" Мой друг и помощник - словарь" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Позднякова Наталья Васильевна

Урок - исследование. Конспект урока по русскому языку "Мой друг и помощник - словарь". 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  МБОУ Столбовская СОШ

                             Московской области г.о. Чехов

                        План – конспект урока

                             по русскому языку

                                    во 2 классе

                                      по теме

        «МОЙ ДРУГ И ПОМОЩНИК – СЛОВАРЬ»

           Форма проведения. Урок – исследование.

                                                                                     Составила и провела

                                                                      ПОЗДНЯКОВА Наталья Васильевна

                                                                               учитель начальных классов

                                                                                             высшая категория

                                     

Тема «Мой друг и помощник – словарь»

Цель  урока: Формирование личности через развитие речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить  учащихся со словарями
  • учить пользоваться словарями
  • сформировать потребность в использовании словарей различных типов

Развивающие:

  • развитие речи учащихся
  • развитие творческих способностей ребёнка

Воспитательные: 

  • прививать чувство любви к великому русскому языку
  • воспитание чувства долга и ответственности за порученное дело
  • удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении и творчестве при работе в группе

Оборудование:

  • выставка словарей русского языка
  • презентация "Словари русского языка"
  • на столах учащихся словари,  кроссворд, текст о словарях,  конверт со словарными словами для изготовления «Волшебного словаря»
  • карандаши, фломастеры, линейка, резинка на столах детей

                                                              Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний детей.

-У нас сегодня интересная тема урока. Вы должны сами её отгадать.

  1. Работа по группам:

-  На ваших столах найдите кроссворд.

Вам  нужно разгадать его, верно записав все слова.

Но сначала давайте вспомним правила работы в группах:

Правила работы в группе. Слайд 2
1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
2. Выслушать мнение каждого.
3. Найти общее решение.
4. Выбрать выступающего.

(Дети в группах по очереди читают загадки, предлагают ответы, каждый записывает отгадку в свой лист).
            Разгадай  кроссворд:

  1. С хозяином дружит, дом сторожит,

Живёт под крылечком, а  хвост колечком.

  1. Он учит буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить.

На всё смотреть и всё запоминать

И всё родное, русское любить.

  1. Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз?

  1. Маленький мальчишка в сером  армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

  1. Состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха) в данном месте в данное время.

  1. Чёрный  Ивашка – деревянная рубашка,

Где носом поведёт – там заметку кладёт.

  1. То я в клетку, то в линейку.

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать. Что такое я?

1

2

3

4

5

6

7

Проверка: Слайд 3

-  Кто не написал все слова?

-  Кто допустил ошибку?  Как можно себя проверить?

-  Кто написал все слова правильно?  Как тебе удалось так хорошо запомнить слова?

3.    Объявление темы урока.

- Какое слово получилось у вас в вертикальном столбике?

-  Сегодня мы будем говорить о словарях, узнаем, зачем нужны словари и какими они бывают.

Ученик читает стихотворение: Слайд 4

Я. Козловский

Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово.
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.

- Определите тему и основную мысль стихотворения.

- Что мы можем узнать из словаря? Чему он нас может научить?

- Предположите, какая будет тема сегодняшнего урока?

Слайд 5

-  Прочтите высказывание французского писателя Анатоля Франса.

«Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке!».                             А. Франс.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Давайте проверим?

  1. Изучение нового материала. Знакомство со словарями.

(Детям предлагается взять карточку на столе с текстом, прочитать текст, подчеркнув то, что больше всего удивило).

-  Учёные предполагают, что в русском языке более 600 тысяч слов. Все они “хранятся” в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре. Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Созданием словарей занимаются лексикографы (на доску). Они создали целый ряд словарей.

- На нашей выставке разные словари. Каждой группе предлагается выбрать свой словарь. Рассмотрите их.  Подумайте, что больше всего привлекло вас в этой книге?  

- Откройте любую страницу Словаря.  Что главное на этих страницах?

Задание по группам:

1 группа – орфографический словарь Д.Н.Ушакова

2 группа – орфографический словарь

3 группа – толковый словарь С.И. Ожегова

4 группа – толковый словарь В.И.Даля

5 группа и 6 группа – энциклопедический словарь

-Составьте рассказ о своём словаре по плану: Слайд 6

План рассказа о словаре:

  1. Как называется словарь?
  2. Кто составитель?
  3. Как расположены слова?
  4. Как строится  словарная статья? (Информация о слове в словаре)
  5. Когда можно использовать словарь?

Рассказы детей, дополнение учителя.

  1.  - Какой словарь русского языка чаще всего приходит к нам на помощь?

 - Почему он так называется?  (на доску вывешивается орфографический словарь)

1 группа  рассказывают об орфографическом словаре.

2 группа дополняет,  говорит отличия своего словаря.  (Автор, количество слов)

Дополнения об орфографическом словаре: Слайд 7

Впервые "Орфографический словарь" для школьников стал издаваться в 30е годы прошлого века профессором Александром Матвеевичем Пешковским, после его смерти работу продолжил Дмитрий Николаевич Ушаков, выдающийся лингвист, лексикограф. Вышедший впервые в 1934 году "Орфографический словарь" переиздавался более 40 раз.

  1.    - В каких ещё случаях словарь приходит к нам на помощь? (На доске появляется толковый словарь)

-   Как вы думаете, какова основная задача толкового словаря? (Давать объяснение, толкование нового слова)

Одна группа рассказывает о своём толковом словаре.

Другая группа  сравнивает свой словарь.

- Что особенного ещё заметили?  (Толковый словарь, кроме своей основной задачи, выполняет функции и других словарей.  Например, в нем можно узнать, как пишется слово, с ударением на каком слоге оно произносится).

Как строится словарная статья толкового словаря: слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь же указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.

Дополнения о толковом словаре: Слайд 8

-  Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль – писатель, этнограф, собиратель слов, который создал “Толковый словарь живого великорусского языка”

- Каких авторов толковых словарей вы еще знаете?      (Учащиеся называют С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова). Слайд 9

  1. А когда нам ещё может пригодиться словарь? (На уроке окружающего мира)

Группы рассказывают об энциклопедических словарях.

Дополнения об энциклопедическом словаре:   Слайд 10

-  А какие ещё бывают словари?  (Рассматриваем разные виды словарей на выставке).

-  Зачем же нужно столько словарей?

Вывод: у каждого словаря своё назначение, и в зависимости от поставленной задачи мы делаем выбор в пользу того или иного словаря.

  1. Постановка проблемы:

После рассмотрения необычных словарей. Слайд 11

- А вы хотите сами сделать словарь?

- А какой хотите? Чтобы был красивый…

Разные варианты ответа  детей. (Такой словарь, где  в словах трудная буква представлена в виде рисунка.  Эти рисунки помогли   нам запомнить написание словарных слов 2 класса).

- Мы назовём его…. Волшебный словарь. Слайд 12.

( Для читателей: «В этом словаре  смысловой образ слова  должен быть тесно связан с предметным содержанием. Например,  для написания слова «корова» может использоваться образ весёлой коровы, у которой смешные очки в виде  -ОрО-, или в слове «воробей» буквы О превращаются во взъерошенных воробьёв, а в слове «огурец» буква О – превращается в зелёный огурчик…»)

- А может он и не нужен, ведь мы уже выучили слова для 2 класса.                                         ( Иметь в классе на случай, если  кто-то забудет  написание словарного слова.  Подарить будущим второклассникам)

- А  хотите сами создать такой Волшебный словарь?

-  Как создать?  Возникает много вопросов. Каких?

- Давайте попробуем сами создать страничку любого  словарного слова.

Творческая работа детей. (Дети выбирают слово и оформляют его).

  Повесить странички  на доску.

- Как вы думаете, могут ли в нашем Словаре  быть странички, которые по-разному оформлены?  Не хватает некоторых слов, другие по несколько раз…Оформление страниц должно быть  единообразным.

  1. Распределение задач, поиск творческих решений.
  1. Странички должны быть раздельными  или  сшитыми для удобства пользования?
  2. Какой должен быть размер странички?
  3. Какой лучше использовать шрифт?
  4.   Высота  букв?
  5. Каким должен быть рисунок?
  6. На что будет похож наш Волшебный словарь? (На набор открыток)

Волшебный словарь  2 класса:

  1. Странички должны быть раздельными.
  2. Размер странички в пол-листа А4
  3. Письменный шрифт синего цвета
  4. Высота букв 4 см
  5. Рисунок красочный, связан с предметным содержанием.

- Итак, все вопросы обсудили, осталось только распределить слова. Каждая группа получает конверт со словами и распределяет между учениками.

Слова для словарика:

алфавит

Москва

скоро

артист

народ

слева

берёза

овощи

сначала

весело

однажды

собака

вокруг

Отечество

столько

воробей

погода

театр

город

потом

тетрадь

граждане

работа

тогда

громко

ранец

только

девочка

рассказ

трамвай

дорога

ребята

улица

иногда

Россия

ученик

карандаш

русский

учитель

мальчик

рябина

учительница

мороз

сегодня

человек

вдруг

сколько

язык

- Итак, все получили слова. А когда это надо сделать. Как  распределить время?

(Надо  сделать к завтрашнему дню, так как работа не большая.)

- Группы, внимание! Задание понятно?  Желаю всем удачи!

  1. Итоги урока. Рефлексия.

- Что больше всего запомнилось? Что понравилось?

-  Что нового необычного узнали?

* сегодня я узнал…

* было интересно…

* теперь я могу…

* урок дал мне для жизни…

  1. Домашнее задание:

Подготовить работу для представления и защиты в классе. Слайд 13.

Использованная литература, ссылки:

  1. Николаева Л.П.  Иванова И.В. «Работа со словарными словами» Экзамен М. 2008 г.
  2. Панова Н.В. «Внедрение стандартов второго поколения» С.-Пб.   2010 г.
  3. Плигин А.А. Что делать, чтобы ваш ребёнок запомнил словарные слова? Айрис – Пресс 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»

Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...

Устный журнал "Незаменимые помощники-словари"

Данная разработка с презентацией поможет учителю при проведении внеклассной работы по русскому языку, при проведении предметной недели....

Проект по русскому языку "Мой помощник -словарь", 2 класс

Проект содержит задания для самостоятельной работы с разными видами словарей для учащихся 2 класса....

"Незаменимые помощники - словари"

Литературная гостиная "Незаменимые помощники - словари" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11239482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"font-size...

урок русского языка "Незаменимые помощники словари"

Методическая разработка   урока русского языка...

Словарный урок «Наши помощники – словари»

Актуальность урока в том, что, организуется деятельность обучающихся так, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; обучающиеся учатся пользоваться словарям...