Русский язык "Слова близкие по значению"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Голубятникова Елена Анатольевна

Тема: Слова, близкие по значению.

Целевые установки урока

Предметные:

·         Углубить знания о словах, близких по значению;

·         Знать значение термина синонимы;

·         Понимать возможности различных синонимов ( по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);

·         Уметь подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

Метапредметные:

·         Использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения  мысли;

·         Уметь сравнивать слова по  значению и звучанию;

·         Развивать речь при составлении предложений со словами-синонимами.

Личностные:

·         Понимать значимость лексически богатой речи для определения культуры человека;

·         Понимать нежелательность повтора слов в речи;

Стремиться пополнять свой словарный запас словами-синонимами.

Оборудование: словарь синонимов русского языка ,карточки с заданиями,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazykslova_blizkie_po_znacheniyu.docx166.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Русский язык                                                 2-В класс

Тема: Слова, близкие по значению.

Целевые установки урока

Предметные:

  • Углубить знания о словах, близких по значению;
  • Знать значение термина синонимы;
  • Понимать возможности различных синонимов ( по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
  • Уметь подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

Метапредметные:

  • Использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения  мысли;
  • Уметь сравнивать слова по  значению и звучанию;
  • Развивать речь при составлении предложений со словами-синонимами.

Личностные:

  • Понимать значимость лексически богатой речи для определения культуры человека;
  • Понимать нежелательность повтора слов в речи;

Стремиться пополнять свой словарный запас словами-синонимами.

Оборудование: словарь синонимов русского языка ,карточки с заданиями,

                           Ход урока

1.Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились с новой темой «Значение слова»

-Сейчас мы проверим,как вы разобрались?

А)Значение слова-это…….                        

Слово может иметь …..и……..значение.

Б)Подчеркните слова употреблённые в прямом значении

1)горит огонь                  1)идут ученики              1)держать речь

2)горят щёки                   2)идут часы                     2)держать портфель

В)Записать прямое и переносное значение слов. Прямое значение подчеркни

1)язык….                      1)месяц                           1)колокольчик

2)язык                          2)месяц                           2)колокольчик

Проверка.

3. Мотивация учебной деятельности.

     Грамматическая сказка.

 Давным –давно в древнем государстве ЛЕКСИКОЛОГИИ жили бродячие слова. Много было у этих слов общего :они одинаково смотрели на мир и даже разговаривали на одном языке. Но все они были несчастны .Словно тени, бродили они по стране, одинокие и  печальные ,и не могли встретить друг друга.

       Но однажды в стране появился добрый волшебник и решил помочь одиноким и неприкаянным словам. Он собрал их всех вместе и объединил в группы. И стали они друг друга величать названными братьями.

4.Сообщение темы урока.

 Узнать тему нашего урока поможет это задание: замените предложения одним словом.

  1. Буквы стоящие в определенном порядке. (Алфавит, или азбука.)

http://klacc.my1.ru/dop/703dbdab5537e3b1bacb5ba96fb26574.jpg(слайд1)

Что общего у этих слов? (Значение одно.)

Чем они различаются? (Написанием.)

  1. Предмет, при помощи которого измеряют температуру. (Градусник, или термометр.)

http://demiart.ru/forum/uploads8/post-553185-1317644037.jpg(слайд2)

Что общего у этих слов? (Значение одно.)

Чем они различаются? (Написанием.)

  1. Человек, который ездит на лошади. (Всадник, или наездник.)

http://luxfon.com/pic/201407/1920x1200/luxfon.com-30333.jpg(слайд 3)

Что общего у этих слов? (Значение одно.)

Чем они различаются? (Написанием.)

Итог:

    Сегодня на уроке мы познакомимся со словами –названными братьями и побываем в их родном городе- СИНОНИМИИ,а также узнаем,для чего нам нужны эти слова?

5. Актуализация опорных знаний.

1.Минутка чистописания.

-Отгадайте слово. Страна в которой человек родился и гражданином которой является? (Родина). http://5klass.net/datas/okruzhajuschij-mir/Nashe-otechestvo/0005-005-Rodstvennye-slova.jpg(слайд 4)

-Сейчас мы с вами определим, какую букву мы будем с вами прописывать?.Эта буква обозначает в слове Родина согласный , звонкий, непарный, твёрдый звук. (буквы Р и Н)В этом слове пишется с большой буквы? (Р).

Пропишем заглавную и строчную 

ИТОГ: прописали букву и вспомнили о звуке ,которым обозначается эта буква.

2. Словарная работа:

 Родина,делим слово на слоги

Какой слог ударный?

Произносим 3 раза хором.

Подчёркиваем орфограмму, где можем сделать ошибку.

 Родина-это Отечество, Отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, обычаями, бытом, языком.

-А в какой старее мы с вами родились и живём?

-Более узкое значение-место где кто-то родился или что то изобрели.

3.Работа с пословицей.

Вставьте пропущенную букву.Как вы понимаете пословицу

Жить- Род..не служить.

Если дружба велика, будет Род…на крепка.

-Спишите 1 любую пословицу с новой строки.

-Так как мы с вами находимся в городе Синонимии,то к этому слову можно тоже подобрать синонимы.

Родина,Отечество,Отчизна,родная страна-синонимы!

ИТОГ:мы познакомились с новым словарным словом,записали пословици с этими словами,подобрали синонимы.

6.Физминутка

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренымми органами.Массаж большого пальца-повышает деятельность головного мозга.Указательный-работу желудка.Средний-кишечник и позвоночник.Безымянный-печень.Мизинчик-помогает работе сердца.

ИТОГ:…

7.Изучение новой темы

1)Формирование представлений о синонимах 

Прочитаете группы слов (доска)                                                                                                                                       

а)Дом,здание,изба,постройка,жилище.

б)Отважный,смелый,бесстрашный,храбрый.

-Что обозначает слово дом?(строение предназначенное для жилья)изба?(деревянный крестьянский дом.Дом может быть и кирпичный ,и деревянный,и каменный,и бетонный,а изба только деревянная)

-Что можно сказать о значении этих двух слов?(Они близкие по значению)

-Назовите общее значение для всех первых слов(строение)

-Общее значение для всех вторых слов?(незнающий страха)

Мудрый волшебник объединил слова,близкие по значению,поселил их в городе Синонимии и назвал синонимами.

http://svitppt.com.ua/images/57/56708/960/img9.jpg(слайд5)

-Давайте запишем первую строчку

(Дом,здание,изба,постройка,жилище)

Мы сказали,что эти слова имеют общее значение,но чем они отличаются,посмотри на них?(по написанию)

-А давайте их ещё раз произнесём.Чем ещё отличаются?(по звучанию)

-Так,что такое синонимы,давайте сами построим правило?(эти слова близкие по значению,но разные по написанию и звучанию)

(-Запишем-синонимы)Обратите внимание,как пишется это слово!!

2)Ознакомление с правилами(стр.101-учебник)

-Я читаю

-Вместе

-1 сильный,1 слабый

-Про себя

-закрыли учебник(вслух)

ИТОГ: узнали,что такое синонимы.-Подберите синоним к слову вьюга(курга,метель);к слову идти(шагать,топать);к слову добрый (сердечный,внимательный)

7.Физминутка для глаз

http://www.divomix.com/uploads/1463820661.jpg(слайд6)

3)Ознакомление со словарём синонимов.

Мы можем выяснить значение слова с помощи толкового словаря. А как узнать, есть ли у снова синонимы? Для этого существуют словари синонимов(показываю словарь)В таких словарях синонимы размещены в виде групп,а также приводятся значение всех синонимов и их отличие друг от друга…

9.Закрепление  знаний                                                                                                                                                                      

1)Упражнение 217 стр.101

Послушайте внимательно рассказ и назовите слова,которые передают состояние деревьев в морозный день?-Чтообщего в значении этих слов?(3 яблони,мёрзли,стыли,коченели)

-Как мы называем такие слова?(синонимы)

-Запишем в тетрадь.

-А для чего нужны синонимы в речи,когда мы пишем изложения,письма?

- Я читаю,вместе,1 ученик,про себя-Вслух все.

-Найди лишнее слово,почему лишнее?

(долгий,добрый(не обознач.смелый),записать,приехать,абзац(не обознач.заглавие),слякоть.

ИТОГ:закрепили правило.

10.Обобщение

-Помните,к нам приходили девочки из шестого класса и рассказывали о крылатых выражениях,потом Карлов Саша  принёс книгу,вы запомнили,как называются эти слова?(фразеологизмами)

1)стр.102№221(устно)-по образцу

-далеко         -мало        -запомнить                          -быстро       -молчать

2)Дифференцированная работа

А.  1)Подчеркни слово,которое наиболие точно соответствует содержанию предложения    

а)Узенькая,извилистая(тропинка,дорога,трасса)вела через поле .

б)За селом начиналась берёзовая(роща,посадка).

в)Семья Никитиных жила в кирпичном(дворце,избе,доме)

Б.  1)Подчеркни синонимы

а)Опрятный человек,всегда чистый,аккуратный,чистоплотный

б)Обезьянки забавные,потешные,уморительные.

в)Из-за дождя наша одежда стала влажной,а потом мокрой.

В.  1)Подберите к словам синонимы(слова близкие по значению)

а)маленький-б)печальный-в)тропинка-  г)мощный-

ИТОГ:Проверяем работы

10.Подведение итога урока.Рефлексия.

Какие слова живут в городе Синонимии?

-Чем они интересны?

-Для чего в нашей речи нужно употреблять синонимы?

-Приведите примеры!

Оцените свою работу с помощью смайликов.

-Посмотрите на первое личико. У него хорошее настроение ,оно улыбается, у него все получилось.

-А у 2 –го еще есть трудности, ему грустно.

Сейчас вы подойдете по очереди к доске. Если у вас все получилось и хорошее настроение- подарите его первому личику, если были какие то трудности на уроке и настроение невеселое, то другому личику.(Рядом со смайликами напишите свое имя).

11.Домашние задание

Правила стр 101 (н),стр.103 №225 (подобрать и записать синонимы,(слова для справок даны)и дополнительное предложение.

12.Организованное окончание урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы...

Конспект урока по русскому языку "Слова, близкие по значению" 2 класс

Разработка урока соответствует требованиям ФГОС...

Конспект урока по русскому языку Слова близкие по значению

Разработка урока для 2 класса, соответствует требованиям ФГОС...

Конспект урока русского языка на тему: "Слова, близкие по значению" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «слова-синонимы»; формирование умения находить синонимы в тексте, использовать в речи.Планируемые результатыПредметные:знать понятие &laq...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Слова, близкие по значению" (2 класс)

Цель урока: формирование у учащихся понятия о словах, близких по значению.Задачи урока Дидактические:- познакомить учащихся со словами, близкими по значению;- отработать у учащихся умения подбирать сл...

Конспект урока по русскому языку по теме "Слова, близкие по значению"

Конспект урока по русскому языку включает в себя все этапы урока с подробным описанием и интересными заданиями....