. Например, из него можно узнать, как пишется слово, на каком слоге произноситься с ударением.

 Найдите слово «корысть».5 слайд

Ученики первого ряда находят грамматические формы слова, второго ряда—значение слова, третьего—пример употребления в речи.

1.Корысть,сущ. ж.р., р.п. корысти, только ед.ч.

2.Выгода, польза для себя.

3.В корыте много ль корысти? (А.С.Пушкин.)

 

Учитель. Из какого произведения этот пример? Кому принадлежат эти слова? Какой была старуха? А старик? (Ответы детей.)

      6 слайд  Открываем вторую страницу «Какого роду- племени?»

На доску вывешивается плакат с названием страницы устного журнала и рисунком.

Страница «Какого роду—племени»

Знакомство со Словарем иностранных слов . К доске выходит мальчик с нарисованной обложкой Словаря иностранных слов.

Ученик. Я —Словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также  сведения о его происхождении. Авторы словаря — В.В.Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Васильевская.

Учитель показывает имеющиеся словари иностранных слов.

Учитель. Ребята , русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Еще во времена глубокой старины русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в язык проникали иноязычные слова, обозначающие новые понятия. Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, и поможет нам словарь иностранных слов.

  Знакомство со словарной статьей (из-за отсутствия нужного количества словарей дети пользуются карточками с ксерокопией статьи из словаря).

Учитель. Объясните значение слова «комплимент». О чем рассказала словарная статья?

7 слайд Игра «Комплименты»

Учитель. А сейчас мы с вами поиграем. Скажите, вам часто приходится  слышать похвалу в свой адрес? А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже приятно, ведь вместе с лесными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, свое доброе сердечко. В этом и будет заключаться наша игра. Вы дарите вот это сердце (показываем мягкую игрушку) вместе с комплиментом кому-то из ребят. Принявший комплимент благодарит вас и передает сердце следующему. Комплименты можно говорить о внешности, характере, способностях и т.д.

                 Проводиться игра.

Учитель. Ребята, послушайте песню Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», вспомните приятные слова, которые вы услышали в свой адрес, помечтайте, что бы вам еще хотелось услышать или сказать. (Звучит грамзапись песни.)

    Ребята, эту страничку я хочу закрыть словами поэта В.Бокова: «Следуйте хорошему примеру — продляйте добрым словом жизнь людей!»      (8 слайд)

 (9 слайд) Страница «К словам разнообразным, близким , но чуточку разным»

Знакомство со Словарем синонимов. К доске выходит мальчик с нарисованной обложкой Словаря синонимов.

Ученик. Я — Словарь синонимов. Известно что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторение одного и того же слова.  Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Я помогу вам сделать речь яркой, избежать повтора. В словаре 9000 синонимических рядов. Автор словаря — З.Е.Александрова.

Учитель. Пользуясь словарной статьей, назовите синонимы к слову «беседовать».

    Как построена словарная статья?

Сейчас мы с вами побеседуем и потренируемся употреблять в своей речи синонимы. Прочитайте текст и скажите, в каком стиле он написан?

   (10 слайд ) с текстом.

— Здравствуй, Вася! Куда ты идешь? – сказал Саша.

— В кино, - сказал Вася.

— А билеты ты еще не купил? – сказал Саша.

— Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася.

— Ура! – сказал Саша.

— Ура-а-а! – сказали оба.

Учитель. Как построен текст: диалог или монолог? Какой речевой недочет вы заметили? Какие синонимы можно подобрать к слову «сказал»?

По ходу работы над текстом слово «сказал» закрывается карточками (на магнитах) с синонимами: спросил, ответил, поинтересовался, предложил, обрадовался, воскликнули.

Учитель. Открываем четвертую страницу.(11 слайд)

                «Минус- плюс, огонь- вода,

                 Дерзкий – осторожный.

                 Все антонимы всегда

                Противоположны».

Страница «Минус – плюс, огонь — вода….»

Знакомство со Словарем антонимов. К доске выходит мальчик с нарисованной обложкой Словаря антонимов.

Ученик. Я — Словарь антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: « Это хорошо или плохо?», «Еще рано или уже поздно?»  В словаре представлено 2000 словарных пар. В словарной статье дается объяснение значений каждого члена пары, из литературных произведений приводятся примеры употребления антонимов. Автор словаря—М.Р.Львов.

   Учитель. Подберите антоним к слову «веселье».

Прочитайте  словарную статью, скажите, как она построена. Сравните со словарными статьями других словарей. А сейчас потренируемся в подборе антонимов.

Игра «Магнит»

На магнитной доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисовано солнышко, цветы, на синей — небо с черными тучами, голые поля, пни. Красная часть магнита со знаком «+» притягивает добрые слова, синяя— со знаком «-« —слова с противоположным значением. Дети  прикрепляют  к магнитной  доске карточки  со словами: ласково, трудолюбивый,  храбрец, щедрый, любить, внимательный, глубоко,  ленивый,  трус,  жадный, ненавидеть и т. п.

  Учитель. Мы знакомились с несколькими словами. А посмотрите , сколько их пришло к нам на урок. ( 12 слайд)  «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французкий писатель Анатоль Франс. И действительно в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное — уметь пользоваться словарем.

    Давайте вспомним, что мы узнали о работе со словарями. С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке. Что понравилось? Что удивило? Что запомнилось?

(13 слайд)

Прощаться настала пора…..

Журнал закрывать нам пора!

С ним узнал ты много слов

И много всяких всячин.

И если ты запомнил их,

Не зря урок наш был потрачен.

Ребята, большое спасибо вам за активную работу на уроке! Давайте поблагодарим и риторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»

Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...

Проект по русскому языку "Мой помощник -словарь", 2 класс

Проект содержит задания для самостоятельной работы с разными видами словарей для учащихся 2 класса....

"Незаменимые помощники - словари"

Литературная гостиная "Незаменимые помощники - словари" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11239482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"font-size...

урок русского языка "Незаменимые помощники словари"

Методическая разработка   урока русского языка...

Словарный урок «Наши помощники – словари»

Актуальность урока в том, что, организуется деятельность обучающихся так, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; обучающиеся учатся пользоваться словарям...

" Мой друг и помощник - словарь" (2 класс)

Урок - исследование. Конспект урока по русскому языку "Мой друг и помощник - словарь". 2 класс....