Статья "Возможности проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании обучающихся с ОВЗ"
статья на тему

Маслянюк Юлия Анатольевна

Данную статью подготовили три педагога:Сергеева Наталья Михайловна - директор ГБОУ школы №370 московского района Санкт-Петербурга и учитель начальных классов; Крылова Ирина Николаевна - педагог-организатор;Маслянюк Юлия Анатольевна - учитель изобразительного искусства и учитель-дефектолог. В статье описывается опыт реализации проектной деятельности, направленной на ознакомление и изучение истории нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании обучающихся с ОВЗ.

 статья

Сергеева Н.М., Крылова И.Н., Маслянюк Ю.А.

        Краеведение

 не только наука,

но и деятельность!» [с.173].

«История народов —

это не история территорий,

а история культуры» [с.197].

«Культура беззащитна.

Ее надо защищать

 всему роду людскому» [с.209].

Д. С. Лихачёв

«Русская культура»

.

Многие из вас помнят, а кто-то и нет, что каждый год 24 мая наша страна празднует «День славянской письменности и культуры».

Аналогичные праздники проходят и в других государствах, и все они  имеют разные названия, и даже даты проведения. Однако, приятным исключением является Болгария: там, как и в России – День славянской письменности и культуры отмечают в мае 24 числа – в день равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья».

Изначально сам праздник и появился именно в Болгарии.  С девятнадцатого века болгары ежегодно стали отмечать его, а уж потом он  укоренился и в России, и на Украине, в Белоруссии, и в Молдавии.

Опираясь на исторические свидетельства, можно констатировать, что  независимо от страны, празднование Дня славянской письменности и культуры всегда было посвящено великому делу святых братьев Кирилла и Мефодия, благодаря которым у славян  и появилась своя азбука.

Примечательно, что славянская письменность – это собирательное понятие, включающее в себя письменность на многочисленных славянских языках: русском, украинском, болгарском и других, а сама азбука, явившаяся  трудом великих просветителей, Кирилла и Мефодия,  стала общим достоянием всех славян, положив основу их нравственному воспитанию и  развитию.  Велика заслуга двух братьев и в том, что они явились первопроходцами  в непростом деле, направленном на просвещение и поднятие общей культуры славянских народов. К тому же, братья Кирилл и Мефодий, благодаря ими же созданному алфавиту,  стали первыми кто смог принести на славянскую землю письменность, и тем самым приобщить многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

       Год за годом наши культуры обогащали и дополняли друг друга, к языковой общности славянских народов присоединились духовная и культурная общность, давшая миру выдающихся ученых, деятелей литературы и искусства. 

      Сегодня, когда между многими  славянскими народами возникли определённые психологические и политические барьеры, мы посчитали созидательным напомнить себе, учащимся и родителям наших воспитанников о том, что когда-то   объединяло наши  народы  в один славянский мир…

Познакомиться с историческим материалом – это одно, а понять - это совсем другое. Разобраться в связующих нитях истории вместе, сообща, и стало началом педагогических изысканий в данном направлении, а потом и к возникновению c  2011 года в ГБОУ школе № 370 Московского района Санкт-Петербурга ежегодного общешкольного праздника, посвящённого Дню Славянской письменности и культуры.

Под руководством директора ГБОУ школы №370 Сергеевой Натальи Михайловны и педагога – организатора Крыловой Ирины Николаевной была разработана сеть направлений деятельности учащихся во второй половине дня, учитывающая особенности развития детей с ОВЗ. Основной акцент делался на театрализацию и наглядное восприятие познавательного материала, объектов истории, культуры и искусства, многократное повторение изученного. Особое место отводилось работе с учащимися 1 – 9 классов по изучению азбуки Кирилла и Мефодия, затрагивающей  и раскрывающей исторические события и факты глазами современников. Так дети знакомились с традициями, обычаями и укладом жизни славян, изучали биографии выдающихся исторических личностей и защитников Земли Русской. Были проведены общешкольные  праздники, посвященные 700-летию со дня преставления святого преподобного Сергия Радонежского, 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Прошли очень значимые для детей с ОВЗ общешкольные праздники « О пользе учения» и «О послушании».

Ребята раскрашивали буквицы, читали и заучивали тексты на старославянском языке, активно участвовали в выборе постановок своих номеров, рисовали рисунки и выполняли декорации к общешкольному празднику. Подогреваемые успехами проделанной работы и увлечённостью на занятиях детей, мы стали задумываться о перспективах данной деятельности и для учащихся и ,конечно же, для нас, педагогов.

Решение подсказало время… В декабре 2014 года прошёл совместный педагогический совет коллективов ГБОУ школы №370 и ГБОУ школы-интерната №8 г. Павловска «Наша новая школа», результатом которого стала идея появления совместного проекта. В ходе обсуждений и дискуссий стало ясно, что выбранное направление работы педагогического коллектива школы №370 близко и интересно коллегам школы-интерната №8.

Однако, одно дело предложить идею совместного сотрудничество и совсем другое – создать совместную работу, интересную двум разным педагогическим коллективам…

Одной из отправных точек стала подготовка к  празднованию в 2015 году  70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Все мы знали, что впереди великий праздник, затрагивающий каждого из нас. И к тому же очень хотелось сделать что-то необычное в этот год, то, что действительно порадует учащихся, их родителей, педагогов, гостей, а главное -  ветеранов.

Педагог изобразительного искусства в начальной и основной школах Маслянюк Юлия Анатольевна предложила работу по изготовлению макетов городов СССР в годы Великой Отечественной войны. Педагогами и воспитателями была проделана огромная работа по изучению исторического материала. Классам предлагался список городов-героев ВОВ. Однако, многие классные руководители и воспитатели проявили инициативу, выбрав для создания макета города вне списка.  Так, общими усилиями  появились макеты Туапсе, Кронштадта, комната ленинградской квартиры, кухня московской квартиры, Красная площадь, фонтан Сталинграда, огороды перед Исаакиевским собором, набережная Невы, завод по выпуску самолётов, Брестская крепость, переправа через Волгу, партизанский лагерь в Псковских лесах.

Когда все макеты выстроились в один ряд, когда рядом с каждой работой была установлена табличка, рассказывающая что видят зрители, мы, педагоги, почувствовали, что получилось рассказать в этот раз о своей Родине пронзительно и тонко, передав единение и согласие, боль, отвагу и героизм, красоту и неповторимость своего народа в годы Великой Отечественной войны.

Так, уже в середине мая 2015 года был придуман и разработан сетевой проект «Сказание о Земле Русской», нацеленного на привлечение обучающихся и педагогов к изучению исторического и культурного наследия нашей страны и созданию исторических объектов путём макетирования.

На сегодняшний день большинство педагогов уже не смущают такие слова, как «проект» или «проектная деятельность». Эти составляющие учебной деятельности вошли в образовательный процесс повсеместно и стали многим из нас доступны и понятны, а для некоторых и интересны…

В данной статье нам бы хотелось поделиться опытом своей педагогической практики, где проектная деятельность подытоживает результаты наших изысканий в рамках Фестиваля-конкурса, не являющегося, однако, конечной составляющей информационно-творческой и исследовательской деятельности наших учащихся.

2016 – 2017 учебный год стал годом изучения крепостей Северо-Запада Руси.

Педагогам и обучающимся предлагался перечень крепостей, подготовленный учителем истории ГБОУ школы №370 Митниковой Е.А. К тому же, учитель истории постаралась сделать подбор материалов к каждому выезду на экскурсию в крепости.  Классные руководители и воспитатели вместе с детьми выбрали крепость для дальнейшего изучения и макетирования.

Директор школы №370 Сергеева Н.М. приняла активное участие в организации экскурсионных направлений проекта.                                                                Благодаря помощи главы Муниципального образования «Новоизмайловское» Шубина Сергея Борисовича, дети и учителя  смогли посетить крепости Орешек и Старую Ладогу. Задействуя свои ресурсы, откликнулась и помогла нам заведующая библиотекой №7 «Спутник» Московского района Санкт-Петербурга Осипова Марина Ивановна. Под её руководством был подготовлен цикл бесед, где библиотекарь Ялышева Ирина Анатольевна смогла познакомить детей 2 – 5 классов с историей крепостей Северо-Запада Руси.

Участникам проекта предлагалось кроме изготовления макета к маю подготовить карту-схему крепости и театрализованный номер. На конкурс принимались творческие работы: рисунки князей и крепостей, гербов и буквиц, сочинения, информационный материал и декоративно-прикладное творчество. Каждое направление оценивалось в своей номинации.

Руководителями проекта «СКАЗАНИЕ о ЗЕМЛЕ РУССКОЙ» Сергеевой Н.М., Крыловой  И.Н. и Маслянюк Ю.А. была разработана и осуществлена важнейшая педагогическая задача, стоящая перед любым проектом: использование творческих ресурсов детей в различных направлениях.

В ходе подготовки и репетиций, рабочих встреч внутри своего коллектива и с педагогами–партнёрами было принято решение провести ни праздник, ни мероприятие, ни ярмарку, а организовать Фестиваль-конкурс. Только данная форма проведения могла решить важнейшую задачу проекта – обмен накопленной информацией.

Членами жюри были выбраны Бояшова С.А., директор Головного Центра Сертификации ФГАОУ ИТМО, директор ГБОУ школы №370 Сергеева Н.М., директор ГБОУ школы-интерната №8 Смирнова В.П., методисты Московского района Васильева И.К и Шилина О.Ю.

Голосование и подсчёт баллов было принято проводить в открытой форме.

Теперь важным было добиться планомерной работы каждого класса по своему исследовательскому маршруту.

В результате, наблюдения показали, что на фоне совместной исследовательской деятельности и макетирования создавалась доверительная атмосфера между классным руководителем Семёновой А.А., воспитателем Груздевой Е.А. и учащимися в 5 «а» классе. Педагоги смогли самостоятельно организовать поездку в «Русскую деревню», где для учащихся помимо лекции и экскурсии был организован мастер-класс по гончарному ремеслу.

Учитель технологии Бадмаева Н.А. смогла заинтересовать совместной деятельностью детей «трудных на подъём». Ребята сделали макет крепости Корела, используя пластилин. Это была очень трудоёмкая и кропотливая работа.  Целенаправленными действиями и усилиями удалось вызвать неподдельную целеустремлённость у детей, которым раньше было «всё равно». Так Сергей П. , будучи вечным наблюдателем, принял непосредственное участие в театрализованном номере.

Седьмые классы смогли объединить усилия и создать великолепный номер. Здесь хочется вспомнить о Андрее К.. Он должен был исполнять в постановке роль Петра I, но вдруг он заболел. Крыловой И.Н. сообщили, что ребёнок скорее всего боится публичных выступлений, и надо срочно искать замену. Пришедший после болезни Андрей, развеял страхи учителей, сказав, что он очень рад играть Петра. Было радостно видеть, как наши ребята  не только играют, а еще и  замечательно импровизируют  по ходу своей сценки!

Дети 4 «б» дополнительного класса сами придумывали и создавали реквизит для выступлений. Долгое время не могли решить, из чего и как сделать шлемы. Ребята сами додумались использовать пластиковые бутылки из-под воды. Классный руководитель Михеева М.Н.  смогла в данном проекте включить в совместную деятельность учащегося Славу Г, вечного одиночку.

Родители 3 «а» класса под руководством Кошкиной А.Ю. и  родители 3 «б» класса под руководством Солдаткиной Н.Е. брали в прокат и шили сами костюмы, стараясь добиться исторического сходства и достоверности звучания номера.

Учитель географии и биологии Малахова Н.А. включила макетирование крепости во внеурочную работу, рассказывая детям о значении вторсырья в современной действительности, создав из обувных коробок  крепость Копорье.

Особое внимание обратили на себя в ходе проектной деятельности, а потом и на Фестивале-конкурсе ученики 4  «б»  класса под руководством Люжиной  К.А.  и 4 «а» класса под руководством Ткаченко Е.В.. Дети с логопедическими проблемами подготовили  и показали сложный по материалу театральный номер. Зрительный зал притих во время их выступления.

Красочными, интересными, динамическими, захватывающими были номера наших партнёров по проекту, учащихся ГБОУ школы-интерната №8 г. Пушкина.

Удивительный по красоте и исполнению макет выполнили учащиеся 5 класса 273 лицея г. Колпино под руководством учителя технологии Планкиным К.А., подготовили историческую справку вместе с учителем истории Першиной А.И.

Почему мы сегодня рассказываем вам о своём опыте? Прежде всего потому, что хочется поделиться радостью от проделанной работы.

Мы теперь точно знаем, что дистанционное общение возможно. Что совсем не важно в каком образовательном учреждении развивают свои способности учащиеся, чтобы поговорить на одну тему. Что стираются границы межнациональных разногласий и вероисповеданий, когда есть интересное дело, когда обращаемся к историческим корням народов своей страны,  своей Родины.

Уже прошёл Фестиваль-конкурс первого года проекта «СКАЗАНИЕ о ЗЕМЛЕ РУССКОЙ», но не закончилась работа по первому году, продолжается  сам проект.

Так в октябре планируется выставка крепостей на базе библиотеки №7 «Спутник», где наши учащиеся постараются выступить в роли экскурсоводов, а так же  покажут лучшие номера-победители  Фестиваля-конкурса посетителям библиотеки.

А с сентября запускается второй год проекта «ИЗБА. БЫТ. РЕМЁСЛА и ТРАДИЦИИ.» Если Вам стало интересно, если Вы готовы получать и делиться опытом, если Вам  хочется попробовать что-то новое -  присоединяйтесь! Мы рады сотрудничеству, рады тому, что данный проект находит новых своих участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...