Праздник "Прощание с Азбукой"
методическая разработка (1 класс) на тему

Julia Yankovskaya

Сценарий внеклассного мероприятия "Прощание с Азбукой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_bukvarem_2015-2016.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

«Прощание с букварём» 2015-2016 уч. год

Ученик 1.

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
О своих успехах.

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид –
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.

Ученик 2.

Меня ночью разбудите

В самой серединочке,

Я все буквы алфавита

Выдам без запиночки!

Буквы гласные мы знаем.

И все больше с каждым днём

Мы не просто их читаем,

Эти буквы мы поём!

Ученик 3.

Я читаю! Это важно!
Как машинка, я строчу.
Я любую книжку Вашу
Одним махом «проглочу»!

За окном стоит февраль,
Снег в воздухе кружится,
А нам сегодня предстоит
С азбукой проститься!

Ученик 4.

Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять, 
Открыла тайны книги, 
К ней мы все привыкли.

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Дети. Спа-си-бо!

Входит Азбука.

Азбука.

Вот и я, мои друзья! Я вам рада очень! Слышать добрые слова кто же не захочет!

Ведущий:

Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от А до Я.

Азбука.

Есть принимать парад!А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!Я – командир, вы – мой отряд!Гласные? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)Согласные? (Шаг вперед, хором:  «Здесь!»)
Буквы, которые не обозначают звуков?
(Шаг вперед, хором: «Здесь!»)

Азбука.

Среди ярких и толстых книжек «Русская азбука» - книга скромная.

Только в жизни всех ребятишек её значение – очень огромное!

Азбука (обращается к первокласснику – ученик 5):

Хочешь многое узнать? Научись, малыш, читать!

Ученик 5. Первоклассник:

И зачем сюда идти? 
Я читаю лет с пяти. 
Нужен этот первый класс! 
Ухожу домой сейчас. 
Попрошу купить компьютер, 
Буду целый день играть,
В Интернете всем писать.

Азбука.

Подожди, не торопись, 
Лучше к школе приглядись, 
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотй не овладеешь –
Подключаться толку нет, 
Насмешишь весь белый свет!

Ученик 5. Первоклассник:

Как же так? Ведь я читаю, 
Цифры знаю, буквы знаю!

Азбука (показывает на букву Р).

Эту тоже?

Ученик 5. Первоклассник:

Ну а как же!
Скажет каждый во дворе –
Перед нами буква «рэ»!

Ученик 6. Буква Р.

Я не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хотьпишусь я во дворе!
Ты меня найдешь в горах, 
Тундре, речке, берегах. 
Рокочу я громким громом 
И реву звериным ревом –
Вот тигриным, например.
Мое имя – буква «эр»!

Ученик 5. Первоклассник:

Извините, я не знал,
Но я правильно читал…

Ведущий. 

Уважаемая Азбука! А давайте проверим, знают ли дети названия букв – имена твоих подданных.

Ученик 7.

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами!

С сентября до февраля в класс ходили мы не зря. Буквы все теперь мы знаем, здравствуй, остров Букваря!

Ученик 8.

Я с этой книжкой в первый раз

Пришёл в свой первый, светлый класс.

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

Дети (стихи читают цепочкой. У каждого ученика эмблема той буквы, о которой он читает):

Ученик 9-А:

Вот два столбца наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

Ученик 10-Б:

Бобёр в лесу затеял бал

Бобёр на бал гостей созвал.

Ученик 11-В:

Вот буква В – видна вдали

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

Ученик 12-Г:

Грач качался в гамаке,

Гуси в волнах на реке.

Мимо лебеди летели

И на веточку присели.

Ученик 13-Д:

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому!

Ученик 14-Е:

Енот не будет есть, пока его еда не мыта.

Ему помощница – река: а после –

Ешь досыта!

Ученик 15-Ё:

Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё ответ даёт:

Ничего житьё, течёт.

Ученик 16-Ж:

Жук летает над лужком,

Он устал ходить пешком.

Ученик 17-З:

Букву З найдёшь в зиме,

В золоте и бирюзе.

На заре и на морозе,

А ещё она в берёзе.

Ученик 18-И:

Трудно слово нам найти,

Чтоб в начале было И?

Иней, ирис, игротека, ещё –

Игрушки, индюки.

Вот сколько слов на букву И.

Ученик 19-Й:

Чтобы Й не путать с И –

Сверху галочку пиши!

Ученик 20-К:

Котик-кот, иди к доске, расскажи о колоске!

Колосок, мои друзья, он усатенький, как я.

Ученик 21-Л:

Лев комарика ловил,

Лапой лоб себе разбил!

Ученик 22-М:

Мишка в улей влез, и вот – с лапы каплет

Сладкий мёд. Я над ним смеяться начал:

- Медвежонок насвинячил!

Ученик 23-Н:

Нам ни к чему такие шутки!

Кто ночью срезал незабудки?

На грядке отпечатки ног.

Наверно, это носорог.

Ученик 24-О:

Облако, облако,

Шёрстка колечками.

Очень ты, облако,

Схоже с овечками.

Ученик 25-П:

Петрушка-озорник привез

На самый полюс пылесос.

Он в пять минут почистил льдину,

Ну, а потом – пиджак пингвину.

Ученик 26-Р:

Что растёт на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры, и укроп –

Для приправы и для проб.

Ученик 27-С:

Что для зайца стометровка?

Как стрела, летит косой!

Вот, что значит тренировка

Вместе с тренером-лисой!

Ученик 28-Т:

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил.

- Я люблю, - сказал он строго,

- Чтоб полосок было много!

Ученик 29-У:

Улитка просит уточку:

- Закинь-ка в речку удочку.

Уточка закинула,

Уклейку-рыбку вынула.

Ученик 30-Ф:

Фокусник во фрак одет,

Факел превратит в букет,

Фея выскочит оттуда.

Фокус это или чудо?

Ученик 31-Х:

Был в саду переполох-

Там расцвёл чертополох.

Чтобы сад твой не заглох –

Прополи чертополох!

Ученик 32-Ц:

Цапля, стоя на крыльце, говорит про букву Ц:

- Подойди, цыплёнок Цып!

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок, подарю тебе цветок.

Ученик 33-Ч:

Первой букве в слове «чтение»-

Букве Ч – моё почтение!

Ученик 34-Ш:

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,

Шмель ужасный шум затеял,

Сколько дел он натворил –

Даже шершня разбудил.

Ученик 35-Щ:

Щука проглотила щётку.

Щётка ей щекочет глотку.

- Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?

Ученик 36-Ъ:

Из ведра не просто так

Нам воды напиться.

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

Ученик 37-Ы:

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать её должны!

Ученик 38-Ь:

Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.

Ученик 39-Э:

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

Ученик 40-Ю:

Юной Юлии хвала,

Быстрой, юркой, как юла.

А в июне и в июле

Отдохнёт на юге Юля.

Ведущий. 

А дальше?

Ученик 41-Я:

Буква Я всегда была

Всем и каждому мила.

Но советуем, друзья,

Помнить место буквы Я.

Азбука.

Это русский алфавит,
Буква к букве – в ряд стоит.

Ученик 42.

Хоть непросто это – пусть!
Все заучим наизусть!
К букве – буква, к слову – слово –
Родилась родная речь!

Азбука.

За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счету, грамоте, письму. 
Хоть малы еще на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нем?

Буквы.

Тридцать три! 

Азбука.

Ты на буквы посмотри.
Чудесные! Прекрасные! 
Гласные! Согласные! 
Звонкие! Глухие! 
Родные такие!
Без них нельзя постичь науки! 
Вы догадались? Это... звуки!

Ведущий. 

Сколько звуков в нашей речи? Чего больше – звуков или букв?

Дети. 

Гласных звуков 6, согласных звуков 36. Всего 42 звука. Их больше, чем букв.

Ведущий. 

Каких букв больше в русском языке: гласных или согласных?

Дети. 

Гласных – 10, согласных – 21.

Ведущий. 

Какими буквами можно обозначить мягкость согласных звуков при письме?

Дети. 

Буквами е, ё, ю, я, и, ь.

Ведущий. 

Какие буквы в алфавите не обозначают звуков?

Дети:

Ъ и ь знаки.

Ведущий:

А знаете ли вы, когда был на Руси напечатан первый букварь?В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука» – первый на Руси печатный букварь. В этом году «Азбуке» исполняется 442 года. Название книга получила от названий двух первых букв: «аз» и «буки». Отсюда и пословица: «Аз да буки, а там и науки».

Буквы (хором).

Будем знать мы алфавит – всё вокруг заговорит!

Ученик 43. 

Станем книжки мы читать, 
Мир огромный узнавать.
Алфавитная семья 
Вам представлена, друзья!

Кто захочет сам читать, 
Станет буквы изучать.
А от этого порога
К знаниям ведет дорога.

Ученик 5. Первоклассник:

Понял много я сейчас
И пойду учиться в класс. 
Многое узнаю, 
Книги прочитаю.

(Машет рукой, уходит).

Азбука. 

Буквы, встали!

Дети-буквы. 

Вы приказали – Буквы встали, 
Но мы уже чуть-чуть устали. 
Немножко можно поиграть?

Азбука.

Ну что ж, немножко можно.
Согласна даже вам помочь: 
Я поиграть сама не прочь...

Игровая программа

Ведущий:

А теперь, для Вас ребятки, загадаю я загадки:

1. Эта буква широка 
И похожа на жука.
(Ж)

2. В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла –
Укатиться бы могла.
(О)

3. С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
(Ф)

4. На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3.
(З)

Игра «Живые буквы»

Ведущий: 

У каждого из вас в руках есть буква. Азбука называет слово, а нужные буковки выбегают и образуют его. (Слова: снег, зима, лед, азбука.)

Игра «Тир»

Ведущий: 

У нас необычный тир. Мы стреляем по очереди словами. Слово начинается на букву Ц.

Последний назвавший слово на указанную букву выигрывает.Теперь называем слова на букву Т. (Дети отвечают.)

А знаете ли вы, что почти четвертая часть всех русских слов начинается со звучных согласных М, Н, Р?

Сценка «Овсянка»

Ведущий: 

Ну-ка, выходите, буквы: А, Я, О, В, С, Н, К. Попробуйте сложить слово.

Ученик 44. 

A y меня дома овсянка!

Ученик 45. 

Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

Ученик 44. 

Как я люблю овсянку!

Ученик 45. 

И я люблю! Она желтая, красивая такая!

Ученик 44. 

И вкусная. Особенно с молоком!

Ученик 45. 

Как это – вкусная? Как это – с молоком?

Ученик 44.

Да так! А еще хороша с маслом или сахарным песком!

Ученик 45.

Да ты про что говоришь?

Ученик 44. 

Как это – про что? Про овсянку!

А ты про что?

Ученик 45. 

И я про овсянку!

Ученик 44. 

Ты про какую овсянку?

Ученик 45. 

Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Ученик 44.

Каша песни пела?

Ученик 45. 

Какая каша? Не каша, а птица.

Ученик 44. 

Птица ов-сян-ка, что ли? Не слыхал(а) такую?

Ученик 45. 

Айда ко мне – мою овсянку слушать.

Ученик 44.

Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать.

Ведущий: 

Я думаю, вы поняли секрет этого диалога?

С какими еще многозначными совами вы встречались?

Дети:отвечают.

Игра «Айболит»

Ведущий:

Этот грозный Буквоежка –буквы съест в один присест.
Обглодал он все словечки и теперь уже не ест.
Надо буквы дописать, чтобы фразу прочитать.

На листочках – послание, в котором нужно исправить (вылечить) буквы.

Сценка «Как Коля читал»

Ведущий: 

Вы умеете правильно читать книги? Сейчас проверим.

Ученик 46.

Коля книги не читал – 
Он их попросту глотал:
За едой и перед сном, 
В лодке с поднятым веслом, 
На уроках и в саду, 
Лежа, стоя, на ходу.
За обедом проглотил он 
«Гулливера» с «Буратино». 

Ученик 47.

Брал он с вешалки пальто – 
Закусил стихом Барто. 
А в аптеку шел пока, 
Скушал томик Маршака. 
Не заметил, как с арбузом 
Скушал «Робинзона Крузо». 
Наконец, собравшись спать, 
Взял Хоттабыча в кровать.

Ученик 48.

У него спросили в школе: 
– Что прочел сегодня, Коля?
И ответил Коля так: 
– Написал роман Маршак, 
Как отважный Робинзон 
Сел в отцепленный вагон 
И поехал к лилипутам, 

Ученик 49.

Был веревками опутан, 
Но его от смерти спас 
Добрый папа Карабас...

Дружный смех раздался в школе. 
Отчего – не понял Коля. 
Знает кто-нибудь из вас, 
Почему смеялся класс?

Ведущий: 

Почему смеялся класс? Какую сказку прочитал Коля?

Дети отвечают.

Ученик 50.

Мы теперь читаем сами, знаем слоги и слова. Азбука дружила с нами, но расставаться нам пора!

Буквы слоги и загадки в доброй Азбуке живут,

И теперь они, ребятки, к миру сказок нас ведут!

Ведущий:

А теперь угадайте, какие сказки прочитали ученики, но нечаянно перепутали названия.

1. Желтая кепочка.

Красная Шапочка

2. Илья-Царевич и Серый волк

Иван-Царевич и Серый волк

3. Мальчик и Карлсон

Малыш и Карлсон

4. Спящая бабушка

Спящая красавица

5. Приключения Знайки и его друзей

Приключения Незнайки и его друзей

6. Гадкий цыпленок

Гадкий утёнок

7. Сказка о рыбаке и рыбачке

Сказка о рыбаке и рыбке

8. Луковый мальчик

Чиполлино

9. Свёколка

Репка

10. Царевна-квакушка

Царевна-лягушка

11. Конь-Горбун

Конёк-Горбунок

12. Принцесса на бобах

Принцесса на горошине

Азбука.

Ай, да дети! Сколько книжек вы успели прочитать!

Заслужили, заслужили, всем прошу поставить «пять»!

Ведущий:

Сказка – ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок. 
Чаще сказки вы читайте 
И уроки извлекайте.

Игра «Стихотворение»

Ведущий:

Отгадайте слова, которые мы для вас зашифровали. Прочитайте их.

На плакате:

пры
бе
ска

кать
гать
рас

гром 
пес
пе

ню
ко
вать

Ведущий: 

Что получилось?

Дети. 

Прыгать, бегать, скакать, громко песню распевать.

Ведущий: 

А теперь все вместе прочитаем эти слова без остановки.

Дети (хором).

Прыгать, бегать и скакать!Громко песню распевать!

Ведущий: 

Что у вас получилось?

Дети. 

Стихотворение.

Ведущий: 

Замечательно, а теперь давайте споем песню!

«С Букварём уселись куклы…»

  1. С Букварём уселись куклы на лугу, на траве.

Дружно куклы учат буквы: «А, бе, ве, а, бе, ве»

Ты нам, ветер, не мешай и страницы не листай.

Ты буквы не прочтёшь, только нас собьёшь.

 

  1. Подошёл утёнок важно, подошёл: «Кря-кря-кря!»

И давай щипать бумажный корешок букваря.

Ты, утенок, не мешай, кукол столку не сбивай.

 - Не «Кря-кря-кря», а как?

- «А, бе, ве» - вот так!

 

  1. Подошла,   стуча копытцем, к нам коза. Что тебе?

          Я коза хочу учиться. Бе-бе-бе! Бе-бе-бе!

Ты, коза, нам не мешай, кукол столку не сбивай.

 - Не «Бе-бе-бе!», а как?

- «А, бе, ве» - вот так!

       

  1. А потом пришёл телёнок, замычал: «Му-му-му»!

          Я – теленок несмышленый ничего не пойму.

          Эй, теленок, не мешай, кукол столку не сбивай.

 - Не «Му-му-му», а как?

- «А, бе, ве» - вот так!

Ученик 51.

Сколько нас ждет впереди чудесных открытий! Спасибо тебе, дорогая Азбука!

Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут, 
По ступенькам постепенно 
В царство сказок нас ведут.

Ученик 52.

Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!

Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Нужных знаний нам дала немало! 
И теперь мы лучшие друзья.

Ученик 53.

Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.

Смех и слезы, радость и печаль
Довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль: 
Книги нам легко теперь читать!

Азбука. 

В добрый путь по дороге знаний! Подружитесь с новой книгой, читайте, растите умными детьми!

«Прощай, Букварь»

  1. Мой букварь, мой друг надёжный,

Расстаёмся мы теперь.

В новый мир большой и сложный

Для меня открыл ты дверь.

Припев:Расстаёмся с букварём, песню мы о нём поём! (2 раза)

  1. Много радостных событий

Ты мне щедро подарил.

К миру радостных открытий

Ты ступенькой послужил.

Припев:Расстаёмся с букварём, песню мы о нём поём! (2 раза)

  1. Раскрывал тебя как чудо,

Наступил прощанья срок.

Никогда я не забуду

Первый твой большой урок.

Припев:Расстаёмся с букварём, песню мы о нём поём! (2 раза)

Литература:

  1. Т. Немичева «Прощай, Азбука»,г. Ставрополь
  2. Т.И. Исаева, В.Ю. Лузаков «Русская грамота» - «Прощание с Азбукой», г. Москва

Дополнительно:

А – аптекарь,
Б – бочар,
В – вязальщик,
Г – гончар,
Д – дробильщик здоровенный,
Е – ефрейтор, он военный,
Ж – жестянщик-мужичок,
3 – закройщик-старичок,
И – историк бородатый,
К – красильщик,
Л – лудильщик,
М – маляр,
Н – носильщик
О – овчар,
П – писатель,
Р – радист,
С – сапожник,

Т – турист,
Ш – бесстрашный укротитель,
Ф – чудак фотолюбитель,
Х – отважный хоккеист,
Ц – известный цимбалист,
Ч – чудесный часовщик,
Ш – шофер, большой шутник. 
Ь – это мягкий хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится, 
Но в слово часто просится.
Ъ – это молчаливый знак,
Не произносится никак!
Нужен многим он словам,
Хотя и очень скромный сам.
Э – электрик – энергетик,
Ю – юрист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...